content/news/images/98062/IMG_2172_mainPhoto.jpg
08:00, 05.08.2019 / ПРАВО

Прокурор напомнил Елене Шабаршиной признательные показания трехлетней давности

В Сыктывкарском городском суде экс-председатель республиканского избиркома Елена Шабаршина, обвиняемая в получении взятки, заявила о своей невиновности. Прокурор просил огласить ее показания 2016 года, когда на допросах Шабаршина сообщала другие сведения.

Прокурор напомнил Елене Шабаршиной признательные показания трехлетней давности
Фото Марии Шумейко

Свое выступление Шабаршина начала с того, что напомнила, в каких условиях она призналась в получении взятки летом 2016 года. Напомним, 30 июня 2016 года Шабаршина допрашивалась дважды: сначала в качестве подозреваемой, затем в качестве обвиняемой. В тот же день она написала явку с повинной, в которой призналась в регулярном, на протяжении нескольких лет, получении денежных средств от экс-замглавы Коми Алексея Чернова.

В суде Шабаршина от показаний трехлетней давности отказалась, заявила, что денег от Чернова не получала.

Подсудимая указала, что описание предъявленного ей обвинения содержит правовую неопределенность и ложные сведения, не описаны ее незаконные действия, которые ей вменяются. По ее словам, из обвинения невозможно определить размер взятки, не указан способ получения денежных средств от Чернова.

Затем вопросы подсудимой стал задавать государственный обвинитель. Прокурор Сергей Тентюков спросил у Шабаршиной, как давно она знакома с Черновым и какие она поддерживала с ним отношения.

По словам Шабаршиной, с Черновым она знакома со времени своей работы в администрации Эжвинского района, примерно с 2005 года, отношений с ним не поддерживала. После перехода Шабаршиной на работу в избирком Коми они пересекались на совещаниях, на которых решались организационные вопросы подготовки к выборам, приезда полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе.

По словам подсудимой, у нее не было бесед наедине с Черновым по вопросам работы избирательной комиссии. Чернов с такими вопросами к ней не обращался.

На вопрос, была ли она в рабочем кабинете Чернова, Шабаршина ответила, что могла зайти, чтобы передать повестку совещания, приглашение, принести открытку с поздравлением с 23 февраля. Это происходило, по ее словам, не часто.

- Мы могли вообще по нескольку месяцев не видеться, - заявила Шабаршина.

На вопрос, получала ли она от Чернова конверты, в которых содержались денежные средства, подсудимая ответила отрицательно.

Отвечая на вопрос, поступали ли ей в ходе работы запечатанные конверты с пометкой «Лично», Елена Шабаршина сообщила, что в таких конвертах могла поступать корреспонденция с результатами государственных аукционов, личные обращения граждан, поздравительные открытки. Иногда запечатанную почту ей в кабинет приносили по ошибке.

Подсудимая, по ее словам, визуально знала личного водителя Чернова по имени Сергей. Его фамилия ей стала известна только в ходе следствия. По словам Шабаршиной, водитель Чернова ей мог передавать только конверты с повесткой дня совещаний с участием первого замглавы республики Чернова или поздравительные открытки.

- Как вы можете объяснить показания Чернова, что он передавал вам денежные средства как при личных встречах, так и через других лиц? - спросил прокурор.

-Я считаю, у него были мотивы об этом свидетельствовать, - ответила подсудимая. - Во-первых, люди [Чернов и другие фигуранты по «делу Гайзера»] были в своей ситуации. В отношении них правоохранительными органами принимались определенные меры, им вменялись серьезные обвинения, и таким образом они хотели смягчить себе наказание.

Аналогичным образом подсудимая объяснила, почему экс-мэр Сыктывкара Роман Зенищев показал, что Шабаршина ему говорила, что получает деньги от Чернова.

- Я полагаю, что это несерьезные показания Романа Валерьевича, - заключила Шабаршина.

Прокурора также интересовало, куда направилась Шабаршина, покинув помещение следственного комитета.

- Куда направилась, я не помню. Я помню себя только дома. Ваша честь, я подготовила подробные показания по событиям 30 июня 2016 года, - обратилась к судье обвиняемая. - Мне нужно для этого морально настроиться. Я прошу перенести заседание на следующую дату, чтобы я дала показания по этому дню.

Гособвинитель заявил ходатайство об оглашении протоколов допросов Шабаршиной 30 июня 2016 года и 14 декабря 2016 года в связи с противоречиями в показаниях. Суд ходатайство удовлетворил, несмотря на возражения подсудимой и ее защитника.

Во время допросов 30 июня 2016 года Шабаршина признала, что она, работая председателем республиканской избирательной комиссии, регулярно, примерно 10 раз в год, получала от Чернова по 60 тыс. руб., которые были запечатаны в бумажные конверты. Когда была первая передача денег, допрашиваемая не помнит, последний раз Чернов передал деньги весной или летом 2015 года.

- Получение денежных средств от Чернова не было обусловлено выполнением каких-либо поручений, связанных с занимаемой мною должностью председателя избирательной комиссии Республики Коми. Вмешиваться в избирательный процесс ни Чернов, ни Гайзер не просили. Чернов обращался ко мне за консультациями по вопросам проведения агитации, а также просил сообщать ему оперативную информацию о ходе выдвижения тех или иных кандидатов. Я полагала, что, предоставляя эти данные, я не нарушаю закон. Данные сведения я могла передать как по телефону, так и устно. Деньги Чернов практически всегда передавал при личной встрече в кабинете. Очень редко деньги, запечатанные в конверт, приносил помощник Чернова Сергей. Ромаданов (Константин Ромаданов, экс-зампред правительства Коми, в 2018 году осужден за участие в организованном преступном сообществе и получение взятки к семи годам колонии), Гайзер и иные должностные лица мне деньги не передавали. Примерно два года назад на мой день рождения помощник главы Коми Гайзера принес мне планшетный компьютер, - указано в протоколе допроса. Обвиняемая пояснила, что получала деньги от Чернова в качестве материальной помощи и понимала, что получала денежные средства незаконно.

Допрашивалась 30 июня 2016 года Шабаршина при участии адвоката Александра Ладанова.

Был также оглашен протокол ее допроса 14 декабря 2016 года. К этому времени Шабаршину стала защищать адвокат Инга Красикова. В ходе этого допроса позиция Шабаршиной по предъявленному обвинению радикально изменилась, она заявила, что никаких денег от Чернова не получала.

5270