Скрипачка Ольга Ульянова: «Музыка - это особая стихия»
Коми республиканская филармония начала 74-й творческий сезон. Однако задолго до официального открытия сезона стартовал сезон камерных концертов. Первым в серии музыкальных салонов стал концерт Ефима Завального и Ребекки Магомедовой. Вторым - выступление скрипачки Ольги Ульяновой. Вместе с пианисткой Евгенией Лисовой солистка порадовала публику произведениями Ф.Крейслера, А.Пьяццоллы, Д.Шостаковича. Улучив десять минут в плотном графике репетиций, Ольга, выпускница Саратовской консерватории им. Л.В.Собинова и первая скрипка республиканского ансамбля «Вдохновение», ответила на вопросы корреспондента БНК.
Фото Евгении Габовой
- В концерте звучали произведения разных композиторов, но почти все были в форме миниатюр. Что играть сложнее, крупные жанры или малые?
- Миниатюры - это тоже трудно. Задачи не менее сложные, чем в крупной форме. Нужно переключать свое настроение и внутреннее состояние более оперативно, к тому же и технически все не так просто, как кажется. Вообще, сыграть сольный концерт через четыре года после окончания вуза - это проверка.
- Вы выступаете и сольно, и в составе квартета «Вдохновение», также играете в оркестре. Что нравится больше?
- Тут сравнивать даже сложно. Везде своя специфика. Есть те, кто любит сольное исполнительство, другим проще играть в оркестре, третьим нравятся определенные составы — квартет, например. Мне хорошо везде. Есть плюсы, минусы. Я вообще люблю играть на скрипке — это классно.
- Откуда такая любовь к инструменту?
- Из детства. Я из музыкальной семьи, и музыка всегда была в моей жизни. Уже во втором классе я поняла, что не могу без скрипки. Я пробовала заниматься на фортепиано, но в третьем классе перевелась на скрипку и начала заниматься на любимом инструменте.
- А соседи? Обычно, если ребенок начинает учиться играть на скрипке, соседи страдают…
- В детстве, кажется, никто особо не жаловался. А сейчас мои соседи в большинстве своем сами артисты и музыканты из «Асъя Кыа», и они знают, как важно репетировать и заниматься дома. Был момент, когда у меня был очень плотный график выступлений, нужно было играть много разного сложного материала. Так я по четыре, а то и по пять часов в день занималась дома. Это длилось, конечно, не месяц, а дней десять. Но испытание то еще, согласитесь. Ребята ни слова не сказали, хотя слышал меня весь этаж. Хотя с другой стороны, я ведь не «Сурка» играла и не детские пьески, там были Паганини, Прокофьев, Моцарт, Бах. Программа была достойная.
- Помимо классических концертов, насколько мне известно, вы часто участвуете в различных, так скажем, менее формальных музыкальных программах. В том же концерте группы Геринельдо Мелькиадес, который состоялся в начале этого года в студии Loft...
- Тогда вообще все спонтанно произошло. Я не успела зайти в студию, вопрос: «Оля, а где скрипка? - Дома. - Поехали за скрипкой, потому что эту песню ты знаешь, эту тоже знаешь, поиграешь». Если бы я не знала, что нужно играть, я бы, разумеется, отказалась. Я не люблю такого рода самодеятельность. Играть абы что и абы как — непрофессионально. Какие-то вещи допустимы на репетициях, но выходить на сцену — неважно где, на квартирнике или в театре — и при этом не знать материал... Это не про меня.
- Еще был проект E.F.T- Mindwash, в котором было намешано множество стилей: D&B, Dubstep, джаз, джангл, и даже ambient. В нем также принимали участие барабанщик Дмитрий Сабуров и клавишник Илья Мясников. Даже промо-тур планировался какой-то...
- Да, проект существует. Правда, сейчас «бурление» в этом котле немного приутихло. Времени на все не хватает. Мы обязательно еще вернемся к этому проекту. Планы большие.
- В рамках работы с квартетом «Вдохновение» много выступаете перед детской аудиторией, в школах, даже в детских садах. Такие выступления поднимают профессиональный уровень?
- На рост профессионального уровня такие выступления особо не влияют, конечно. Тут несколько другое – это отношение к своей работе. Для детей мы обычно готовим маленькие пьески, но и их нужно уметь сыграть красиво. Малыши тоже должны слушать качественную музыку. И для них нельзя играть спустя рукава, пусть и легкие произведения
- Одно дело, когда в детском возрасте хочется играть на инструменте. Другое — пройти весь путь, музыкальной школы до консерватории. Зачем?
- Осознание приходит с годами. Лично я точно знаю, что люблю музыку. Настолько, что вряд ли смогу жить без нее. Я не раз задумывалась — а что будет, если перестать играть. Сидеть в офисе? Вряд ли. Почему происходит так? Ответ у каждого свой. Я могу играть сутки напролет. И при этом каждый раз испытывать такие эмоции, проживать такие состояния, которые ни с чем не сравнятся. Музыка — это особая стихия. Ведь если посмотреть, казалось бы, быть музыкантом — профессия. Но как нас учат? Консерватория по-своему уникальное учебное заведение. Так не преподают больше нигде. С каждым учитель занимается индивидуально, на твоих уроках занимаются только с тобой и общаются один на один. И если педагог относится к своим ученикам не как к потоку и конвейеру, то происходит нечто удивительное — передача знаний и одновременное раскрытие таланта.
- Сыктывкар часто называют «болотом, в котором ничего не происходит». Многие жалуются на информационный и культурный голод. При этом, если посмотреть с другой стороны, происходит не так уж и мало, фестивали, концерты, встречи... Голод есть?
- Есть. Но к нему можно относиться по-разному. Если мне, допустим, чего-то не хватает, я это стараюсь компенсировать своей собственной работой. Проблема культуры Сыктывкара и Коми в том, что здесь очень мало молодежи. Но с другой стороны, здесь собрано немало профессионалов, которых если зажечь, если заинтересовать, то можно получить превосходный результат. Так появляются интереснейшие спектакли, концертные программы, выступления, которые становятся жемчужинами. А вообще сейчас грех жаловаться на то, что ничего не происходит. С 18 октября начинается фестиваль «Шедевры и премьеры» оркестра Musica Viva. 19-го у нас на сцене филармонии концерт Даниила Крамера. Причем, когда такие концерты происходят в провинции, к ним внимание и отношение совсем другое, нежели в столице. В той же Москве, где разнообразие и вечный цейтнот, очень многое пропускается, проходит незамеченным.
- Бывает усталость от музыки?
- Усталость может возникнуть от общения с людьми, от эмоций, от огромного количества музыкальных впечатлений. Усталость проходит, а желание творчества остается.
Комментарии (16)
По моему именно такие девушки и должны быть ориентиром по жизни, и если для этого необходимо поучаствовать в конкурсе авторитетном у подростков почему бы нет?
А не она ли поет на клиросе Свято-Казанского храма в Кочпоне? Несколько раз видели там девушку, как две капли воды похожую на нее.
Вы что-нибудь одно выберите: или "красивая", или "умничка".