21:54, 28.09.2012 / ОБЩЕСТВО

Из блогов: «Премьеры шедевров и шедевры премьер»

Председатель Союза композиторов республики Михаил Герцман в своем блоге на БНКоми поделился впечатлениями от фестиваля «Шедевры и премьеры», который только что закончился в столице Коми. «Сыктывкарцы теперь точно знают, как должен звучать оркестр», - считает композитор.

_DSC1738 (1).JPG

Фото Кирилла Затрутина

«Безусловно, фестиваль «Шедевры и премьеры», прошедший с 24 по 26 сентября, всколыхнул город. Художественное впечатление, которое оставил в сердцах сыктывкарцев оркестр «Musica Viva» («Живая музыка»), ещё долго не забудется, продолжая будоражить умы, провоцировать сравнения и вызывать споры.

Дав фестивалю название «Шедевры и премьеры», его создатели, конечно, облегчили себе задачу – они выбрали не фарватер в океане музыки, а сам океан. Чем избавили себя от необходимости формулировать какую-то индивидуальную идею. Ведь под определение «шедевров и премьер» подпадает любой академический репертуар любой эпохи в исполнении любых (желательно, хороших) музыкантов. С этой позиции, минувшее действо можно было смело назвать и не фестивалем, а скажем, гастролями московского камерного оркестра с солистами.

Сразу предупреждая обвинения в занудстве (а что есть, то есть), я констатирую: независимо от названия минувшего культурного десанта, привезенные шедевры и премьеры подарили городу щедрый, многоцветный праздник классической музыки.

Впрочем, было в этом празднике и то, что огорчило.

У меня, например, вызывала профессиональную досаду ведущая концертов. Каждый её выход заставлял напрягаться и мучиться, она и не пыталась настроить публику на исполняемое произведение, она говорила о музыке какие-то общие фразы, да и те формулировала с трудом. В этом смысле, особенно не повезло вокальной музыке, звучавшей во второй день. Насколько глубже мы сумели бы проникнуть в исполняемые по-итальянски «Pieta, Signore!» Страделлы, арии Керубино или Графини из моцартовской «Свадьбы Фигаро», если бы их исполнению предшествовала хотя бы краткая аннотация! Мало радовали в речах ведущей и перлы типа «Вы услышите оперную и вокальную музыку» или «Перед вами выступит тенор и солистка». Было, конечно, понятно, что ведущая не специалист и, к тому же, волнуется. Но...

Кстати, о «теноре и солистке». Полагаю, что обвальным успехом и шквалом аплодисментов слушателей (а особенно слушательниц) итальянский тенор Раффаэле Сепе обязан не столько своему исполнительскому таланту, сколько собственной импозантной внешности. Уже одним своим появлением на сцене тенор мгновенно покорил всех дам в зале, и мужчины, конечно, сразу почувствовали это. Сдаётся мне, что сей двухметровый упитанный красавец, с его разящим насмерть мужским обаянием, мог бы и вовсе не петь. Но красавец пел, и пел весьма скучно. А испепелённая его красотой женская часть зала, затаив дыхание, внимала ему совсем не ушами, а глазами...

Не вызвала у меня особого подъёма и его партнёрша, солистка «Новой оперы» Елена Поповская, хотя как исполнитель она была, безусловно, на несколько голов выше своего итальянского коллеги. Но если вспомнить её исполнение, скажем, «Ave Maria» Джулио Каччини, то я, не задумываясь, назову вам сыктывкарскую оперную певицу, которая поёт это произведение и проникновенней, и талантливей.

И ещё об одном досадном моменте (теперь уже последнем), который явно понизил художественную планку, заявленную на первом концерте фестиваля. Я говорю о талантливом пианисте, народном артисте РФ Александре Гиндине, исполнившем (по нотам!) фортепианный Концерт Моцарта № 9 во второй день фестиваля. Мне показалось, что исполнение Гиндиным этого раннего Концерта юного гения было откровенно школярским и прямолинейным, звук – маловыразительным, а все три части произведения так и не сложились в единое музыкальное здание. Порой даже возникало ощущение, что пианист читает с листа. Возможно, ощутив внутреннюю неудовлетворённость собственным исполнением, пианист и решил поиграть на бис (что обычно практикуется только на сольных выступлениях).

Как только прозвучал ре-бемоль мажорный Ноктюрн Шопена, стало ясно, что перед нами – выдающийся музыкант (в голове мелькнуло, что Моцарт просто «не его» композитор). Но когда вслед за Ноктюрном последовало «Вечное движение» Вебера, исполненное хоть и в фантастически быстром темпе, но столь неряшливо и бессодержательно, что закралось подозрение: а ведь он играет нам Вебера не так, как играл бы его в Москве! Столь неопрятное исполнение он позволил себе именно для провинции, в которой «пипл», как известно, всё «схавает» (подобный «бис» в Москве или Питере вызвал бы свист в зале). А уж когда пианист разухабисто, истинно по-кабацки сыграл «Венгерский танец» Брамса, это подозрение превратилось в уверенность... Обидно! Даже и не знаю, сумело ли уравновесить волшебное исполнение Ноктюрна Шопена ту халтуру, которую «пиплу» все же пришлось «схавать»...

Будем, однако, объективны – в концертах фестиваля, конечно же, преобладало то, что вызывало дружный восторг и несло радость. Так, самый первый день фестиваля подарил публике роскошный букет исполнительских шедевров.

Те, кто до этого не слышали скрипача Никиту Борисоглебского, с радостным изумлением узнали и полюбили его в дни фестиваля. Разве забыть его тончайшее исполнение скрипичного Концерта № 5 девятнадцатилетнего Моцарта? Впрочем, это произошло уже на третий день фестиваля. А открылся фестиваль «Временами года» Антонио Вивальди в исполнении Никиты Борисоглебского и струнного оркестра. Это исполнение, безусловно, покорило весь зал, включая и придирчивых музыкантов.

Как и многие, я знаю «Времена года» с детства и настолько привык не удивляться этому произведению, что уже много лет в концертах привычно пропускаю мимо ушей. В конце концов, помимо «Времён года» этот «рыжий монах» сочинил ещё триста концертов, и среди них я знал музыку и поинтересней этой. В такие минуты я соглашался с великим композитором Игорем Стравинским, язвительно обронившим однажды, что «Вивальди сочинил не триста концертов, а один, но триста раз».

И вдруг на наших глазах случилось диво – мы услышали знакомую музыку словно впервые. Она прозвучала настолько свежо и так по-новому, словно была написана композитором вчера! Кто знает, каким чудом сумел этот музыкант (во время исполнения ещё и руководивший оркестром) стряхнуть с «Времён года» пелену привычности и подарить нам обновлённое, «отреставрированное», очищенное от пыли веков произведение? Как ему это удалось?

Что касается виолончельного Концерта немца Генри Фациуса, «личного композитора» графа Николая Шереметева, то это произведение следует отнести, скорее, к премьерам, чем к шедеврам. Зато исполнение этого Концерта народным артистом РФ Александром Рудиным (тоже, кстати говоря, руководившим оркестром во время солирования) стало настоящим шедевром. Только обладая таким недюжинным исполнительским мастерством, и можно брать на себя труд и ответственность извлекать из небытия забытую музыку.

И здесь самое время пропеть хвалу не только художественному руководителю оркестра, дирижеру и виолончелисту А. Рудину (хотя с его трактовками музыки можно и поспорить), но и воскурить фимиам людям, которыми он руководит, – его замечательному оркестру. Не скрою, я влюбился в его звучание.

Эти люди настолько музыкальны, что кажется, будто в их жилах течёт не кровь, а музыка. Они настолько сыграны, что кажется, будто играет один инструмент по имени «Оркестр». Они настолько гибко подчиняются малейшему жесту дирижёра, что кажется, будто этот Оркестр – маленькая послушная девочка.

Исполнение оркестром «Серенады» П. Чайковского восхитило глубоким проникновением в замысел композитора и охватом всей грандиозной формы его музыки – особенно порадовало звучание Элегии, третьей части сочинения. Блеск увертюры Д. Россини «Сеньор Брускино», исполненной в невообразимо быстром темпе, буквально ослепил слушателей. Причём духовые инструменты в этом произведении достойно соперничали в мастерстве со струнными. А музыка Моцарта в исполнении оркестра (исключая, может быть, упомянутый фортепианный Концерт) окончательно доказала, что творческие возможности этих музыкантов безграничны – они не знают технических трудностей, им подвластны любые темпы, они мастерски владеют и тончайшим пианиссимо, и мощном фортиссимо. Их смело можно назвать ансамблем солистов, слившихся в единое многозвучное чудо...

И последнее. Минувший фестиваль стал возможным благодаря выигранному оперным театром гранту Главы РК на его проведение. Но главный фокус этого гранта в другом – самый драгоценный выигрыш всё-таки выпал на долю тех, кто любит классическую музыку».

643

Комментарии (32)

Добавить комментарий
  • Nightingale
    28 сент. 2012 г., 22:18:35
    Ответить
    Качественное и добротное исполнение А. Гиндина зрители могли услышать все-таки в третий день фестиваля.
    А вот болтовня Herzman'а и блестящей майской лысины мешали наслаждаться действом все три дня фестиваля.
  • Пострадавший
    28 сент. 2012 г., 22:39:50
    Ответить
    На второй день оркестр и солисты были явно не в форме.
    Господа чиновники, нельзя устраивать банкет сразу после первого дня выступлений.От этого страдают зрители.
  • С.А.
    29 сент. 2012 г., 0:05:48
    Ответить
    Наличие людей в зале всегда мешает мне слушать музыку. Предпочитаю домашнее прослушивание - тут никто не кашляет и не болтает, и кресла не скрипят. Да и звук точно не хуже.
    А Рудин, конечно, выдающийся музыкант. Только вот говорить много со сцены ему не нужно - падежи постоянно путает.
  • Klaus
    29 сент. 2012 г., 5:43:50
    Ответить
    Этот Nightingale (типа "соловейчик") видно слушал не музыку. Шел на дискотеку а попал в театр.
  • **
    29 сент. 2012 г., 7:08:08
    Ответить
    Интересный коммент
  • меломан
    29 сент. 2012 г., 10:12:06
    Ответить
    нам и так сойдет
    Что-то тенор мало походил на итальянского. Может школа и есть, но темперамента маловато.
  • филофонист
    29 сент. 2012 г., 10:20:39
    Ответить
    не все итальянцы поют хорошо. некоторое вообще не поют на сцене (например Феллини). а это поет но плохо. итальянцы они тоже разные. не все карузы
    • 62725
      29 сент. 2012 г., 12:00:06
      Ответить
      некоторое вообще не поют на сцене (например Феллини)
      Феллини уже 19 лет вообще не поёт и не говорит нигде, если только, возможно, в раю или в аду. А вот Берлускони ещё поёт, но только всё чаще - в суде.
  • Слухач
    29 сент. 2012 г., 10:48:55
    Ответить
    Насчёт Рудина С. А. прав. Иногда кому-то лучше играть, чем говорить
    • Света из Иванова
      29 сент. 2012 г., 12:02:14
      Ответить
      Не "лучше", а более лучше, я бы сказала.
  • Эпос
    29 сент. 2012 г., 11:46:31
    Ответить
    В Туве написали эпос о богатыре Шойгу, который в «образе Орла долетел до Кремля»

    Глава Московской области и экс-министр МЧС Сергей Шойгу стал героем современного тувинского эпоса. Автор эпоса – сотрудник Тувинского госуниверситета Айбек Соскал, сообщает «Интерфакс».

    Автор рассказывает, как однажды его герою стало легко на душе, он провел ритуал и «после девяти шагов взлетел на небо в образе Орла, долетел по лучам утренней зари до херим (Кремля) и спустился он в образе человека-богатыря в чугунных доспехах».
  • Эпосу
    29 сент. 2012 г., 12:26:42
    Ответить
    Ты больной или эти воспоминания на тебя навеял фестиваль "Шедевры и премьеры"? Это не ты начинал первым хлопать после каждой части в музыке Вивальди?
    • Здоровому
      29 сент. 2012 г., 18:42:45
      Ответить
      А тебе,что народный эпос не нравится????
  • Глафира Мамошина
    29 сент. 2012 г., 12:58:34
    Ответить
    Здесь хорошо…
    Взгляни, вдали огнем
    Горит река;
    Цветным ковром луга легли,
    Белеют облака.

    Здесь нет людей…
    Здесь тишина…
    Здесь только Бог да я.
    Цветы, да старая сосна,
    Да ты, мечта моя!
  • Alex1024
    29 сент. 2012 г., 13:22:25
    Ответить
    Подписываюсь под каждым словом М.Л.Герцмана (единственное - я бы выразился несколько крепче в адрес вокалистов). В то же время огорчаюсь пустоте большинства комментариев...
  • Старый
    29 сент. 2012 г., 13:43:04
    Ответить
    Кстати
    Кстати, М.Герцман как-то давно в пылу полемики утверждал, что в Сыктывкаре с искусством все в порядке (под его неусыпным оком), а оказывается, что зрители "теперь точно знают, как должен звучать оркестр". А что же обычно звучит в Сыктывкаре? Я думаю то, что вообще музыкой назвать трудно. Что касается оценок концерта, то не нашей "просвещенной публике" его критиковать. Все было достойно, и окрестр, и солисты, и пианист Гиндин (причем, особенно - Гиндин) играли прекрасно. Говорю это с полной ответственностью - уж повидал исполнителей на своем веку. Брюзжание того, у кого уже давно нет вообще никакого звучания, я думаю, выглядит здесь совем не уместно.
    • Ник
      29 сент. 2012 г., 13:48:30
      Ответить
      Солидарен!
    • нда уж
      29 сент. 2012 г., 14:26:18
      Ответить
      отбрил Львовича по первое число
    • Я
      29 сент. 2012 г., 15:35:06
      Ответить
      Старый, ты актуален как никогда!
    • Паша
      29 сент. 2012 г., 16:58:42
      Ответить
      Ну простите,
      Он (Герцман) же должен как-то самоутверждаться.
  • Сабуров
    29 сент. 2012 г., 14:28:52
    Ответить
    Старый, ты на своем веку повидал исполнителей видимо-невидимо. И еще повидай - разложи плакаты исполнителей которых перевидал и повидай их снова.А надо было не перевидать а послушать. герцман их переслушал видимо-невидимо и сейчас может слушает. Не брюзжи дед ты давно не слышал музыки поэтому тебе все нравится
  • Старому
    29 сент. 2012 г., 14:46:55
    Ответить
    Так очень легко обвинять - "Я прав, а Герцман неправ". Герцман то высказал своё мнение и подписался своей фамилией. А ты прячешься как таракан запечный. Поэтому твои слова не имеют веса. Вернее соответствуют тараканьему весу.
  • Старому
    29 сент. 2012 г., 16:19:30
    Ответить
    Теперь видно что специалист и в чем специалист. Спасибо что представился своим настоящим именем. Вот от кого так пахло в зале.
  • Эллочка
    29 сент. 2012 г., 17:13:44
    Ответить
    Господа, как вам не стыдно?!!
  • не был, но осуждаю
    29 сент. 2012 г., 17:30:10
    Ответить
    гы-гы, шо, оказалось, омегатэмпераментный итальянец на сцене не айс?)))))
  • Слушатель
    29 сент. 2012 г., 17:51:18
    Ответить
    Прочитав все эти комменты, вряд ли такие выдающиеся музыканты захотят приехать сюда еще раз.
    • Шлусатель
      29 сент. 2012 г., 17:53:23
      Ответить
      А они не за комментами приезжают, а за деньгами. У них работа такая.
  • сергей
    29 сент. 2012 г., 23:15:18
    Ответить
    творчество
    да ну его гонит уже десятки лет
    • "№;%
      30 сент. 2012 г., 12:32:26
      Ответить
      не гонит что-то
      Шумана слушаю, Шуберта, Генделя, Грига тоже
      МихалЛьвовича очень сложно раздобыть, видимо сразу разбирают
  • Дюбель
    01 окт. 2012 г., 6:24:55
    Ответить
    продолжай слушать попсу
  • Житель
    01 окт. 2012 г., 13:30:08
    Ответить
    Фациус
    Так он звался Генри или Иоганн? Рудин вроде называл Иоганном?

    Борисоглебский - супер!
    Рудин и оркестр - супер!
    Гриндин - как то да не совсем)
    • Отжигоф
      01 окт. 2012 г., 16:05:15
      Ответить
      Иоганн Генрих Фациус - Johann Heinrich Facius