15:08, 07.04.2012 / ОБЩЕСТВО

Детей растасовали по школам

В этом году в Сыктывкаре в первые классы 33-х школ пойдут 3125 детей. Год назад родители будущих учеников брали школы штурмом, стремясь попасть в определенные классы и к определенным учителям. Очереди занимали за несколько дней. Составлялись списки. В общем, в лучших традициях советского дефицита папы и мамы рвались за знаниями для своих чад. Чтобы исключить ночные стояния перед учебными заведениями, в этом году приоритет был отдан детям, прописанным в близлежащих районах, а сами школы получили обновленный список «своих» территорий. Сделанное от очередей не спасло, а приписка будущих первоклашек к определенным школам у некоторых родителей и директоров вызвала искреннее недоумение. Дело дошло до того, что дома, расположенные в 100 метрах от одной школы, оказались приписаны к другим в районах за несколько километров. В ситуации разбирался корреспондент "Молодежи Севера".

школа.jpg

Рис. Максима Борисова

Очереди с ночевкой под дверями школы в понедельник 2 апреля в Сыктывкаре все же имели место быть. Их занимали с обеда 1 апреля, старательно составляя списки и контролируя их соблюдение, впрочем, как правило, без скандалов и истерик. По наблюдениям, такие родительские скопления образовались именно вокруг гимназий, лицеев и прочих общеобразовательных учреждений, получивших в «приписку» весь город, а не определенный микрорайон. По идее туда должны попадать дети, имеющие таланты и способности.

Большинство гимназий 2 апреля приняли заявления от родителей тех детей, с которыми уже были проведены собеседования. Как рассказал директор гимназии имени Пушкина Василий Уваровский, программа в учебном заведении сложная, о чем родителей предупреждают, поэтому просто желающие писать заявления о приеме в школу не приходят.

- Мы приняли 74 заявления, больше не можем. Попали те, с кем беседовали педагоги и кто успел написать заявление, - заметил директор.

По его словам, отбирать детей только по собеседованиям очень сложно: те, кто приходит учиться в гимназию, как правило имеют определенный талант и способность к гуманитарным или точным наукам. Переполнять классы тоже нельзя. Поэтому принимались заявления в порядке очереди.

Остальных детей предлагается обучать в обычных школах, в которых некоторое скопление родителей 2 апреля было связано скорее с желанием побыстрей написать заявление и попасть к определенному учителю.

- Была очередь, но небольшая, не такая, как в прошлом году. Работаем спокойно, - заметила педагог сыктывкарской школы №35, в тот день дежурившая на приеме заявлений.

Директор той же школы Людмила Савченкова рассказала, что родители на вопрос: «К кому в класс хотите?» называют имена учителей, имеющих звания, репутацию и большой стаж. В некоторых случаях очередь из будущих первоклашек к одному преподавателю составляет почти 100 детей при нормативе в классе 25.

Репутация педагогов - один из факторов, подогревающих ажиотаж сегодня. По заверениям директоров школ, распределять по классам детей будут, следуя нормативам, а не желаниям родителей.

Преодолеть «приписку» к определенной школе все же можно. В некоторых приемных комиссиях родителей, имеющих в паспорте неподходящую прописку, из школы заворачивали сразу, даже не принимая заявлений. С остальными, как и было обещано, работают индивидуально. Так, обнаружив, что традиционно относившиеся к одной школе дома были закреплены за другой, директора договаривались с городским управлением образования о возвращении «своих территорий». Как пояснила директор сыктывкарской начальной общеобразовательной школы №6 Любовь Лунева, принимать детей, живущих в 100 метрах от школы, в первые классы все равно будут там, где это удобнее малышам, частично восстанавливая старое территориальное распределение.

В некоторых случаях до ближайшей школы ученикам нужно перейти одну дорогу. Предлагаемая на основании перечисленных городским управлением факторов школа в то же время может находиться в нескольких автобусных остановках и по не слишком удобному маршруту с не одним пешеходным переходом разной сложности.

В городском управлении образования МС пояснили, что решение о закреплении школьников было принято на основании традиционно сложившейся схемы географического охвата школ близлежащих домов, принципа пешеходной доступности, возможностей самих школ принять то или иное количество первых классов и данных паспортно-визовой службы и отделений ЗАГСа.

- Безусловно, у части родителей возникают вопросы по устройству ребенка в школу. В основном они связаны с ситуацией, когда семья прописана по одному адресу, а фактически проживает по-другому. В таком случае родителям придется представить документ, подтверждающий проживание на закрепленной за школой территории. Их заявление будет рассматриваться в общем порядке. Кроме того, к началу августа учебными заведениями будут сформированы списки свободных мест, на которые будут приниматься заявления от родителей, желающих устроить своих детей в конкретную школу, а не по прописке, - подчеркнули в городском управлении образования.

Своих коллег поддерживают и в Минобразе Коми. Замминистра Наталья Студиград заметила, что рождаемость продолжает расти, а школ и классов в них больше не становится.

- Территориальный принцип должен присутствовать, и распределением занимаются администрации муниципалитетов, - заявила она. - Территориальная доступность упорядочивает прием в школы. Проблема территориального деления связана с нехваткой мест, и она есть только в Ухте и в большей степени - в Сыктывкаре. В остальных муниципалитетах таких сложностей нет. В Сыктывкаре в последнее время школы перегружены. Не все, конечно. Это зависит от микрорайона. Рождаемость пошла вверх. У нас увеличивается вторая смена. В школах много первоклассников. В этом году в столице открыто на три класса больше, а ведь это 75 человек.

Еще одним важным моментом замминистра образования Коми считает безопасность детей.

- Предположим, ребенок живет поблизости от двух школ, одна из которых находится немного дальше, другая - ближе, но в эти сто метров попадает дорога. Согласитесь, это важно, - заметила Наталья Студиград. - Сейчас от родительской общественности очень многое зависит, можно внести какие-то изменения. То, что родители стоят ночами в очереди на подачу заявлений, - это психологический момент. На сегодня дети, приписанные к школам по микрорайонам, имеют возможность спокойно поступить.

Прием в первые классы, по заверениям директоров, в целом идет спокойно, а в некоторых школах - даже слишком: начальная школа №6 запланированные три класса бывших детсадовцев еще не набрала. Ее директор рассчитывает, что «к сентябрю очнутся родители, которые забыли или не знают о том, что пора писать заявления». В большинстве школ в основном лимит новых учеников уже набран, остается только распределить их по классам, дождаться забывчивых родителей и тех, кто сумел подать документы в несколько школ и ждет зачисления.

853

Комментарии (19)

Добавить комментарий
  • Надоело!
    08 апр. 2012 г., 3:36:58
    Ответить
    Тема
    Во времена СССР всех детей прписывали к школам по месту их проживания! И никаких проблем не было! Преподавателям просто больше платили за нагрузку! А теперь в чём проблема? Меньше ДИРЕКТОРАТУ достанется?
    • .
      08 апр. 2012 г., 9:20:39
      Ответить
      В СССР тоже в хорошую школу непросто так попадали. Чушь писать не надо. К Игорю Федоровичу Бушуеву в школу ездили аж с Орбиты!
      • .
        08 апр. 2012 г., 9:21:46
        Ответить
        но не за деньги, просто приходилось договариваться
  • Незнайка
    08 апр. 2012 г., 5:35:23
    Ответить
    Хоть убей не пойму к чему такая реклама Пушкинской на банке? Зачем делить на Пушкинскую и обычные школы. Пушкинская давно стала обычной школой с дополнительными часами на языки. Пушкинская отличается от других только поборами, которые почему-то никак не влияют на состояние классов и корридоров. Убожество какое-то. Ни как в толк не возьму, что в ней особенного. В той же 18 школе, в 1ой проходят программы для начальных классов гораздо сложнее, чем в гимназии. И учителя относятся к детишкам как индивидуумам, а не как к денежным мешкам. Кто нибудь объяснит в чем фокус? Или просто проплатить место и втолкнуть бездарей в 18ю - это престижно среди богатых родителей, ведь не меньше двух третей - это дети "от Иван Иваныча"? Зачем гимназия которая гремела когда-то в республике опускается до такого уровня и губит свою репутацию, выпуская все больше и больше детей с поверхностными знаниями, которые не могут нормально дальше в вузы пройти? Хотя скорей всего репутация уже загублена и потребуется пару поколений детей, если постараться, чтобы её возродить.
    • .
      08 апр. 2012 г., 9:18:50
      Ответить
      Тема
      Да бросьте, как была 14я школа, так и осталась. Дают язык, а так обычная школа. Если есть сильный педагог, то значит и знания по этому предмету будут даны. А по поводу поборов. Помню, что не очень глобальную сумму то и взяли. Но повесили новую доску в класс, чтото красили. А так там тепло и старшие с младшими разделены, что огромный плюс.

      По поводу рождаемости - хотелось бы цифры увидеть, такое ощущение, что путают рождаемость и миграцию.
      • Та же
        08 апр. 2012 г., 13:25:12
        Ответить
        Тема
        "Или просто проплатить место и втолкнуть бездарей в 18ю - это престижно среди богатых родителей, ведь не меньше двух третей - это дети "от Иван Иваныча"?" - пардон, подразумевалась 14я конечно.
        • fifa
          09 апр. 2012 г., 10:11:27
          Ответить
          Тема
          Программа Школа 2100, как и во многих школах.А языки дают отлично, с обычной школой не сравнишь.
          А преподаватели нормальные. И не надо говорить, что дают поверхностные знания. Многое зависит и от самих детей (хотят ли они учиться)и их родителей.
          Пушкинская гимназия больше имеет гуманитарный уклон, поэтому если ваш ребенок явный технарь, то это не для вас.
          • Euro Cup
            11 апр. 2012 г., 3:38:31
            Ответить
            В некоторых других школах малышей учат по Занкову, программа труднее и конкурс пройти гораздо сложнее чем в 14ой. Про "одаренность" Пушкинской уже много сказано :)
    • Знайка
      09 апр. 2012 г., 10:23:43
      Ответить
      Глупо сравнивать сравнительно новое здание 18 школы и здание гимназии, которому около 80 лет. Зато в младшей школе огромные классы и большой холл. А в целом в школе очень доброжелательное отношение к детям. Да, поборы на ремонт. Но если денег толком не выделяют!
      А учителя в основной массе хорошие и сильные.
      Да, в гимназии в основном дети обеспеченных родителей.Ну, и что в этом плохого? Да, ежемесячная плата за доп.часы по языковой подготовке. А выпускники поступают в оновном в гуманитарные вузы, так гимназия гуманитарная...
      Если вам нравится ваша 18 школа, то и хвалите её, и не надо хаять то,о чем не знаете.
      • Меня зовут
        09 апр. 2012 г., 10:38:39
        Ответить
        Тема
        Как и зачем в гимназию попадают "в основном дети обеспеспеченных родителей" вам рассказать? И как потом учатся и чем все заканчивается? Нетрудно догадаться. Жизнь первоклашек начинается с фальши. Страшно все это, ну да бог судья.
        • Знайка
          09 апр. 2012 г., 11:40:24
          Ответить
          Тема
          Не надо всех стричь под одну гребенку. Дети проходят отбор. И в первом классе многие бегло читают и хорошо считают.Обеспеченных не значит богатых. Но тех кто может платить за языки 1,5-2 тыс.руб.в месяц. Не хочу никого обидеть,но не каждый родитель бюджетник может платить.И это не его в том вина.
          А примеров приводить не надо. Можно взять любую школу и там есть неблагополучные ученики их хороших благополучных семей.
          В данном случае виновата семья в первую очередь, а не школа.
          • Меня зовут
            09 апр. 2012 г., 12:04:28
            Ответить
            Тема
            Не суетитесь, и про то, как проходят отбор "в основном дети обеспеспеченных родителей" тоже известно. Вы сами все сказали. Не настаиваю, что все такие, но ложка дегтя...хотя там с пол-бочки будет. Где знаний нет, там путь проложат бабки. Как можно судить о знаниях, когда половина класса блатных неучей?
            • Меня зовут
              09 апр. 2012 г., 12:15:09
              Ответить
              Тема
              А с чего вы взяли, что нет знаний?! Или сами эту гимназию заканчивали?Или ваши дети?
              А разговоры мы знаеМ, наслышаны - пусты.
              • Меня зовут
                09 апр. 2012 г., 12:33:55
                Ответить
                Тема
                Друзья заканчивали (тогда еще в основном учились действительно умники и умницы), потом вместе в вышку поступили, теперь учатся дети друзей и им есть с чем сравнивать, так что информация из первых уст. Сыктывкар - не Нью-Йорк, шила в мешке не утаишь.
                • Меня зовут
                  09 апр. 2012 г., 15:49:24
                  Ответить
                  Тема
                  Судя по вашему отзыву. Если в гимназии учатся дети ваших друзей, то друзья не простые, а обеспеченные. А их дети - блатные неучи.
                  • Меня зовут
                    09 апр. 2012 г., 16:18:53
                    Ответить
                    Тема
                    Читайте посты внимательней - "Не настаиваю, что все такие"
  • 123
    09 апр. 2012 г., 12:27:06
    Ответить
    Тема
    Уважаемые, о чем спор?! В каждой школе есть свои плюсы и свои минусы. Конечно, каждому родителю хочется, чтоб его чадо училось в хорошем учебном заведении у хорошего преподавателя. Но если у ребенка нет тяги к знаниям, если родители все пускают на самотек, то в какой бы школе ребенок не учился, он останется неучем.
    А недовольные школой всегда найдутся.
  • Меня зовут
    10 апр. 2012 г., 11:13:20
    Ответить
    безопасность детей
    А в следующем году какие приоритеты будут у минобраза? Что же несколько лет назад они отменили этот принцип приема детей. Понять их трудно, хотя подтекст на лицо.
  • df
    10 апр. 2012 г., 12:29:43
    Ответить
    Тема
    Хотелось бы узнать как школа № 21 (0 немецкая. Просматривая комменты формируется мнение о разных школах- а об этой пока не знаю... Если кто или их друзья посещали- подскажите- будем благодарны!!!!