Студенты Школы-студии МХАТ показали Россию от Москвы до Владивостока и новый взгляд на Достоевского
28 и 29 марта на сцене театра драмы имени Савина в Сыктывкаре открылся «РУСАЛ ФЕСТИВАL #ТЕАТР». В рамках социального проекта компании РУСАЛ студенты одного из лучших театральных вузов страны – Школы-студии МХАТ – показали спектакль-путешествие «Транссиб» и постановку «П. и Н.» по мотивам романа «Преступление и наказание».
Открывая фестиваль, директор театра им. Савина Михаил Матвеев отметил, что уже второй год подряд Республика Коми становится одним из регионов, принимающих на своих площадках проект «РУСАЛ ФЕСТИВАL #ТЕАТР».
- Год назад на этой сцене мы впервые представляли фестиваль и посмотрели замечательные спектакли выпускников Школы-студии МХАТ - коллектива «Июльансамбль». Думаю, это событие стало одним из самых ярких в жизни республики, - напомнил Михаил Матвеев.
Руководитель проекта Алия Бекетова добавила, что «РУСАЛ ФЕСТИВАL #ТЕАТР» направлен на повышение качества жизни в регионах, поддержку интереса к культуре, искусству и театру.
- Второй год подряд мы начинаем фестиваль с Республики Коми, потому что видим здесь большой интерес со стороны зрителей и теплый прием.
Лилия Пахомова, менеджер культурных проектов фонда «Вольное дело», 13 лет поддерживающего Школу-студию МХАТ, выразила надежду на то, что театральный фестиваль в Коми станет традицией.
Преподаватель Школы-студии МХАТ режиссер Алексей Розин подготовил зрителей к просмотру спектакля, рассказав об истории его создания и особенностях документального театра, в рамках которого поставлен «Транссиб».
- Документальный театр занимается исследованием реальной жизни, и спектакль который вы сегодня увидите, сделан именно в таком ключе. Когда актеры учились на первом курсе Школы-студии МХАТ, они сели в поезд и отправились в двухнедельное путешествие от Москвы до Владивостока и обратно. Две недели в поезде они собирали интервью, записывали попутчиков на диктофоны и камеры, а затем драматурги редактировали получившиеся тексты. То, что вы увидите, – это наблюдения за живыми людьми, возможно, кто-то узнает в этом друзей, соседей, себя, - рассказал Алексей Розин.
Спектакль «Транссиб» в 2016 году поставил режиссер Дмитрий Брусникин. Сейчас студенты четвертого курса Школы-студии МХАТ играют «Транссиб» без мастера, которого не стало прошлым летом.
«Транссиб» - это спектакль-путешествие через огромную страну, через десятки человеческих судеб, состоящее из парадоксов, ставших обыденностью русской жизни. Персонажи, рожденные из монологов попутчиков, ждут очереди рассказать свою историю в зале ожидания, в который превратилась сцена.
Режиссер выводит одного за другим типажи пассажиров: добродушного и общительного корейца-путешественника, немолодой семейной пары, в которой каждый говорит о своем, не слыша другого, старого амурского казака-философа, который мечтает оставить в жизни свой след и пишет песни к юбилею депо, МЧС-ника, на глазах которого погибали люди и он ничем не мог им помочь, потому что «ломом и лопатой» не спасешь, а ничего другого нет, уличных музыкантов, читающих Есенина, старухи-коммунистки, мечтающей о социализме, потому что есть нечего… И не скажешь, что каждый из них по отдельности – типичный русский человек, но вместе они – собирательный образ России, в монологе каждого есть небольшая частичка правды: о том, что «60 процентов мужиков в стране – одни охранники», что полстраны – ссыльный край и здесь «неприлично радоваться», что «бог один» и потому «стоило ли 200 лет бошки старообрядцам рубить?», что «смерть одного – трагедия, смерть массы – статистика».
Наверное, в сотнях историй, которые услышали студенты-первокурсники и которые не вошли в «Транссиб», было много смешного и счастливого, много смешного вошло и в спектакль, но преломилось через отстраненность актерской подачи и режиссерскую иронию – и величие русской державы столкнулось с бестолковостью отдельно прожитой жизни.
В финале спектакля звучит песня «Широка страна моя родная» - актриса, исполняя ее с акцентом, подражает героине Любови Орловой в фильме «Цирк», а на заднем плане вся страна поместилась на одном кадре – на столике в купе разложена карта России, а на ней стоят стаканы с чаем.
Полный зрительный зал - студенты Школы-студии МХАТ на первом спектакле в Сыктывкаре собрали аншлаг – живо следил за полуторачасовым действием, иногда даже вступая в короткие диалоги с персонажами на сцене, и устроил молодым артистам овации в конце спектакля.
29 марта «брусникинцы» показали в Сыктывкаре постановку «П. и Н.» по мотивам романа Достоевского «Преступление и наказание». Четыре актера на сцене разыграли многостраничный полифонический роман русского классика за полтора часа. При этом каждому приходилось менять роли, как маски, - приемы комедии дель арте сочетаются в спектакле со сторителлингом и традициями русского психологического театра.
Лаунж, под живое исполнение которого зрители заходят в зал, клубная атмосфера, созданная на сцене игрой света и театрального дыма, готовит к оригинальному прочтению романа, знакомого со школьной скамьи. Верно ли последнее утверждение, актер Кирилл Одоевский попытался узнать в начале спектакля, обращаясь к зрителям.
Также он рассказал, что показ в Сыктывкаре – это первые гастроли «П. и Н.» Интерактивный прием еще не раз использовался в спектакле: Кристина Якимушкина пыталась проверить знания арифметики, рассказывая о единицах измерения, встречающихся в романе, и в паре с Эвой Мильграм выясняла особенности ассоциативного мышления собравшихся в зале, Кирилл Одоевский и Федор Левин проверили нервы зрителей на прочность, поделившись тем, как готовились сыграть главного героя произведения.
Иллюстрация была наглядной: на сцену в черном ящике вынесли живую курицу, названную актерами Лизой, и несколько минут под крики ужаса в зале пытались разделаться с ней с помощью топора.
Отсутствие «четвертой стены», свободный пересказ текста Достоевского, карикатурность и утрированность в изображении персонажей - попытка приблизить события романа к современности, разобраться в мотивах, которыми руководствовались персонажи.
Мгновенное переключение интонаций спектакля с трагедии на фарс, с театра в привычном его понимании – на стендап и импровизацию, подбор сюжетного ряда, который был положен в основу спектакля, постоянно заставляет менять угол зрения на текст Достоевского.
Интересно, что в арсенале студентов есть еще один спектакль по «Преступлению и наказанию» - «Наказания и преступления», по словам режиссера Алексея Розина, совершенно другая постановка.
Режиссерские находки, концептуальное и минималистическое художественное решение «П. и Н.» – актеры в черном, на сцене ничего, кроме музыкальных инструментов, дыма и преломляющихся через прозрачную сетку лучей света, - талантливая игра и обаяние артистов заставили принять неоднозначную трактовку Достоевского даже самых консервативных театралов, и в финале «П. и Н.» зрители вновь стоя приветствовали студентов Школы-студии МХАТ.
Комментарии (2)
В целом, интересно, как нечто новое.
Но женские роли все были, как на подбор, визгливо-истиричные. Ккк буд то других женских характеров в поездах не ездит ....