content/news/images/154367/BOB_3582_mainPhoto.jpg
12:20, 02.02.2023 / ПРАВО

Пилот «Боинга» о жесткой посадке в Усинске: «Я, может, садился без шасси»

В Верховном суде Коми продолжают рассматривать апелляционные жалобы фигурантов дела, связанной с аварийной посадкой самолета в Усинске в 2020 году. Пилот, который управлял самолетом, рассказал, из-за чего, по его мнению, Boeing 737 «сел на брюхо».

 Пилот «Боинга» о жесткой посадке в Усинске: «Я, может, садился без шасси»
Фото из архива БНК

Причины происшествия

На заседании изложили суть апелляционных жалоб и дополнений к ним. Сторона защиты заявила, что суд первой инстанции не оценил должным образом все доказательства. В частности, в одной из жалоб говорится, что руководство аэропорта задолго до инцидента знало о том, что при посадке самолетов могут возникнуть трудности. Но этот факт проигнорировали, хотя аэродром нужно было закрыть.

Добавим, что в заключении Межгосударственной авиационной комитета (МАК) есть сведения об этой ситуации. В числе причин, приведших к происшествию, указано невыполнение требований по содержанию аэродрома, что выразилось в наличии снежных брустверов на укрепленном участке летной полосы. Еще одна причина произошедшего, прописанная в заключении экспертов МАК, — игнорирование недостатков по содержанию аэродрома, отмеченных по результатам проверки. Ее провела комиссия Росавиации 22 января 2020 года.

Вместе с тем, в отчете МАК есть причины, связанные с неверными действиями экипажа: например, недостаточная оценка угроз в ходе предпосадочной подготовки.

Версия пилота

В своей жалобе другой подсудимый, командир воздушного судна Владимир Катомин поддержал требования Владимира Гуляева по отмене решения суда первой инстанции. Пилота обвиняли в том, что он совершил действия, которые привели к столкновению самолета со снежным бруствером. Он подчеркнул, что ничего не нарушал, с бруствером не сталкивался и сделал все, чтобы не допустить перегрузки на шасси и спасти жизни.

— Аэродром был в запущенном состоянии, полоса была вообще убитая. Половина экипажей полностью отказались туда летать, потому что знали, что это в конце концов к чему-то плохому приведет. Предупреждений мне никто не давал, система точной посадки не работала, погодные условия были предельными, — сказал Владимир Катомин.

Владимир Катомин во время своего выступления на заседании выдвинул свою версию произошедшего. Он считает, что происшествие случилось по техническим причинам.

— Разрушающая перегрузка начинается с 4 единиц, у меня — 1,6. Вменять мне в вину подлом шасси нельзя. О технической причине говорит и отсутствие основного цилиндра распоры правой опоры шасси. Он мог прийти в нерабочее состояние еще в полете. Его не нашли. Я, может, садился без шасси, — подчеркнул Владимир Катомин.

Он заявил, что следы на снежном вале на фотографии, которые приводят в доказательство столкновения самолета с бруствером, «были пририсованы».

— Один из свидетелей дал показания, что наблюдал в бинокль за посадкой. Он сказал, что самолет ничего не цеплял. Но показания развернули в другую сторону: якобы свидетель видел, как воздушное судно зацепило снежный вал на летном поле. Но даже если бы я зацепил снежный вал, моей вины не было бы: на летном поле не должно быть никаких препятствий, которые могут повредить самолет. В противном случае аэродром должен быть закрыт.

Вопросы к экспертизам

В жалобе Владимира Катомина, как и в жалобе инженера, приводится множество аргументов. Командир воздушного судна рассказал, что в суде не были исследованы важные вещественные доказательства — например, самописцы, которые можно было бы расшифровать и отследить траекторию полета. По выражению осужденного, «они исчезли в непонятном направлении».

Кроме того, по мнению осужденного, экспертизы велись с нарушениями. Так, Владимир Катомин сообщил, что провел экспертизу диспетчер, у которого не было юридического образования и у которого не было соответствующего опыта работы. Этой работой он занимался один, не привлекая второго эксперта. Документы диспетчер не изучал, как и расшифровки разговоров.

Еще, как рассказал Владимир Катомин, эксперт не представил документы, подтверждающие квалификацию — сторона защиты ходатайствовала о том, чтобы запросить эти документы. Но Верховный суд ходатайство не удовлетворил.

— Самостоятельно расчеты никто не делал, выводы основывались на результатах расследования комиссии МАК. Но отчеты комиссии МАК не подлежат использованию в судах, о чем комиссия и предупреждает в своих отчетах, — заметил Владимир Катомин.

Также, по мнению осужденных, сумма ущерба сильно завышена. Его оценили в 110 миллионов рублей — такую премию выплатила страховая компания Utair.

Представитель потерпевшего (компании Utair) требования, изложенные в апелляционных жалобах и дополнениях, не поддержал. Юрист затронула вопрос с оценкой ущерба и отметила, что его размер доказан, самолет восстановить и использовать нельзя.

— Воздушное судно вылетело в исправном состоянии, никаких замечаний по его состоянию у командира воздушного судна и второго пилота не было, — сказала представитель Utair.

Напомним, что 9 февраля 2020 года самолет «Боинг 737-500», выполнявший регулярный рейс по маршруту Москва – Усинск, совершил жесткую посадку в аэропорту Усинска. По версии следствия, в результате столкновения воздушного судна со снежным бруствером, образованным в ходе отчистки взлетно-посадочной полосы от снега, произошло повреждение основных стоек шасси и последующее их «складывание» в процессе движения по взлетно-посадочной полосе.

Было возбуждено уголовное дело, обвиняемыми по которым стали Владимир Катомин и Владимир Гуляев. Фигуранты были признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба).

Суд посчитал, что Владимир Катомин и Владимир Гуляев нарушили должностные инструкции и требования руководящих документов, а также иные нормативно-правовые акты в сфере гражданской авиации ― это и стало причиной происшествия. Каждому было назначено наказание в виде штрафа на 100 тысяч рублей, но от наказания и инженера, и пилота освободили из-за истечения сроков исковой давности.

Но фигуранты с таким приговором не согласились и направили апелляционные жалобы в Верховный суд Коми.

17103

Материалы по теме:

Комментарии (20)

Добавить комментарий
  • Старо
    02 февр. 2023 г., 12:37:22
    Ответить
    Как мир
    Во всём виноват стрелочник-виноват тот,кто сидел за рулём-за штурвалом.....
    Сто человее обеспечивают безопасность полётов ,а виноват пилот,ради кого эти сто человек обеспечивают безопасность....
    Как мы поняли,по сути первого приговора,пилот должен ,прежде чем посадить самолет,очистить лопатой снежные брустверы на летном поле,и обеспечить иную безопасность,которые не выполнили эти сто человек
    7
    • Толик
      02 февр. 2023 г., 16:20:47
      Ответить
      Встречный иск и экспертиза
      Пилоты к тем кто обеспечивал содержание вп полосы могут иск подать и там всё доказать также..надо бороться, иначе эти бездельники так и будут косясить...недавно из сыка вылетал..стая собак по впп бегает, в движок при взлете легко попадут и что?
      3
    • Ого
      02 февр. 2023 г., 19:13:53
      Ответить
      Старому
      Если командир воздушного судна стрелочник - что ж ты садишься в самолёт к стрелочникам? Не страшно тебе летать с твоей кривой логикой и демагогией?
      11
    • Не пилот
      02 февр. 2023 г., 20:17:02
      Ответить
      Посадка самолета
      мне интересно про снежный бруствер в начале полосы... Самолет при заходе на посадку минимальная высота в начале полосы 15 м... (это уже со всеми косяками и т.п.)
      Высота снежного бруствера 10-15 м?
      Вывод напрашивается такой, что пилот, зарабатывая нормальные деньги, может позволить себе адвоката, который найдет кучу отмазок...
  • Алексей.
    02 февр. 2023 г., 13:59:58
    Ответить
    Ну так как дтп на дороге. Виноват водитель. А что дорога ушатана, гололёд не посыпан, люки открыты, этого "не видят".
    2
  • .
    02 февр. 2023 г., 16:08:49
    Ответить
    Есть у пилотов такое выражение,при их косяках- выставить обтекатели. По русски значит,что отмазываться всеми путями,даже подставляя невиновных и непричастных.
    Но тут видимо их кто-то опередил. :-)
    3
  • Николай
    02 февр. 2023 г., 16:11:56
    Ответить
    Есть непонятный для меня момент. Если виновным признан инженер аэродромной службы Владимир Гуляев, то это означает, что ВПП было в состоянии, непригодном для принятия самолетов. Так в чем тогда вина пилота? Разве он знал о том, что в створе полосы бруствер?
    1
    • Житель
      02 февр. 2023 г., 16:17:19
      Ответить
      Вот действительно.
      • Добавлю
        02 февр. 2023 г., 16:19:01
        Ответить
        А помните как в Усинске диспетчер разрулим критическую ситуацию с военными и гражданскими самолётами.
        1
  • Парле ву франце
    02 февр. 2023 г., 18:17:02
    Ответить
    Кес кю се
    Бруствер?)
    • Лягушатнику
      02 февр. 2023 г., 20:01:13
      Ответить
      Бруствер
      Слой снега там,где его не должно быть-в данном случАе-на взлетно-посадочной полосе...
      Из пригОвора следует,что самолет наехал на снежный бруствер,который находился на ВВП....
      Пилот,по мнению суда,должен был выйти из самолета и раскидать снежный бруствер и после этого,рулить самолётом далее....лично я так понЯл из пригОвора....
      Понятно,дона ёрт, из сыктывкарского ПарижУ...???
      1
  • ас
    02 февр. 2023 г., 18:52:47
    Ответить
    Дело было не в бабине......................
  • Суд
    02 февр. 2023 г., 20:02:33
    Ответить
    Казнить нельзя помиловать
    В результате столкновения вс с брустером.... В чем вина пилота??? Надо было обьехать брустер или взлететь заново? А если на полосе яма будет, тоже пилот виноват, что не перепрыгнул яму?
  • кк
    02 февр. 2023 г., 20:37:43
    Ответить
    если бы не зацепил бруствер, не известно чем бы закончилось. Пилот заходил под глиссадой , на торец полосы. наверное по этому и самописцы потерялись.
    • Самописцы
      02 февр. 2023 г., 20:56:48
      Ответить
      На мой,немолодой взгляд,
      Вдруг теряются,когда нужно выставить крайним-виноватым того,кто управлял какой нибудь железно-механичесеой дурой,на которой стоят самописцы....
      Позиция же судов,судя по практике обозримой мною такова-ты за рулем-штурвалом-санях-виноват уж тнм,что сел в эти сани-телегу-самолёт-дрезину,далее везде....
  • уся
    02 февр. 2023 г., 21:38:33
    Ответить
    усинск город кантрастов
  • **
    03 февр. 2023 г., 0:37:06
    Ответить
    Посадить работников аэропорта и пилотов тоже. О пассажирах совсем не думают. Сволочи.
    3
  • Гости
    03 февр. 2023 г., 1:07:01
    Ответить
    Просто закроют аэропорт.
    Делов-то.
    Уже и так, пгт.Усинск
    1
  • Дозор
    03 февр. 2023 г., 8:29:35
    Ответить
    Аэропорт Усинска
    Что тут говорить. Недавно вылетала вахта Лукойл Коми .автобуса в аэропорту нет .Провожающая сказала ,увы водитель уволился .идти пришлось пешком в мороз и далеко с сумками .люди стали возмущаться .она сказала пишите жалобу мы будем только рады .я так понимаю в аэропорту сплошной бардак .Пора проверки туда отправить пусть разбираются .
  • Пассажир
    04 февр. 2023 г., 7:54:08
    Ответить
    Да эти Ютейр-овские верда эксплуатировать вообще нельзя, летал пару раз на этих развалюхах из 90-х, больше не рискую, пользуюсь услугами другой авиакомпании
    1