content/news/images/80511/PSV_6714_mainPhoto.jpg
18:48, 24.06.2018 / КУЛЬТУРА

Сыктывкарцам рассказали о Коми крае в картинах Кандинского

Темой очередной народной экскурсии «Пешком по Усть-Сысольску» стала роль земли коми-зырян в жизни и творчестве знаменитого художника-абстракциониста Василия Кандинского. Провел экскурсию краевед и журналист Игорь Бобраков.

Сыктывкарцам рассказали о Коми крае в картинах Кандинского
Фото Сергея Паршукова

Сбор участников прогулки был назначен у карты Сыктывкара в Кировском парке. Именно здесь, в районе современной набережной Сысолы, предположительно находилась пристань, где 18 июня 1889 года будущий живописец сошел на берег, прибыв в землю зырян, как он величал тогда коми. Как выяснится позже, путешествие не пройдет бесследно для Кандинского, дав толчок в формировании его творческой личности как художника-абстракциониста. По его собственному признанию, Рембрандт в петербургском Эрмитаже и эта поездка были самыми сильными впечатлениями его студенческого времени, перевернувшими его мировоззрение и оказавшими сильное влияние на творчество.

PSV_6654.jpg

Как рассказал Игорь Бобраков, идея совершить одиночную этнографическую поездку в земли зырян зародилась у Кандинского во время учебы на юрфаке Московского университета, которую в 1889 году он вынужден был прервать по состоянию здоровья. По мнению большинства исследователей, это было вызвано дружбой с однокурсником Николаем Харузиным, который создал при университете этнографический кружок и привлек в него Кандинского. Сам Харузин в эти годы изучал культуру финно-угорского народа лопарей.

В эти годы вышел целый ряд работ по истории зырянской письменности, в частности, книга известного финно-угроведа и коми поэта Георгия Лыткина «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык». Кандинский ее не только читал, но и написал на нее рецензию в журнале «Этнографическое обозрение». Причем, как рассказала директор Национального музея Коми Ирина Котылева, он в юношеской запальчивости упрекнул Лыткина в неправильном переводе зырянских слов на русский.

Коми край притягивал Кандинского. Это следует из письма к Харузину, написанного 23 апреля 1889 года. «А мысли бродят, то где-нибудь в Крыму, то в Париже, то у зырян», - писал он другу. Спустя несколько дней в новом письме: «Зырянить начну с 20 мая. Лучше всего писать в Вологду, до востребования».

PSV_6657.jpg

В Вологду Василий Кандинский прибыл 29 мая. К 18 июня через Тотьму, Великий Устюг, Сольвычегодск и Яренск по Сухоне, Северной Двине и Вычегде добрался до Усть-Сысольска, проследовав далее до Усть-Кулома и Керчомъи. Дорога произвела на молодого человека сильнейшее впечатление. В 1918 году в книге воспоминаний «Ступени: текст художника» Кандинский писал: «Охваченный чувством, что еду на какую-то другую планету, проехал я сначала по железной дороги до Вологды, потом несколько дней по спокойной, самоуглубленной Сухоне на пароходе до Усть-Сысольска, дальнейший же мой путь пришлось совершить в тарантасе через бесконечные леса, между пестрых холмов, через болота, пески на отшибающем с непривычки внутренности «волоком».

Игорь Бобраков привел участников пешеходной прогулки на пересечение улиц Коммунистической и Советской – в прошлом Трехсвятительской и Спасской. Именно здесь располагалась городская управа, где, скорее всего, произошла встреча Кандинского с писателем и краеведом Флегонтом Арсеньевым. Как раз в это время писатель выпустил книгу «Ульяновский монастырь у зырян». Как считает Ирина Котылева, Кандинский не мог ее не прочитать, так как ряд фрагментов его статьи «Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян. Национальные божества» явно списаны с этой книги.

В час дня 20 июня Кандинский выехал в Усть-Кулом с тем, чтобы по пути посетить описанный Арсеньевым Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь.

PSV_6703.jpg

Сам художник вспоминал, что днем было жгуче-жарко, а ночами так холодно, что даже взятые в дорогу тулуп, валенки и зырянская шапка не могли его согреть – и это практически в середине лета. В уже упоминавшейся книге он пишет: «…я теплым сердцем вспоминаю, как ямщики иногда вновь покрывали меня съехавшим во сне пледом». Местные жители настолько сердечно встречали будущего гения живописи, что он написал в дневнике: «Я положительно влюблен в зырян...»

Кандинского живо интересовала тема перехода от язычества к христианству, при этом он искал свидетельства древних верований. В статье, написанной после северного вояжа, Кандинский назовет трех чудских божеств: Золотую Бабу, злую богиню Иомалу и бога Войпеля. Там же он приведет слова старика-зырянина о том, что «чудь поклонялась коровам, кошкам и другим домашним животным», но тут же оговорится, что «кроме этого старика, больше никто и никогда не говорил ничего подобного». В своем дневнике во время поездки он запишет: «Да здравствует Усть-Кулом! Бог Чудов найден!». При этом село Усть-Кулом он назовет «центром зырянского края».

PSV_6717.jpg

Из Усть-Кулома на лошади Кандинский съездил до села Керчомъя, а затем вернулся в Усть-Сысольск. В уже упомянутой книге «Ступени: текст художника» он пишет, что «никогда не изгладятся из памяти большие двухэтажные резные избы с блестящим самоваром в окно». «В этих-то необыкновенных избах я и повстречался впервые с тем чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ, – признается художник. – Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить».

Поездка верхом из Усть-Кулома в Керчомъю, похоже, также оставила в душе художник неизгладимые впечатления, о чем можно судить по известной картине «Синий всадник», написанной Кандинским в 1903 году. Фигура всадника занимает в ней небольшое место. Куда большую часть полотна художник отдал изображению зеленого луга и леса. Именно эти пейзажи он мог видеть, совершая конную поездку в Керчомъю.

Окончив юридический факультет в 1893 году, юристом Кандинский так и не стал. Он начал учиться живописи сначала в частной студии, а затем в Мюнхенской академии художеств. Создал собственное художественное объединение, назвав его «Синий всадник».

1975

Комментарии (13)

Добавить комментарий
  • ?
    24.06.2018, 19:30:03
    Ответить
    А чего там с живым воздухом в ыБу? ? Всё так плохо, что даже не пишут нигде?))))))
  • Лютая неправда
    24.06.2018, 21:30:54
    Ответить
    Там же он приведет слова старика-зырянина о том, что «чудь поклонялась коровам, кошкам и другим домашним животным»,
    Старик развел Кандинского, как ребенка. Видимо попросил за свои байки на бутылку.))))
    А по существу. Корова, например в Усть-Сысольске появилась только 120 лет назад. И не из-за молока или мяса, а из-за навоза! Очень полюбилась картошка зырянам, но не получалось у них её выращивать, как у великоросов. Слепо повторяли, но ничем не удобряли, так как не было коров.
    И ещё. Корова общеславянское слово:
    русское — корова
    старославянское — крава
    литовское — карве
    греческое — кераос (цераос) — рогатый. Как могли зыряне поклонятся корове???
    • Скт
      25.06.2018, 13:24:29
      Ответить
      Первая корова в Коми появилась около 1900 года? Врать-то тоже нужно уметь...
      • Удивились?
        25.06.2018, 20:06:40
        Ответить
        А это исторический факт
        Конкретно в Усть-Сысольске. Есть даже документальные свидетельства. Это подтвердит вам местный краевед Рогачев Михаил.
  • Vova
    24.06.2018, 22:15:36
    Ответить
    Не уверен, что автор до конца разобрался в мотивации сабжа. Зайдите в нацмузей, отдел истории, второй этаж. Там карта 16 века, кажется. Приглядитесь как там поименованы земли коми -Duche Candinsky...
  • Вы правы
    24.06.2018, 22:50:00
    Ответить
    Кондинское княжество (через О) действительно существовало. И будущий художник по одной из версий был потомком его правителей.
  • Скт
    25.06.2018, 15:32:16
    Ответить
    Если бы корова у коми появилась 100 лет назад, то в коми языке не было "исконного" слова для обозначения животного и молока. "Мӧс" слово иранского происхождения, появилось в языке задолго до контактов со славянами.
    • Неправда
      26.06.2018, 20:43:35
      Ответить
      слово иранского происхождения,
      Не существует иранского языка. Есть персидский и фарси На персидском корова- гов.(مونث)
      На старославянском- говяда.
  • Сыктывкар
    25.06.2018, 16:28:11
    Ответить
    Коми – народ с древнейшими традициями в плане разведения скота. О том, что оседлое животноводство существовало в Прикамье уже во II–I тысячелетии до н. э., свидетельствуют открытые здесь археологические памятники. В бассейне же реки Вычегда скот начали разводить, скорее всего, несколько позднее – в I тысячелетии нашей эры. Ученые обнаружили кости домашних животных в памятниках вымской культуры XI–XII вв. Разводили коми в древности, в основном, крупный рогатый скот. Также в домашних хозяйствах держали овец и лошадей. Шерсть, молоко и мясо не продавали, а использовали лично для себя.

    • Совершенно верно
      25.06.2018, 20:17:45
      Ответить
      Вымская культура
      Только она к зырянам не имеет никакого отношения. Другая культура, не зырянская. В комментарии указано, что корова появилась в Усть-Сысольске сто лет назад.. В архиве есть документ , об этом факте.
      Если вы представляете, как жили зыряне в Усть-Сысольске сто лет назад, то им не нужна была корова. В районе Огородной
      улицы начинался лес и подлесок -зайцев была тьма. Горожане шли утром ставили силки, и уходили домой, а к обеду приносили по 4-6 зайцев. В реке Сысоле за час ловили на удочку более 4 фунтов рыбы. Исторические факты.
      • Совершенно верному
        25.06.2018, 20:58:34
        Ответить
        Поклонник Шабаева?
        • Нет
          25.06.2018, 22:53:45
          Ответить
          Кто такой Шабаев?
          Спасибо, посмотрел в инете,-
          доктор наук, буду
          его читать.
          • Читателю
            25.06.2018, 23:38:43
            Ответить
            Только не заразись

Хочу получать главные новости дня в Коми!