12:55, 26.10.2012

Председатель сыктывкарского представительства «Коми войтыр» Виктория Пименова: «Можно и в физкультуру внести национальный колорит»

В минувшую пятницу в Сыктывкаре прошла очередная конференция коми народа, в этот раз посвященная проблемам коми языка в столице. По ее итогам делегаты приняли резолюцию с предложениями для мэрии и других органов исполнительной власти. В их число вошли и льготы для комиговорящих специалистов. Действительно ли они так необходимы, «Молодежь Севера» обсудила с Викторией Пименовой, председателем устроившего конференцию сыктывкарского представительства движения «Коми войтыр».

KIR_5107.jpg

Фото Кирилла Затрутина


- Вы около года возглавляете представительство «Коми войтыр» в Сыктывкаре. Можете подвести уже какие-то итоги?

- Я и раньше была в представительстве, работаю в «Коми войтыр», наверное, уже более десяти лет. Быть членом представительства и быть председателем - это, конечно, разные задачи. Я, прежде всего, пыталась выполнять тот план работы, который был установлен первоначально. Думаю, что проделанную работу можно оценить как хорошую: по плану мы выполнили все, что от нас зависело. А то, что зависит от администрации, от исполнительной власти, которым адресованы пункты резолюции, здесь нужно было понять, почему некоторые пункты не выполняются. Мы над этим работали, направляли письма, общались.

- Какие пункты не выполняются?

- Те, на которые отвечают: «Нецелесообразно» или «Неактуально». Я считаю, что когда мы работаем над резолюцией, нужно прорабатывать каждый вопрос, чтобы не было таких ответов. Нужно работать с администрацией и исполнительной властью. Такую работу мы и проделали перед конференцией. Прежде, чем создать проект резолюции, собрали предложения от делегатов, а потом обсудили их с администрацией. Потому что, чтобы чего-то добиться, нужно понимать, каков бюджет администрации, каковы возможности. А на конференциях иногда звучат просто фантастические предложения.

- Например?

- Например, приобрести для Центра коми культуры Сыктывкара автомобиль. Надо спросить сначала Валентину Самарину, директора центра, нужна ли ей эта головная боль. Автомобиль - это целое хозяйство, целая строка в бюджете: нужны водитель, гараж. То есть она будет думать не о том, как найти ведущего на концерт, а где взять лишний литр бензина. Поэтому мы изменили формулировку: чтобы администрация по заявочной системе на какие-то мероприятия давала культурным учреждениям автомобиль. Я думаю, что такой регламент предоставления автотранспорта у администрации уже есть. Это на случай, если, допустим, будут какие-то мероприятия, существенные для землячеств, которые репетируют в Центре коми культуры и ездят в села.

Еще пример: один из делегатов на конференции сказал: «Надо расширить площадь Центра коми культуры». Это уже фантастика. В каком смысле? Менять здание? Но Центр коми культуры находится в центре города, это очень удобное расположение.

- Вы сами говорили на конференции, что в резолюциях из года в год повторяются одни и те же предложения. Это, наверное, самая главная претензия, которая возникает к конференциям коми народа. Какие предложения вы имели в виду?

- Много лет кочует из резолюции в резолюцию пункт о специалисте администрации, координирующем вопросы реализации государственной национальной политики Республики Коми на территории Сыктывкара. В этом году мы его убрали, потому что каждый раз администрация отвечает, что реализация вопросов государственной национальной политики на территории столицы возложена на управление культуры, в котором работают специалисты, владеющие коми языком. А мы каждый раз вносили этот пункт в резолюцию. Понятно, что отдельно ставку не введут, но расширить функционал одного из специалистов можно. У нас уже много лет подряд входит в резолюции пункт о принятии муниципальной программы развития государственных языков.

- Он и в этом году перешел в резолюцию.

- Перешел. Но здесь мы установили дату: к 2015 году мы должны проработать все пункты программы. То есть уже имеется дедлайн. Надеюсь, к этому моменту, программа будет.

- 2015-й? Не слишком ли большой срок?

- Сейчас есть муниципальная программа по развитию культуры, куда мы внесем свои предложения, а к 2015 году разработаем совершенно новую программу, о которой мы говорили на конференции.

- Как реагируют родители на предложения обучать детей коми языку с малых лет?

- В начале этого года мы провели среди родителей мониторинг. Раздали анкеты, где им предлагалось выбрать: они - за изучение коми языка или против. Я была уверена, что большинство будет «за», так и получилось - где-то 70%. До сих пор ведутся разговоры о том, что многие против изучения коми. Почему-то за счет нескольких высказываний в интернете формируется общественное мнение: кто-то высказался против, и уже считается, что все разделяют такую позицию. Этой анкетой мы хотели доказать, что за изучение коми языка выступает большинство.

- А кого анкетировали?

- Родителей, дети которых уже изучают коми язык. По всем школам. В анкетировании участвовало 2600 человек, то есть 2600 семей. Получилось, что 70% - «за». Из них около 55% ответили, что с удовольствием будут изучать коми язык. Остальные - если есть распоряжение Минобраза, то будут учить. С помощью анкет мы определили и приоритеты в целях улучшения условий обучения. До сих пор одной из проблем остается нехватка учебников в школах. Есть и обращения от родителей. В ближайшее время мы проведем свой мониторинг укомплектованности школ учебниками по коми языку.

- Делегаты конференции предложили ввести изучение коми языка с 1-го класса. Сейчас его изучают со 2-го?

- Да. Но есть возможность - и это зависит от управлений образования в районах - изучать его с 1 класса. Мы как раз и рассмотрели эту возможность с администрацией и предложили к следующему учебному году ввести это в нескольких школах, более подготовленных.

- В скольких детских садах города изучают коми язык?


KIR_5099.jpg


- В 30%. Это одна из наших проблем - проблема преемственности, перехода от изучения языка в дошкольных учреждениях к школьному. В этом году мы провели на эту тему «круглый стол», где участвовали и воспитатели детсадов, и учителя. В школе коми язык стал обязательным предметом, а в садиках он изучается не во всех, пусть даже факультативно, скажем, через рисование или какие-нибудь поделки. Представители Министерства образования сказали, что дошкольные учреждения имеют различные уклоны - на эстетическое воспитание или оздоровление. Но можно ведь и в физкультуру внести какой-то национальный колорит. При желании все можно. Я считаю, что это зависит от заведующих детсадами.

- Какие есть аргументы в пользу введения коми языка с детского сада?

- Нужна связь. Дети же, когда приходят в школу, умеют читать, писать, знают русские сказки. Почему бы им не знать и коми сказки? Ребенок должен быть подготовлен к школе. И если мы будем изучать коми в каждом садике и перейдем на обучение с первого класса, тогда и не будет такой паузы в изучении языка. Сейчас же ребенок учит его в детском саду, а потом - только во 2-м классе.

- А предполагается ли какой-то выбор? Вот не хотят родители, чтобы их ребенок учил коми язык в садике, и он ходит в другую группу, где его не изучают.

- Я считаю, что это должно быть обязательным для всех. Наша задача - работать над тем, чтобы родители понимали это. Необязательно же изучать язык в садике, как в школе. Можно подготовить ребенка играючи - всяких куколок делать, рисовать, используя национальные узоры, чтобы ребенок понимал, что это культура коми и как она отличается от других культур. У нас ведь ввели в 93-м садике методику «языкового гнезда». И еще в нескольких садиках введут к 2015 году, как уже написано в резолюции…

- В Орбите, Эжве и Лесозаводе?

- Да. И здесь опять установлены конкретные даты, чтобы можно было спросить с ответственных.

- Речь идет об отдельных группах?

- Об отдельных группах, где будет интенсивное обучение. Как в 93-м садике. В ту экспериментальную группу родители, кстати говоря, сами привели детей. При этом многие из них из русских семей.

- Один из главных моментов резолюции - работа над формированием национального колорита в Сыктывкаре. Это ведь как раз один из тех вопросов, которые повторяются из года в год?

- А как вы думаете, почему? Я считаю, потому что в первую очередь мало предложений от нас. Мы разговаривали на эту тему с Иваном Александровичем (Поздеевым, мэром Сыктывкара - МС). Вот есть проекты, которые будут введены в ближайшие годы, допустим, детский скверик перед «Детским миром». Предложите, сказал он, своего специалиста, разбирающегося в архитектуре, дизайне, который будет вносить коррективы и национальный колорит в проекты. Мы сейчас как раз такого специалиста ищем. В то же время надо отметить, что на конференциях не раз поднимали тему национального облика нашей столицы. И многое, что есть в городе, сделано благодаря «Коми войтыр».

- Пункт в резолюции, где предлагается вводить представителей «Коми войтыр» в состав рабочих групп по разработке социально-культурных проектов, - как раз об этом?

- Да, как раз об этом речь.

- Еще один пункт - ввести членов «Коми войтыр» в состав участников деловых встреч администрации с населением города. Для чего?

- Для мониторинга проблем. Жители обращаются со своими проблемами в администрацию, но чаще ведь просто проглатывают эти проблемы. Общественники ближе к народу, люди охотнее открываются в общении с нами. Мы можем не только донести проблему до администрации, но и предложить свой вариант решения.

- То есть «Коми войтыр» будет играть роль посредника между населением и властью. Вне зависимости от национальных вопросов?

- Да, проблемы-то у нас одни. Обычно мы крутимся в гуманитарной области: образование, коми язык, облик города. Хотя в этой резолюции мы уже предлагаем решить жилищные проблемы национальных кадров, а также отремонтировать одну из городских улиц. Мы решаем не только проблемы коми народа, но и всего Сыктывкара. Единственное, чего мы не касаемся в резолюциях, это вопросов здравоохранения, обустройства дворовых участков. Но это потому, что пока не было от делегатов никаких предложений на этот счет.

- Вы упомянули жилищные вопросы. Насколько я понимаю, предлагается сделать жилье более доступным для комиговорящих специалистов?

- Да, это бесплатные земельные участки для строительства жилья и так называемая «евро-ипотека». Многие сотрудники национальных СМИ, национальные кадры не могут войти в эту программу, потому что прописаны не в Сыктывкаре, а там, откуда они приехали. Но одно из условий программы правительства Коми по обеспечению работников бюджетных организаций жильем по доступной процентной ставке - прописка. Конечно, они могут прописаться у кого-нибудь, в тех домах, где прописывают всех. Но надо этот вопрос все же проработать. Да и не все национальные кадры работают в бюджетной сфере, хотя зарплаты у них «бюджетные».

- К вопросу о национальных СМИ. В резолюции звучит предложение увеличить их финансирование. А на конференции директор «Издательского дома Коми» Надежда Быковская говорила, что их продукцию не покупают и не подписываются на нее. Не получится ли так, что республика будет выделять деньги, но напрасно: газета будет выходить, а читать ее будут по-прежнему единицы или десятки?

- Здесь сложность в том, что финансирование остается на том же уровне, а расходы увеличиваются. Вот Надежда Николаевна (Быковская - МС), когда возглавила «Коми му», работала над повышением тиража. Тираж повысился, повысились и расходы. Но бюджет-то остается прежним.

- Тираж повысился. А количество читателей?


KIR_5103.jpg


- А как иначе? Количество читателей тоже повысилось. Газеты и журналы, входящие в холдинг «Коми му», интересны и нужны коми населению. При этом зарплаты у журналистов не поднимаются несколько лет. Настроения, особенно у молодых журналистов, плохие: у всех есть кредиты, многие из них живут на съемных квартирах. Стимула нет.

Надежда Николаевна на конференции говорила: «Мы выпускаем книги, а вы их не покупаете». При всем моем уважении к ней не соглашусь. Это рынок, и нужно рекламировать продукцию, тот же книжный магазин «Ордым». Нужно думать, как донести до населения эти книги. Я несколько раз предлагала открыть на их сайте интернет-магазин, чтобы книги можно было заказывать одним кликом. Понятно, что там почтовые расходы, но можно ведь договориться с почтой. Или отправлять по альтернативной подписке. Мы раньше находили таксистов, водителей автобусов, чтобы довезти газеты до места.

Надо что-то предпринимать. А говорить о том, что книги не покупают, и поэтому мы закроем магазин… Это рынок. На совещаниях мы об этом тоже говорили. Член союза писателей республики спросила Надежду Николаевну: «Если книги не покупают, может, мы не то издаем, может, они неинтересные?» И, правда, я никогда не куплю книгу, если она мне не интересна и не будет украшать мою книжную полку, при всей моей любви к коми языку.

- Давайте суммируем эти предложения - и по жилью, и по СМИ. Вам не кажется, что если государство будет предоставлять эти льготы, то оно прочертит линию между теми, кто говорит и использует коми язык, и теми, кто им не владеет? В обществе у нас все как бы равны, а получится, что одни равнее других. Не кажется, что это повысит разногласия в нем?

- Нет. Может быть, лучше стоит подумать, как сделать так, чтобы всем было хорошо, во всех отраслях? Вы же это имели в виду? Кто-то занимается национальными кадрами, а научная сфера пусть займется учеными. По той же «европейской ипотеке» есть льготы и для бюджетных работников, и для научных сотрудников. Ученых внесли отдельно. Почему бы и национальные кадры не внести?

1979

Комментарии (98)

Добавить комментарий
  • ЕсчО
    26 окт. 2012 г., 13:04:29
    Ответить
    ЕсчО одна красотка-общественница. Кто ее продвигает?
    СимпатиШная.
    • мне тож
      27 окт. 2012 г., 15:18:15
      Ответить
      понравилась. да какая разница кто..
      • физиогномист
        27 окт. 2012 г., 17:11:21
        Ответить
        Унылое скучное лицо. Нет блеска в глазах, нет живой мимики. А все потому что, не имея никаких талантов, занимается унылым г...м за деньги.
  • про язык
    26 окт. 2012 г., 13:13:28
    Ответить
    Какие это государственные языки, и зачем программа? Все же понятно! Русский и национальный, как везде. Сами-то общественники что делают? Что организуют (масштабного) или только поручения раздают? И что значит "национальные кадры" попахивает нехорошо. Я кадр работающий бюджетной сфере, и другой кадр рядом - национальный так ему что, приоритет? Значит доплаты, жилье!Господа, доноситесь вы с национальным вопросом.
    • Кися Моисеевна
      26 окт. 2012 г., 16:59:34
      Ответить
      Пустая все болтовня!
      Язык каждого этноса развивается по своим законамерностям.Язык не подчиняется никаким госудорственным законам и тем более ничьей воле.Мы можем только констатировать : живет ли язык,развивается ли он или умирает.Любая власть здесь бессильна.Сколько бы деятели типа небезизвестного бормотолога Маркова или этой гражданки с фотографии ни пустословили и сколько бы ни паразитировали на этой проблеме,все усилия эти пусты.Поддерживать коми язык необходимо - это не обсуждается.Но какие-либо силовые или экономические методы воздействия на этот самостоятельно происходящий независимый процесс этногенеза и языкогенеза -- ТЩЕТНЫ!
      • Евдоким Кириллович
        26 окт. 2012 г., 17:18:15
        Ответить
        Вопрос Пименовой
        Уважаемая,вы печетесь о коми культуре и коми языке!Скажите,видели ли вы в Выльгорте памятник коми балалаечных дел мастеру Налимову? Если нет,то обязательно съездите и взгляните на это "произведение" жида Романа Бендерского (кстати - почему этот представитель космополитического народа возглавляет союз коми художников? и других их представителей это тоже касается - вы понимаете,на кого я намекаю). Почему,создав это уродство,Бендерский глумится тем самым над коми культурой и коми народом и унижает нас!? Ведь на эту скульптуру трудно без дрожи смотреть!Изображен какой-то юродивый дегенерат,но не наш Страдивари.Почему не прошли народные слушания по художественной оценке этого произведения.Почему вопрос установки этого унижающего Налимова и весь коми народ уродства решался колейно Вот чем вы бы занялись вместо пустых разговоров.
        • темса
          27 окт. 2012 г., 0:05:33
          Ответить
          Кися Моисеевна абсолютно права, а Вы Евдоким Кириллович даже не поняли о чем говорится. Национализм = фашизм!
      • Мамонт
        27 окт. 2012 г., 12:55:45
        Ответить
        Кисе Моисеевне
        100 % - Истину глаголете!!!!!
  • Вы чё, вооще?
    26 окт. 2012 г., 13:16:33
    Ответить
    коми фискультура?
    зачем эта пифа дискредитирует коми народ?
    • Ёж
      26 окт. 2012 г., 20:30:12
      Ответить
      а что, прикольно!
      Даже подскажу несколько упражнений:
      1. Спать на снегу в алкогольном опьянении (закаливание)
      2. Бодание лбами после третьего стакана (укрепление лобной кости)
      3. Подпрыгивание на одном месте при продаже браконьерской рыбы и золотого корня (кстати он в красной книге. заодно дети изучат исчезающие виды флоры)укрепление мышц ног для забега за пузырем перед закрытием магазина
  • Еще раз предлагаю
    26 окт. 2012 г., 13:17:41
    Ответить
    Не плясать вокруг да около с Коми языком , а напрямую доплачивать этническим коми к зарплате - ведь главная цель поддержка вымирающей нации , будем честны . Этим вы сбережете нервы тем , кому язык насаждается насильно , а тут еще насаждать коми-физкультуру (физику,химию и ОБЖ)
    • братан
      27 окт. 2012 г., 0:10:02
      Ответить
      Опаньки, и тут я вдруг вспомнил о своих комикорнях. Да я же свой, братаны, я коми! Где тут касса?
  • я
    26 окт. 2012 г., 13:22:11
    Ответить
    ну-ну... лезгинку танцевать не надо?
    а еще есть такие люди - сурдопереводчики... может и на них какие льготы подкинем... а еще жонглеры... чтоб в очереди не скучно было...
  • вадя
    26 окт. 2012 г., 13:25:19
    Ответить
    интересно, из каких источников финансируется эта организация, продвигающая сугубо свои материальные интересы? надеюсь не из карманов налогоплательщиков.
  • фашизм
    26 окт. 2012 г., 13:25:41
    Ответить
    не
    пройдет!
    • коми-фашизм
      26 окт. 2012 г., 22:40:17
      Ответить
      не
      пройдет!
      • коми
        27 окт. 2012 г., 13:15:38
        Ответить
        страдают от пришлого фашизма
  • я
    26 окт. 2012 г., 13:29:02
    Ответить
    А как отношение у Виктории к финно-угорскому парку, к пьяным праздникам и все больше уменьшающейся тематике финно-угорского мира.
    • темса
      27 окт. 2012 г., 0:13:29
      Ответить
      А финны ведь нас ненавидят, и воевали с нам на стороне фашистов. Они точно братья?
  • 321
    26 окт. 2012 г., 13:57:08
    Ответить
    Согласно переписи населения от 2010 года, в Республике проживает только 23,7% коми от числа общего населения. Так почему представители остальных национальностей, которых 76,3%, должны быть ущемлены и поставлены в неравные условия с представителями коми народа? Только потому, что живут на территории, которая называется Республика Коми??? Конституцию пусть почитает, уважаемый представитель! А то, попахивает национализмом, однако!
  • 111
    26 окт. 2012 г., 14:00:59
    Ответить
    Итак суммируем, мы хотим: новую машину, новый офис, увеличение финансирование, льготные условия по ипотеке. При чем тут коми язык. Коми язык можно вводить только как факультатив (свободное посещение), тогда сразу уведите насколько он нужен.
    • 123
      26 окт. 2012 г., 14:47:20
      Ответить
      А введите математику и физику как факультатив (свободное посещение), тогда сразу увидете насколько они нужны. Я за коми язык. Живете на территории республики, извольте хотя бы азы знать. Не спешите с ответом, смотрите на другие республики.
      • 111
        26 окт. 2012 г., 15:07:37
        Ответить
        Вы сравните с другими языками, с английским например. Будет английский и коми факультатив на выбор куда пойдут? Азы я знал когда-то, учили в школе (обязательно), к сожалению нигде не применим, в отличии от того же английского. Я живу в России и русским языком владею.
        • 123-ему
          26 окт. 2012 г., 15:35:48
          Ответить
          Завтра переедешь в Ханты-Мансийск, посмотрим как ты будешь петь, когда тебе хант(остяк)или манси(вогул) скажут учи остяцки и вогульский языки, живете на территории округа, учи вогульский и остяцкий
      • Александр Щиголев
        26 окт. 2012 г., 16:45:04
        Ответить
        Очень нравиться изречение: " Живете на территории республики, извольте хотя бы азы знать"
        Давно заметил одну историческую особенность: чем малочисленнее народ, тем больше у него шовинистических амбиций.

        Ну и что Вам с того, что я буду знать, чем манян отличается от манянь? Это Вам душу согреет?

        Очередная идеологическая гадость властей: путём принудиловки к изучению языка поссорить коми и остальных, и отвести народ от реальных проблем, созданных властью.

        Старое, но верное: разделяй и властвуй.

        А коми нацики на это с радостью покупаются! Не о своих националистических амбициях думать надо, а о том, к чему это всё привести может, и кому это выгодно.
        • Александр Щиголев
          26 окт. 2012 г., 16:52:43
          Ответить
          P.S.
          Единственно, в чём поддерживаю Жириновского, так это перевод всех регионов в статус губерний.
          Вот тогда и заявлений, типа: "вы живёте на нашей земле...", уже не будет. Все будем жить на одной.
          • темса
            27 окт. 2012 г., 0:25:16
            Ответить
            А кто сказал, что Республика Коми исконно территория коми? Осваивали нынешние границы всем миром. А коми друг с другом не дружат. То ли у них язык коми-ижемский, то ли сыктывдинский, то ли усть-куломский. Сами друг друга склоняют, а наши дети в обязаловку эту х.. учи.
      • для 321
        27 окт. 2012 г., 10:45:33
        Ответить
        Живете на территории республики, извольте хотя бы азы знать.
        Значит первопричина изучения языка, все-таки территория. Тогда нужно пристально посмотреть, по какому праву Вологодская область стала Республикой Коми. Кто-то спросил вологжан, на каком основании у них отобрана их территоррия.Таких документов нет! Необходимо начинать компанию по возвращения земель его законному владельцу, всеми законными средствами.
  • мне название должности ее нравится:
    26 окт. 2012 г., 14:22:16
    Ответить
    председатель представительства
    предс 2 раза.
    Это чисто по-русски. А как это будет по-коми? Илши они все равно без не-по-коми не смогут? Она говорит "дедлайн", не ведая, видимо, что в дословно переводе на русский это - "мёртвая линия".
    Мёртвая линия - очень характерное определения для перспектив представительства, возглавляемого данным председателем.
  • а че?коми физра -это супер
    26 окт. 2012 г., 14:23:53
    Ответить
    каждому по малице и по хорею
    у кого хорея нет тот пусть оленем работает
  • 333
    26 окт. 2012 г., 14:31:31
    Ответить
    Дедлайн — крайний срок (дата и/или время), к которому должна быть выполнена задача
  • 5
    26 окт. 2012 г., 14:35:40
    Ответить
    Доиграетесь, скоро скины с кавказцев на 23,7% населения республики переориентируются
    • 6
      26 окт. 2012 г., 16:10:34
      Ответить
      дак скины все коми. Колегов - думаете русская фамилия?
  • Борис
    26 окт. 2012 г., 14:35:55
    Ответить
    Мнение
    Надоело уже распространение этой национальной тематики. Насоздают организаций, которым нужно что-то делать для обоснования своей нужности - например требовать обязательности чего-либо.
    Не нужно вводить обязательное изучение в садиках и надо отменить в школах. Хватит ущемлять права коренного русского населения Республики Коми. Если вводить, то только в отдельных учебных заведениях и на добровольной основе.
    Не каждый ребенок может быть полиглотом и изучение еще одного языка может пойти во вред изучения русского или выбранного иностранного. Таким образом вырастим целый регион безграмотного населения ради продвижения искусственной идеи.
    • браво!
      26 окт. 2012 г., 14:43:52
      Ответить
      Всецело поддерживаю!!!
    • Борису
      26 окт. 2012 г., 15:38:53
      Ответить
      Мнение
      По поводу ущемления прав русского населения: правильнее было-бы сказать русскоязычного населения.В остальном-Вы абсолютно правы.
      • Что совсем уже, комиязычные
        26 окт. 2012 г., 23:08:58
        Ответить
        Вот шовинизм! Только в России такое возможно,государствообразующему этносу сказать-русскоязычный.
        Как сказать в Германии-немецкоязычный, или в Англии- англоязычный.
    • йети
      26 окт. 2012 г., 16:56:42
      Ответить
      Коми язык в садике
      Боря, скаких это пор ты стал коренным русским на коми земле? Твои корни в землях Германии, Франции, В Венеции. Ты сюда пришёл завоевателем, колонизатором, варваром. Славяне своими походами а Византию наводили там ужас, убивали, грабили, насиловали. Поэтому и назвали славян варварами.
      • Борис
        26 окт. 2012 г., 19:53:01
        Ответить
        Ответ
        Какие только страшные сказки не придумают националисты для оправдания своих идей. Вот Адольф когда-то тоже любил сочинять сказки про голубую кровь и арийскую красоту.
        Однако обращаетесь к другим фамильярно, а свое имя даже назвать боитесь.
        • а сейчас ГОЛУБАЯ кровь
          26 окт. 2012 г., 22:43:28
          Ответить
          только у педе растов
  • 0-=
    26 окт. 2012 г., 14:46:06
    Ответить
    Какая выгодная тема для некоторых рассуждать на всех уровнях о коми языке! Других вопросов нет, можно безболезненно на всех перекрестках кричать на эту тему, завоевывая дешевую популярность
  • Никитка
    26 окт. 2012 г., 14:49:36
    Ответить
    Джечка-ЭВФЛ
    чур меня!
    • тт
      26 окт. 2012 г., 19:38:05
      Ответить
      Вы,Никитка, первокурсник с психфака?
      • Никитка
        27 окт. 2012 г., 0:16:48
        Ответить
        столь откровенно завидовать
        умению разбираться в людях не-при-лич-но!
      • Психолог
        27 окт. 2012 г., 12:44:09
        Ответить
        психфак
        хахах! :D в лужу пёрнули
        на психфаке не преподают Соционику и Психософию. хахах!
  • Дин
    26 окт. 2012 г., 15:28:30
    Ответить
    зачем навязывать всем коми язык и коми культуру?
    это же дикость.
  • все
    26 окт. 2012 г., 15:32:08
    Ответить
    мои знакомые,которые переехали из коми в другие республики,давно уже освоили языки тех республик,где они сейчас проживают.они рады,что освоили еще один язык и гордятся этим.моя мама приехала из белоруссии в коми в 1943 году и с тех пор живет здесь.быстро освоила коми язык и отлично общается на этом языке.может быть, не всем даются языки .я думаю не надо навязывать.кто может и хочет,пусть изучают.ведь изучение любого языка хорошо развивает память.мой внук с интересом относится и к коми ,и русскому,и литовскому,и английскому.мы рады этому.учится в 1 классе.
  • лучше всего
    26 окт. 2012 г., 15:36:02
    Ответить
    жить в той республике,где родился.говорят же-где родился,там и пригодился.тогда никаких проблем бы не было.в любой респубдике свой язык на 1 месте.затем русский и иностранные.у нас тут еще не такие требования по языку,как в других республиках.
  • не выучишь местный язык,
    26 окт. 2012 г., 15:37:37
    Ответить
    быстро депортируют.
  • кузя
    26 окт. 2012 г., 15:38:25
    Ответить
    надо написать в европейский суд по правам человека что насильно заставляют учить коми язык. отмодерировано
  • **
    26 окт. 2012 г., 15:43:47
    Ответить
    Цитата: "...входит в резолюции пункт о принятии муниципальной программы развития государственных языков."
    Хочу обратить внимание "государственных языков". Языков, а не одного коми языка! Что-то председатель предлагает в части развития государственного русского языка? А ненцам свой язык нужен? Или север Коми не их земля?
    Цитата: "Этой анкетой мы хотели доказать, что за изучение коми языка выступает большинство."
    Лично был свидетелем подобного анкетирования перед началом учебного года в первом классе 35-й школы. Все до единого родителя высказались против изучения коми языка.
    Вы, конечно, извините, но все эти "движения" не национальные, а националистические, т.к. пытаются "учить родину любить" не своих соплеменников, а представителей других национальностей.
    Зато что-то я не разу не слышал, чтобы "Коми Войтыр" открыто высказалось по насущим проблемам города или республики! Как насчет бот.сада КГПИ? Не ваш профиль? Не ваш город? Или это предоставляете делать Колегову и Ко?
  • родители не хотят,
    26 окт. 2012 г., 15:48:50
    Ответить
    а дети тем временем очень даже интересуются.дети-народ любознательный,особенно,в садах и начальных классах.и учат слова,и песни на коми поют.и такие довольные.это же только на пользу.
  • не коми
    26 окт. 2012 г., 15:49:59
    Ответить
    А давайте доплачивать живущим в Коми немцам за знание немецкого языка, украинцам - украинского и т.д., потому что они сохранили свой родной язык на "чужбине"
  • злыдня
    26 окт. 2012 г., 15:53:46
    Ответить
    .
    ну что за словосочетание такое "языковое гнездо". ушло в народ, но это нечто. кого там засаживают в этих гнездах - детей, птиц, колонии бактерий? что за гнезда вообще? или слово билингвы- дети, изучающие два языка. ну звучит, как название животных. чесслово.
  • приезжие
    26 окт. 2012 г., 16:13:14
    Ответить
    давно забыли свой язык,коми не выучили.общ.российский русский знают,это с большой натяжкой сказано,т.к в комментах огромное количество ошибок.скоро будем на пальцах общаться.да ну,их эти языки.кому они нужны.иностранные языки пригодятся от силы 10 %.но изучаем и не по одному языку.с родины,наверное,сбежали,что не захотели изучать родной язык.так получается.
    • Приезжим
      26 окт. 2012 г., 16:22:40
      Ответить
      учите язык, многоуважаемые!
      А Вам,приезжие, самое время учебником русского яэыка обзавестись.
  • рус
    26 окт. 2012 г., 18:53:24
    Ответить
    Никто насильно и не заставляет учить..У моего ребенка коми яз один из любимых предметов. И дома уважительное отношение, наверно потому, что никогда школьные предметы не делю на нужные ненужные. Ребенок сам разберется. А в садике тоже что-то учили..атте да пань умели говорить..А язык и культуру надо развивать, ведь это особенность республики.
  • вот и
    26 окт. 2012 г., 19:23:53
    Ответить
    местным коми работать негде.
    • местным коми работать негде.
      26 окт. 2012 г., 22:45:43
      Ответить
      а кому эти алкаши нужны?
      • поэтому,
        27 окт. 2012 г., 9:57:04
        Ответить
        и стали алкашами,что негде работать.коми гостеприимная республика.и вот итог.местные не могут получить жилье,отработав 40 лет ,а приезжим пожалуйста-3 года отработали и квартира пожалуйста.а вы неблагодарные,не хотите изучать местный язык,хотя бы разговорный и еще и всячески оскорб**ете местное население.вот таких приютили.асъя кыа отличный ансамбль,их принимают и во франции,и в японии и многих других странах,а приезжие в коми их не любят.что ж приехали?много лет уже прижимаете местных и оскорб**ете,бессовестные.поэтому и процент коми маленький,т.к.многие коми в переписи уже пишут,что они русские.вот до чего довели людей.коми люди из-за этого друг с другом говорят на русском,а на улице уже боятся говорить на своем языке.
        • Исаак Израилевич Аронзон
          27 окт. 2012 г., 18:34:02
          Ответить
          И действительно!
          Чо вы нас,коренное население,обижаете?Живете здесь,понаехали...Будьте добры изучить в совершенстве коми язык наш родной местный любимый.А не хотите учить - выметайтесь.Это наша коми земля,в натуре.
  • туризм
    26 окт. 2012 г., 21:43:54
    Ответить
    немного
    о развитии турзма в коми... едет по автодороге иностранец пытается читать названия населенных пунктов а они на коми и русском... поэтому надо для развития туризма срочно переделать указатели и добавить названия на английском языке
    • TTTT
      26 окт. 2012 г., 22:11:24
      Ответить
      Редакция БНК,
      будьте любезны,проведите опрос по целесообразности обязательного изучения коми-языка на страницах вашего издания.График-за или против...думаю,всё сразу станет ясно...а то со слов самОй Виктории Пименовой...70%...30%
  • кеша
    26 окт. 2012 г., 23:49:55
    Ответить
    На мой взгляд корреспонд разжигает межнац рознь своей статьей. Его надо посудить немножко. А возможно даже и предложить потрудиться на общественных работах.
    • не надо
      27 окт. 2012 г., 13:14:21
      Ответить
      вину валить ни на кого.вопрос задали,отвечайте "да" или "нет".а нечего опускать коми народ ниже плинтуса.он этого не заслужил.люди в коми живут добропорядочные,гостеприимные,трудолюбивые,умные.жаль,что им нет места на родине и вынуждены уезжать в большие города,где их ум востребован.
  • нэ комьи
    27 окт. 2012 г., 0:10:59
    Ответить
    физкультурники коми
    Пусть на физкультуру выходят с бубнами и палкой лупят. Делов то. А то ася ка все больше похожа на Бони М.
    Отправлено из мобильной версии
  • алекс
    27 окт. 2012 г., 10:36:21
    Ответить
    Виктория Пименова,процент коми в коми снизился по таким причинам-никаких льгот для коми нет.раньше поступали в вуз коми вне конкурса,лекарства получали бесплатно,даже татары национальность меняли на коми.приезжие всегда унижали коми,поэтому уже с 1970 годов на улице перестали слышать коми язык.коми люди друг с другом стали общаться на русском языке.дети чистокровных коми в паспортах стали указывать национальность русский.вот до чего довели коми людей.работа приезжим,квартиры приезжим и т.д.сестра родилась в коми.всю жизнь работала,ей сейчас 55 лет.дали 9 кв.в развалюхе под снос и все на этом.свыше 30 лет стоит в очереди и просвета еще нет.пока такое пренебрежение будет и от властей,скоро в коми будет 1 % коми населения.коми приходится уезжать из коми в питер и москву.чтобы устроиться на работу.коми в коми себя чувствуют гостями,а гости-хозяевами.во всех республиках местные в первую очередь на работу,на учебу и т.д.только в коми нет никаких льгот.льготы только приезжим.вот результат.конечно,некого учить коми языку.кто с рождения знал,тот и разговаривает и то в тихушку,чтоб не услышал никто.а коми-русские вряд ли захотят учить.только если детки в саду и нач.классах.они еще не понимают жизни.
  • республика коми
    27 окт. 2012 г., 10:44:11
    Ответить
    по факту является филиалом украины и татарии.а ,может,колонией.у нас очень хорошо гостям.у них и работа,и квартиры быстро получают,т.к.один устроится на начальствующую должность и перевозит весь свой табор и родню всю и всем по квартире.поэтому коми несчастные живут всю жизнь в бараках и в деревяшках,которые давно пора снести.полное издевательство над коми народом в своей же республике.нигде,наверное,такого нет.я бы переехала в чувашию,но без их языка кто меня там примет,да и еще на работу устроит.если только в дворники с моим высшим образованием.
    • Не чувствуется вашего "высшего"
      27 окт. 2012 г., 11:19:57
      Ответить
      очень хорошо гостям.у них и работа,и квартиры быстро получают
      Заметьте, САМИ СТРОЯТ, а не получают! Не спроста употреб**ете это слово, так как философия такая- получать. Перечислите строителей из числа коми, нет примеров? Так вот, приезжие и построили все жилье и промышленные предприятия в Коми. Доказательство тому коми деревни, ничего не построено нового, доживают в домах построенных прадедами, а если сами строят, то так коряво и не в национальных традициях.
      • я
        27 окт. 2012 г., 13:36:24
        Ответить
        вывод делаю из фактов,которые я знаю.тут вышка не нужна.и ум не надо на это.факты-вещь неумолимая
      • за работу
        27 окт. 2012 г., 13:43:00
        Ответить
        хорошую зарплату получили.можно и купить жилье.давайте будем жилье давать только строителям,раз они строят.не всем дано быть строителями.кто-то может быть врачом или юристом,учителем или летчиком,ученым или архитектором.а они что ,на гитлера работают ? не должны иметь свое жилье.так получается по вашим рассуждениям.наверное,у вас вышка.
  • почему
    27 окт. 2012 г., 10:49:43
    Ответить
    только в коми не имеют право на свою культуру,на свой уклад жизни,на свой язык.коми праздников в коми уже меньше.чем украинских и татарских праздников.это все напоминает сказку про зайца и лису.кто не читал,прочтите.во всех республиках свое на 1 месте.приезжие чихнуть боятся.это ж надо же.гостеприимных и добрых людей всегда еще умудрялись унизить и оскорбить.это психология человека.
  • построили
    27 окт. 2012 г., 11:45:31
    Ответить
    национальный этнопарк,наконец-то что-то свое построили.а приезжие опять недовольны.давайте мечети будем строить.в коми пусть коми командуют.республика наша и мы имеем на то право.не нравится?это ваши проблемы.считаться надо с населением,что и происходит в других республиках.
  • скоро ,
    27 окт. 2012 г., 11:46:42
    Ответить
    видно,всех коми выдворят из коми.
    • Мамонт
      27 окт. 2012 г., 13:33:29
      Ответить
      живите как все люди, хватит ныть
      Никто и ничем вам не обязан. Когда вы это поймёте, тогда и начнётся ваше возрождение. Почему вы требуете льготы, доплаты и прочие преференции лишь на том основании, что вы коми? В Республике все поставлены в равные условия. Надо работать. Группа людей от коми народа, эксплуатируя тему языка просто напросто неплохо пристроилась в тёплых кабинетах и гарантировано получая бюджетные деньги- обеспечивает своё безбедное существование. Перед коми народом реально стоит куча проблем, которые не решатся от того, что все выучат коми язык. Не это главное. Ну вот был Ю.Спиридонов при нём многое построено и много предприятий он отстоял......ну вот пришёл ваш Торлопов. Что он построил? Что отстоял? Всё пустил на самотёк и распродал. Восемь потерянных лет. Кто виноват?
      • почему
        27 окт. 2012 г., 13:50:57
        Ответить
        во всех республиках имеются льготы местному населению,а коми -не люди.пусть они тоже убирают свой язык в школах и все остальные льготы.коми,как козел отпущения.
      • кстати ,
        27 окт. 2012 г., 13:56:10
        Ответить
        скажите спасибо торлопову.это он убрал все льготы местным.и вы стали намного богаче жить.
    • Исаак Израилевич Аронзон
      27 окт. 2012 г., 18:40:32
      Ответить
      Ну уж нет!
      Нас,коми людей,с нашей коми земли они не не смогут выдворить! Пусть не мечтают об этом понаехавшие!
  • теперь
    27 окт. 2012 г., 13:54:10
    Ответить
    по одному торлопову надо делать такой вывод.он учитель по профессии,а как руководитель республики не состоялся.непонятно,почему москва на второй созыв его назначила.поэтому и надо,чтобы выбирал народ.
    • Лишай Семенович
      27 окт. 2012 г., 18:46:56
      Ответить
      Почему это торлопан не состоялся?
      Состоялся :"поруководил",теперь в совфеде членом груши околачивает.Он парень не промах - не упускал и не упускает того,что само в руки плывет.У нас в стране сейчас такие и рулят.Все правительство - жулики.
  • Житель
    27 окт. 2012 г., 14:01:49
    Ответить
    Даже от заголовка бредом несет.
  • а почему бы и нет.
    27 окт. 2012 г., 14:34:41
    Ответить
    детям всегда интересно что-то новое.одно и то же быстро надоедает.надо,чтобы дети знали историю своего края,культуру свою,быт и т. д.надо только придумать что-то интересное.допустим кидать не мяч или гранату,а деревянный топорик,изображая охотника.кто дальше кинет.можно много придумать,если пошевелить мозгами.в каждой республике огромное внимание уделяется местной культуре,свои праздники существуют,обычаи,свой быт,язык свой.не знаю,почему в коми столько возмущений по этому вопросу.попробуй в татарии сказать что-то проти,сразу попросят.да и в голову никому не придет выступать против национальных вопросов.а у нас -столько противников судя по комментариям.все воспринимают в штыки.
    • ЁПРСТ
      27 окт. 2012 г., 16:02:10
      Ответить
      а почему бы и нет.
      Когда у вас уже мозги просияют??? Да кто ж вам то не даёт учить язык, чтить свои традиции, справлять свои праздники? Учите, справляйте, сохраняйте культуру и традиции - круглосуточно столетиями подряд. НО!!!!! Нафига всё это навязывать другим народам проживающим в Коми??? У меня свои традиции, свои праздники, свой язык - на кой ляд мне ваши то сдались? Ну начну я топоры и валенки бросать, вам что от этого слаще жить станет? Кидаете вы валенки , ну и кидайте дальше - мы что не даём вам этим заниматься? Как только смотается делегация из Коми Войтыра на финоугорский конресс, так и начинается расшатывание ситуации с национальным вопросом. Маркову за это запад наверное приплачивает.
  • атлд
    27 окт. 2012 г., 16:31:57
    Ответить
    Бизнесмен Михаил ПрохоровПредпринимательНовости о персонеМихаил Прохоров предложил изменить Конституцию и отказаться от деления на национальные округа и республики. Об этом он заявил на съезде партии «Гражданская платформа», передает РИА Новости.

    По его словам, в стране созданы «национальное гетто», где местная власть «угнетает и грабит» людей. Он также считает, что активно разыгрывается национальная карта. «Не лучше ли честно сказать, что данная сталинско-ленинская система уже больше не эффективна в условиях двадцать первого века», — сказал Прохоров.

    Он предложил перейти к делению территории с точки зрения экономической целесообразности. «Да, для этого придется менять Конституцию, да, нужны радикальные изменения межбюджетной системы с переносом основных средств и доходов в муниципальные образования», — признал бизнесмен.

  • и еще
    27 окт. 2012 г., 17:50:51
    Ответить
    надо приказать людям,чтобы они забыли свои корни,род свой,родителей,бабушек и дедушек,со временем и братьев и сестер,детей,внуков.с ювеналкой так и будет.видно,надо все и всех забыть,в том числе родной язык,затем русский язык,а в башке оставить только английский и немецкий.гитлер сразу встанет с гроба,так обрадуется.скажет,без войны взял россию.к этому и идет.
  • КомиРусский
    27 окт. 2012 г., 18:26:03
    Ответить
    Быстрее бы уже в Россию переехать, холодно тут, зарплаты, маленькие, ещё и коминационализм раздувать начали.
    • а там
      27 окт. 2012 г., 19:29:39
      Ответить
      зарплата еще меньше.раздувают комментаторы,а не те ,кто задает вопросы.вместо да или нет люди такое накручивают.в коми еще советуются с приезжими,а не заставляют.не то что в других республиках.не спросят и введут то,что им надо.и баста.и кавказ весь уже в коми.всех принимают.никого не выгоняют.так что радуйтесь.но только хоть немного уважайте местных.
      • Мамонт -БНК
        27 окт. 2012 г., 23:05:17
        Ответить
        Без фанатизма и не предвзято
        Вынесите вопрос на ОПРОС-ГОЛОСОВАНИЕ посетителей сайта и всего два варианта ответа - ЗА и ПРОТИВ......Всё, результат берём за основу. Чего тут зря ругаться и чего то доказывать..... Я кстати сегодня уже выучил - вузасянин, улича, видчись поездысь, уджаланкад, зарниёль..... Короче что увидел.....
      • КомиРусский
        28 окт. 2012 г., 7:15:57
        Ответить
        Да что вы, почему-то после распада ссср население коми сократилось более чем на 22% и продолжает сокращаться, у меня много знакомых уехало отсюда и продолжают потихоньку уезжать, если бы тут было всё так прекрасно, то наверно люди не уезжали бы!

        Про то, что там меньше платят - не спорю, в России есть небогатые регионы, но кто туда едет? Уезжают в благополучные регионы где даже без северных доплат люди получат больше чем в Коми республике.
  • знаток
    27 окт. 2012 г., 23:34:32
    Ответить
    Время обсуждения учить коми язык или нет нашему подрастающему в Коми поколению ПРОШЛО год назад!
    Согласно новым российским образовательным стандартам - обучение национальному языку ОБЯЗАТЕЛЬНО! Но на разном уровне - одни должны усвоить несколько фраз , а другие должны уметь писать сочинения. И что тогда спорить!??

    • Знатоку
      28 окт. 2012 г., 12:53:49
      Ответить
      обучение национальному языку ОБЯЗАТЕЛЬНО
      Совершенно верно! Чеченцу-чеченского, русскому-русского, татару-татарского и коми-коми! И нмикакого принуждения!
  • знаток
    28 окт. 2012 г., 18:11:40
    Ответить
    Имеется ввиду местному национальному языку! В Чечне - чеченскому, в Татарии - татарскому и т.д.
    • КомиРусский
      28 окт. 2012 г., 19:34:47
      Ответить
      Прошу прощения, а на каком диалекте коми вы собрались учить, у мну батя с ижмы был дак когда он встречался с коми с южных регионов они порой по коми не могли понять друг друга и говорили по русски т. к. разные диалекты и бывает что одно слово имеет разные значения. Или господа с Коми войтыр собираются устроить диктатуру одного диалекта и всех выровнять под одну гребёнку? Дурная затея, лучше бы эти Коми войтыр занимались проблемой села, детских садов и рабочих мест, да и много у коми народа действительно серьёзных проблем, а тут чушью занимаются и не факт, что не без корыстно.
  • 007
    29 окт. 2012 г., 0:54:11
    Ответить
    Браво !!!!!!!
    Отлично !!!!!!
    А большинство "комментаторов" так и не поняло, о чем идет речь....А вот высказываться горазды...Интересно, а с каким выражением лица надо давать подобные интервью....клоунско-комичным, чтоли....
    У меня самого намешано национальностей...но дети с удовольствием занимаются языком, причем владеют несколькими...Во многих регионах России изучают национальные языки,даже вопросов о насилии не возникает, а тем уважаемым, которые про это говорят-советую поехать в тот же Татарстан, где всех поголовно, начиная с детского сада действительно заставляют..и то вопроса о насильственном изучении языка не стоит....
    • Виктор
      30 окт. 2012 г., 4:37:23
      Ответить
      007 изучи вопрос
      Прежде чем что-то писать про Татарстан, хотя бы Wiki открой..., по последней переписи населения, там татар более 50%, а в Коми-русских 65%, вот вам и ответ.
      • 007
        01 нояб. 2012 г., 18:34:02
        Ответить
        По Татарстану вопрос знаю...ТК САМ ТАМ ПРОЖИВАЛ,,,,,,Однако учил там и татарский...а Вы покажите мне чистокровного русского.....А в том же Wiki любой, включая и Вас, уважаемый, может написать что угодно....
  • Знающий
    31 окт. 2012 г., 19:40:02
    Ответить
    Очуметь.....
    Мы с трудом выбиваем из минобраза учебники по коми языку, а другие родители вообще за свой счет покупают. И это при том что нам навязывают изучение коми языка. Кроме того на эти учебники выделяться деньги.
    Позор!!!!! Вы сами то язык СВОЙ знаете???
    • 1111
      01 нояб. 2012 г., 18:29:46
      Ответить
      Более чем...а учебники мы и сами за свой счет покупаем...