По «делу Гайзера» допрошен глава Минпрома Коми Николай Герасимов
В Замоскворецком районном суде по «делу Гайзера» были допрошены действующий министр инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми Николай Герасимов и его предшественник на этом посту Константин Мальцев.
Действующий министр инвестиций, промышленности и транспорта республики Николай Герасимов мало сообщил по обстоятельствам уголовного дела, но рассказал о взаимоотношениях основных фигурантов в период, когда они занимали посты в руководстве Коми. Николай Герасимов считает, что Александр Зарубин определял внутреннюю политику, назначение и согласование большинства должностей. Так, Зарубин всячески препятствовал назначению Мальцева на должность замминистра промышленности Коми. Герасимов продвигал кандидатуру Мальцева, поскольку считал его грамотным специалистом и хорошим управленцем.
По словам министра, влияние Зарубина на республику было системным, постоянным. У Зарубина были дружеские отношения с бывшим главой Коми Владимиром Торлоповым.
Характеризуя Владимира Торлопова, Герасимов отметил его легковесную форму управления республикой.
- Может, это происходило потому, что за спиной у него была многолетняя работа в профсоюзе. Профсоюзный стиль так и (дальше) сохранился у Торлопова, - отметил свидетель. - Под профсоюзностью я бы обозначил легкое отношение к проблемам, неумение занять позицию «Делай, как я». Практически весь состав правительства работал при нем отдельными звеньями и блоками, которые не соединялись волей первого лица республики.
По словам Герасимова, вместо Торлопова функции лидера в руководстве Коми выполнял его первый заместитель Павел Орда, которого свидетель характеризует как жесткого человека, экономически грамотного и честолюбивого.
В то же время Герасимов отметил, что назвать Торлопова марионеткой было нельзя:
- Местами у него был сильный характер, иногда это проявлялось.
Правление Торлопова свидетель оценил со знаком минус. По его мнению, в этот период республика оказалась в стагнирующем положении, отношения с федеральным центром носили легковесный, компромиссный характер. Герасимов привел в пример Башкирию и Татарстан, которые за расторжение союзных договоров выторговали себе значительные бюджетные вливания.
Министр считает, что управление республикой Торлоповым невозможно сравнивать с с периодом, когда главой Коми был Гайзер, поскольку были разные условия. Бывшего главу республики Вячеслава Гайзера Герасимов характеризует как человека, который всегда был самостоятельной фигурой.
Создание Фонда поддержки инвестиционных проектов Коми свидетель считает большим благом для республики, поскольку такой холдинг позволяет привлечь инвестиции в предприятия, которые находились в государственной собственности. Сегодня такой опыт Коми реализован в десятках регионах РФ. Герасимову известно, что аналогичные фонду региональные структуры созданы в Ульяновской, Калужской, Ленинградской областях и Татарстане.
Также в суде был допрошен Константин Мальцев, который в 2009-2010 годах занимал пост министра промышленности и энергетики Коми, а с 2007 по 2009 год возглавлял ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми». По его словам, в период его руководства фондом отчуждения предприятий не происходило, хотя такие планы обсуждались. Свидетель заявил, что никаких предложений от Гайзера и его заместителей о совершении каких-то незаконных действий с имуществом фонда ему не поступало. Свидетель указал только, что у него были разногласия с Константином Ромадановым по судьбе предприятия ОАО «Автодор Коми».
Мальцев отметил, что в фонд передавались разные предприятия по профилю деятельности и в разном финансовом состоянии: СЛВЗ, «Автодор Коми», птицефабрика «Зеленецкая», Зеленецкий свинокомплекс, санатории, гостиницы, имущество и административные здания. Передача в фонд позволила встать на ноги некоторым госпредприятиям, которые были в предбанкротном состоянии. Мальцев заявил, что никто из руководства Коми не давил на него, побуждая принять то или иное решение.
Комментарии (32)
Все вокруг д а около водит.
1. Сам Договор и Соглашения с федералами изначально были более пустые, чем у Татарстана. Там не было ничего по оставлению НДС в регионе и ряд других пунктов, взамен которых Татарстан получил более большие "отступные". А это большие суммы! Был один пункт об оставлении части НДПИ в регионе - до 95%.. Интересный и полезный пункт.Сейчас бы это были хорошие суммы. В развитие его ежегодно заключалось соглашение между Минфином России, Минприроды России и республикой.
2. Договор и Соглашения с Центром не стали уже работать намного раньше., не при Торлопове. В этом Герасимов неправ.
Об остальном уже можно не говорить. И что сейчас с ней стало.