Косвенная связь с небом: кто и как работает в аэропорту Сыктывкара
В преддверии 95-летия гражданской авиации в Коми журналистов республиканских СМИ пригласили на экскурсию по аэропорту столицы региона. За пару часов корреспонденты БНК успели не только увидеть, как взлетают и приземляются самолеты, но и понаблюдали за работой различных служб, которые обеспечивают комфорт и безопасность полетов.
Экскурсия началась с посадки в автобус. Журналистов решили подвезти к месту, откуда откроется удачный вид на садящийся самолет. Первым заговорил сотрудник, который до работы в самом аэропорту 30 лет был пилотом.
- Вон, видите, техника ездит? - спросил он, указывая на кружащие по взлетно-посадочной полосе КамАЗы. - Так круглые сутки. Чистят полосу от снега, чтобы все без проблем могли приземлиться и взлететь. Работа сложная.
Это подтвердил и водитель автобуса — он сам полгода отработал на этой должности. Сложность ее заключается в том, что это бесконечный труд — зимой снег постоянно наметает, летом полосу нужно мыть от песка и пыли. Люди выходят на смены по 12 часов с графиком «два через два».
Работа оправдана — в день аэропорт столицы Коми принимает по 25-30 бортов. Пассажиропоток — около 1,5 тысячи человек в сутки. Самые популярные направления — Москва и Санкт-Петербург — по два и одному рейсу соответственно. Летом число маршрутов растет, так как открываются прямые международные рейсы в жаркие страны.
- Вот человек в жилетке перед «Эмбрайером» стоит. Самолет на Уфу готовится к вылету, но ждет, когда сядет борт «Аэрофлота» из Шереметьево. Пока он там стоит, самолет с места не сдвинется, - пояснил бывший пилот и тут же обратился к водителю. - Может, подъедем к нему поближе, пока Москва не пошла на посадку?
Хороший вид на снижающиеся самолеты открывается и из «сковородки» — центра управления полетами. Там, по словам сотрудников аэропорта, сидят одни из самых важных работников — диспетчеры.
Они должны анализировать огромное количество информации и правильно реагировать в экстренных случаях. Как, например, случилось 1 февраля, когда в Сыктывкаре приземлился борт на Ханты-Мансийск с артисткой хора им. Пятницкого, которая вдруг почувствовала себя плохо.
Не все журналисты смогли попасть в ЦУП. Места там немного, едва развернутся два гостя. Кроме того, наверх ведет крутая лестница. Люди там работают немногословные. Сказали, что чувствуют ответственность, но со всем справляются.
Тем временем на земле автобус обогнул стоящие на месте самолеты и приблизился к «Эмбрайеру». Операторы и фотографы уговорили открыть двери ПАЗа, чтобы сделать несколько кадров.
- Только далеко не отходите, - сказал еще один сотрудник аэропорта. - Вообще-то без светоотражающих жилетов выходить на полосу запрещено. Это мы для вас исключение сделали.
Оказалось, что именно ради безопасности пассажиров не выпускают на полосу, даже если самолет останавливается в ста метрах от входа в аэропорт:
- Люди тут же разбегаться начнут. А если видимость низкая? Попадут под винт или в турбину, а отвечать нам, - пояснили сотрудники аэропорта.
После непродолжительной съемки всех снова попросили вернуться в автобус и повезли на точку у производственных гаражей, откуда лучше всего видно посадку самолета. Из помещений тут же вышли несколько человек в рабочей одежде. Судя по реакции, их мало интересовала посадка самолета. Большей экзотикой была компания журналистов, которые восторженно начали забираться на сугробы, чтобы получше разглядеть момент посадки. Произошло это очень быстро — только что где-то вдалеке виднелись фары самолета, и вот он уже спустился вниз и прикоснулся шасси к асфальту.
- Давайте, пока он разворачивается, проскочим быстро на другую точку. Поглядите, как он выворачивает, - сказал бывший пилот, и автобус поехал наперегонки с самолетом «Аэрофлота».
ПАЗ остановился, журналисты снова высыпали на улицу, чтобы снять, как самолет подъезжает к месту стоянки. Из него вышли пассажиры, начали выгружать багаж.
- Вам повезло. Сейчас заодно снимете, как «Эмбрайер» взлетит, - сказал бывший пилот.
И действительно, не успел остыть приземлившийся борт, как второй пошел на взлет. Буквально за минуту он набрал скорость и поднялся в небо.
- Ты чего такой серьезный? Улыбайся, тебя снимают! - сказал в телефонную трубку водитель автобуса.
Он говорил с одним из коллег, сидевшим за рулем грузовика. Спецтехника тут же принялась снова расчищать площадку, а водитель убрал телефон в карман и кивнул в сторону самолета.
- Сейчас его буксировать будут. Такая маленькая белая машинка подъедет. Только весит она 15 тонн. Съезжать с асфальта на ней нельзя — тут же провалится. Помню, как у меня коленки тряслись, когда первый раз на ней к самолету подъезжал, - отметил он.
После того, как журналисты посмотрели на разгрузку грузового отсека самолета, их снова повезли к аэропорту, приговаривая: «Видите, никто ваш багаж не швыряет. Все делаем аккуратно». На вопрос, интересно ли им по-прежнему наблюдать за тем, как эти огромные машины приземляются и взлетают, сотрудники сыктывкарского аэропорта лишь улыбались и поднимали глаза в небо.
- Каждый раз ведь по-разному: небо, облачность, туманы, дожди, ветер... Короче, всегда есть какое-то отличие. Тут не соскучишься, - пояснили они и начали прощаться.
Из аэропорта группу корреспондентов пригласили в фотогалерею истории гражданской авиации региона, в которой собрана вся информация о полетах над Коми. В трех комнатах поместились сотни фотографий, десятки макетов и все самые интересные случаи из практики пилотов региона, начиная с первого полета над республикой в 1929 году, заканчивая нашими днями. Больше 20 лет историю хранит и пополняет новыми страницами руководитель фотогалереи Валентин Шульгин.
- Мы переживаем не лучшие времена: если раньше мы перевозили по 2,5 миллиона пассажиров в год, то сейчас не более 600 тысяч. Но главное не цифры и показатели. Куда важнее то, какие люди здесь трудятся. А это, несмотря на то, что поколения сменяются, лучшие из лучших, - заверил он. - На каждом этапе, в каждом отделе — только те, кто навек связал свою судьбу с небом. Пусть и косвенно.
Комментарии (18)
Обращаюсь к журналистам :до каких пор вы будете в любой теме писать только о Сыктывкаре!.Республика Коми -это не только Сыктывкар.
И по поводу пассажиров на полосе. В Калининграде, Геленджике и еще многих-многих городах России и зарубежья пассажирам преспокойно разрешают самим идти до здания терминала. А не ждать на холоде автобус, а потом нарезать круги по взлетке.