content/news/images/93527/IMG_6750-kopiya-1_mainPhoto.jpg
10:22, 23.04.2019 / КУЛЬТУРА

В Сыктывкаре транскрибировали картину венгерского авангардиста

Балетной кульминацией XXIX Международного фестиваля «Сыктывкарса тулыс» стало выступление театра «Балет Москва». Один из сильнейших хореографических коллективов России под руководством голландской постановочной группы представил зрителям столицы Коми экспрессивное и завораживающее зрелище - «Транскрипцию цвета», буквально по цветам и оттенкам разобрав картину венгерского авангардиста «Конструкция А II». Во втором отделении вечера одноактных балетов артисты рассказали о «лошадином труде танцовщика».

В Сыктывкаре транскрибировали картину венгерского авангардиста
Фото Марии Шумейко

Премьера спектакля «Транскрипция цвета» состоялась в 2017 году в Москве. Над созданием танцевального перфоманса работала международная команда: хореограф Хуанхо Аркес, драматург Фабьен Вегт, художник по костюмам Оливер Халлер - представители Нидерландов, россиянин Константин Бинкин, вдохновлялись они музыкой композитора-минималиста из США Джона Адамса.

IMG_6720-kopiya.jpg

Авангард, зародившийся на рубеже XIX-XX веков и получивший существенное развитие благодаря художникам и деятелям культуры из России, породил новые направления в мировом искусстве и привлекает внимание до сих пор. Предметом исследования постановочной группы и танцовщиков «Балет Москва» стала картина венгерского художника-авангардиста, скульптора и фотографа Ласло Мохой-Надя под названием «Конструкция А II».

IMG_6723-kopiya.jpg

В картине использовано четыре цвета: белый, желтый, красный и черный и три оттенка - светло-желтый, бежевый и серый, которые пересекаются и образуют геометрическую композицию на холсте. На сцене же танцовщики за 50 минут десятки раз собирают и разбирают эту картину, позволяя зрителю побывать внутри нее и отследить, транскрибировать для себя соединение цветов и форм, задуманное Мохой-Наде.

IMG_6730-kopiya.jpg

В балете нет сюжета как такового, однако благодаря экспрессивной музыке и сценографии зрители видят, как взаимодействуют между собой цвета: сначала появляется артист в черном, затем несколько танцовщиков в сером, а потом - балерина в белом. Создатели постановки тщательно работают со светом - и неслучайно: свет, пространство и движение были главной сферой интересов художника. И вот уже на сцене вдвое больше танцовщиков: те, что появились на холсте благодаря проекции - еще более конструктивистски-монументальные.

IMG_6733-kopiya.jpg

IMG_6734-kopiya.jpg

Кульминацией балета становится появление танцовщицы в красном, после этого по сцене «разливается» серый. «Остывая» под дуновением серебристого полотна и вентиляторов, экспрессивные краски обретают определенность и, цепляясь друг за друга, выстраиваются в единую гармоничную композицию.

IMG_6760-kopiya.jpg

IMG_6763-kopiya.jpg

Название второго, еще более короткого балета «Эквус» (Equus), с латинского переводится как «лошадь». В спектакле, который создавали хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев, художник по свету Тадас Валейка и художник по костюмам Стефания фон Граурок из Литвы, постановочная группа размышляла о сути искусства артистов балета, чья профессия - это тяжелая, изнуряющая работа, требующая ежедневных физических упражнений и постоянных душевных сил. По сути постановка буквально иллюстрирует выражение «лошадиный труд танцовщика».

IMG_6771-kopiya.jpg

IMG_6774-kopiya.jpg

Жокей заставляет работать и бесконечно выполнять упражнения балерину, в какой-то момент она срывается и уходит. Балетный класс и станки заполняются другими «лошадками», которые до дрожи в руках и судорог в ногах повторяют урок. Жокей подгоняет их, но и заботится о подопечных, приносит воды, правда - в ведрах. Однако через некоторое время после изнуряющей тренировки и сам припадает к ведру, и получает сочувствие своей главной «лошадки». Все это происходит под музыку еще одного композитора-минималиста Алексея Айги. Его произведение Equus в свою очередь вдохновлено одноименной пьесой английского драматурга Питера Шеффера о самоосознании и становлении подростка, лишенного религии и придумавшего себе бога в образе Лошади.

IMG_6782-kopiya.jpg

Сыктывкарскую публику неоклассический балет озадачил: единого порыва, который традиционно поднимает всех с кресел, в этот раз не случилось. Выходя из зала, зрители обсуждали не дела насущные, а спорили, какая из постановок им понравилась больше. Некоторым в первой части не хватило драматургии, другим, наоборот - понравилось оставленное постановщиками в «Транскрипции цвета» пространство для размышлений, однако и поклонники «Лошадей», и ценители конструктивизма сошлись в одном - невероятной экспрессии и завораживающей техничности танцовщиков.

1435

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • физик
    23.04.2019, 11:11:46
    Ответить
    транскрибировали транскрибировали да не транскрибировали
    хоть слово то для простых людей расшифровали бы
  • Светлана
    23.04.2019, 15:09:09
    Ответить
    Мне очень понравилось.

Хочу получать главные новости дня в Коми!