content/news/images/80982/BOB_0316-kopiya_mainPhoto.jpg
18:59, 06.07.2018 / ПРАВО

На что имеют право работники при массовом увольнении

Прокуратура Коми в связи с ликвидацией шахты АО «Интауголь» подготовила памятку о том, что необходимо знать работникам о своих правах и обязанностях работодателя при сокращении штата или ликвидации организации.

На что имеют право работники при массовом увольнении
Фото Виктора Бобыря из архива БНК

2 июля объявили о прекращении деятельности угольной шахты «Интинская» АО «Интауголь».

Прокуратура Коми проконтролирует работу Воркутинской межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в части соблюдения трудового законодательства при предполагаемом сокращении работников «Интаугля». Об этом говорится в пресс-релизе ведомства.

На основании п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса ликвидация организации, сокращение численности или штата работников организации может служить основанием для увольнения работника по инициативе работодателя, приводит пресс-служба прокуратуры Коми выдержки из закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 ТК при проведении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него в данной местности работу (вакантную должность), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При определении работников, подлежащих сокращению, работодатель обязан руководствоваться ст. 179 ТК, согласно которой преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

Кроме того, закон устанавливает категории работников, которые не могут быть уволены в связи с сокращением численности или штата, к которым в соответствии со ст. 261 ТК РФ относятся беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет), и другие лица, воспитывающие указанных детей без матери.

О предстоящем массовом увольнении работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, выборный орган первичной профсоюзной организации – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в службу занятости и не был ею трудоустроен (ст. 318 ТК).

В соответствии со ст. 25 закона «О занятости населения в Российской Федерации» на работодателя возложена обязанность по оказанию содействия в обеспечении занятости населения.

Так, при принятии решения о сокращении численности или штата организации, которое может привести к массовому увольнению работников, работодатель не позднее чем за три месяца обязан в письменной форме сообщить об этом в орган службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования, условия оплаты труда каждого конкретного работника для аккумулирования указанных сведений в целях дальнейшего оказания содействия гражданам в поиске подходящей работы.

Статьей 28 закона о занятости предусмотрены гарантии социальной поддержки безработных, предоставляемые государственными учреждениями службы занятости, в виде выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

*** Как сообщалось ранее, оказываемая финансовая поддержка – более 2 млрд рублей в 2015-2017 годах – не позволила вывести «Интауголь» на устойчивый режим из-за нарастающей неконкурентоспособности производимой ею продукции. Существующая технология добычи угля не позволяет добиться даже нулевой рентабельности. В частности, с основным потребителем интинской угольной продукции – Череповецкой ГРЭС ПАО «ОГК-2» – был заключен договор на поставку угля по цене 570 рублей за тонну. При себестоимости 970 рублей с каждой проданной тонны шахта имела убыток в 400 рублей. Ситуацию обостряет то, что Череповецкая ГРЭС с 2019 года переходит на газ. Повысились и тарифы на транспортные железнодорожные услуги (с 1 апреля 2018 года – на 20 процентов). Работу интинского угледобывающего предприятия характеризовали планово-убыточной.

Если не реагировать на ситуацию, и шахте продолжить работу в прежнем режиме, то до конца года самый минимальный объём убытков предприятия составит 480 миллионов рублей. Эти средства необходимо будет искать вне деятельности шахты.

Сейчас в Инте работает оперативный штаб по урегулированию вопросов, связанных с ликвидацией предприятия. В него вошли представители правительства Коми, региональных министерств инвестиций, промышленности и транспорта, министерства труда, занятости и социальной защиты, корпорации по развитию Коми, АО «Воркутауголь».

В настоящее время прорабатывают все возможные варианты дальнейшего трудоустройства шахтеров. Так, «Воркутауголь» готово совместно с правительством Коми запустить программы переобучения и повышения квалификации для сотрудников «Интаугля», пожелавших работать на воркутинских шахтах, а также помочь в переезде в Воркуту шахтерским семьям из Инты.

Государственная инспекция труда в регионе организовала горячую линию для сотрудников АО «Интауголь». По вопросам применения норм трудового законодательства можно звонить по телефонам 8 (8212) 31-59-06 и 31-54-85 в рабочее время с понедельника по пятницу.

3184