00:52, 07.10.2011

Режиссер Олег Нагорничных: «У здешних актеров еще нет опыта играть жестко»

В Академическом театре драмы им. Виктора Савина во вторник прошел премьерный показ спектакля «Гамлет». Авторы постарались поразить зрителя: Гертруда пела арии, Офелия ушла в балет, а Гамлет разделся. Планы показать сыктывкарскому зрителю Шекспира у режиссера Олега Нагорничных появились еще год назад. По его мнению, театр созрел для постановки такого масштаба и серьезности. На тот момент не хватало только средств. И когда они все-таки нашлись, перед режиссером встали новые задачи. Во-первых, знаменитое произведение ставилось много раз, значит, публике надо предложить что-то новое, оригинальное. Во-вторых, «Гамлет» - своеобразный рубикон, который переходит театр, за ним должно следовать кардинальное обновление, и это добавляет ответственности. О том, что удалось и над чем еще надо работать, мы поговорили с Олегом Нагорничных вечером 4 октября, сразу после спектакля.

 

нагорничных.jpg

Фото БНКоми 

 

- Какова ваша степень удовлетворенности премьерой? Можно передать ее в процентном соотношении?

- Можно (улыбается). Это где-то процентов шестьдесят - семьдесят.

- То есть надо еще работать и работать?

- Ну, конечно! Это же закон театра. Вообще, чтобы понять спектакль, нужно его смотреть десятым. Актеры уже свободны от премьерного волнения, от всех зажимов, которые, естественно, бывают во время сдачи и премьеры, когда они уже обретают некий воздух, более свободно владеют формами. Если вы заметили, этих форм в спектакле достаточно. Конечно, я очень надеюсь, что он будет развиваться.

- Исполнитель роли Гамлета Анатолий Федоренко сказал, что все еще работает над ролью.

- Разумеется. Высоцкий десять лет играл Гамлета, и образ постоянно менялся, развивался. Надо помнить, что все зависит от масштаба таланта актера. Любая роль развивается в процессе проката спектакля - если человек, актер не заштампован, не зашорен и понимает, про что он играет. Не как, а именно про что. Для меня основная трудность и задача была, чтобы актеры смогли передать темперамент мысли, потому что это самое сложное. Я имею в виду момент, когда форма рождается в процессе постижения роли, когда она не навязана режиссером. Это, кстати, удалось многим актерам, в определенной степени, конечно. Я иногда и не надеялся, что получится, потому что такая задача для этого театра очень сложна. У здешних актеров еще нет опыта играть жестко, скупо, без так называемых актерствований, которые я ненавижу. Как говорил Немирович-Данченко, «скупая мужская простота».

- И, наверное, как Гамлет учил актеров в спектакле?

- Да! Вы ведь заметили, как он к залу обращается! Кстати, я не видел почти ни одного спектакля, где была бы сохранена эта сцена (имеется в виду сцена, где Гамлет в процессе наставления заезжих актеров рассказывает, что такое театр, в постановке Нагорничных обращаясь к зрительному залу - МС). Для меня оставить эту сцену было делом принципа, потому что это важно для театра и сыктывкарской публики. Я ведь не уверен, что всем этот спектакль понравится, я даже не надеялся на это. Глупо ждать, что все поймут.

- Кому-то может показаться, что там слишком много всего: игра с декорациями, диалоги, монологи, танцы, пение…

- Все эти зашифрованные смыслы, которые я вкладывал в спектакль, нужно потрудиться расшифровать. На обсуждении спектакля после прогона мне очень понравилось, что Морозова (Вера Морозова, театральный критик - МС) эти смыслы расшифровала. Она - профессионал, и я ее всегда слушаю, потому что уверен: лучше критиков в Сыктывкаре, которые разбираются в театральных постановках без личных эмоций и очень глубоко, нет. Она одна разгадала, что Гамлету, этому больному мальчику, который постоянно падает в обморок, интеллектуалу, учившемуся в европейском университете, только сила духа помогает выдержать испытания и идти твердо к намеченной цели после того, как на него вдруг обрушился огромный груз. Вот об этой силе духа я буквально за сутки до прогона говорил актерам. Вера Морозова буквально повторила мои слова. И когда она это сказала, я понял, что все-таки есть еще умные люди, которые могут разгадать эти тайные смыслы (смеется).

- В антракте я слышала, как некоторые зрители в разговорах между собой отмечали злость Гамлета. Гамлеты ведь бывают разные - философствующие, печальные, а ваш злой. Почему?

- Я думаю, что это взгляд на современного молодого человека. Большинство молодых людей по природе своей агрессивны. Так проявляется их слабость, как ни парадоксально это звучит. Я много общаюсь с молодежью, преподаю, у меня студенты. И они часто свою слабость и непонимание мира демонстрируют через агрессию. Педагогу надо обладать огромным терпением для того, чтобы понимать, почему эта агрессия происходит, и потихонечку, подспудно это дело выправлять. Задача роли Гамлета и для Толика (актер Анатолий Федоренко - МС) - эти комплексы изживать из себя. Это почти психоаналитическая задача.

Весь текст интервью с режиссером Нагорничных читайте в газете МС.

 

1452

Комментарии (9)

Добавить комментарий
  • что за
    07 окт. 2011 г., 1:42:29
    Ответить
    горделивый
    петушок к нам пожаловал?
  • непрофессионал)
    07 окт. 2011 г., 9:42:40
    Ответить
    Вера Морозова - профессонал?:))))))) это ж куда мы катимся...
  • Эфрос
    07 окт. 2011 г., 11:10:35
    Ответить
    Да уЖ.
    Это Морозова-то критик?
    Колхозница.
  • театроман
    07 окт. 2011 г., 12:55:23
    Ответить
    критик?
    Согласен с комментариями. Морозова - пустышка. Может быть знала о наставлениях режиссёра. Вся её критика - сплошная компиляция или полная ересь. А Гамлет нашим ствить рано. Не готовы ни по опыту, ни по таланту.
  • коллега морозовой
    07 окт. 2011 г., 13:39:04
    Ответить
    она же тупа как пробка
  • АННА
    07 окт. 2011 г., 17:32:26
    Ответить
    Режиссер Олег Нагорничных: «У здешних актеров еще нет опыта играть жестко»

    Я бы сказала, что у здешних актеров нет опыта вообще играть спектакли!
  • Н-да
    07 окт. 2011 г., 19:49:03
    Ответить
    Ну и быдло тут в комментах отписывается. Сразу видно, что ни в театре, ни в людях не разбираются. Как жаль таких тупеньких и убогеньких писак
  • зырянка
    08 окт. 2011 г., 9:59:23
    Ответить
    Зря вы так! Согласна с комментарием Н-да. "Гамлет" - это победа всей труппы. МОЛОДЦЫ!!! Мы все гордимся вами! И любим. Дерзайте и больше бы таких постановок.
  • Зритель
    10 окт. 2011 г., 11:29:20
    Ответить
    "Гамлет" это полная хрень всей труппы!!!!