В Национальной галерее открылась выставка Сергея Асташева
Вернисаж долго «молчавшего» художника Сергея Асташева прошел в четверг в Национальной галерее республики. В экспозиции - работы из фондов галереи, частных коллекций, но большая часть картин, восстановленных миллиметр за миллиметром, показывается впервые после 2000 года, когда в мастерской художника случился пожар.
Фото Николая Антоновского
Пока гости, коих оказалось много – почти полный зал, собирались, слух их радовали скрипки и виолончель. Вся экспозиция не уместилась в одном зале - рекреация второго этажа стала дополнительным выставочным пространством, куда сразу попадал посетитель. Здесь разместились работы последних лет, из металла: около трех десятков лампад, среди которых нет одинаковых, и инсталляция-полиптих «Жертвенник», для каждой эпохи он свой – жертвам царизма, революции, застоя и даже нашего времени, пока, правда, без особых опознавательных знаков.
Сергей Асташев для своего времени, 1980-90х годов – знаковый художник. В его работах есть и классика, и эпатаж, романтический реализм и сюрр. И в каждой картине, будь то даже самый лаконичный пейзаж – глубокая метафора.
На первом этапе своего творчества художник часто обращался к жанру портрета. Надежда Мирошниченко, изображенная на одном из них, как всегда прочитала стихотворение к случаю и ностальгировала о 80-х:
– Это было прекрасное время, помимо того, что это было время нашей молодости, это время новых сил в Союзе художников республики. Приехали какие-то полубандитские-полухудожественные люди, совершенные анархисты, а в нашем тихом, глубоко провинциальном городе это было нечто. Приехали художники такие, про которых мы читали только в книжках.
Депутат Госсовета Коми Вера Скоробогатова впечатлилась непростой судьбой художника, о которой прочитала в интервью и решила посетить выставку:
- Меня покорило то, что вы работали совместно с сотрудниками Института геологии. Поэтому мне захотелось поближе познакомиться с таким художником, может быть, как-то поддержать его. А выставка – это всегда некий итог достижений и разделенная радость.
Герман Тонков, иконописец и один из идейных вдохновителей выставки, заметил, что за время подготовки экспозиции он заново открыл для себя Сергея Асташева:
- Скучных художников много, а он - это самый драгоценный и чистый камень в нашем союзе художников. Есть у нас рубины, изумруды, а этот просто бриллиант какой-то. Незамутненный. Никогда ни о ком не сказал плохо.
Как рассказала БНКоми куратор Ольга Орлова, название выставки «Дефис» выбрано неслучайно - это своеобразная черта, раздел в творчестве автора на два этапа – живописец и декоратор-металлист:
- После большого потрясения - пожара в мастерской - Асташев теперь редко пишет портреты. Очень много действительно значимых картин этого жанра было безвозвратно утеряно. Что-то удалось очистить от копоти нашим реставраторам. И это было новое открытие работ, как на древних иконах - лики из середины 90-х. Это было какое-то таинство, можно сказать фантасмагория.
В последнее время художник обратился к актуальному жанру современного искусства – инсталляциям. И как выходец из города Коврова, где традиционно было развито кузнечное ремесло, материал выбрал «генетически» близкий – металл.
Продлится выставка месяц – до 21 марта.
Комментарии (8)
Другое дело, конечно, что само слово "дефис" внешне привлекательно, выглядит импортно, чем и завораживает некоторых.
Сергей Асташев сказал о названии выставки следующее: "Дефис – значит «между». Каждый по-разному может думать, что отделяет эта чёрточка. Кто-то, может, просто скажет типа «Асташев – дурак».
То есть сам художник имел в виду именно тире, а не дефис. Ведь, согласитесь, есть разница между "Асташев - дурак" и "Асташев-дурак". Или, так же, разница между "Иван - дурак" и "Иван-дурак".