content/news/images/153956/Kerch1_mainPhoto.jpg
11:50, 23.01.2023 / ТАК И ЖИВЕМ

Как керчомцы живут в старинных домах, пользуются житниками и ледниками

Группа реставраторов отправилась в старинное русское село в Коми, чтобы сохранить объект северного зодчества. В окружении тайги, рядом с берегом реки Вычегды, здесь они нашли много объектов старины. БНК публикует репортаж издания NEWS.ru.

Как керчомцы живут в старинных домах, пользуются житниками и ледниками
Фото Юлии Невской

В 165 километрах от ближайшего крупного города (Сыктывкара — столицы региона — прим. БНК) на реке Вычегде в Республике Коми находится русская деревня Керчомъя. Часть домов почти заброшена, но в других живут люди, для которых уникальная деревянная архитектура является частью быта. С ними связаны их традиции, предания и жизнь. Документальный фотограф Юлия Невская отправилась туда вместе с экспедицией, чтобы запечатлеть жизнь села и процесс поиска старинных объектов.

Kerch13.jpg

«Мы по крупицам собираем знания о том, что такое северный русский дом»

В середине октября группа реставраторов привезла в подмосковный музей новые экспонаты — старинные амбары, построенные в Коми в начале XX века. В далекой северной деревне Керчомъе их аккуратно разобрали по бревнам и перевезли на новое место, чтобы сохранить, дать вторую жизнь и показать жителям столицы быт предков, которые были тесно связаны с землей и ее традициями.

— Мы по крупицам собираем знания о том, что такое северный русский дом, чтобы показать людям образ того священного крова, из-под которого мы все в недавнем времени вышли, — объясняет Руслан Беляков.

Он руководит реставрационной артелью и музеем русской архаики «Новое Старое» в селе Воздвиженское Сергиево-Посадского района. В музее воссоздаются архитектура, быт и традиции Русского Севера. Часть строений — объекты, привезенные из Архангельской области и Республики Коми и отреставрированные уже в Воздвиженском, другие — новые постройки, выполненные по старинной технологии в полном соответствии с традициями северного зодчества.

Kerch2.jpg

Один из традиционных для зодчества коми амбаров (житников), мастера артели производят замеры для своего исследования

Название села Керчомъя на языке коми означает примерно «маленькие деревянные домики»: «кер» переводится как «бревно», а «чом» — «маленький домик». Протяженность деревни почти 8 км. Когда-то здесь проживало 3000 человек, но сейчас осталось только 800. Местные рассказывают, что первое упоминание о селе в писцовых книгах датировано 1640 годом. В конце XVII века здесь поселилось много старообрядцев-беспоповцев, которые бежали на земли народа коми от гонений, последовавших за церковной реформой патриарха Никона.

Традиции старообрядцев и коми тесно переплелись и стали основой для местного менталитета и верований, но сами по себе они, к сожалению, уходят. Остаются только их отголоски в приметах и обычаях. На языке коми до сих пор разговаривают местные: и дети, и взрослые. Но старшее поколение говорит, что он тоже понемногу сдает свои позиции русскому, как и везде. Хотя когда идешь по улице, то слышишь в основном незнакомые слова, а в местную библиотеку до сих пор привозят районную газету «Парма-Гор» на языке коми, откуда можно узнать последние новости Усть-Куломского района. Ее название на русский переводится как «Гул тайги».

— Во время первой экспедиции в Керчомъю нас поразило, что мир деревянного зодчества представился живым, — рассказывает ученик Соколова Руслан Беляков, он был в первой экспедиции и организовал вторую уже после смерти своего учителя. — Когда мы встречаем старинные постройки в Архангельской области, там обычно уже никто не живет.

c87fecf6-6ef3-11ed-b449-02420a0000c9_1024.jpg

— Здесь мы увидели живое село, есть детские сады и детские площадки, школа, ходят люди, играют дети. Конечно, есть постройки в плачевном состоянии. Но мы были приятно удивлены, что едешь по деревне и видишь: люди живут в старинных домах, пользуются своими житниками, ледниками, банями. Нам захотелось развернуться и повторить путь ещё раз, чтобы насладится не только видом старинных деревянных построек, но и тем, что они наполнены жизнью.

bed256c8-6c9e-11ed-ab44-02420a0000c9_1024.jpg

Kerch3.jpg

В октябре этого года артель привезла ещё два старинных объекта для расширения экспозиции музея — два амбара, или житника, как их называют местные. Для этого организовали экспедицию в Керчомъю, село в отдаленном Усть-Куломском районе Республики Коми. В окружении тайги, рядом с берегом реки Вычегды, в селе сохранилось много объектов старины. В этом году экспедиция отправилась туда во второй раз — первый был в 2018 году. Тогда группу возглавлял Дмитрий Александрович Соколов, реставратор, который одним из первых в 1980-е годы отправился на Русский Север, в Архангельскую область, чтобы сохранить его уникальную архитектуру.

Kerch4.jpg

Здание 19 века, было построено для начальной школы. Теперь оно принадлежит администрации села

Соколов организовал первую экспедицию в 2018 году, прежде всего чтобы увидеть своими глазами и сделать обмеры старинных объектов деревянного зодчества Республики Коми, которые во многом похожи на строения Архангельской области, но имеют свои особенности и гораздо меньше изучены. Источником информации и маршрутов была книга «От лесной избушки до церкви дивной», написанная Игорем Николаевичем Шургиным в 1970-х годах. Автор книги проехал по Коми и сделал заметки про особенности архитектуры региона. Экспедиция Соколова спустя почти полвека прошла по его следам в надежде, что что-то из памятников зодчества осталось на указанных местах и их можно будет увидеть своими глазами. Именно эта книга привела подмосковных реставраторов в Керчомъю.

Kerch5.jpg

Кони спокойно ходят по центральной улице села

В первый раз группа «Нового Старого» привезла из экспедиции данные исследования по устройству домов сысольско-вычегодского и вымско-вычегодского типов, а также новый объект — житник из Керчомъи, который передала музею местная учительница Любовь Васильевна Попова. Тот амбар ей достался от бабушки Агнии Напалковой.

— Отец бабушки Агнии был крепкий крестьянин, держал 12 коров и лошадей. Когда в деревне начали раскулачивать, он был уверен, что его это не коснется, потому что семья все делала сама и батраков не нанимала, — рассказывает Любовь Васильевна. — Но однажды ночью в дверь постучались, мать открыла, и вошла группа людей. Эти люди стали зачитывать что-то с бумаги. Бабушке сказали: бери скорей, что в платочек поместится.

ac9e1b88-6cb0-11ed-a816-02420a0000c9_1024.jpg

— Мне не жалко было отдавать амбар, — рассказывает Любовь Васильевна. — Пусть память остается, пусть посетители музея видят, что есть такие коми — люди, которые были очень стойкими, храбрыми, ловили зверя и могли приспособиться в очень суровых условиях этой жизни, могли в любых обстоятельствах сохранить человеческое лицо.

Любовь Васильевна хранит множество местных преданий о старообрядцах, спрятавшихся здесь от гонений, и традициях народа коми. Ее семья — сплав тех и других. С этим житником у них связана непростая история.

Вот так зимней ночью семья трудолюбивого крестьянина Степана Лютоева оказалась на улице, и их спас только этот самый амбар, ставший на время кровом.

— Прадед на следующий же день позвал мужиков, они разобрали житник и обратно собрали, то ли на сено поставили его, то ли на мох, сделали печку, стало тепло, и можно было как-то перезимовать. А по весне он уже срубил маленький домик.

Kerch7.jpg

Амбар Любови Васильевны после реставрации в Воздвиженском

«Это искусство наведения мостов между прошлым и будущим»

У Любови Васильевны около ее дома стоит амбар, которым они с мужем пользуются и за состоянием которого тщательно следят. А бабушкин находился на другом участке, и им было некому пользоваться. Ножки, на которые в Коми ставят амбары, чтобы туда не забирались мыши, обветшали, и тот уже врос нижними венцами в землю. Реставраторы аккуратно его разобрали, увезли в Подмосковье и уже восстановили, заменив только тот материал, который полностью сгнил и был непригоден. На экскурсиях всем приезжающим теперь рассказывают, откуда этот объект. Так память о бабушке Агнии и ее отце Степане Лютоеве продолжает жить, хоть и далеко от родных мест.

В этом году целью экспедиции было провести исследование и сделать замеры амбаров в регионе, а также привезти ещё один для музея. Местные жители встретили реставраторов как старых друзей и стали помогать в поиске нового экспоната.

Kerch8.jpg

Местные жители помогают мастерам артели исследовать житники и подбирать объект в музей

— Мы выбираем те объекты, изъятие которых не нарушило бы цельный образ деревни, — рассказывает Руслан Беляков. — Есть красивые амбары вдоль дороги, мы просто смотрим, обмеряем, фотографируем. Но они должны сохраниться здесь, они часть облика деревни. Мы можем взять только те, которые находятся на задворках деревни: стулья упали, окладные венцы начали врастать в землю, крыша где-то подгнивает. Такие объекты мы готовы взять и отреставрировать, если согласятся их хозяева.

С помощью местного жителя Дмитрия Ивановича Ваддорова реставраторы нашли амбар-двойню, который был совершенно не похож на первый. Хозяйке, Татьяне Михайловне Жикиной, он был уже тоже не нужен, потому что раньше принадлежал ее родственникам и находился на другом конце деревни, она согласилась его продать. В этот раз экспедиция была организована на средства фонда Президентского гранта, и реставраторы смогли купить у амбар по той стоимости, которую назвала Татьяна Михайловна.

Kerch9.jpg

Амбар-двойня, построенный в 20-х годах 20 века, в ближайшее время его начнут реставрировать в музее живой архаики «Новое Старое»

— Этот житник принадлежал сельскохозяйственной коммуне, которая была на окраине села, срубили его где-то в 1926-1927 году. Коммуна очень хорошо развивалась, к 1935 году у нее уже была даже своя гидроэлектростанция на ручье, — рассказывает Дмитрий Иванович. — В начале 60-х, в моем детстве, помню, что он стоял на территории коммуны, хотя той уже не было. Когда в Керчомъе организовали большой колхоз, коммуну, как развитый сельскохозяйственный коллектив включили в него по указанию сверху, не стали никого спрашивать. А с 1 января 1961 года у нас организовался совхоз. Ему такие амбары были не нужны, потому что хлеборобством здесь перестали заниматься. Совхоз был мясо-молочного направления, и на полях стали выращивать только силосные культуры.

В 1980-е годы амбар купили родители мужа Татьяны Михайловны, перевезли к себе, где был построен крепкий дом. Но пользовались им всего лет 10 — дом сгорел, и амбар остался один на участке, где больше не жили люди. Там его и нашли реставраторы.

Совершенно незапланированно в дар музею достался ещё один маленький амбар начала XX века. Гилев Дмитрий Борисович и его супруга Вера Михайловна решили, что он пропадет у них, как разрушился и старый дом родителей. Дом стоит на участке и смотрит своими покосившимися окнами на дорогу, видно, что когда-то это были крепкие и уютные стены. Но хозяева умерли, а у детей свой дом и свои ухоженные житники. Гилевы решили, что маленькому амбару будет лучше в музее. Много лет назад у него заклинил замок, и они не могли попасть внутрь. У Веры Ивановны сохранились воспоминания, как свекровь ее туда посылала за припасами, пока они недолгое время жили с родителями после свадьбы.

Kerch10.jpg

Дом Бориса и Анфисы Гилевых, их сын Дмитрий с женой Верой живут в Керчомъе в отдельном доме

— Свекровь отправляла меня в амбар за мукой — я еле открыла его. Муки было много мешков. Хлеб мы брали из пекарни, но свекровь каждый день делала очень вкусную выпечку, я так, как она, не научилась. А ещё она меня туда отправляла за сушеной морковью, какой же вкусный квас делали из нее!

Реставраторы разобрали крышу, залезли в амбар через нее и открыли замок изнутри — так Гилевы смогли забрать свои памятные вещи. Там оказались старые книги, елочные игрушки, одежда, которой полвека, и многое другое. У Веры Михайловны есть маленькая мечта: разобрать родительский дом и сделать на этом месте парк, в котором смогут гулять все жители деревни. У нее даже семена уже припасены: три сорта сирени, клен и ясень, чтобы участок не пустовал, а приносил пользу.

Оба житника — и большой, и маленький — уже уехали в Подмосковье. Сперва реставраторы их тщательно замеряли, сделали снимки и промаркировали каждое бревно специальными металлическими бирками, которые заготовили заранее. Потом составили плотницкие краки, подробные чертежи всех четырех объектов фасада, повторили на них нумерацию с бирок, чтобы каждое бревно, каждый элемент во время реставрации встали на свое изначальное место. И только после этого реставраторы приступили к разборке объектов. Бревна, которые частично повреждены временем и могут сломаться при перевозке, зафиксировали специальными бандажами. Оба амбара сложили в грузовую машину и отправили в сторону Москвы. Совсем скоро их начнут реставрировать, и со временем, как и амбар Любови Васильевны, они вернут свой первоначальный вид.

Kerch11.jpg

Внутри амбара Гилевых

А в селе местные жители продолжают пользоваться своими амбарами, на многих есть следы переборки, какие-то стоят на новых стульях, значит, за ними следят, потому что они нужны. В амбарах до сих пор зимой хранят летние вещи, а летом зимние, складывают какие-то запасы и то, что неудобно хранить в доме. В Керчомъе их существование — бытовая необходимость: что за хозяйство без житника?

Kerch00.jpg

Но многие дома опустели, как и в других деревнях. Как и везде, основная проблема одна — почти нет работы, а значит, молодым приходится уезжать. Кто-то работает в бюджетных учреждениях, кто-то ездит на вахты, но бюджетных мест мало, а работа на вахтах часто дело неблагодарное. Местные рассказывают, что работать нужно много, а платят мало, часто не выплачивают обещанное. А ещё такая работа, где месяц или две недели работаешь, а потом столько же отдыхаешь, очень расхолаживает, и некоторые начинают пить. Это тоже беда, которая растет в основном из безработицы, из того, что земля есть, а экономической модели работы с ней нет. Если найдут способ люди и власть сделать деревни живыми, а не тихо погибающими, то уникальная архитектура, память, быт и уклад жизни сохранятся. Не найдут — здесь можно только гадать, но не может земля оставаться пустой. А все, что мы пока можем сделать, это сохранять ту память, до которой можем дотянуться здесь и сейчас.

Kerch12.jpg

Река Вычегда

— Реставрация в наш век — это искусство наведения мостов между прошлым и будущим, — рассказывает Руслан Беляков. — Мы бы хотели, чтобы у современного человека было цельное знание, чтобы он осознавал связи с корнями, знал, откуда он идет, и это в том числе через архитектуру. Мы думаем, что люди через это могут лучше понять самих себя: заглянуть в прошлое и понять, как им построить свое будущее.

3034

Комментарии (88)

Добавить комментарий
  • Игнашка
    23 янв. 2023 г., 12:01:06
    Ответить
    А как определили что эта деревня русская??? Там есть жители, которые говорят только по коми и их сами коми не понимают
    3
  • __
    23 янв. 2023 г., 12:23:42
    Ответить
    Ужас.
    1
  • Русский Север
    23 янв. 2023 г., 12:32:25
    Ответить
    Рад что в Коми Русскими становятся и деревни и села, и скоро можно будет изменить статус региона в область. Нашу! Русскую!
    17
    • Русский Север
      23 янв. 2023 г., 15:16:54
      Ответить
      Стольным градом Русской области безусловно станет Русский город Ухта. Ни в одном другом городе нашего Русского Севера нет столько учреждений ФСИН!
      4
    • Сегодня
      23 янв. 2023 г., 15:39:30
      Ответить
      "В дежурную часть ОМВД России по Ухте поступило сообщение от сотрудников сетевых гипермаркетов о том, что при просмотре камер видеонаблюдения были выявлены факты кражи алкоголя неизвестным мужчиной."(С)
      Быть Русскому городу Ухта столицей пьющей Русской области.
      3
      • Вчера
        23 янв. 2023 г., 15:48:02
        Ответить
        Когда проиграна интеллектуальная битва, когда нечего сказать по существу, носитель кыва начинает истерить и флудить. Смешной морт. ))))
        9
        • Так
          23 янв. 2023 г., 16:09:53
          Ответить
          Я тебе ещё пять дизлайков поставил. Нельзя меня меня обижать историческими фактами.
          8
        • "Русскому Северу"
          23 янв. 2023 г., 16:11:41
          Ответить
          Дедок, ты себя причисляешь к интеллектуалам? А кто же тогда торговал в магазине импортными простынями? Или этим ты занимался в перерывах между интеллектуальными битвами? Не смеши публику.
          • Русский Север
            23 янв. 2023 г., 16:16:25
            Ответить
            Я прочел десять книг!
            • Ну, да
              23 янв. 2023 г., 16:20:08
              Ответить
              Тогда, конечно, можешь себя называть и интеллектуалом.
              2
            • Русский Север
              23 янв. 2023 г., 17:46:25
              Ответить
              Рядом со мной любой доктор наук из Сыка - интеллектуальный пигмей.
              1
              • "Русскому Северу"
                23 янв. 2023 г., 18:51:01
                Ответить
                Дедок из Ухты, тебе не кажется, что ты наглеешь?
                1
                • Русский Север
                  23 янв. 2023 г., 21:10:03
                  Ответить
                  "Ученые" читают и вражеские книги, а я только Русские. Поэтому мои утверждения единственно правильные.
                  1
                  • Русский
                    23 янв. 2023 г., 21:55:59
                    Ответить
                    Не зря в 1922 году Ленин выслал из России всех ученых на так называемом философском пароходе.
                    • гусский
                      24 янв. 2023 г., 9:00:48
                      Ответить
                      да, да! там все
                      на пагаходе были гусские.
  • рабкор
    23 янв. 2023 г., 12:33:02
    Ответить
    расстояние
    От Сыктывкара до деревни Керчомъя 216 км., а не 165.
    • ...
      23 янв. 2023 г., 14:02:37
      Ответить
      165- по прямой.
      • По прямой 165
        23 янв. 2023 г., 15:28:06
        Ответить
        В былые времена расстояние верстами меряли. От Усть - Кулома до Керчемьи 35 верст, с гаком. Говорю неуверенно, ибо дороги в тех местах баба клюкой меряла. Дорога от самого Усть-­Кулома шла лесом.
        Керчемские леса страшно дремучи. По дороге нет ни одного поселка, ни одной избушки.
        Глушь, дичь неописанная. В этих лесах
        вечный сумрак.
        1
        • Дедок
          23 янв. 2023 г., 19:38:20
          Ответить
          Помню в Москву пешком ходили за 7 дней
  • 123
    23 янв. 2023 г., 12:34:00
    Ответить
    Это нужно не в Подмосковье отдавать, а создавать в республике свою локацию такого зодчества- как в Малых Карелах в Архангельке
    • Ага
      23 янв. 2023 г., 14:24:37
      Ответить
      В Ыбе. Если проложить железную дорогу...
      • Агающему Русскому Северу
        23 янв. 2023 г., 15:20:32
        Ответить
        Дедок Дежневский, что-то постройки из Усть-Куломского района вывозят и без железной дороги.
  • Лесик
    23 янв. 2023 г., 12:42:04
    Ответить
    а наши тунеядная администрация только поджигать дома умеет(( а строить вообще разучились, про традиции, взаимопомощь, сплоченность вообще речи нет.
  • Оля
    23 янв. 2023 г., 12:45:10
    Ответить
    Мне страшно. В этом аду 800 человек. Зачем такие фотки показывать?
    4
    • Это реалии жизни
      23 янв. 2023 г., 13:29:14
      Ответить
      Таких мест по республике ,не пересчитать, у них ещё дорога есть, а посмотрите что по реке Печора творится.Да наверное в каждом районе с десяток наберётся,а то и поболее
    • Коля
      23 янв. 2023 г., 20:09:34
      Ответить
      Оле
      Ад возде МКАД..., а тут жертвы госполитики Чубайса.
      2
  • Зритель
    23 янв. 2023 г., 12:52:33
    Ответить
    к чему нас готовят?
    • Русский Север
      23 янв. 2023 г., 12:59:58
      Ответить
      Все мы будем Единым Русским народом!
      1
      • Усть-Кулом
        23 янв. 2023 г., 13:04:34
        Ответить
        Местный народ не возражает. Была бы пенсия вовремя и было чем закусить. Мы-Русские.
        1
        • Русский Север
          23 янв. 2023 г., 13:15:23
          Ответить
          Мы-русские
          Русский этнограф Смирнов И.Н. свидетельствовал...
          Типичный рыжий Пермяк (коми) с характерным пермяцким
          выговором — ямщик , везший меня отсюда в Усть-Зулу - на вопрос, не Пермяк - ли он, ответил: "Нет, я
          Руськой", — но, когда я спросил его, не говорили-ли у них в сел прежде по пермяцки, он ответил, что у
          него только три года тому назад умер дедушка, который постоянно дома говорилъ но пермяцки.
  • Русский Север
    23 янв. 2023 г., 13:11:09
    Ответить
    В музее воссоздаются архитектура, быт и традиции Русского Севера (с)
    Представляю, как от этой фразы у некоторых жителей заходили желваки, заскрипели зубы и рвануло днище. Прости их заблудшие души, Господи.
    2
    • "Русскому Северу"
      23 янв. 2023 г., 13:25:19
      Ответить
      Дедок Дежневский (ты же родился в Дежнево), так с тобой происходит всю жизнь. Жить в Коми и ненавидеть коми - это о тебе. За какие грехи твою семью после 2МВ привезли в Коми?
      3
    • Русский Север
      23 янв. 2023 г., 13:26:21
      Ответить
      Как писал Питирим Сорокин, зыряне - народ доровитый , легко обучающийся. Смекалистый зырянин и быстро понял убогость жития в керках и быстро перенял от русских строительство добротных изб. Социолог Питирим Сорокин отмечает - «Когда я приехал сюда, — рассказывал мне важгортский священник отец Феодосии Колмаков, — а это было лет 10-15 назад, то комнаты были низкие, с маленькими окнами. И вот, выстроили мне дом, по моему плану. Сначала мне говорили, что я озябну зимой с такой высотой и с такими большими окнами в комнате, но когда убедились, что это неверно — все принялись строить по моему образцу, и вот теперь видите, дома — хоть куда». Ту же быстроту смены одних форм быта на новые, более удобные, мы видим и во всем. Например, более ранние описатели зырян (Засодимский и др.) говорят о «курных» избах, и я сам еще помню их — теперь от них осталось «одно воспоминание». В этом убедимся и при описании других сторон.
  • Кто измерял
    23 янв. 2023 г., 13:21:32
    Ответить
    До Усть- Кулӧма 187км, а до Керчомьи 165? Ага, ага...
  • Х
    23 янв. 2023 г., 13:23:32
    Ответить
    БНК, чушь- то не пишите, какое же это русском село? Исконно коми
    3
    • Русский Север
      23 янв. 2023 г., 13:34:15
      Ответить
      Может и исконное, а теперь Русское. Спасибо Русскому БНК.
      1
      • Русский Север
        23 янв. 2023 г., 13:42:39
        Ответить
        А почему Керчомье, а не Керчемье?
        1
        • Ага
          23 янв. 2023 г., 14:19:55
          Ответить
          Только ещё реформы коми грамматики от "Русского Севера" ( Делушки, живущего в Ухте) не хватало.
          3
          • Русский Север
            23 янв. 2023 г., 14:30:26
            Ответить
            Есть у меня подражатель, от 13:57, в целом он прав. Но мои комментарии отличаются историческими фактами, которые пагубно влияют на психику некоторых носителей. Слава богу их немного. Если мы обратимся к историческим фактам, описанных в книге русского писателя Павла Засодимского " Лесное царство", то узнаем, что " Село Керчемье, означает "сделанный из ветвей шалаш", было населено староверами - безпоповщинского толка. А значит оно не могло быть коми селом. Керчемцы были страшно несобщительны с окружающим миром. Испокон веку
            керчемец женится только на керчемке; керчемка никогда не выходить замуж на сторону. Керчемье, таким образом, представляет собой особенный, тесно замкнутый мирок. Вследствие такой замкнутости керчемцы мельчают, отличаются худосочием,— словом, вырождаются и, вероятно, не в далеком будущем вымрут окончательно, если жизнь их не пробьет себе другого русла". Как видим худшее случилось. Коми войтыр, читайте книги русского литератора-народника Засодимского, читайте и других этнографов и писателей и вы узнаете много интересного.
            1
    • Налицо
      23 янв. 2023 г., 13:49:02
      Ответить
      Разжигание межэтнической розни.
      2
  • И кстати
    23 янв. 2023 г., 13:26:14
    Ответить
    Традиционный житник коми стоял на высоких деревянных ножках, см 80, а не бдизко от земли, как на фото
    • Русский Север
      23 янв. 2023 г., 13:57:14
      Ответить
      В редакционной статье написано, что это Русский житник, и село Русское, а не коми. Утритесь.
    • И
      23 янв. 2023 г., 20:21:08
      Ответить
      Называем его амбар или тшамъя
  • Парма гор - гул тайги?
    23 янв. 2023 г., 13:30:04
    Ответить
    Звуки тайги, вообше- то, а в данной контексте(название газеты) переводится как звучание, вещание
    • Коми морт.
      23 янв. 2023 г., 16:26:48
      Ответить
      "Гор" - это скорее в переводе "голос", и к названию газеты более подходит. А "гул" - дичиновато. Да и "житник" звучит не по-коми, а "жЫтник" по литературному.
      • ..
        23 янв. 2023 г., 20:11:12
        Ответить
        Житник от слова житница .
        1
  • 19
    23 янв. 2023 г., 13:33:56
    Ответить
    Иностранцы завидуют россиянам, кто имеет возможность жить в экологически чистых деревянных домах. А мы этого не ценим, залезаем в клоповники их стекла и бетона
    1
    • Циферному
      23 янв. 2023 г., 13:39:34
      Ответить
      Какие иностранцы завидуют Русским?
      1
      • Русский Север
        23 янв. 2023 г., 14:01:36
        Ответить
        Все завидуют Русским!
        1
        • "Русскому Северу"
          23 янв. 2023 г., 14:26:29
          Ответить
          Дедок из Ухты, ты живёшь в Русском городе, где в домах на ночь закрывают форточки, чтоб не дышать сероводородом от нпз. Этому что ли иностранцы завидуют?
          1
          • коми
            23 янв. 2023 г., 19:45:30
            Ответить
            Я дышу своим родным сероводородом
            1
            • Русский
              23 янв. 2023 г., 20:31:20
              Ответить
              Никак ты владелец нефтяных скважин и нефтеперерабатывающих заводов? Завидую тебе!
        • коми морт
          23 янв. 2023 г., 15:30:20
          Ответить
          Может и не все, но я завидую.
          • Завидующему
            23 янв. 2023 г., 16:26:01
            Ответить
            Ты иностранец?
            • Коми морт
              23 янв. 2023 г., 19:23:32
              Ответить
              В некоторых изданиях республики до сих пор считают коми кыв иностранным языком.
      • Ровшан и джамшут
        23 янв. 2023 г., 19:55:45
        Ответить
        Эта ми завидаваем
  • Класс!
    23 янв. 2023 г., 14:29:03
    Ответить
    Меня восхищает архитектура и эстетика домов русского севера. Довелось пожить в таком доме на "картошке" : тепло, просторно, уютно. А в домах у коми очень чисто и самобытно.
    6
  • Сельпо
    23 янв. 2023 г., 14:35:55
    Ответить
    газ ДАВАЙ !!!!
    • Так
      23 янв. 2023 г., 15:23:26
      Ответить
      Очень интересно и познавательно.
    • для "сельпо"
      23 янв. 2023 г., 15:25:27
      Ответить
      Зачем Русскому газ?
      1
  • райцентр
    23 янв. 2023 г., 16:07:35
    Ответить
    история
    В райцентре с. усть-кулом нет даже краеведческого музея. В Москву отправили жытник ...
    • Русский Север
      23 янв. 2023 г., 16:28:22
      Ответить
      Это Русский житник. И быть ему в Москве.
  • 51
    23 янв. 2023 г., 18:22:51
    Ответить
    знаток
    Зато в Этнопарке у нас понастроили домов вычурной, и кировской архитектуры, каких в коми отродясь не бывало. Приходилось бывать в Этнопарке под В. Новгородом, там действительно свезли в одно место настоящие новгородские дома с разных своих районов, они все разные и интересные.
  • Школьник
    23 янв. 2023 г., 19:47:55
    Ответить
    коми-нацию создали фины
    1
    • Прогульщик
      23 янв. 2023 г., 20:03:52
      Ответить
      Школьнику
      А финнов создали древние то ли укры, то ли угры. Сначала они выкопали черное море, испачкались, выкопали белое. Но обратно к черному вернуться не смогли, так как посередине москува возникла и шлагбаум поставила.. а Москува возникла на том месте, где фины отдохнуть останавливались, когда шли копать белое море. Постелили на берегу шкуру моса (коровы) забрать забыли. И как сказал индийский суд, спустя 900 лет, неинадо было обижать коров...
      1
      • что-о мне напоминает...
        23 янв. 2023 г., 21:36:38
        Ответить
        масленица?
    • Неа
      23 янв. 2023 г., 20:16:14
      Ответить
      Индейцы.
    • Ужас
      23 янв. 2023 г., 20:35:29
      Ответить
      Так учат в Русских школах?
    • мой дед-коми
      23 янв. 2023 г., 21:39:43
      Ответить
      если что, финны к коми никаким боком, мой днк-анализ показал каких-то, условно, 2 финна и то, как оказалось, общие предки по немецкой линии
      • Уу
        23 янв. 2023 г., 21:53:32
        Ответить
        А кто там мэр?
        Ох и бомжатник.
        • Русский
          23 янв. 2023 г., 22:05:37
          Ответить
          где ты видел в Русских селах мэров?
      • днк
        23 янв. 2023 г., 22:10:32
        Ответить
        дед-то может и коми, а отец, видимо, из высланных или зэков.
        • Мишарин
          24 янв. 2023 г., 9:19:43
          Ответить
          Ну вот, все Юркины комменты слили в унитаз. Эх друг, зря старался. Лучше бы Катю приласкал, лишний разочек.
          • 123
            24 янв. 2023 г., 11:00:13
            Ответить
            А и правда, шуганули провокатора Самсонова и сразу приятно комментарии читать.
  • Афоризм
    24 янв. 2023 г., 12:55:34
    Ответить
    Патриотизм — последнее прибежище негодяя.
    • Так
      24 янв. 2023 г., 13:01:30
      Ответить
      Назвать коми село Русским - разве это не проявление этого самого патриотизма?