10:49, 16.09.2012 / ОБЩЕСТВО

Участники «Инноватики» обсудили проблемы образования

Круглый стол на тему «Проблемы современного высшего образования в Республике Коми» собрал студентов и выпускников разных учебных заведений региона. На вопросы молодежи отвечали заместитель министра образования Коми Дмитрий Беляев, проректор по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам УГТУ Дмитрий Безгодов и первый проректор КРАГСиУ Наталья Михальченкова. Встреча состоялась в рамках молодежного образовательного форума «Инноватика. Крохаль 2012».

IMG_9247.jpg

Фото Николая Антоновского

Приветствуя собравшихся, Дмитрий Безгодов отметил, что кратко говорить о реформировании образования очень сложно.

- 20 лет назад мы вошли в стадию перманентных реформ, и все это время мы говорим и говорим о том, каким должно быть наше образование. Сегодня нам бы хотелось услышать проблемы, которые волнуют вас. Чего не хватает нашему образованию, чтобы оно стало инновационным и конкурентоспособным? От себя приведу пример. Мы в УГТУ определили для себя, что для развития нам необходимы стратегически прорывные идеи. Это очень амбициозная задумка, но без амбиций сейчас никуда. Нам нужны амбиции, у которых есть прагматическое измерение, - высказался Дмитрий Безгодов.

IMG_9249.jpg

- Законодательство сейчас достаточно мобильно, и оно позволяет оперативно вносить изменения в содержание программ, по которым ведется образовательный процесс, - продолжила Наталья Михальченкова. – Значит, содержание образования может быть представлено на весьма качественном уровне, весь вопрос к форме и соответствию. Другое дело, что нам уже сейчас нужно формулировать, кого мы хотим видеть в качестве выпускников вузов не только завтра, но и в ближайшие годы. Уже по опыту этого форума мы видим, что завтра нам нужны будут менеджеры по туризму, эффективные специалисты для сельского хозяйства. Проекты в этих направлениях есть и очевидно, что они будут развиваться.

Дмитрий Беляев перевел тему в еще более практическую плоскость.

- Рынок труда в Коми сегодня очень далек от системы образования. Он просит тех, кого не выпускают наши вузы. В итоге мы имеем ситуацию, когда по одним специальностям у нас явный перебор специалистов, которые по тем или иным причинам не подходят рынку, а по другим – у нас острый дефицит. Вот, например, в отрасли образования свыше 300 вакансий учителей. И это при том, что в Коми есть свой педагогический институт, а также заведения среднеспециального профессионального образования. И в этой истории явно то, что проблема не в количестве выпускаемых специалистов. Здесь либо наши выпускники рынку не подходят, либо рынок не предлагает нашим выпускникам соответствующих условий. Кто будет первым? – замминистра образования предложил взять слово молодежи.

IMG_9261.jpg

- Если я поеду в деревню, будут ли подъемные и какая сумма? – поинтересовалась без пяти минут учительница географии из КГПИ.

- Мы создаем достаточно условий, чтобы учителя ехали в села, - пояснил Дмитрий Беляев. - Надо смотреть по конкретной ситуации, потому что в каждом районе свои особенности. Вы куда хотите ехать преподавать?

- В Усть-Цилемский район, - ответила девушка.

- А историю вы преподавать можете? – не дождавшись реакции Беляева, вмешался в диалог Дмитрий Безгодов. – У меня в Ухте в знакомой школе ну очень нужен учитель истории. Приезжайте лучше в Ухту.

IMG_9271.jpg

- Когда мы говорим о подъемных, нужно понимать, что сейчас нет такого: вот вам два миллиона рублей, приезжайте работать, - дождавшись своей очереди, взялся отвечать представитель регионального минобраза. - Есть комплекс мер: компенсации по выплате коммунальных платежей, помощь в организации жилья на разных условиях. Вот если вы в Ухту приедете, вам вряд ли дадут квартиру, а на селе, скорее всего, жилье предоставят. Есть еще программа поддержки молодых специалистов образования на селе. При этом муниципалитеты сами очень заинтересованы в привлечении подобных специалистов. Закончите, мы вас очень просим, езжайте в село и учите детей. А мы с властями постараемся создать для вас комфортные условия.

При этом Дмитрий Беляев отметил, что сегодня учителю важно быть не только специалистом в своей области, но также быть готовым к повышению квалификации и владеть предметом на стыке профессий.

IMG_9264.jpg

Студентка СГУ озвучила проблему, которая, по ее словам, серьезно волнует молодежь. Речь шла о возможном слиянии вузов республики.

- В последнее время мы часто говорим о том, что произойдет слияние вузов. Правда ли это? И что из этого выйдет? И что мы в итоге будем заканчивать? – поинтересовалась участница форума.

Дмитрий Беляев уверил девушку, что, согласно законодательству, студенты будут заканчивать именно те факультеты, на которые поступали. Относительно слияния вузов замминистра дал следующий комментарий:

- Есть концепция модернизации современного республиканского образования, там речь идет о том, что должен быть консорциум, некий конгломерат заведений высшей школы. Для чего? Чтобы повысить качество образования. Хотя если говорить о фактическом слиянии учебных учреждений, то такие примеры у нас тоже есть. И они не самые плохие: например, раньше в Сыктывкаре было два педколледжа, в итоге получился один сильный гуманитарный колледж. Проблема в том, что зачастую более 60 процентов ресурсов учебного заведения уходит на реализацию хозяйственных и административных вопросов, при этом очень маленькая доля остается на научную деятельность и сам образовательный процесс. Вот когда мы говорим об оптимизации процесса, то в первую очередь подразумеваем эффективное распределение ресурсов, – пояснил Дмитрий Беляев.

IMG_9273.jpg

- Слово «оптимизация» нормального человека в России вообще пугает, - подхватил слово представитель УГТУ. - Потому что оптимизация последние 20 лет подразумевала экономию и сокращение штата. Сегодня картина изменилась, потому что большинство уже понимает – еще немного и мы потеряем образование как систему. Реформы должны проводиться не для того, чтобы сэкономить на образовании, а для того, чтобы оно стало эффективным.

Студентов также волновали вопросы низкой оплаты труда аспирантов. Так один из выпускников УГТУ рассказал, что аспирантская стипендия составляет всего 5000 рублей при запрете трудоустраиваться где-либо еще. Молодой человек отметил, что на такую сумму сегодня очень сложно прожить.

- Аспиранты, имеющие результативную научную работу, всегда поддерживаются. Они поощряются грантами и стипендиями различных фондов и конкурсов, сейчас мало кто из научных сотрудников живет только на зарплату, - ответила Наталья Михальченкова. - Но справедливо отметить то, что минимальный уровень стипендии, скорее всего, недостаточно корректен для существования. Хотя нужно ставить себе цели и работать на результат.

IMG_9253.jpg

- Чтобы добиться какого-либо результата, нужно поработать хотя бы год, головы не поднимая, - поделился опытом из жизни Дмитрий Безгодов, при этом согласившись с тем, что стипендии аспирантов должны быть не менее 15 тысяч рублей.

Час беседы пролетел очень быстро. Участники поняли, что многие вопросы остались неозвученными, поэтому Дмитрий Беляев предложил не прерывать диалога и продолжить его в социальных сетях и на официальном сайте министерства образования республики.

862

Комментарии (19)

Добавить комментарий
  • Читатель
    16.09.2012, 11:47:28
    Ответить
    Не договаривает Михальченкова, она ведь и сама ведёт занятия, проблема образования (говорим о высшем) в том, что студенты большей частью совершенно не имеют даже базовых знаний, большинству современных студентов эта учёба просто "не упёрлась" и в ВУЗ они попали не по велению сердца и ума, а из-за того, что так решили за их родители: причин много, кому то в армию ребёночка не хотелось отпускать, кому то хотелось похвастаться перед знакомыми, мол, мой сынуля (дочурка) поступила на престижный факультет и тп.
    Я считаю, что высшее образование должно быть осознанное, я не веду речь о том, что оно должно быть каким-то элитарным или чем то подобным, просто сформировашийся человек, когда в 25-30 лет поступает на вечернее или заочное обучение знает чётко, что ему нужно именно это образование, осознаёт зачем ему это образование и имеет определённый багаж социальных и профессиональных знаний, которые он будет использовать во время учёбы.
  • Дьяконов С.С.
    16.09.2012, 12:42:45
    Ответить
    ...мы вас очень просим, езжайте в село и учите детей. А мы с властями постараемся создать для вас комфортные условия.
    ========================================
    :))) Сказочники... Андерсоны. Они постараются создать. Человек собравшийся ехать на село четко должен знать, что его там ждет. Имеются комфортные условия - едет, нет условий - пусть чиновники сами там работают.
  • Quasi
    16.09.2012, 12:46:29
    Ответить
    hysteresis
    Обсуждение проблем образования из рода вечных тем! Я не буду здесь снова приводить ссылку на образовательно-инновационные дела Якутии (умеющий копировать да воспользуется!), но и без этого информационных поводов далёких от оптимизма, увы, предостаточно. Впрочем, соглашусь с Дмитрием Безгодовым: нам действительно нужны амбиции, нам, как у Станиславского, нужны сверхзадачи и прорывные идеи, нам нужны, если хотите, весёлые и непринуждённые фантазии; из этого вороха придумок и вымысла (в хорошем смысле) можно будет наскрести 'материала' для своеобразной критической массы - а там уж пойдёт дело! Должно пойти, если верить закону диффузии Эвереста Роджерса. Однако, случается иной раз такое, что невольно настораживаешься... "Законодательство сейчас достаточно мобильно" - говорила присутствующим Наталья Михальченкова, - "и оно позволяет оперативно вносить изменения в содержание программ, по которым ведется образовательный процесс". Не верю!!! Эти слова произнесены, когда директора физико-математической школы-интерната (их в стране всего-то четыре!) при Новосибирском госуниверситете ОШТРАФОВАЛИ !? за "неправильные" учебный процесс и преподавание! Какой-то "законодательномобильный" углядел нарушения в том, что детишек в классах не 25-30, как "положено", а только 12-15; что дисциплины преподают университетские 'кандидаты' и 'доктора', а не обычные "марьиваны". Что это? Чеховское "как бы чего не вышло"? В этом видится доведённый до абсурда административнй раж, одно только неистребимое желание 'обстандартить' учение даже для тех, кто завтра, через 5-7 лет, реально смог бы двинуть научную мысль в нашей стране. Что ж нам после такого удивляться утеканию мозгов? И о какой мобильности образовательного законодательства вещает Наталья Михальченкова? Вот и профессор Оксфорда Андрей Зорин говорил вчера из "ящика", что простейшая формула обустройства образования - это 'Университетская автономия и преподавательская свобода'. Позволю себе добавить, предположив, что наши неуспехи в реформировании образовании будут продолжаться, поскольку "образовательные" министерства и 'гор-райОНО', т.е. система бюрократов в управлении образованием, пожалуй, позавчерашнего дня уровня и актуальности, пытается "заточить" Среднюю и Высшую школу по лекалам своей отставшей и протухшей компетентности. Все Школы и вся Система образования как коммуникативное сообщество, индуцирующее интеллект и знание Большого общества, не может управляться на принципах и методами "вытачивания винтиков" в полузаштатной токарной мастерской. Без слома авторитарной системы управления образованием, сложившейся лет 50-60 назад, без реальной реформы федеральных и региональных структур, "рукамиводящих" по своему усмотрению в головах людей, наше образование никогда не вернёт себе прежних позиций, как не может это сделать по сей день гораздо более благополучная Германия, отринувшая при гитлерах учёность и образованность, которые, естественно, 'перетекли' в Англию и США, где многим из нас хотелось бы поучиться. Не будет проку в стране, если на вершину системы образования не вознесут УЧИТЕЛЯ, не будет проку, если УЧИТЕЛЯ будут окружать 'образовательные стандарты' и 'финансовый результат', а не УЧЕНИКИ. Без такой простой и понятной идеологии толку не будет!!! : ( Вот только дальше всенепременно придётся заговорить о естественных свободе и конкуренции в т.н. Большом обществе, а это - совсем другая история... : )
    • я
      17.09.2012, 0:57:30
      Ответить
      тебя
      вообще ни читал
    • Quasi
      17.09.2012, 8:11:41
      Ответить
      hysteresis
      Именно о таких неудачах реформы образования, как "не читал", идёт здесь речь, поэтому не стоит и пытаться, мой амикошонствующий 'антидруг'... : )
  • Да уж...
    16.09.2012, 14:27:41
    Ответить
    Тупые вопросы...
    такие же ответы...
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    16.09.2012, 16:11:32
    Ответить
    Частично согласен с "Quasi".
    Ситуация с Новосибирской физ-мат.школой - это ярчайший образчик тупости Путинских реформ.. А от себя хочу добавить , что уже во многих регионах реально выплачивают подъёмные до нескольких миллионов учителям , медикам , едущим в село.. Эти деньги связаны обязательством отработать и построить дом . А у нас в Гоми , проще разворовать бабло , а в деревне комики и усть-цилёма и так передохнут.. Что говорить о деревне , если в Ухте уговаривают выпускников школы преподавать в школе.... Докатились.. И всё бла-бла-бла о стратегии , о нехватке средств и о вснародной любви к Вожаку Партии Журавлей и Ворон..
  • Коми
    16.09.2012, 18:02:02
    Ответить
    В школах Коми не хватает 300 учителей!Кого же тогда готовят КГПИ,СГУ?Торговцев сотовыми телефонами,работников торговли и прочих специалистов офисов и контор.Как может учитель географии преподавать историю?Надо объединить все вузы города,резко сократив специальности,открыть торговый факультет(платный для всех желающих со свободным распределением),а на педагогический факультет набирать студентов на контрактной основе.В контракте должно быть оговорено место работы на селе не менее 3 лет,обязательное предоставление сертификата на приобретение жилья,дальнейшие льготы после срока отработки, тем кто останется работать в школе,размер зарплаты не ниже средней по республике.Те же условия для городских ребят.Ввести ежегодную аттестацию педагогов по итогам которой назначать добавку к зарплате.Проблема кадров в школе будет исчерпана,а качество заметно возрастёт.
    • все
      17.09.2012, 0:59:34
      Ответить
      о россии
      думаете....

      молодец...конечно...
  • fi
    16.09.2012, 18:45:39
    Ответить
    возражение коми
    Автор продолжает резонерствовать по поводу образования, и по-прежнему его главная мысль - закрыть, сократить, объединить. Причем не только вузы сократить, а еще и специальности. В результате получим очередной ликбез, рабфак или что-нибудь в этом роде. Нужно не сокращать, а вкладывать деньги в образование. Если учителя не всегда хороши, как всем хотелось бы, - что греха таить, то нужно организовать их регулярную переподготовку, создать условия для возможности профессионального роста. Кстати, многие учителя работают на 1,5 - 2 ставки - поэтому выпускники не могут устроиться в школы, поэтому же страдает и качество образования. К тому же засилие ЕГЭ не улучшает подготовку выпускников школы - будущих студентов. А к чему приведет введение новых стандартов среднего образования - и подумать страшно.
  • Главный вопрос
    16.09.2012, 22:37:43
    Ответить
    И все же, кто, когда и как ответит на вопрос о том, где и чему мы будем учить наших пока еще малолетних детей?
    • Quasi
      16.09.2012, 23:30:09
      Ответить
      hysteresis
      Вопрос не праздный, даже не риторический, но одновременно и сложен, и прост. Сложен, если его обращать туда, где пульсирует система образования и, как многим кажется, реформируется Школа. Мы там ответов не найдём. Прост - возьми Вы сами книгу Агнии Барто или Виталия Бианки, или Николая Носова, чтобы каждый день и многие годы вместе с детьми формировать свой Мир прекрасного и знаний во благо им и себе.
  • Я
    17.09.2012, 0:46:25
    Ответить
    Аспирантам значит 15 тыс., а в Институте развития образования 10 тыс.??
  • вопрос.
    17.09.2012, 9:37:21
    Ответить
    Не так давно общался с ректором одного из Российских вузов. Буквально сказано: "нам "Вузам" не нужны гуманитарные специальности в связи с тем, что за подготовку "технарей" государство платит больше за каждую голову. «оптимизация» будет одна - сокращаем места гуманитариев, вводим как можно больше технарей...
  • Препод
    17.09.2012, 12:29:09
    Ответить
    Говорят..говорят...
    А на деле одно. Была неплохая система образования. Давала результаты.
    В процессе "перестройки" наоткрывали коммерческих вузов,
    напридумывали реформ. И в этом потоке коммерческих удобрений
    образование потонуло.
    Какие вузы? Вы про что? Кого там учить? Невозможно провести ни один семинар. Он превращается в лекцию.
    Теперь уже начинать надо со школы. Вузы можно временно закрыть - беды уже не будет...
  • я тоже
    17.09.2012, 15:27:55
    Ответить
    коми
    А еще отправить пенсионеров на заслуженный отдых, а то в некоторых школах едва не умирают у доски, а недавние выпускники торгуют окнами.
    • Они бы с удовольствием отдохнули
      17.09.2012, 20:36:32
      Ответить
      но на эту пенсию
      умрешь гораздо быстрее, чем у доски. Вот и работают...
  • родитель
    17.09.2012, 22:03:48
    Ответить
    Уйдут старики, которые дают результаты по ЕГЭ конец образованию. Школа держится на старых кадрах.Которые привыкли работать за 3 копейки и болеют за свою репутацию.
    • 11
      18.09.2012, 0:32:31
      Ответить
      потому что без года неделяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяя

Хочу получать главные новости дня в Коми!