Библиотечный психолог Илья Винниченко: «Люди соскучились по живому общению»
27 мая отмечается Общероссийский день библиотек. Современные библиотеки сильно отличаются от классического образа «хранилища книг». Взять, например, Юношескую библиотеку Республики Коми, которая в этом году отмечает 40-летний юбилей. Учреждение постепенно переходит на новые технологии, в этом году введена электронная выдача книг. Более того, за последние годы библиотека из пункта выдачи и приема книг превратилась в территорию молодежного досуга, где читатель может стать участником творческих вечеров и различных клубов по интересам, мастер-классов, посмотреть любимый фильм, послушать живую музыку, поиграть в настольные и электронные игры. А еще здесь работает библиотечный психолог. Илье Винниченко — выпускнику факультета психологии Ярославского государственного университета имени Демидова — 24 года. Почти год он - сотрудник библиотеки. О своей работе Илья рассказал корреспонденту БНК.
Фото Юрия Кабанцева
- Зачем библиотеке психолог?
- Многие удивляются, когда слышат, кем я работаю. Нет такой специализации «библиотечный психолог», по крайней мере, этому не учат в университете. Но, как показывает практика, услуги психолога очень востребованы посетителями библиотеки. Библиотечный психолог – это очень творческая работа. Здесь нужно постоянно думать, что ты можешь полезного дать библиотеке, целевой аудитории. Приходится находить точки соприкосновения: как ты можешь использовать свои знания в психологии на библиотечном поприще.
- И как это можно делать?
- Основное направление - профориентационная работа. Я работаю в юношеской библиотеке, и так или иначе наша целевая аудитория – подростки и молодежь. Многие из наших посетителей заканчивают школу, планируют поступать в вузы. Кроме того, я провожу диагностику качеств личности, диагностику IQ. Работа строится в основном по запросу, причем чаще обращаются не отдельные клиенты, а группы. Еще большим спросом пользуются тренинги. Студенческие группы часто просят позаниматься с ними на предмет командообразования, на сплочение. Бывают и специфические заявки – звонит, например, преподаватель, у которого в плане занятий есть пункт по психологическим аспектам его предмета. В таком случае думаем уже вместе, как лучше раскрыть этот вопрос, как подать информацию.
- Илья - ты молодой специалист. Обычно, уезжая за образованием в другой город, в Сыктывкар не возвращаются. Почему ты стал исключением?
- Все прозаично. Вернулся из-за семьи, кроме того, было немало вопросов, которые нужно было решить здесь. Я стараюсь не загадывать: пока молодо-зелено. Может, в будущем и занесет меня в какой-то другой город, но пока я здесь.
- Юношеская библиотека Республики Коми известна тем, что очень активно внедряет инновационные методы в своей работе. Что скажешь на этот счет?
- Многие библиотеки сегодня взяли верный, на мой взгляд, курс и стараются предлагать жителям города не только стереотипные библиотечные услуги. Сегодня библиотека – это не только то место, где хранят и дают почитать книги. Даже само понятие «читатель» сегодня переживает трансформацию. Читатель все чаще становится пользователем библиотеки, в который прибегает к тем или иным услугам. Да, книги остаются и продолжают играть самую главную роль. И, кстати, все нововведения, которые мы используем для привлечения читателей – особенно молодежи, – так или иначе работают на книги. В конечном итоге, независимо от того, за какой услугой пришел к нам посетитель, он заинтересуется книгами и чтением.
- Появление ставки библиотечного психолога – это еще одна инновация?
- На самом деле ставка была и раньше, просто вакансия была свободной. Но, по сути, появление библиотечного психолога это не столь навязанное нововведение, сколько реакция на социальный запрос. В обществе все же есть потребность в консультациях психолога.
- Но почему эти консультации проводятся в библиотеке?
- А почему нет? Библиотека – это все же публичное место. К тому же отношение к психологу, который работает в библиотеке, совершенно иное. Главный принцип – человек должен добровольно обратиться к специалисту. Сюда людей не погонят из-под палки. К тому же в сознании многих – прийти на консультацию в библиотеку это не то, что прийти на прием к практикующему психологу в какой-нибудь, скажем, центр. Такое решение дается значительно легче, потому библиотека изначально ассоциируется у людей с чем-то менее проблемным и добровольным.
- Молодежь, которая приходит к вам на консультации, она какая?
- Люди очень разные. То, что очень часто сегодня обвиняют подрастающее поколение в инфантилизме и отсутствии желания мыслить самостоятельно, во многом необоснованно. Молодежь у нас чаще всего думающая и, что особо приятно, читающая.
- В чем заключается профориентационная работа?
- Профориентация демонстрирует склонности человека, предрасположенность к той или иной профессии. По прохождению ряда методик можно спрогнозировать, в какой сфере деятельности человек будет более успешен, где он сможет в большей степени проявить себя, где, что немаловажно, он будет получать больше психологического удовлетворения. Мне кажется, профориентация – это хороший индикатор, который показывает то, что ты хочешь, и то, что ты на самом деле можешь, к чему ты готов внутренне. По результатам тех консультаций, которые я проводил, нет перегиба в какую-то сторону. Все так же есть подростки, склонные к медицине, к спортивной деятельности, социальной работе.
- Вот уже полтора в городе наблюдается бум игротек. В Юношеской библиотеке тоже каждую неделю можно прийти и поиграть в самые разные игры. С чем связана такая вдруг проснувшаяся любовь людей к настольным играм?
- Очень долго в России не было развития в сфере настольных игр. Что у нас было? «Монополия» и лото. Пожалуй, все. Сейчас индустрия повернулась к производству таких игр. Их огромное множество, и они затрагивают самые разные сферы жизни человека. Что такое игра? Это модель. Когда человек играет, он тренирует новые модели поведения. При этом в игре можно ошибиться, без каких-либо тяжелых последствий. Есть и другой момент: люди соскучились по живому общению. Настольные игры в Сыктывкаре чаще всего предоставляются в библиотеке, в антикафе. Для чего люди идут к нам – за общением. Бывают люди стеснительные, и чтобы завязать новые отношения, им нужен повод. Игра в данном случае – отличный повод.
- Какие новые направления вам хотелось бы внедрить в своей работе?
- Очень многие библиотечные психологи занимаются библиотерапией. Я планирую развить это направление. Любая книга – это определенная жизненная модель. Сказки, романы, повести – все это огромный набор жизненных ситуаций. Каждому можно подобрать свою книгу, прочитав которую, человек может увидеть со стороны ту или иную свою проблему. При этом известный факт: решать свои проблемы – очень сложно, а вот решить проблему персонажа из книги – намного легче. При этом как будто бы со стороны, но человек прорабатывает свою собственную ситуацию, перенося опыт на свою собственную жизнь.
- Есть стереотип: клоуны – это самые веселые люди, а врачи никогда не болеют. Психологи, по этой логике, это люди, у которых не должно быть вообще никаких проблем...
- Психолог, как и многие специалисты, – сапожник без сапог. Психолог – это такой же человек, как и все. Он не маг и не волшебник. У него так же есть проблемы и заботы, свои сложности. Благодаря моей профессии у меня, наверное, чуть выше уровень саморефлексии, чем у остальных. Здравая рефлексия – она все-таки полезна.
- Как справляетесь с плохим настроением?
- Общаюсь с друзьями. У меня друзей не очень много, но они все разные. Конечно, здорово встретиться, прогуляться, поговорить по душам. Но иногда и разговор по телефону может очень многое дать.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber


Комментарии (3)