13:18, 17.11.2011

Филипп Разенков: «Век Монсеррат Кабалье прошел»

Филипп Разенков только этим летом получил диплом режиссера-постановщика. Однако у вчерашнего выпускника за плечами уже есть и успешные театральные постановки, и дружба с худруком Академии молодых певцов Мариинского театра Ларисой Гергиевой. В Сыктывкар он приехал по приглашению директора театра оперы и балета Коми Валентины Судаковой, чтобы поставить оперу Даниэля Обера «Черное домино». О том, почему недавний студент выбрал для работы такой сложный музыкальный материал, он рассказал в интервью корреспонденту БНКоми.

IMG_1707.jpg

Фото БНКоми


- Успели ли вы уже познакомиться с театром, его актерами и какой видите оперу «Черное домино» здесь?

- Все сейчас находится в разработке. Окончательное знакомство с труппой происходит в творческом процессе. Пока я смотрю на людей на репетициях, спектаклях. Хотя за несколько дней охватить всю труппу и понять ее творческий потенциал нельзя, но то, что уже удалось сделать, дает положительные импульсы к будущей работе.

- А что именно уже удалось сделать?

- Состоялся художественный совет театра, где подробно обсуждались состав исполнителей, сроки, время сдачи оперы. Ее планируется приурочить не просто к открытию фестиваля «Сыктывкарса тулыс», но и сделать центральным событием фестиваля. Кроме того, мне только на днях удалось заполучить нотный материал, потому что это очень редкое название. Люди нашей специальности эту музыку в большинстве своем даже не слышали, потому что она в России нигде не идет. Когда я узнал об этом предложении, с радостью за него ухватился. Несмотря на то, что это XIX век, это свежо, оригинально и в то же время на простую и вечную тему любви. При всей своей легкости музыка написана не поверхностно. Автор ее в свое время пользовался бешеной популярностью на своей родине не только как яркая творческая личность, но и как успешный менеджер. Своего рода Игорь Крутой своего времени, но более интересный и более профессиональный. Музыка насыщена, виртуозна, она требует серьезного профессионального подхода.

IMG_1695.jpg

В этом театре есть все возможности, чтобы осуществить постановку на высоком уровне. Когда я искал в интернете записи этой оперы, я нашел только два варианта – аудиозапись английской постановки 1993 года и видеозапись французской версии того же года. Я уверен, что постановка в этом театре обещает быть гораздо интереснее. Я нисколько не побоялся бы показать местной публике эту видеозапись, чтобы она потом сравнила ее с тем, что делаем мы. Также эту оперу поставили в Санкт-Петербургской консерватории. Там было сделано все очень традиционно с очень точным воссозданием костюмов и эпохи. Могу сказать, что у нас будет совершенно иной спектакль. У нас эта история будет перекликаться с современностью, вызывать какие-то современные ассоциации. Это будет не просто история французской монашки XIX века, она не будет музейной. Чтобы завести публику на какую-то яркую эмоцию, нужно спроецировать эти эмоции на жизненные истории. Это совсем не значит, что актеры будут одеты в джинсы (я говорю не о внешней оболочке).

- Вам приходилось сравнивать разные театры? Какой из них произвел самое сильное впечатление?

- Моя творческая биография только начинается: в этом году я закончил институт и получил диплом. Но мне уже удалось побывать не в одном, и не в двух городах. Так как я рос в театральной семье, могу сказать, что каждый театр уникален. Сравнивать их мне не приходило в голову: в каждом обнаруживаются свои прелести, каждый – это непростой живой организм, и очень многое зависит от того, с каким настроем ты приходишь к ним. Для тех, кто работает в театре, это имеет огромное значение. Для меня просто жизненно важно уехать отсюда с ощущением, что здесь у меня появилось огромное количество новых друзей.

- Предложения о постоянной работе еще не поступали? Или же вам интереснее работать так, как сейчас?


IMG_1711.jpg


- Сложный вопрос. С одной стороны, не у каждого человека, закончившего институт по моей специальности, сразу находится такая работа. После летнего отпуска я как уехал из дома в летних кроссовках, так у меня до сих не было времени туда вернуться. Мне нравится такая жизнь, когда ты вбираешь, впитываешь опыт и атмосферу самых разных трупп. Наверное, каждому хотелось бы иметь свой постоянный дом, но жизнь трубадура меня устраивает.

- А что вам уже доводилось ставить?

- Из серьезных вещей я не поставил еще ни одного спектакля. Полностью это были детские спектакли, дипломный свой спектакль «Стойкий оловянный солдатик» я ставил к началу лета во Владикавказе на фестивале «В гостях у Ларисы Гергиевой». Она вообще очень сильно повлияла на меня. Очень приятно, что человек при таком своем высоком статусе вдруг обратил на меня внимание, причем не видя еще никаких работ. И в ваш театр я попал тоже по ее рекомендации. Возвращаясь к тому, что еще я ставил, – сейчас я еду туда ставить монооперу «Человеческий голос», затем там должен состояться «Любовный напиток». Был еще «Чипполлино» в Красноярске. «Черное домино» - это первая моя полноценная постановка из тех опер, что редко ставятся. Я не имею права просто поставить это плохо. Если к «Евгению Онегину» все привыкли, его можно поставить весьма халтурно, спрятавшись за гениальную музыку. Я считаю, важно знакомить публику с новым музыкальным материалом. Нужно показывать, насколько опера многогранна.

- Нет ощущения, что ставить детские спектакли сложнее, чем оперы для взрослых?

- Я всегда боялся детских спектаклей потому, что они сложнее. Дети – это самая честная, самая искренняя публика, они халтуры никогда не простят. Они не будут изображать и делать вид, что им интересно, они непредвзяты. На детских спектаклях как раз и можно проверить себя. Но для себя я ставлю задачу, чтобы на детских спектаклях смеялись и дети, и взрослые. Самое главное – видеть искреннее счастье ребенка. При этом я считаю, что нельзя обманывать детей, говоря, что пришел Дед Мороз и что он настоящий. Должна быть какая-то сказка, в которую ребенок должен верить. А есть театр, в котором все не по-настоящему.

IMG_1713.jpg

Я сейчас буду ставить «Чипполлино», в котором не будет никаких костюмов. И я знаю, что дети это поймут, у них - ассоциативный ряд и фантазия намного богаче, чем у взрослых. Когда ребенок видит разгримировывающегося актера, уставшего, потного, сказка для него разрушается; он понимает, что все, что было на сцене, не по-настоящему. Я сторонник того, что детям нужно прививать любовь к театру как к лицедейству. В этом, как ни странно, залог эмоционально большего успеха у публики.

Так же ведь и во взрослых спектаклях – нельзя с полной достоверностью воссоздать костюмы, жесты, манеры. Когда зритель видит такие попытки на сцене, он начинает искать достоверность, и это сбивает прицел. Спектакли должны быть не исторической реконструкцией, а художественной оценкой определенных философских идей на основе какого-то исторического материала. Поэтому я за условный театр, за театр эмоционально насыщенный.

- Вам удавалось вызвать смех у детей и их родителей?

- Да, удавалось. Вообще, ставить спектакли для детей очень сложно, в этом случае невозможно угодить всем. Дети развиваются стремительно, с каждым годом, с каждым просмотренным боевиком.

- На каком языке будет идти «Черное домино»?

- Только на русском. Конечно, я поддерживаю идею того, что каждая опера должна идти на языке оригинала. Но для этого и публика, и труппа должны быть к этому готовы. Слушать оперу на полуфранцузском невозможно. К тому же, если бы это была трагедия, ее язык универсален, понятен и без слов. Вообще, я считаю, что самое главное в музыке – это язык музыки, он универсален, это единственный в мире язык, который не нуждается в переводчиках. Текст второстепенен, он работает как поддержка.

- Когда вы будете отбирать актеров для оперы? И есть ли у вас какой-то общий критерий для этого?

- Специального кастинга не будет, я доверяю художественному руководству театра - им виднее. Уже есть варианты. Единственная сложность, с которой нам, возможно, придется столкнуться, – главные роли. По сюжету это достаточно молодые люди. Хотелось бы, чтобы актеры соответствовали своему образу. Картинка должна соответствовать, век Монсеррат Кабалье прошел. Но «Черное домино» - достаточно сложный материал, который молодые исполнители могут и не осилить. Мы постараемся выполнить это условие по максимуму, если получится.

Справка. Родился в Екатеринбурге в семье хорового и симфонического дирижеров. Закончил музыкальную школу по классу фортепиано в Ижевске, там же в музыкальном училище получил специальность дирижера. В этом году получил диплом выпускника ГИТИСа.


2316

Комментарии (26)

Добавить комментарий
  • С.А.
    17 нояб. 2011 г., 13:44:11
    Ответить
    Закончил музыкальную школу по классу пианино
    не по классу пианино, а по классу фортепиано, деревня БНК
    • опять деревня
      17 нояб. 2011 г., 19:34:04
      Ответить
      труба-дур родился в семье токаря и токаря, был другом самого Пети питерского, потому считает музыку Даниэля Обера унылым г-ном, а Монсератушку вчерашним днем, и это со школы сразу, и чего это у молодежи крыши рвет? экология что ли?
  • АКТРИСА
    17 нояб. 2011 г., 14:34:00
    Ответить
    Нельзя так о ВЕЛИКОЙ Монсеррат! Невоспитанный молодой человек!!!
  • Боже
    17 нояб. 2011 г., 14:49:09
    Ответить
    и этот молокосос еще смеет оценивать Кабалье! Молчи в тряпочку, не позорь родителей
  • Наглый пацанишка
    17 нояб. 2011 г., 14:53:26
    Ответить
    сопляк, чтобы так отзываться о ВЕЛИКОЙ ПЕВИЦЕ.
  • кто соврамши?
    17 нояб. 2011 г., 15:42:34
    Ответить
    Картинка должна соответствовать, век Монсеррат Кабалье прошел.
    Картинка да, должна соответствовать. нелепо когда 17 летнюю девушку исполняет дама под 50.
    Но заявлять при этом, что время Монсеррат прошло?!!
    Или юнец безусый глуп до пробки, или автор заметки некорректен.
    И почему только Кабалье прошло время? давайте заявлять, что и Образцовой, и Лемешева, да много кого из великих тоже прошло. Не?
  • плохая реклама
    17 нояб. 2011 г., 15:43:42
    Ответить
    Плохую рекламу загодя молодой режиссер себе сделал.
    Возьмем на заметку.
  • Максим
    17 нояб. 2011 г., 15:47:44
    Ответить
    Удачи в постановке. А по поводу Монсерат - хорошая колючая вставка, хотя она, конечно талантище. Вообще, добрая порция дерзости не помешает в таком серьезном начинании..
    • по поводу Монсерат - хорошая колючая вставка
      17 нояб. 2011 г., 23:05:55
      Ответить
      В какое место хорошая вставка? И кому?
      О каком таком серьезном начинании вы говорите? это какому такому начинанию не помешает "добрая порции дерзости" в адрес Монсерат от какого-то сопливца?
      Еще и не начал ничего, а уже нагадил.
      • Максим Н.
        17 нояб. 2011 г., 23:53:37
        Ответить
        Уважаемый "по поводу Монсерат - хорошая колючая вставка,", я не хотел ранить Ваши чуткие чувства.. Нет, не поповоду Монсерат. Она старушка, и мне самому очень дорога. Я же по поводу, что данная фраза отрезонировала в коментсообществе. Правда однобоким образом..
        • Максим Н.
          17 нояб. 2011 г., 23:55:16
          Ответить
          По поводу начинания, безусловно, ему надо быть дерзким в хорошем смысле, поскольку поставить хорошую пьессу - серьезное начинание, не комментарии на сайте оставлять..
          • дык
            18 нояб. 2011 г., 9:43:57
            Ответить
            последовательность действий то урод перепутал
            ему сначала поставить надо пьессу, признание если не публики, то критики получить, а потом хвост поднимать, рамсы то явно попутал щенок, это типа наезд 5-рошника студента на, скажем, проф. и акд.: всю жизь ж-ку лизал преподам, а потом лихо послал, не прощается такое в этом ремесле, уж про искуство молчите, для служения ему учиться вредно
            • Максим Н.
              18 нояб. 2011 г., 10:46:28
              Ответить
              Уважаемый "Дык", учиться всегда полезно, а рамсы или не рамсы, это дело вкуса.
  • Дачницо
    17 нояб. 2011 г., 18:48:21
    Ответить
    Время Кобалье прошло, идет время поющих трусов...
    Ждем адекватных талантливых звезд!
    Кстати, по Культуре идет шоу-соревнования оперных певцов, ооооочень интересно и нифига не тривиально!
    • ((((
      17 нояб. 2011 г., 19:40:26
      Ответить
      а Анна Нетребко?
      • ))
        18 нояб. 2011 г., 3:32:47
        Ответить
        А Анна получила орден из рук Путина,
        покраснела и убежала обратно .......
  • Олеся
    17 нояб. 2011 г., 19:46:54
    Ответить
    Письмо Президенту Америки и всем президентам мира

    Здравствуйте, уважаемые дяденьки Президенты! В ваших государствах любят животных и заботятся о них. Для бездомных собак и кошек Вы строите приюты, где их лечат и кормят. У нас в республике Коми в городе Ухте всех животных убивают. Летом нашу дворовую маленькую собачку сперва расстреляли из пневматических винтовок и пистолетов, а потом кинули в кусты и ждали, когда появятся черви, чтобы на этих червяков ловить рыбу. Они всегда убивают животных, чтобы потом червяков за деньги отдавать в магазины для рыбаков. Вот и сейчас объявили конкурс на отлов и уничтожение более тысячи собак. За это собакодавам заплатят миллионы рублей. Дяденьки президенты всего мира – спасите бедных животных Ухты и всей Коми! Кроме вас – этого в России не сделает никто. Животных в России никому не жалко. Потому что в России принято считать что «Жалость унижает человека!» Так сказал Максим Горький и этому нас учат в школах. С уважением ученица 7 класса Олеся и мои друзья.
    • ХХХ
      18 нояб. 2011 г., 10:50:11
      Ответить
      Олесе
      Олесе
      Учись девочка. И не надо свои запись во все комментарии совать.
      Собак жалко. Но и людей жалко. Особенно когда бродячие собаки на людей нападают, в том числе и детей кусают. Вы бы хотели пройти курс уколов от бешенства, если собачка чужая укусила.А ты ведь не знаешь здорова ли она.
      То то не хочешь
      Я тоже не хочу, чтоб мой ребенок шарахался от этих собак.
      Люди должны быть ответственны за тех кого приручили.
      А что ж вы свою маленькую дворовую собачку домой к себе не взяли? Мама не разрешила? Так начинайте сначало с себя и со своих родителей. А лишь потом на форум!!!
  • бо
    17 нояб. 2011 г., 20:28:54
    Ответить
    но такой заголовок лучше
    век Монсеррат Кабалье прошел а Филиппа Разенкова так и не наступит
  • читател
    17 нояб. 2011 г., 20:47:54
    Ответить
    паходу Судаковой позвонили старые кореша: "мулечка, у нас есть великолепный мальчик филиппушка, уж ты бы , голубушка пристроила мальчика, а то ведь пропадет талант, истратит он себя на чиполин и зайчиков"
  • эх провинция!
    17 нояб. 2011 г., 23:08:27
    Ответить
    Приехал молодой, креативный, а вы тут горой за Монсерат встали. Не модные вы, не креативные.
    А просто хорошие люди! :)
  • Фил
    18 нояб. 2011 г., 10:14:16
    Ответить
    а все, что было до меня....
    - А что Каррузо? Полная фигня!
    - А ты слышал?
    - Самого нет, сосед Вася напел... Не впечатлило!
  • ххх
    18 нояб. 2011 г., 10:32:27
    Ответить
    И чего Вы все завелись?
    Про Кабалье он ничего особенного не сказал.
    Молодой человек имел ввиду, что партии молодых персонажей должны исполнять молодые.
    Будьте терпимее, не стоит придираться к словам.
    Интереснее посмотреть результат
  • Вообще-то,
    18 нояб. 2011 г., 12:31:47
    Ответить
    это реклама больного человека.
    Имя больного в названии.
  • театрал
    18 нояб. 2011 г., 17:03:07
    Ответить
    Судя по первому интервью- Разевая раз-прозеваешь все...
  • театрал
    03 дек. 2011 г., 17:37:38
    Ответить
    интервью
    Это выражение я лично слышал от Л.А.Гергиевой на её мастер-классе три года назад!Обращаясь к молодым певцам и педагогам она подчеркнула ,что во всём мире сейчас обращают внимание на внешнюю форму.И певицы должны выглядеть как модели,добавив после этого:"времена Кабалье прошли,когда можно было только слушать не смотря на стоящие на сцене 120 кг".Думаю молодой режиссёр только повторил выражение известного концертмейстера и педагога,которая входит в состав жюри всех крупнейших европейских конкурсов вокалистов.А в остальном -нормальное интервью.Успеха!