Как балерина из Усть-Куломского района станцевала перед Бараком Обамой и сменила сцену на купол цирка
Уроженка Усть-Куломского района Анастасия Махова (Кочанова) за 29 лет жизни успела объездить немало стран в составе балетной труппы, а затем ― регионы России, но уже с цирковыми гастролями. О совместном выступлении с дочерью экс-президента США и переходе из балета в воздушную гимнастику она рассказала для рубрики БНК «Мы из Коми».
― Как вы увлеклись балетом?
― В начальной школе я стала ходить в кружок по танцам. Получалось, вроде, неплохо, мне нравилось. Когда я училась в 4-м классе, в нашу школу приехала комиссия из гимназии искусств при главе Коми. Родители отвели меня на просмотр в хореографическое отделение ― оказалось, что я суховата, мне не хватало гибкости. Тем не менее пригласили в город летом, чтобы пройти отбор. Конечно мы с родителями поехали. В итоге, вступительные испытания я прошла. Сказали ждать письмо о поступлении: я очень переживала, безумно хотелось поехать учиться в гимназию и в то же время было невероятно тяжело отрываться от родителей.
Письмо я дождалась и стала ученицей гимназии искусств. Моим педагогом была Федотова Ольга Петровна.
― Когда вы начали работать в театре?
― Выступать на сцене я начала еще во время учебы: воспитанники гимназии всегда принимали и принимают участие в спектаклях Театра оперы и балета. На курсах, когда учились в колледже, мы уже являлись полноценными артистами: участвовали в «Жизели», в «Лебедином озере».
После выпуска из колледжа мне захотелось перемен, подруга предложила поехать в Москву. Мы устроились в труппу театра «Корона русского балета». Там я поработала один сезон, затем перешла в «Национальный классический балет». В его труппе я задержалась на три года.
― Работа в театре была неразрывно связана с гастролями?
― Гастроли ― моя любовь. Я очень люблю путешествовать. И благодаря такой профессии, гастрольной работе я успела за пару лет посетить очень много стран. В некоторых удалось побывать даже несколько раз.
Америка, Канада, Китай, Испания, Малайзия, Португалия, Франция, Ирландия, Италия… Мне особенно понравилось в Китае, может, потому, что было больше свободного времени и удалось больше окунуться в культуру ― обычно у нас маршрут на гастролях «гостиница ― театр ― следующий город». Тем не менее мы умудрялись находить время или между репетициями, или между спектаклями, чтобы выбраться на улицу и познакомиться с городом. Италия поразила своей красотой. Гуляли по Венеции, в городе Пиза, по Риму. Конечно, очень запоминающимся был поход в Ватикан. Необыкновенное государство!
― Мне известно, вы во время гастролей в Америке вы вышли на сцену вместе с младшей дочерью Барака Обамы и он был зрителем...
― Америка была очень насыщенной. Тяжелые гастроли, потому что почти каждый день ― это новые штаты. Часто давали по 2-3 спектакля в день. Конечно же, нельзя не рассказать про дочку Барака Обамы. На гастролях по США часто с нами выступали американские дети, которые учились в местных балетных студиях/ школах. В одной из них танцевала и дочь уже бывшего президента Америки. Нас сразу предупредили, что нежелательно к ней подходить, чтобы не было какого-либо недопонимания.
― Как вы перешли в цирк?
― Сменила работу я очень неожиданно. Я была в гостях в Нижнем Новгороде у своих балетных друзей и туда как раз приехал цирк с гастролями. В нем работал мой друг Эдуард, он тоже балетный, мы познакомились на гастролях в Америке. Он пригласил меня в цирк на шоу. Я, если честно, обалдела: от этой атмосферы, этих масштабов, зрелищности ― было очень красиво! В шутку сказала: «Может, меня возьмут к вам артисткой?». И, как оказалось, танцовщицы в балет требовались. Так совпало, что у меня было лето совсем свободное, подумала, почему бы и не попробовать себя в новом искусстве, но только на время моего отпуска до нового сезона в театре. Но получилось так, что цирк затянул надолго, работаю до сих пор (а начала в 2015 году). Тем более, что у нас развились отношения с Эдиком. Наверное, это судьба так распорядилась, чтобы мы вновь встретились и уже не расставались.
― Тяжело ли было менять профессию?
― Конечно же, оказалось не все так просто. Например, у балетных намного сильнее ноги, чем руки. И для воздушного кольца мне не хватало физической силы именно в руках. Поэтому мне потребовалась дополнительная «подкачка». Желание «полетать» было огромным, поэтому в номер вошла достаточно быстро. Нужно сказать большое спасибо моим педагогам из гимназии, которые вложили в меня столько труда. Именно благодаря им я имею такие данные в хореографии. И родителям огромное спасибо, что отдали меня учиться именно туда. Но на воздушном номере я не остановилась. В акробатический номер на верблюдах искали девушку, и я предложила свою кандидатуру. В итоге скоро будет шесть лет, как я работаю в этом номере.
― Сильно волновались во время первого шоу в цирке?
― Первое выступление было очень волнительным. У меня было много балетных выходов, около 8-9 номеров. Только и успевала быстро переодеться и бежать на манеж. Поэтому я даже не поняла, как пролетело шоу. А уже на следующий день успокоилась и удалось насладиться работой.
― Как проходит рабочий день у цирковых артистов?
― Наш рабочий день очень удобный. Как и в балете, у цирковых спектакли в выходные дни, а в понедельник — отдых. В остальные дни мы репетируем, тренируемся.
У нас жизнь как у всех. Отличает только, что мы, грубо говоря, всегда на чемоданах и возим с собой свой дом: от посуды до стиральных машинок!У с емейных особенно много вещей. И в каждом городе, в каждой гостинице мы создаем свой домашний уют. С цирком мы гастролируем только по России. Например, мы все лето будем работать во Владивостоке. Изредка определенные номера ездят на фестивали за границу.
― Во время ваших номеров случались опасные моменты?
― Опасные моменты случались, в такой профессии не без этого. Мы работаем без страховки, только во время репетиций она есть. В воздухе всегда все было хорошо, но, к сожалению, этот групповой номер перевели в другой коллектив. С верблюдов пару раз падала, отделалась ушибами, слава богу, без серьезных последствий. Вот моему партнеру не повезло, сломал руку. Мы понимаем, как это опасно, но нам нравится, сами выбрали эту профессию.
― А как супруг относится к вашей работе?
― Мой супруг относится к работе положительно, так как мы вместе работаем. Это тот самый Эдуард, который и забрал меня в цирк. Мы с ним 24/7. Мы даже во многих номерах танцуем вместе и в групповом воздушном номере работали парой. Так получилось, что наш коллектив семейный, очень мало холостых. Потому что мы на гастролях 11 месяцев в году, и только один раз в мае ездим домой. Думаю, никто бы не выдержал такой разлуки. Поэтому к нам приходят или уже парами, или же они создаются в стенах цирка.
― Скучаете по балету?
― По балету я, конечно же, скучаю. Все-таки я много лет отдала этой профессии: столько училась, танцевала, гастролировала. Я часто ностальгирую, стараюсь в каждом городе ходить в театр на спектакли. Во время карантина, когда из-за коронавируса «заморозили» массовые мероприятия, мы почти год сидели без работы. Я не растерялась, пошла в балетную студию в Тольятти (сейчас мы с мужем живем там) и занималась с детками классикой. Так что балет всегда рядом со мной.
Евгения Гранина
Комментарии (3)