00:56, 14.10.2011

Спецкорреспондент "Вести-Коми" Дмитрий Кутькин: «Перед интервью не крещусь и медный пятак под пятку не кладу»

В рамках цикла "Новые медиа-лица республики", который запустил еженедельник "Молодежь Севера" при поддержке агентств "Комиинформ" и БНКоми,  представляем интервью со спецкорреспондентом "Вести-Коми" Дмитрием Кутькиным.

 

KAB_5735.JPG

Фото Юрия Кабанцева 

 

Коротко: 31 год, родился и вырос в Сыктывкаре. Выпускник факультета управления СыктГУ. Специальный корреспондент службы информации «Вести-Коми», автор и ведущий «Мини-футбольного дневника» и программы «Законодатель», соавтор «Овертайма «Зыряночки». О себе говорит с неохотой. Из-за его неискоренимой скромности с первого раза интервью не сложилось – разговор с Димой мы продолжили в социальной сети. «А журналист не обязательно должен любить говорить о себе. У него - другая работа», - считает мой собеседник, при этом уверяя, что перед камерой он никогда не робел.

- Ты учился на управленца, а в итоге пошел в журналистику. Почему решил сменить сферу деятельности?

- А у меня ее и не было - я же был студентом. Кстати, из нашей группы по специальности пошли работать единицы. Мне хотелось учиться на экономическом, мне это было интересно, а курсе на третьем я начал задумываться, куда бы пойти работать, да так, чтобы с удовольствием. Мысли по поводу журналистики появились еще в школе, у нас был свой пресс-клуб. Меня туда пригласила мой классный руководитель Галина Васильевна Машаева. Посмотрела мои сочинения и сказала, что мне надо обязательно попробовать себя в качестве школьного корреспондента. Я даже в «Пионерскую правду» отсылал детскую статью какую-то.

- Опубликовали?

- Не помню, вроде бы, нет.

- Интерес к спорту был изначально?

 

KAB_5749.JPG

 

- К спорту меня в какой-то степени подтолкнула моя первая учительница Тамара Николаевна Бажукова, жена нашего олимпийского чемпиона Николая Бажукова. Она нам много рассказывала об Олимпийских играх, о бале олимпийцев, показывала автографы наших баскетболистов, которые в Сеуле стали чемпионами, обыграв американцев. Вот тогда я, наверное, и полюбил спорт. Занимался баскетболом. В детстве, как и все, в футбол играл во дворе, а вот в секцию у меня все никак не получалось записаться, поэтому пошел в баскетбол. Званий и разрядов у меня нет. Как сейчас, помню уроки политинформации - всегда рассказывал о мировых и советских спортивных новостях. Утром перед школой прочитывал свежие номера газет - я в начальных классах отвечал еще и за политический блок.

- Политинформация в начальных классах? Трудно представить восьмилетнего мальчика с серьезными изданиями в руках…

- Если честно, мне тоже. Но ведь так было. Вообще эти газеты стоили копейки... Мне родители давали карманные деньги, я тратил их на газеты «Советский спорт», «Пионерская правда», на взрослые толстые издания типа «Известий» и «Правды». В хорошую погоду шел в Кировский парк, садился на скамейку и читал. Зато когда во дворе собиралась большая компания, я мог поддержать разговор со старшими ребятами. Помню, был спор: передается ли СПИД через поцелуи? А я как раз такую статью днем читал. Ну и растолковал им все. Мне тогда было лет 8-9, а им - 14-15.

- Ты ведь не сразу пришел на телеканал?

- Началось все в 2002 году с «Комиинформа». Я как раз закончил четвертый курс и пришел туда на каникулах. Втянулся. Потом меня взяли в штат, и на пятом курсе я работал и параллельно учился. Мне все нравилось. Начинал со спортивных новостей и экономики. Последнее мне и по учебе было нужно – от нас требовали работу с экономической информацией. Потом были госэкзамены, к которым я как-то холодно отнесся - ну сдал и сдал, на «троечку». А в феврале появилось агентство «Бизнес-новости». Туда ушел редактор отдела экономической информации «Комиинформа» Андрей Зарубин и меня позвал с собой. Главным редактором была Ольга Мамонтова. И еще работали двое студентов с экономического факультета. Потом мы все по разным причинам оттуда ушли. Мне нужно было готовиться к защите диплома. После защиты пару месяцев, пока штатный корреспондент был в отпуске, я поработал в «Комсомольской правде в Коми».

- Государственное информагентство, «Бизнес-новости», «Комсомолка» – разные по характеру и политике издания. Как адаптировался?

 

KAB_5773.JPG

 

- В «Бизнес-новостях» пришлось привыкать, потому что стиль здесь был совсем другой: то, что можно было ставить на ленту «Комиинформа», на «Бизнес-новостях» приходилось переписывать, над некоторыми информашками сидел целый день. Нужно было писать так, чтобы всем было понятно, да еще с этаким элементом стеба. А после «Бизнес-новостей» перестроиться на газету было легче. Потихоньку «вписался» в стиль. Потом мой двоюродный брат, который работал в одном кадровом агентстве, сказал, что телерадиокомпании «Коми гор» требуется корреспондент. Я пошел. Они как раз в то время переходили на новую «сетку» - больше 10 новостных выпусков в день. Это было в 2003 году. Поначалу после газеты было непривычно. Там же как: в понедельник - планерочка, во вторник раскачиваешься, в среду пишешь, в четверг сдается номер… А на телеканале каждый день нужно было что-то делать, снимать сюжеты для новостей. Постоянное движение. Любил в выходные работать, да и сейчас иногда люблю - много событий происходит, особенно спортивных.

- И так же просто, как в газете, освоился как тележурналист?

- В плане написания сюжетов да. А вот в плане дикции и интонации было непросто (не скажу, что и сейчас все отлично). Учился делать начитки, смотрел федеральные новости, брал пример с их корреспондентов. Много помогала мне наш тогдашний начальник службы информации «Вести-Коми» Елена Мезенцева, за что ей огромное спасибо. Так что всем основам профессии я учился прямо во время процесса.

- У тебя еще такая легкая картавость. Это не препятствует работе на телевидении?

- На многих, в том числе и федеральных каналах, есть корреспонденты с легкими дефектами речи. Так что мой случай не особенный. Все зависит от человека: если у него есть желание, он занимается, чтобы как-то смягчить дефект, или слова проблемные убирает из сюжетов. Например, я никогда не вставлю в свой материал такую фразу: «Пирс Броснан и Джулиана Мур». Шучу. Еще важно, чтобы и коллеги тебя поддерживали. Я занимался нерегулярно, поэтому не до конца все убрал.

- Никогда не хотелось сменить работу, канал?

- Сменить телеканал - нет, работу – тоже.

- А уехать?

- Честно говоря, мне этот вопрос задают все друзья и знакомые, уже комплекс выработался по поводу этого. Я не знаю, почему не уезжаю. Сколько раз был в командировках – думаю, мне бы понравилось жить в большом городе. Но пока нет. Мне и тут нравится.

- Слышала, что твоя семья живет в своем доме. Ты как деревенский житель - в городе…

- Да, дом деревянный. В детстве еще и ферма была.

- Хлопотно же.

- Зато всегда держишь себя в тонусе. Встал, наколол дров, почистил снег, побрился, поехал в Госсовет. Физический труд необходим, чтобы голова отдыхала. Я с детства к этому приучен. Ну и русская баня – что может быть лучше?

- На что готов ради удачного кадра?

- Это больше к оператору вопрос, а не ко мне (смеется). О чем ты? Ну вот однажды в Ухте делали сюжет с балериной. Она невысокая, где-то полтора метра. А я-то ростом под два метра. Присел на корточки, чтобы она в небеса не смотрела.

- А мне рассказывали, что ты встал перед девушкой на колени… Тебе приписывают авторство такого выражения, как «стенд-ап у стога». Что это такое?

 

KAB_5743.JPG

 

- Кстати, «термин» не я придумал. Однажды ездили в Удорский район, снимали сюжет про семью, которая заготавливает сено. Времени было мало, надо было записать стенд-ап (от англ. standup – стойка, когда журналист работает непосредственно в кадре – прим. ред.), я встал у стога и сказал предложения два, что-то типа «косят траву, к ним приезжают родственники» - не помню точно, как звучало. Поэтому, когда видят короткий бессодержательный стенд-ап, в «Вестях-Коми» и говорят: «стенд-ап у стога». Шутка такая.

- У тележурналистов есть суеверия, приметы?

- Про всех сказать не могу, может, у кого-то и есть. Я не суеверный на работе - перед тем, как взять интервью, не крещусь и под пятку медный пятак не кладу. Единственное - стараюсь держать микрофон в левой руке, но это не суеверие. Просто я левша. В жизни голова и так забита многим, и если еще о суевериях думать, обращать внимание на то, с какой ноги встал, с каким ведром мимо прошла девушка, чокнуться можно.

- Я правильно понимаю – ты специализируешься на спорте и политике? Почему так получилось? Со спортом, правда, более-менее понятно…

- Ясно же, что меня не пошлют снимать балет или, например, конкурс среди дошколят. В любом случае есть распределение тем: есть парламентские корреспонденты, есть спортивные, есть те, кто на научные темы хорошо пишет, кто с детьми умеет общаться.

- Бывает стыдно за работу?

- Бывает, конечно. За косяки свои, за сюжет, сделанный тяп-ляп, за то, что тему не докрутил.

- Так ты еще и сюжеты тяп-ляп делаешь?

- Ну не все же. Бывает, что устал, или еще какая причина. Сюжет вроде смотрится, но внутри голос говорит: «Мог бы и лучше сделать».

- В прямые эфиры выходил?

- Да, это одно из самых ярких впечатлений. Выходил со Стефановской площади. Причем это был реальный лайв, а не псевдопрямой выход. Режиссер отсчитал секунды, и все - я в эфире на всю республику. Очень сильно волновался, хотя текст был несложный и заучивать его наизусть не пришлось... Материал был про заседание Госсовета, про поправки в бюджет. Под самый конец моего включения я вошел в ступор - забыл сумму, на которую выросли доходы казны. Буквально секундный взгляд на оператора - он на меня смотрит, типа: «А я-то откуда это должен знать?» Доля секунды на принятие решения - и я выдаю некую сумму. Доверился своей интуиции и угадал. Когда уже в кадре был ведущий, а запись в камере еще не выключили, я выдохнул и сказал пару ласковых...

- Твоя работа связана с командировками. Что больше всего запомнилось?

- На этот вопрос можно долго отвечать. Наверное, Дворец игровых видов спорта в Екатеринбурге. Там свои матчи проводит один из сильнейших клубов России по мини-футболу «Синара», там играет УГМК - женская баскетбольная команда, «Уралочка» - это волейбол. Атмосфера уникальная, спортивный болельщик меня поймет. Везде на стенах - майки, футболки великих спортсменов, фото Бориса Ельцина в окружении волейболисток «Уралочки». В общем, класс! Прошлой осенью снимал во Дворце спорта ЦСКА - это вообще шикарное место. Пока осматривался, мимо меня пробежал потный Шишкаускас (баскетболист ЦСКА), как раз с тренировки. Рядом с ним я почувствовал себя карликом. Запомнилась командировка в Чечню - летали на один день в составе пула журналистов при главе Коми. Владимир Торлопов навещал наш ОМОН, который проходил там службу. Проехали по проспекту Путина, мимо площади Минутка, самой большой в Европе мечети... Все выглядело шикарно. Это и понятно - столько денег туда вбухано. Ну и люди, гуляющие с автоматами, как мы с собачками, например (это был 2009 год). Записывал стенд-ап, а вокруг меня гвардейцы Кадырова стоят, все, как на подбор, о чем-то говорят. Были в резиденции - это вообще нечто. Помню многое, и многое меня поражало. Одно из первых интервью делал с нашим пловцом Аркадием Вятчаниным. И он волнуется (для него это тоже был один из первых подобных опытов), и я. Получилось, наверное, забавно.

- Сам за кого «болеешь»?

- Московский «Спартак» в футболе. В баскетболе - это ЦСКА (да простят меня спартаковские болельщики) – не хотел болеть за «Жальгирис», ведь в баскетболе исторически сложилось противостояние литовцев и армейцев. В волейболе клуба нет, поэтому просто болею за сборную России. За сыктывкарский «Строитель» также сильно болею, за «Зыряночку», за «Новую генерацию»...

- Даже если они не очень успешны?

- Да тут дело не в успехе. За тот же «Спартак» я начал болеть, хотя и не знал, что это один из сильнейших клубов Союза. Просто понравилась игра. А местные команды - как за них не болеть? Играют ведь для нас, для болельщиков. Наши ребята и девчонки. С тем же капитаном «Генерации» Сашей Коданевым мы в одной школе учились, а после уроков пропадали на футбольной площадке.

- В хоккее кто у тебя фаворит?

- В хоккее нет строго предпочтения. Болел за подмосковный «Атлант» - он в прошлом сезоне подвиг совершил, а «Салават Юлаев» был вне конкуренции в финальной серии. Но после катастрофы под Ярославлем хоккей смотреть не могу - душа не лежит.

- Как выбирал, за кого будешь «болеть»?

- Сердцем. В 1987 году увидел «Футбольное обозрение» про «Спартак» - и все… Это словами не передать. Выходит твоя любимая команда, и у тебя сердце начинает сильно биться.

- Может, в тебе «спит» комментатор?

- Комментаторство? Нет. В детстве, когда играли в футбол во дворе, я комментировал в компании друзей. Но нет, не на широкую публику. Мне нравится, например, Вася Уткин, отличный комментатор и спортивный аналитик. Я раньше каждый понедельник ждал его передачу, хотел побольше узнать о спортивных новостях в его изложении. Спорт вообще люблю. Но я все же больше болельщик.

- Когда успеваешь все смотреть и за всех болеть?

- А чего успевать? Включил, посмотрел, вышел в интернет, узнал счет. Знаешь же, когда твоя команда играет.

- А если это Олимпиада, что тогда с тобой происходит?

 

KAB_5783.JPG

 

- Стараюсь не пропускать трансляции или хотя бы дневники смотреть. С одинаковым интересом смотрю зимнюю и летнюю олимпиады. На сайтах можно все отслеживать.

- У нас в республике есть спортивная журналистика?

- Не мне судить об этом. На этот вопрос должны читатели, зрители ответить. Если они видят, что у нас много информации о спорте и ее интересно читать, то, наверное, есть.

- Почему у тебя палец в зеленке?

- В большой теннис играл и струной от ракетки поранился.

- Чем готов пожертвовать ради своей команды?

- То есть? Тут без альтернативы.

- Например, вот-вот матч века начнется, а у тебя жена рожает…

- Я не женат, поэтому… (смеется). Если будет рожать, телевизор с собой возьму. Будет интернет, твиттер - буду следить за ходом игры.

2298

Комментарии (30)

Добавить комментарий
  • Кот Леопольд
    14 окт. 2011 г., 1:52:34
    Ответить
    верно говорят, что лицо - зеркало души
    увидела фотогрфию и поняла, что интервью с интересным человеком.Замечательное интевью с цельным человеком.
  • у торшина матвиенковского зама тоже милая картавость в словесах
    14 окт. 2011 г., 5:12:32
    Ответить
    но там политика и лизоблюдение
    .
    а тут всё работа в эфире.

    одно с другим мало уживается мне так каэцца.
  • Сомелье
    14 окт. 2011 г., 6:35:23
    Ответить
    Да ладно вам. Дима один из самых спокойных и интеллигентных наших журналистов, до сих пор, к счастью, не поймавший "звезду". Как он на интервью-то это согласился... Пусть лучше слегка картавит, чем корчит из себя коми-Парфенова или глупо таращится в камеру, как некоторые его коллеги на юргане.
  • коллега
    14 окт. 2011 г., 8:55:41
    Ответить
    Молодец Дима
    Полностью согласен с Сомелье! Счастлив сидеть с ним рядом. Мне редко повезло. Честно говоря, мало таких людей встречал на своем веку - а тут еще работать в одном коллективе. Удивлен, что согласился на интервью. Удачи тебе - Дима! А в большой город, мне кажется тебе не стоит ехать - там г__о жизнь.
  • 123
    14 окт. 2011 г., 9:11:05
    Ответить
    нет,картавость все-таки надо убрать,напрягает слух
  • ави
    14 окт. 2011 г., 9:17:55
    Ответить
    Знаю Диму, хороший парень. Удачи.
    Интервью не очень понравилось. Вопросы какие то поверхностные. Журналист ездит по всей республике, может сравнивать, давать свои впечатления.
  • Laxybwj
    14 окт. 2011 г., 9:52:10
    Ответить
    Мальчик конечно хороший, но поработать над дефектами речи стоит однозначно!
  • КЭП
    14 окт. 2011 г., 10:06:15
    Ответить
    Внутренний мир данного субъекта не раскрыт соверщенно.
  • Костя
    14 окт. 2011 г., 10:07:35
    Ответить
    Скромный журналист, и главное - не хотел давать интервью...Действительно приятно, адекватный, место своё знает. И всё равно считаю , что про интересных земляков надо писать. Например, тут случайно узнал, что наш земляк в 2008 г. отправился в кругосветное путешествие на перекладных. Продал квартиру и поехал. Сейчас он где - то в Малави. Вот его бы послушать.
    • Загадка
      14 окт. 2011 г., 20:30:16
      Ответить
      ой, а я знаю его )))
  • Встречались
    14 окт. 2011 г., 10:23:43
    Ответить
    на пресс-конференциях в ОП РК
    Скромный, отзывчивый,и что удивительно, встречаясь на улице, здоровается.Другие делают вид, что не знают. Успехов, Дима!
  • Артём
    14 окт. 2011 г., 10:57:03
    Ответить
    Знаю Дмитрия , знаю, хороший парень, свой в доску , без пантов, без лишнего гламура. Удачи тебе Дима !!!
  • )
    14 окт. 2011 г., 11:27:27
    Ответить
    Яркий пример, когда скромность красит человека. )
  • Замечательный образчик представителя
    14 окт. 2011 г., 11:53:38
    Ответить
    второй древнейшей профессии.
    Слегка картавит, в восхищении от гвардейцев Кадырова.

    Далеко пойдет. Приятно и за людей и за страну, где деньги вбухивают.
  • Еще коллега
    14 окт. 2011 г., 12:03:13
    Ответить
    Дима действительно хороший парень и журналист. А главное очень талантливый, скромный и не меркантильный. Удачи, тебе!
  • Юлия
    14 окт. 2011 г., 12:32:22
    Ответить
    Вообще обожаю Димку:)
    С Димой познакомилась как-то на съёмках и дружим до сих пор. Всегда поможет, что надо подскажет и вообще. Мало таких людей как он. Про "поймать звезду" +1000000 автору. Это выгодно отличает этого человека от его коллег.
  • ан
    14 окт. 2011 г., 14:00:35
    Ответить
    Обсолютно, согласен со многими. Димка отличный парень. Удачи во всех новых начинаниях. По меньше уставай:) и больше хороших сюжетов!
  • Соловьев К.
    14 окт. 2011 г., 14:57:38
    Ответить
    Да полностью согласен со всеми, Диман прикольный парень, воспитан патриотом своей земли и страны. Дима, творческих успехов тебе, здоровья, и всего самого наилучшего. Все болеем за НГ, Зыряночку, Строитель, и поддерживаем наш спорт...
  • 1
    14 окт. 2011 г., 14:59:07
    Ответить
    на 4 фотографии как младенец
  • Александр Борисович
    14 окт. 2011 г., 16:07:27
    Ответить
    Дима - отличный парень и хороший друг! Трудно понять отчего девушкам нужны хулиганы и гопники, влюб***ься надо в хозяйственников и добряков. А насчёт перемен, Дима, перемотай жизнь вперёд и представь даёт ли тебе перспективу нынешняя работа. Если да, то оставайся и не думай. Жизнь всегда удобно менять когда не поздно, а перспективы у тебя могут быть большие, но не здесь. И если захочешь, готов даже этим помочь. Тут ведь держит-то скорей только семья, но это уже личное дело.
  • ПСИХОЛОГ
    15 окт. 2011 г., 10:59:04
    Ответить
    Судя по фотографиям, очень зажатый и неуверенный в себе человек.
  • Санька
    15 окт. 2011 г., 14:21:18
    Ответить
    Уважаемый "психолог", по одним только фотографиям невозможно делать такие глобальные выводы о личности человека. А что касается зажатости и неуверенности, мне кажется многие со мной согласятся - это точно не про журналистов. Димка - молодец!!! Успехов тебе!!!
  • ответ психОлогу
    15 окт. 2011 г., 20:23:51
    Ответить
    Судя по фотографиям, красивый и умный человек))
  • Костя
    16 окт. 2011 г., 6:26:59
    Ответить
    я другому поражаюсь...столько слов...
    Вы что действительно считаете, что это тема для разговора...
  • Костя
    16 окт. 2011 г., 6:29:41
    Ответить
    Старина..
    ты опять столько любви, как Тимошенко прям...)))
  • ээээ
    19 окт. 2011 г., 14:22:07
    Ответить
    а давно Дима НОВЫМ медиа-лицом стал?
  • я
    22 окт. 2011 г., 17:03:53
    Ответить
    дефект речи
    ничего против не имею, но удивляет, что с таким дефектом речи как можно появляться на экране?
  • Девушка
    30 нояб. 2011 г., 23:51:29
    Ответить
    Люблю Диму, и как журналиста, и как простого человека)
  • Димка молодец
    09 дек. 2011 г., 21:57:50
    Ответить
    )))))
    Димка - молодец)) Знаю его относительно недавно, но ни капли не разочаровалась! Действительно, не звездится как некоторые Полторанинсы и все подобные прочие.
  • Янчик*
    30 мая 2016 г., 9:30:49
    Ответить
    ого чо нашла) а так и нескажешь по нему... Скользкий тип, очень неприятный