Видеоурок для первоклассников, Zoom, расписание в Google: как живут школы Сыктывкара на «дистанционке»
С 13 апреля сыктывкарские школы вновь вышли на дистанционное обучение. За короткий период перерыва учителя успели пройти курсы повышения квалификации и начали активно осваивать новые методы обучения через интернет. В ход пошли конференции Zoom, Google-формы для обратной связи с учащимися, видеоуроки. Как устроено современное удаленное образование – в материале БНК.
Первый период дистанционного обучения в школах Сыктывкара начался 16 марта. За это время выявили проблемы работы в таком формате: это низкая скорость интернета или полное его отсутствие, нехватка технических ресурсов, неготовность учителей, детей и родителей к работе в таком формате. За время каникул все недочеты постарались устранить, и уже с 13 апреля ученики вновь начали посещать виртуальные занятия.
Как рассказала БНК директор школы №1 Елена Шехонина, процесс дистанционного обучения оказался абсолютно новым. Учителям необходимо было охватить удаленно 1328 детей.
– Нам было трудно, но был небольшой люфт, когда в срочном порядке мы обучили наших педагогических работников. Та квалификация, которая была, рассчитана на очную форму обучения. Нужно было полностью перестроить работу, – отмечает Елена Шехонина.
Для 82 учителей были организованы курсы повышения квалификации. Специалисты центра развития образования при администрации Сыктывкара подготовили вебинары и онлайн-семинары. Учителей знакомили с ресурсами, которые удобны для дистанционного обучения. Параллельно работала горячая линия, куда педагоги, а также родители могли обратиться за консультацией.
Благодаря курсам учителя школы №1 сейчас могут работать с такими площадками, как Яндекс.Учебник, Яндекс.Урок и иными образовательными проектами. Для удобства учеников создали активное расписание в Google. Внутри этой формы есть ссылки на уроки – там уже и задания, и видео, и тесты. Каждый учитель выбирает то, что близко его предмету и учащимся. Кроме того, школьный психолог помогает детям, родителям и педагогам адаптироваться к новым условиям обучения.
Интересные и понятные ученикам и их родителям практики есть и в других учреждениях. Так, учитель начальных классов школы №36 Ирина Ульянова, которая ведет первый класс, с переходом на дистанционное обучение начала осваивать работу оператора и монтажера. Она создала дома студию, где записывает видеоуроки.
– Посмотрев, как проходят уроки онлайн, я сделала для себя вывод, что для первого класса это не очень комфортно и понятно. Родителям сложно сделать так, чтобы ребенок вышел именно в нужное время в онлайн, многие не находятся дома. Поэтому организовать образовательное пространство для первоклассников дома – это очень сложно. Плюс некоторые дети находятся в деревне, у бабушек, дедушек. Там возникают сложности с интернетом, – комментирует Ирина Ульянова.
Создав пробный видеоурок, Ирина Ульянова обратилась к родителям. Она попросила их посмотреть ролик, оценить, насколько удобна такая подача для их детей. Взрослые инициативу поддержали, и теперь с первоклассниками учитель общается в таком формате.
– Весь урок я провожу так, как проводила бы его в классе. Таким образом, ребята могут ориентироваться в тетради самостоятельно, родители им не нужны. Все наглядные материалы – на экране, – рассказывает учитель.
Видеоуроки, по мнению Ирины Ульяновой, удобны для первых классов. Если ребенок устал от работы за компьютером, он может отдохнуть, поставив видео на паузу. Если не успевает записать – сделать то же самое. Если в дневное время он не может включить урок, то делает это, когда есть доступ к компьютеру. Если материал оказался сложен, он сможет повторить урок, сохранив видео.
Дистанционное обучение создало для учителей не только сложности, но и дало возможность научиться чему-то новому. В школе №12 учащиеся выходят на связь с помощью разных средств коммуникации. Так учитель истории и обществознания Иван Кремер отмечает, что дети активно пользуются социальными сетями:
– Огромный успех у ребят имеют социальные сети, поскольку они там очень хорошо себя чувствуют, ориентируются, порой подсказывают. В этом случае я даже чему-то учусь у них иногда. Как создать опрос? Как создать трансляцию? Всему этому меня научили ребята-старшеклассники.
Сложности обучения были в начале: ребята терялись из-за многообразия платформ и способов обучения, нужно было их настраивать. Сейчас они уже знают структуру, логику, запомнили расписание и где они «встречаются» с учителем.
– Например, сегодня я работал со старшеклассниками. Поскольку процедуру подготовки к ЕГЭ никто не отменяет, ребята очень сильно волнуются. Поэтому мы с ними проводили урок на платформе Zoom. Я какой-то теоретический материал рассказываю, представляют им возможность спросить у меня что-то. Можно с помощью Google-форм обратную связь с ними налаживать. В результате мы получаем тот материал, те знания, которые ребята получили бы, сидя за партами, – подчеркивает Иван Кремер.
Дистанционное обучение в школах и вузах продлится до 30 апреля. Дальнейшее решение будет зависеть от эпидемиологической обстановки в регионе.