Сенаторы надеются на реформы в 2018 году
Россия в 2017 году не использовала благоприятную ситуацию в экономике для проведения серьезных реформ, надежды на изменения к лучшему в 2018 году есть, но они скорее эфемерны, поскольку ничего не меняется, считает первый зампред экономического комитета Совфеда Сергей Калашников.
- Уходящий 2017 год был достаточно благоприятным для России в экономическом плане по сравнению с 2015-2016 годами. То есть то падение, которое было двумя годами раньше, оно приостановлено. При этом Россия не стала наращивать свои возможности. Рост в экономике на уровне статистического шума — 1,5-2%, — сказал Калашников РИА Новости.
По его словам, главная характеристика 2017 года — это стабильность рубля к доллару и евро, что определило и устойчивость российского бизнеса. "Российский рубль перестал быть привлекательным для валютных спекулянтов, как это было в 2014-2015 годах", — отметил законодатель.
Вместе с тем он выразил сожаление, что "мы в очередной раз относительно благоприятную экономическую ситуацию не использовали для проведения серьезных реформ, изменив структуру экономики и обеспечив реальное улучшение экономических процессов в стране".
Систему экономического управления Калашников назвал "постсоветской", при которой так и не выстроена достаточно четко модель развития экономики государства.
- В 2017 году продолжали падать реальные доходы населения, несмотря на низкую инфляцию, которая на практике и была порождена падением покупательной способности граждан. При этом средний чек покупки возрос, что говорит о возросшем кредитовании населения. С этой проблемой мы будем сталкиваться и в будущем году, — добавил он.
По мнению Калашникова, начала пробуксовывать программа импортозамещения.
- Изначально поставленная задача ориентирования на отечественное производство имела определенный недостаток — была поставлена цель не создания конкурентной продукции, а просто закрытия потребностей российского рынка. В результате это привело к тому, что наша продукция оказалась неконкурентоспособной на мировом рынке, более дорогой и менее качественной, — сказал он.
Это привело к тому, что работа импортозамещающих производств, которые дали хороший результат в 2016 году, в 2017 году резко снизилась.
- Примером тому может служить и наше сельское хозяйство, которое значительно нарастило производство зерна, мяса, другой продукции, но необходимых рынков сбыта нет, — пояснил сенатор.
- В целом уходящий год был спокойным, он подарил нам надежду на улучшение экономической ситуации. Но, боюсь, что надежда эта достаточно эфемерная, поскольку реально ничего меняется в плане подходов к решению поставленных задач, — отметил парламентарий.
Калашников также считает, что в первом полугодии 2018 года рубль будет достаточно стабилен, во втором полугодии может быть определенная турбулентность, с возможным снижением курса национальной валюты, "поскольку объективно укрепление рубля ничем не обосновано". Нефть будет сохранять свои значения в диапазоне 40-60 долларов за баррель. "И так может быть и год, и два, и три…", — заключил Калашников.
Комментарии (25)
По крайней мере, наша 'стабильность' гораздо лучше того, над чем задумываются "бр-р-рытанские ученые": 125 тысяч или 143?
Так 125'000 или 143'000 килокалорий энергии можно извлечь для пользы 'человека' или 'человеков', если до последней косточки 'откушать' себе подобного? И сколько можно питаться себе подобными, если нас 7,5 млрд человек? Кажется, всего-то 1100-1200 дней - вот чем озабочена англо-саксонская 'мысль'!
А вам все не по душе наш
'стабилизdeц'...
Этим и заканчиваются...
Мы ж не Молдавия, где решением Конституционного суда можно ограничивать 'хотелки' всенародно избранного президента...
Впрочем, это тоже
будет оценка...
Запах смерти, понимаешь? Даже хуже того – запах бывшей жизни!
Далее наличные доллары. По недавнему отчету Центрального Банка, сейчас вне российских банков, на руках населения и на счетах компаний находится около 54,5 млрд долларов, что дает в рублевом эквиваленте еще около 3 трлн.
Теперь накопления, собранные через Правительство РФ. Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) был создан для "пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу", а значит, и его можно отнести к форме наших "накоплений". Правительство задумывало этот Фонд как механизм сглаживания проблем с финансированием дефицита ПФР, он держит деньги на счетах в ЦБ, а тот размещает их только в высоколиквидные валютные активы, типа казначеек США. На сегодня в ФНБ еще около 4 трлн рублей.
Итого совокупно имеем 25+3+4+3+4 = 39 трлн. И это не считая накоплений, выведенных российскими богатыми бизнесменами за границу, будем считать, что они потеряны для России безвозвратно.
Много это или мало?
39 трлн рублей - это 684 млрд долларов, по сегодняшнему курсу. Это, безусловно, огромные деньги. Скажем, для сравнения, в Украине на счетах в украинских банках население разместило сегодня, в рублевом эквиваленте, 1,7 трлн рублей. У нас эта сумма - 25 трлн. Разница в 15 раз, при разнице в населении в 3,5 раза. В общем, тут Россия, очевидно, достигла огромного результата. Мы накопили, начиная с начала 90-х, огромные деньги.
Это - наше преимущество. Но одновременно это стало и огромной головной проблемой. Любые накопления требуют процентов. Люди накапливают свои деньги, размещают их в банки или в пенсионные фонды, чтобы получать с этого дополнительный процент. Сегодня при текущих процентных ставках по депозитам (около 6% по руб**м) только процентов российские банки начислят нашим вкладчикам около 1,5 трлн рублей в год.
1,5 трлн за год! Это в полтора раза больше, чем Правительство РФ заложило в бюджете-2018 на оборону (941 млрд) и в три раза больше, чем на здравоохранение (460 млрд).
Центральный Банк и Правительство подспудно осознали, что созданные за многие годы накопления наших граждан огромный и единственный инвестиционный ресурс, который у нас есть. И потому нужно взять его под полный контроль, а лучше и под собственное управление.
А еще лучше - как-то "перераспределить" эти процентные доходы граждан в пользу государства. Это и происходит. Из десяти крупнейших банков у нас семь уже государственные или находятся под прямым контролем ЦБ. А политика ЦБ по подавлению инфляции по факту приводит к снижению депозитных ставок и, соответственно, доходов держателей депозитов.
В этой борьбе собственников накоплений за получение более высоких "процентных" доходов и попыток государства как-то их изъять и будет заключаться основная интрига предстоящей в ближайшие годы игры".