content/news/images/93642/PSV_5186(1)_mainPhoto.jpg
09:59, 25.04.2019 / КУЛЬТУРА

В Сыктывкаре переосмыслили миф об Орфее и Эвридике

Очередным спектаклем международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» стала опера Глюка «Орфей и Эвридика». Необычную постановку одной из самых красивых историй любви создала команда из разных городов и даже стран. Камерный оркестр Musica Viva, хор, солисты оперы и балета воссоздали парижскую редакцию оперы XVIII века и «оживили» древнегреческий миф.

В Сыктывкаре переосмыслили миф об Орфее и Эвридике
Фото Сергея Паршукова

Премьерный показ оперы «Орфей и Эвридика» прошел чуть более месяца назад в Москве, в концертном зале имени Чайковского. Сложный и необычный проект появился благодаря сотрудничеству Московского камерного оркестра Musica Viva и главного балетмейстера Театра оперы и балета Коми Марианны Рыжкиной. Именно она стала режиссером и хореографом постановки в редкой парижской редакции 1774 года, требующей привлечения балета и подвижного, танцующего хора. На премьеру в Москву выезжала балетная труппа сыктывкарского театра, подбор хора и солистов оперы взял на себя оркестр Musica Viva. Сыктывкарские же зрители увидели постановку со своим хором и балетом, московским оркестром и международным составом солистов. На сведение и совместную репетицию у них был всего один день.

PSV_5145.jpg

- «Орфей и Эвридика» - одна из самых гениальных и популярных опер, которая почему-то не так часто звучит в России. Нам было интересно поставить ее в наименее известной редакции - французской. С Марианной (Рыжкиной) мы сотрудничаем не в первый раз, она очень музыкальный балетмейстер. И она очень хотела поставить оперу Глюка, именно «Орфея и Эвридику». Мы долго думали, признаться, не без нажима, но решились на постановку и в конце концов не пожалели. Она с большим успехом прошла в Москве, - рассказала директор камерного оркестра Musica Viva Марина Бутир.

PSV_5139.jpg

«Орфей и Эвридика» Глюка считается одной из самых ранних опер, до сих пор исполняемых в современных театрах. Первая и самая известная редакция - итальянская, ее Глюк написал в 1762 году, однако в 1774 году переделал для французского театра, требовавшего большее количество хоровых и балетных номеров. Трагический финал мифологического сюжета композитор и либреттист Пьер Луи Молина также изменили на счастливый. По пути из Царства мертвых и Элизиума Орфей поддается стенаниям Эвридики о якобы разлюбившем муже, обнимает ее и теряет навсегда, но богов поражают чувства отчаявшегося Орфея, и они воскрешают его возлюбленную. В финале все славят Амура и силу любви, которая побеждает даже смерть.

PSV_5163.jpg

Технически сложную и высокую по тесситуре партию Орфея исполнил солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Иван Куликов. На сыктывкарской сцене состоялась его премьера в этой роли. В первом действии ему противостоял хор из обитателей подземного царства. Фурии в мрачных балахонах прошли сквозь зал, чем судя по тревожному шепоту даже напугали некоторых особо впечатлительных зрительниц. Помощником Орфея и лучом света становится Амур. Игривого и нежного бога любви исполнила солистка Московской филармонии и лауреат «Золотой Маски» Диляра Идрисова.

В мире блаженных теней - Элизиуме - уже не так мрачно. Тени возвращают Орфею его возлюбленную. Эвридику исполнила солистка из Швейцарии Кэтрин Хоттингер. Ей опера Глюка знакома уже давно и в разных версиях: в венской редакции на немецком языке она исполняла партию Амура, а месяц назад спела премьеру Эвридики.

PSV_5175.jpg

Общаясь с журналистами за несколько часов до выхода на сцену, Кэтрин отметила, что в работе над ролью ей было интересно сделать персонажа мифа реальным человеком и это у живой и обаятельной солистки отлично получилось.

Орфея в его пути сопровождают не только фурии, но и тени - его собственная и его возлюбленной. Тенью Эвридики стала сама Марианна Рыжкина, Орфея - Артем Дудин.

PSV_5170.jpg

Декораций в спектакле практически нет - зачастую их заменяют артисты хора и балета. Так, стену сомнений возлюбленные выстраивают из мрачных обитателей Подземного мира. Фактически действующим лицом становится и оркестр под руководством мастера барочной музыки Александра Рудина, все время расположенный сцене. По той же причине минималистичности большое внимание уделяется свету, позволяющему то опускать зрителей в подземелье, то приглашать в спокойный мир Элизиум.

PSV_5185.jpg

PSV_5118.jpg

По мнению директора оркестра Марины Бутир, отсутствие массивных декораций и специфических условий для спектакля позволит ему жить и «собираться» в считанные дни в одном месте после того, как все его участники съедутся из своих городов. Пока дальнейшая судьба оперы неизвестна - появившаяся на средства гранта Министерства культуры России постановка уникальна как минимум для Москвы, где уже давно не ставили именно французскую редакцию. Создатели спектакля надеются, что показать его удастся еще не раз, согласны с ними и зрители, занявшие абсолютно все места в зале.

2808

Комментарии (10)

Добавить комментарий
  • были на
    25 апр. 2019 г., 11:08:47
    Ответить
    Дон Паскуале, вот игра артистов !
    Совершенно необычно звучал оркестр.
    Вот ото был спектакль !
    • Удивили
      25 апр. 2019 г., 11:38:36
      Ответить
      На бнк от 15 апреля в 8 часов
      Совсем иные мнения прочитала
      • у каждого свои мнения.
        25 апр. 2019 г., 11:47:57
        Ответить
        как-то так.
        • игра артистов
          25 апр. 2019 г., 13:02:16
          Ответить
          в Дон Паскуале была интересна, пение не совсем. Но молодые, всё у них ещё получится. Пожелаем успехов, все когда-то начинали.
  • Комментатор
    25 апр. 2019 г., 11:49:32
    Ответить
    АРФА!!! Великолепно
  • Было волшебно
    25 апр. 2019 г., 12:31:35
    Ответить
    Было волшебно
  • 777
    25 апр. 2019 г., 13:29:25
    Ответить
    Великолепно!!!!
  • Светлана
    25 апр. 2019 г., 13:32:36
    Ответить
    "На сведение и совместную репетицию у них был всего один день". Не понимаю, почему публика должна страдать от того, что у театра не было возможности провести полноценную репетицию? Да, спектакль получился. Но мог бы быть Гораааздо лучше. Бедный Орфей, он вообще не знал, что делать, куда идти... Голос у парня, конечно, есть, но артист из него пока никакой. К режиссуре, балету, оркестру, Эвридике и Глюку - претензий нет))
    • так
      25 апр. 2019 г., 16:00:45
      Ответить
      критиковать умеем. И?
  • 1551
    26 апр. 2019 г., 12:30:38
    Ответить
    Не впечатлило! Все очень мрачно. Видеосопровождение на экране - вообще не по теме, можно было бы подобрать подходящее видео, погружающее зрителя в атмосферу античности, раз уж декорации отсутствовали. Согласна со Светланой, что Орфею нужно еще расти и расти как артисту. Весь спектакль у него было одно выражение лица; девушки балерины выглядели неуклюже.