content/news/images/130207/_DSC7485_mainPhoto.jpg
20:30, 28.06.2021 / КУЛЬТУРА

Председатель совета НКА татар: «Каждый год Сабантуй посещают до семи тысяч ухтинцев»

В июне национально-культурная автономия «Бердэмлек» отметила 23-летие со дня образования. Редакция БНК пообщалась с активом сообщества, узнала, чем живут ухтинские татары и башкиры, когда пройдет Сабантуй, а также за чей счет устраивается самый масштабный национальный праздник города.

Председатель совета НКА татар: «Каждый год Сабантуй посещают до семи тысяч ухтинцев»
Фото БНК

В сообществе признаются: за 23 года существования НКА собраться и отпраздновать дату основания удалось впервые. Обычно в июне заняты подготовкой и проведением этнокультурного праздника Сабантуй. Чтобы устроить праздник такого размаха, требуется время и силы, поэтому внутриклубные чаепития переносились, а чаще попросту отменялись.

– В июне 1998-го года в Сыктывкаре прошел первый съезд татар. От нашего города тоже нужно было отправить представителей. Согласилась супруги Нурдиновы Алия Жаферовна и Фоат Агзамович. После их возвращения нас собрали в актовом зале городской администрации. Пришли 67 человек. В тот день мы и создали автономию двух национальностей – татар и башкир. И когда выбирали название, было вариантов пять, но единогласно сошлись на «Бердэмлек» – «Единство», и мы свое единство до настоящего времени показываем, – рассказывает председатель совета НКА Ляля Потапова.

20 лет «Бердэмлек» объединял и татар, и башкир. Но формально с 2018 года у башкир своя национально-культурная автономия – «Дуслык», то есть «Дружба».

_DSC7493.jpg

– Мы же подали документы в Минюст, зарегистрировать национально культурную автономию татар и башкир «Бердэмлек». А нам – отказ. «Могут зарегистрировать одну этническую группу т.е, НКА татар и НКА башкир». Мы-то ничего не делили, у нас все общее: и в ансамблях все вместе и поют, и танцуют. Мало того, в наших автономиях не только татары и башкиры. У нас есть русские, украинцы, греки, удмурты. Мы принимаем в автономию всех желающих, не разделяя по национальной принадлежности. Интересует культура татар и башкир? Пожалуйста! Тем более что нет людей, которые бы не любили нашу кухню.

Сейчас в сообществе 115 человек, из них активной работой занимаются около 40.

– Много ли людей приходит после мероприятий?

– Наплыва нет. Например, Линара услышала про нас, но не знала, как найти, искала через интернет. Зухра Галимова ходила на наши концерты, а потом решилась к нам прийти, сейчас она председатель НКА башкир. А Минзиля подошла к нам после отчетного собрания, и говорит: «Я к башкирам хочу. Вышла на пенсию, мне себя надо занять». В какой-то период было много молодежи. А сейчас большой отток населения в целом по республике. Те семьи татар и башкир, которые были, уезжают. В Коми многие приезжали молодыми, когда промышленность была развита. Я сама по направлению приехала, живу в Ухте уже 50 лет.

– Откуда у всех членов НКА хорошее знание татарского языка?

– Я раньше не знала. Вплоть до того, что перед мусульманскими праздниками звонила старшему поколению и интересовалась: как поздравить с праздником, какими словами сказать? Записывала под диктовку в ежедневник, и потом зачитывала. Потому что я знала какие-то обиходные слова, но их было недостаточно. В 2008 году вышла на пенсию, пошла в магазин спутникового ТВ, спросила, как можно увидеть каналы из Татарстана. С тех пор имею возможность смотреть передачи канала ТНВ на татарском зыке, могу что-то читать. Но, знаете, по телевизору язык более литературный. Разговорный я практикую в НКА.

_DSC7479.jpg

У нас были курсы по изучению языка. И пенсионеры, и предпенсионного возраста татары изучали, и русские женщины ходили. Мне недавно позвонили ухтинцы, говорят, что их ребенок то ли 8, то ли 10 лет хочет учить татарский. Более того, у нас из совета города женщина тоже хочет записаться на уроки. Но сомневается, потому что живет в Сосногорске, говорит, как я к вам-то? А у нас из Сосногорска и бабушки приезжают, и преподаватель. Но на время пандемии мы приостановили занятия. Да, уроки бесплатные и для учеников, и для преподавателя – ему никто не платит зарплату.

– Все на общественных началах?

– Вот руководитель ансамбля песни – кто ей что платит? Она пишет сценарии, ищет заставки, минусовки к концертам. И это не отдельные два-три выступления, у нас есть целые концерты, созданные силами исключительно наших НКА. Все на общественных началах.

– А что насчет финансирования праздников, того же Сабантуя?

– На первый Сабантуй денег не было. Мы, два зама, приобрели призы за свои личные деньги. Потом писали письма в различные организации, за год деньги вернули. В следующие годы писали градообразующим предприятиям, иногда нам помогали. Когда денег не было, мы думали даже отменить проведение праздника, но все равно проводили. С 2014 года администрация города, видя, что городу нужен праздник, что его ждут, подписала соглашение с местным предприятием, которое выделяет средства, в том числе и на Сабантуй.

_DSC7474.jpg

– Что такое Сабантуй? Как вы думаете, почему он превратился из национального в общегородской праздник?

– Если расшифровать, то это праздник плуга. По сути, это окончание весенне-летних полевых работ. Предки так задабривали землю для хорошего урожая, показывали свою благодарность природе, земле, солнцу. Сейчас это уже этнокультурный праздник городского масштаба. В 2002 году в парке КиО мы провели первый Сабантуй. У меня еще дочери были помладше, они слышали, как молодежь рассуждала, будет ли праздник проходить каждые выходные, – вспоминает председатель совета НКА Ляля Потапова.

– Больше нет ни одного такого мероприятия, как Сабантуй, где проводится 12 состязаний и конкурсов, а всем участникам вручают призы. Допустим, бег с коромыслом – где-то 60 небольших призов, бег с яйцом – до 80 призов. У нас все конкурсы с призами. Участники сбегали с яйцом, ждут, когда можно пробежать с коромыслом. Даже дети стараются. Мы говорим: это же для взрослых. Нет, все равно пытаются, – говорит Альмира Тропникова, первый зампредседателя, руководитель ансамбля песни «Дуслык».

В «Бердэмлек» стараются убедить, что обилие призов и радушие к каждому гостю – это особенность не столько ухтинских мероприятий, сколько черта характера, присущая любому татарину и башкиру. Не важно, приходите вы к нему домой или в парк на праздник, вас не отпустят без гостинца. Впрочем, активисты признают: бывают и исключения.

_DSC7492.jpg

Из-за пандемии Сабантуй–2020 отменили. Этот год тоже под вопросом.

– В 2021-м фиксируется увеличение заболевших ковидом, поэтому июнь тоже выпал, но мэрия ориентировочно дала дату – 28 августа. Мы планировали, что праздник получится в рамках 100-летия Коми, а получится еще и в День города. В честь 100-летия Коми наши ансамбли выучил коми песню и коми танец. Надеемся, что этот Сабантуй получится лучше праздника прошлых лет. У нас развлекательная программа на нескольких площадках, 12 состязаний-конкурсов, где участвуют от мала до велика, и концертная программа на сцене. Все длится на протяжении пяти часов. Каждый год праздник Сабантуй посещают 5 – 7 тысяч ухтинцев и гостей города. Концертную программу готовим полностью, приезжают артисты из Татарстана, из Башкортостана.

– Кого в этом году ждете?

– Пока не знаю, звонили из министерства культуры Татарстана, спрашивали, кого бы мы хотели видеть. Мы никогда заявки особо не давали, но в этом году обдумываем. Одного артиста уже назвали – это Базарбай Бикчентаев. Он сам татарин из Китая, учился в Казани. Мы его сразу назвали, потому что несколько лет назад он не смог посетить Ухту из-за участия в зарубежных гастролях.

– Какие еще мероприятия вы проводите?

– У нас календарный год начинается с детского утренника «Кышкы экият» – «Зимняя сказка». Потом февральские и мартовские праздники. Вальс цветов, ретро-вечер, конкурсы отдельно среди женщин, парней и мужчин, конкурс «Чибэр эбилэр» (Красивы бабушки), «Батырлар» (Богатыри), «Мин илемнен егете» (Я сын своего народа) и др. Проводим литературные вечера. Разумеется, отмечаем со старшим поколением автономии и мусульманские праздники. У нас занимаются дети из подшефного интерната. У нас есть ансамбль песни, ансамбль танца, театр, клуб молодежи, женский клуб «Ак калфак». В женском клубе занимаются рукоделием, шьют калфаки [женские татарские головные уборы – БНК], шкатулки в виде кукол, делают вазы и изделия из газетных трубочек.

_DSC7460.jpg

В 2020-м, в год пандемии, мы без дела не сидели. Мы участвовали в «Казан солгесе» – «Казанское полотенце». Это онлайн фестиваль-конкурс. Записали две песни, прямо здесь [в офисе общества – БНК], нам помог руководитель отдела ГДК, певец Сергей Коваль. Руководитель ансамбля песни говорит: «Так никого же нет, кого мы запишем?» Трое было, троих и записали. И получили диплом за второе место.

Познакомиться с сообществом лично смогут не только ухтинцы, но и жители столицы. В августе «Бердэмлек» планирует стать частью большого республиканского праздника в Сыктывкаре.

259

Комментарии (4)

Добавить комментарий
  • чо
    28 июня 2021 г., 20:39:37
    Ответить
    там
    с Визингой
  • Ну вот
    28 июня 2021 г., 21:09:40
    Ответить
    Еще один рассадник ковида
    • Не татарин
      29 июня 2021 г., 0:52:42
      Ответить
      Какой вам сабантуй? Запрещены сборища. Пейте и пойте у себя на кухне.
  • Мама - я татар!!!
    29 июня 2021 г., 7:24:45
    Ответить
    - Какой же ты татар?! Твой папа русский, мама русский!
    - А я, всë равно татар!