«Ночь музеев» в столице Коми посвятили Италии и 100-летию Национального музея республики (Видео)
Минувшая суббота в Сыктывкаре ознаменовалась «Ночью музеев», которая традиционно прошла на неделю позже, чем в других городах России. Основное действо развернулось на площадках Национальной галереи Коми, посетить которые можно было только заплатив 300 рублей за билет, и Национального музея республики – куда вход был совершенно бесплатным. Организаторам очень повезло с погодой, поэтому поток желающих просто посмотреть или принять активное участие во множестве инсталляций, выставок, различных акций, интерактивных занятий и арт-мероприятий не иссякал до позднего вечера.
Вячеслав Гайзер подыграл студентам в "музее восковых скульптур". Фото Юрия Кабанцева
В этом году проводимая в шестой раз акция «Ночь музеев» была посвящена 100-летнему юбилею Национального музея Коми. В отделе истории музея посетителей первой встречала выставка «Чай не пьешь – какая сила…» И очень кстати – многие, завидев не только старинные экспонаты, но и горячий, ароматный чай, приготовленный с добавлением всевозможных трав, непременно атаковали экскурсовода вопросом – можно ли отведать напиток? Девушке-гиду оставалось только отшучиваться и предлагать не столько попробовать, сколько угадать, какой аромат кроется в чашках.
Фото Николая Антоновского
Две женщины, судя по всему заядлые любительницы травяного напитка, даже поспорили о том, лист какого растения дает аромат дегустируемому чаю. Многих позабавила актуальная тема – обещанный конец света должен был вывести из строя все электрические приборы, а экскурсовод заверила, что благодаря главному атрибуту чаевничания в прошлом – самовару - русские и сейчас точно не пропадут. Вспомнили и о старинном способе раздувать сырые или затухающие угли с помощью сапога. Посетителям показали и сахарную голову, которую раньше кололи на кусочки, а потом пили чай «в прикуску».
Далее гостей ждала необычная акция, организованная совместно с «Почтой России», - посетителям предлагалось оставить послание для будущего. По замыслу организаторов акции, письма «дойдут» до адресатов через 25 лет. Особой изюминкой стало то, что письма создавались с помощью настоящих чернил и перьевых ручек. Многие дети с удивлением рассматривали устаревшие письменные предметы, но даже взрослые не смогли удержать любопытства и сами с усердием принимались строчить «письма будущего».
В «Школе юного неандертальщика» переодетые музейные работники развлекали детей и взрослых своими костюмами, гримом и предлагали нацарапать что-нибудь на специально заготовленных дощечках.
Главной интригующей и, пожалуй, самой популярной инсталляцией музея стал «Чердак с привидениями». Уже к половине шестого вечера на чердак было не попасть – огромная очередь оттесняла желающих от заветной цели. Впрочем, «по ту сторону сумрака» привидение оказалось не таким страшным – кукла, мертвый взгляд которой сопровождался психоделической музыкой и кадрами, больше напоминающими моменты известного фильма ужасов «Звонок», была отгорожена от любопытствующих железной дверью. Наблюдать ее было возможно через глазок, который в самый неожиданный момент закрывала чья-то рука. Рядом с дверью расположилась ободряющая надпись: «Стоять неудобно? Да. Подглядывать всегда неудобно!».
Хороший способ освободиться от мелочи в карманах в пользу реставрации экспонатов музея предложили организаторы акции «В лавке у купца», также собравшей множество посетителей. Девушка-купец, одетая в старинный русский наряд, предлагала желающим приобрести в ее лавке уникальную соль. Как пояснила «предпринимательница», ранее в Коми соль была очень дорогим продуктом – ее было сложно найти и купить. Но сегодня у всех гостей была возможность получить заветный мешочек по вполне выгодной сделке. Никакого обмана, обвеса и жульничества - вес мешочка с солью против веса монет. Покупателей нашлось немало. Торговля удалась.
Завершилось музейное действо беспроигрышной лотереей «Узнай себя на фото», главным условием которой стало присутствие на одной из пяти ранее проведенных «Ночей музеев».
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Отдел природы Национального музея Коми радовал преимущественно посетителей младшего возраста и школьников. На втором этаже здания почти в полной темноте экскурсовод рассказывала о разновидностях сов, которые водятся в республике. Чучела ночных хищников подсвечивали с помощью фонарика вместо указки. Экспозиция собрала около десяти представителей вида: воробьиный сычик, бородатая и уральская неясыти, полярная и ушастая совы, мохноногий сыч, филин. Были представлены также звери и птицы, которые для совы часто становятся добычей. Среди них не только мыши и другие мелкие грызуны, но и зайцы, белки, рябчики, глухари и даже горностаи. Сеанс «Ночной дозор, или Путешествие с фонариками», как он был назван, сопровождали звуки ночного леса, которые иногда перекрывали по громкости ведущую.
С 17 до 21 часа на перекрестке улиц Коммунистической и Ленина расположился интерактивный ассамбляж «Из старых вещей — новое искусство». Фото в интерьере из прикрепленных к деревянным рамам случайных вещей – от кукольной раскладушки и чемодана до шляп и сумок – поначалу стоило 10 рублей. Но потом ценник исчез, и желающие могли запечатлеть себя в образе бесплатно.
В это же время на улице детей развлекала команда из клоунов и ди-джея, а также кот «Максим» от одного из сотовых операторов региона. Последний, кстати, был популярен и у юных представительниц женского пола, которые непременно желали с ним сфотографироваться. Ближе к вечеру он, наконец, снял свою плюшевую голову и, спрятавшись за рекламной стойкой, от души закурил.
На первом этаже музейного выставочного зала посетителям представилась возможность увидеть кочующую выставку «Финно-угорский триптих», объединившую традиции и обычаи трех родственных регионов - Удмуртии, Марий Эл и Мордовии. Доступно было и интерактивное наполнение экспозиции - «Игры финно-угорских народов» и мастер-классы. Пока в одном углу шел показ черно-белого фильма о культуре финно-угорских народов, в другом - студенты факультета искусств Сыктывкарского государственного университета представляли технику набивного рисунка по ткани, собрав возле себя плотное кольцо любопытствующих.
В других залах функционировала выставка игрушек, преимущественно советского времени, выступал кукольный театр.
Поздним вечером, когда посетители покинули выставочный зал музея, началось «Великое чаепитие, или Ночной киносеанс», куда пускали только по специальным приглашениям. Собравшихся поили легким вином и угощали чаем с тортом, сделанным по заказу к 100-летию музея. Интеллектуальную часть вечера организовал директор колледжа искусств республики Андрей Дикоев. Его силами к «Ночи музеев» в выставочный зал переместился традиционный субботний «Киноклуб» для студентов колледжа с этническим неигровым фильмом режиссера Годфри Реджио «Powaqqatsi» 1988 года. Под музыку композитора Филипа Гласа на экране сменяли друг друга кадры из реальной жизни жителей Африки и Индии. Добрая половина зрителей картину не осилила, покинув показ еще до конца фильма.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Национальная галерея сделала сквозной темой своих творческих задумок проходящий в России год Италии. Инсталляции и творческие воплощения Национальной галереи республики осмотрел Вячеслав Гайзер. Главу Коми в экскурсии по сыктывкарской «Ночи музеев» сопровождала руководитель аппарата главы и правительства республики Лилия Опарина. За вход первые лица республики честно заплатили установленные в этом году 300 рублей.
Фото Юрия Кабанцева
Несмотря на определенный хаос, постоянный шум от каблуков и разговоров, присутствовавший в залах Нацгалереи, общее настроение Италии все же можно было прочувствовать, как в саду, с которого начал осмотр Вячеслав Гайзер, так и в залах.
Италии в этот вечер посвятили картинные экспозиции, инсталляции, музыкальные и театрализованные представления.
- Вы ведь знаете, сейчас в России проходит год Италии, - пояснила позднее губернатору экскурсовод выбор темы для «Ночи музеев» в зале итальянской живописи.
- Это наш музей, а это наш хозяин,- представила музей восковых фигур девушка, играющая «Луну», когда к ним подошел губернатор.
- Как это хозяин? – возмутилась Лилия Опарина, очевидно, не сообразив, что студенты факультета искусств СыктГУ играли роли восковых фигур, которым положено иметь владельца.
- Все правильно, хозяин – мужчина, - поддержал «владельца» губернатор, примерил предложенную «восковой фигурой» маску и еще некоторое время вынужденно позировал для фотографов.
Из сада галереи Вячеслав Гайзер вместе с внушительной группой сопровождения отправился в выставочные залы. Главу Коми не стали водить по залам первого этажа, предложив ему сразу подняться на второй. Там он осмотрел зал итальянской живописи, послушал итальянскую любовную поэзию в исполнении Ирины Кечаевой и Владимира Рочева и восхитился световой инсталляцией Тараса Геша. Глядя на то, как с помощью света оживляли картину, меняя время суток, двигая солнце, облака, используя огонь, Вячеслав Гайзер качал головой.
Глава заметил, что впечатления получил приятные и главной ценностью республики считает молодежь, а эффект от таких мероприятий зависит от того, как их подавать. В Нацгалерее губернатор пробыл около часа. Правда, так и не увидел ни выступления барабанщиков, не попробовал пиццы с вином, которыми угощали в холле на втором этаже – уже после его ухода. Впрочем, некоторые решения «Ночи музеев» остались «за кадром» и для других посетителей. Световое шоу, которым в последний момент заменили намеченные выступления файерщиков, и пиццу с вином также смогли оценить только те, кто решил задержаться в галерее после 22 часов, когда в залы музея перестали пускать посетителей с улицы.
Впрочем, на некоторые вещи посетителей не пускали и до закрытия дверей галереи. Несовершеннолетних, например, вежливо просили не проходить на инсталляцию «Витрувианский человек 2.0» Андрея Станиславского.
Комментарии (29)
Зато тех, кому нравится, было огромное количество.
И вообще, чем ныть, предложите что-нибудь своё. Слабо?
2. "Неандертальцы" получились как клоуны для детсадовского утренника... :))
3. Вместо "комнаты с привидением" прикольнее было наблюдать за очередью к ней :))
***
:(
Хорошая изначальная задумка этих акций с принципом "ночью, везде, бесплатно, для всех", направленная на популяризацию музейного дела и обеспечение хоть какой-то доступности в обычно дорогие экспозиции - оказалась извращенной: днём, кое-куда, иногда за плату, фэйс-возраст-статус контроль...
Обидно. За идею обидно.
И с огненным шоу всех кинули. Понятно, что пожарники не причем, просто денег не стали тратить - дорого! Никогда не выйдет у вас популяризировать музеи с таким подходом, уважаемые сотрудники минкультуры. Было обидно и стыдно перед детьми