Шаржи и гротескные скульптуры на месяц поселились в галерее
Первый вернисаж года – выставка Вячеслава Кислова в Национальной галерее республики. Это четвертая персональная выставка художника – в этот раз на ней более полутора сотен шаржей и несколько десятков скульптур.
Фото Юрия Кабанцева
На открытие постарались собрать всех тех, кто изображен на шаржах – в основном это художники, творческая интеллигенция, политики. Гости, входившие в выставочный зал, сразу же среди десятков лохматых, бородатых и длинноносых лиц в профиль и анфас узнавали своих знакомых и себя. Никто, впрочем, не обижался. Скорее, наоборот, как заметила дочь художника, задумывался, проходя в уме две стадии: «Хорошо, что меня здесь нет» и «Почему меня здесь нет?», ведь если на человека рисуют шарж, значит, он чем-то интересен: характером, внешностью или своим делом».
Заместитель министра культуры Коми Марина Андреева отметила, что среди гостей выставки преобладают мужчины, и объяснила это тем, что мужской пол менее обидчив на такое ироничное восприятие мира.
- Но все-таки и женщины, которые тут изображены, выглядят тоже ужасно мило, – уверена замминистра.
Работы Кислова написаны в разной технике: пастелью, карандашом, углем - часть из них, как альбом о художниках «Дом творчества «Челюскинская», - еще в начале 70-х; но большинство - в 90-х и двухтысячных. На бумаге – лица: Михаил Герцман, Владимир Юрковский, Анатолий Неверов; эпохи: Валентина Витязева и Юрий Спиридонов; просто дорогие художнику, но неизвестные широкому кругу люди: Эмма, Миша-охотник, Володя. Не забывает мастер и о себе – иронично смотрит с автопортретов. Кисть шаржиста также прошлась по «звездным» лицам: Николай Цискаридзе красуется аж на двух портретах.
Характер автора проявился в том, как он изобразил черты известных ему людей: живо, тепло, непосредственно, с добрым юмором, лаконизмом. Свойственна работам Вячеслава Кислова и легкая эпатажность с добродушной иронией, и в то же время простота и искренность – уверена директор галереи Ольга Талянина. По ее словам, таких художников в республике больше нет.
Сам же Кислов объявил, что в день закрытия каждый желающий сможет забрать с выставки свой портрет, и объяснил собравшимся разницу между шаржем и гротескной скульптурой:
- Это совсем разные измерения. Такое определение, как шаржированная скульптура, которое часто используют, в данном случае не подходит. Шарж – это легкое портретное решение со стилизацией, преувеличением и сходством, хорошо, если еще характер героя просматривается. В гротеске способ шаржирования не подходит. Здесь копаешь в глубину – обобщаешь, обостряешь, в какой-то степени этот прием близок к символике.
Обобщает скульптор человеческие типы: «Оптимист», «Пессимист», профессии: «Стекольщики», «Принимающая кирпич», «Стриптизерша» и состояния: «Утро», «Художник после трудового дня».
Просмотр экспозиции многие гости завершили групповым фото: шарж, оригинал и художник.
Комментарии (3)