23:36, 26.06.2009

Правительство призвало муниципалов бороться со свалками и разграничивать имущество

Координационный совет по вопросам местного самоуправления с участием глав муниципальных образований выявил проблемные места в реализации муниципальных программ по обращению с отходами производства и потребления и подвел итоги разграничения муниципального имущества между районами и поселениями.

 

Начальник департамента окружающей среды и правового обеспечения Минприроды Коми Евгений Изъюров обосновал актуальность проблемы на примере сыктывкарской свалки, расположенной неподалеку от местечка Дырнос и насчитывающей уже 33 года своего существования. По его словам, содержание загрязняющих веществ, нитритов, хлоридов в ручье Дырнос и грунтовых водах превышает все допустимые пределы в сотни раз. Загрязнение окружающей среды теперь происходит в радиусе километра от установленных границ свалки и достигло дачных участков, благополучно миновав санитарно-защитную зону. Евгений Изъюров отметил, что такое положение вещей сейчас практически во всех муниципалитетах республики.

В декабре прошлого года правительство поручило природоохранному ведомству заняться разработкой целевой республиканской программы по обращению с отходами. Муниципалитеты обязывались утвердить аналогичные программы на своем уровне и на сегодня 15 муниципальных образований их приняли. Общий объем требуемого финансирования составил чуть менее 700 миллионов рублей, из них 462 миллиона - за счет бюджета республики. Правда, непосредственно к реализации программ приступили только несколько муниципалитетов: Сыктывкар, Ухта, Инта, Троицко-Печорский район.

Такая неудовлетворительная, по словам представителя Минприроды, ситуация сложилась из-за отсутствия у местных властей финансовых средств. Рассчитывать на помощь республики они пока не могут. По той же причине целевая программа, рассчитанная на пятилетний срок и оцененная в 1,6 миллиарды рублей, правительством пока так и не утверждена.

В качестве источника финансирования подобных программ Евгений Изъюров обозначил платежи за негативное воздействие на окружающую среду, которые поступают в муниципалитеты. Так, 89 миллионов рублей поступило в прошлом году, за первые пять месяцев этого года - 38 миллионов. Еще одним источником пополнения местной казны были названы штрафы, взимаемые природоохранным ведомством в пользу муниципального бюджета. В прошлом году эта сумма составила 4 миллиона рублей.

В итоге, главам муниципальных образований было рекомендовано при формировании бюджета на следующий год обращаться в региональное Минэкономразвития с просьбой профинансировать хотя бы первоочередные мероприятия, заложенные в программы. В свою очередь министерству предложили учесть пожелания муниципалитетов.

Первым выразиться по поводу сказанного взялся глава Прилузского района Василий Кузнецов.

- Я понимаю, что задачу нужно решать. Нам тоже уже надоели эти свалки. У нас в районе 45 свалок и практически ни одна не готова и невозможно их эксплуатировать. У нас идут судебные разбирательства и нас обязывают этим заниматься. Говорят, что мы бездействуем, но что можно сделать, если федеральный законодатель нас связал по рукам и ногам финансовыми возможностями. Я прошу от имени координационного совета довести ситуацию до высших руководителей России, что дальше так нельзя и надо наводить порядок, - высказался в конструктивном ключе глава Прилузья.

Глава Вуктыла Ярослав Зиняк подошел к проблеме с другой стороны:

- Сегодня по решению судов и представлениям Печорской природоохранной прокуратуры нас заставляют убирать, выискивать, отлавливать годами затонувшие суда по Печоре. Это тоже своего рода свалки и суды обязывают муниципалитеты заниматься этим делом.

- Вот этот вопрос для меня неожиданный. Я всегда исходил из того, что водные ресурсы это федеральные объекты, - вмешался руководивший заседанием Координационного совета первый заместитель главы Коми Вячеслав Гайзер, - Почему муниципалитеты должны заниматься чисткой федеральных ресурсов мне не очень понятно.

Вячеслав Гайзер призвал руководителей муниципальных образований совместно с Государственным правовым управлением разобраться с аргументацией судебных актов.

Как сообщил глава Сыктывдинского района Артур Рудольф, суды, не взирая на отсутствие бюджетных средств у муниципалитетов, выносят решения, обязывающие обустраивать свалки в городах и районах.

- Они обосновывают это тем, что понятия недостаточности бюджетных средств в российском законодательстве нет. В законе сказано, что у нас бюджетные средства есть. Все остальное не принимается, - сокрушался г-н Рудольф.

С реформаторской идеей в помощь муниципалам выступил министр экономического развития Коми Иван Стукалов. Он удивился, что в районах до сих пор никто из бизнесменов не взялся за сбор и переработку пищевых пластиковых бутылок.

- Года три назад фабрика нетканых материалов запустила линию, где перерабатывают эти бутылки и применяют при производстве полотна как связующее вещество, вместо акриловой эмульсии, которую раньше закупали в Испании. Так вот эти бутылки они возят из Казахстана и Украины. Хоть в одном районе есть предприниматель, который занимается сбором этих бутылок? Ни у кого. Кстати, принимают эти бутылки по 150 рублей за килограмм, это считайте 20 пустых полторашек. Можно деньги хорошие заработать, - проявил познания г-н Стукалов.

Идея, впрочем, не нашла широкой поддержки среди муниципалов и Вячеслава Гайзера.

- Я не понимаю, чего мы обсуждаем? Мы обсуждаем, есть или нет деньги у муниципалитетов для организации бизнеса. Во всем мире все, что связано с мусором - это бизнес, за которые кровавые войны ведут. Мы как власть должны создать условия и дать толчок, а не рассуждать, кто этот мусор должен разгребать. Его и так разгребают, - положил конец дискуссии первый заместитель главы республики.

Заметив главам муниципалитетов, что денег никогда не бывает достаточно, Вячеслав Гайзер подытожил, что местным властям следует принять меры по разработке и утверждению программ по обращению с отходами в тех районах, где к этому еще не приступали. Кроме того, муниципалам рекомендовано провести инвентаризацию несанкционированных мест размещения свалок и привести их в соответствие с требованиями природоохранного и санитарного законодательства.

Говоря о разграничении муниципальной собственности, заместитель руководителя республиканского Агентства по управлению имуществом Олег Конаков сообщил присутствующим, что только 13 из 15 муниципалитетов к настоящему времени завершили этот процесс.

Мягко пожурив руководство Печорского и Троицко-Печорского района за неоперативность и призвав делать выводы, Вячеслав Гайзер попросил занести в протокол запись о необходимости неотложных меры по завершению разграничения муниципального имущества.

 

606

Комментарии (11)

Добавить комментарий
  • 131 ФЗ
    27.06.2009, 7:20:34
    Ответить
    Имущество
    Федеральный закон № 131-ФЗ вступил в полную силу с 01.01.2009 г. К этому времени все имущество согласно закона должно было быть разграничено. Еще раз убедились как наши чиновники не на словах а на деле исполняют законы. Хорошая тема для прокуратуры проверить исполнительную власть на предмет исполнения настоящего закона, особенно по передачи полномочий.Районы у поселений грубо нарушая закон захватили все направления которые имееют доходы.
  • Эколог
    27.06.2009, 12:58:33
    Ответить
    Отходы
    У поселений для строительства полигонов для ТБО нет даже земли. Вся земля у Федерации.
    О каком исполнении 131 Фз может идти речь.Тут никакая прокуратура не поможет.
    Нужно менять законодательство.
  • Понимающий
    28.06.2009, 1:34:20
    Ответить
    1. Поселения отвечают только за сбор и вывозку отходов. За полигоны по ФЗ-131 отвечают районы.

    2. Напоследок хорошо подкузьмили поселениям. Нижнему Одесу даже по неполному списку до сих пор не переданы нежилые помещения, а также муниципальные квартиры. Часть подлежавшего передаче имущества уже продана районом. По его же инициативе приватизируется муниципальное предприятие с водопроводно-канализационным хозяйством. Совет поселения даже не спросили. Последний с районным советом спорить не стал: едроссы с едроссами не бодаются ("вертикаль"!!!).
    Когда после приватизации весь ремонт ветхих сооружений частная компания забьет в тарифы (включая многокилометровый водовод, на который когда-то давали деньги нефтяники, но они беследно исчезли в бытность г-на Стромцова) , тогда схватятся за голову. Вода с канализацией - тут альтернативы типа автономного отопления нет. Выкупать поселковый водоканал обратно придется уже поселению за свои деньги, если они будут.

    3. Деньги за аренду нежилых помещений и лата за наем квартир за первые 6 месяцев 2009 года ушли в бюджет района (т.к. имущество до сих пор у района), поселение осталось без этих доходов, хотя на них рассчитывало. 100 % , что партийные депутаты спорить не будут! Легче уменьшить расходную часть бюджета, что и происходит.
    А потом на выборах избирателям лапшу на уши навешают: мол, денег у поселения не хватает, потому что законы плохие... Депутаты плохие - в первую очередь, законы - во вторую.
    Противно. Мерзко. Безнадежно.
  • ыстком
    28.06.2009, 14:02:39
    Ответить
    бодаимси на пользу дела...
    Прокуратура, согласно ст. 1 Закона о прокуратуре (от 17.01.1992 N 2202-1, с изменениями):

    "2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

    надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

    надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

    Надзор как сама инициирует, так и по заявлению граждан и организаций. Так что тут действительно прокуратура может проверить, как на местах законы исполняются."

    Что до кривых законов, их можно оспорить согласно ст. 251 Гражд.процесс.кодекса РФ (от 14.11.2002 N 138-ФЗ, с изменениями), потому как:

    "1. Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
    2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
    3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
    4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
    5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
    6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
    7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
    8. Судья отказывает в принятии заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении."

    Так что и тут выход есть. Если в вертикали власти ее верноподданные элементы не хотят бодаться (даже если аккуратно), то это вполне можно сделать всем прочим заинтересованным лицам, населению, гражданам.
  • Анархия
    28.06.2009, 14:29:20
    Ответить
    Анархия - мать порядка
    Мы этих депутатов выбираем, чтобы они за нас бодались, но они тут же в "верноподданных элементов" превращаются.
    Оборотни, блин!
    Только и могут стонать: денег не дают, власти мало...
    Власть не дают, власть берут.
    Это, помнится, еще Максим Горький говорил.
    Если депутаты бодаться не будут (мол, кому надо, сами бодайтесь), нафига нужно такое укатанное "самоуправление" под едроссовским флагами.
    Анархия - мать порядка.
    Граждане, что хотите, то сами и делайте.
    И послать всех подальше!
    ...Еще бы и налоги самому себе за автономную жизнь платить, совсем бы хорошо стало.
  • эколог
    28.06.2009, 20:25:57
    Ответить
    свалки
    Суть не меняется.
  • М
    28.06.2009, 22:56:12
    Ответить
    У меня дача в Дырносе, за ручьем от свалки. Объясните, загрязнение проиоходит через подземные воды или как? Или какие-то микробы со свалки ползут? Или когда мусор горит, токсичные отходы валятся нам на голову. Опишите, кто знает. Тревожно.
  • ыстком
    29.06.2009, 1:15:41
    Ответить
    7. М, 28.06.2009 (22:56)
    Сточные воды, которые образуются на свалке от дождей и пр. жидкостей (например, в результате процессов гниения), содержат всю ядовитую грязь, которая растворима в воде (органика и неорганика со свалки), попадают в природу, в почву и грунтовые/подземные воды и несут всю грязь на, как минимум, соседние территории (радиус негативного воздействия мусорной свалки без системы сбора сточных вод, защиты грунта составляет примерно до 10 км, зависит еще от типа почвы и ее способности ускорять/замедлять процессы накопления и перенося химических веществ (кислотность, и пр. характеристики). Ну, и когда мусор горит, тоже ядовитые (и просто вредные) продукты попадают в воздух, а затем оседают на почве своим ходом или через осадки (в т.ч. росу). Это касается особенно диких свалок, а также официальных свалок без надежных систем изоляционной защиты или с неработающими или устаревшими. Тем, у кого дача в этом радиусе, сделайте анализ почвы, воды, растений - вряд ли с такой дачи выращенные продукты и воду безопасно употреб***ь в пищу.
  • Владимир
    29.06.2009, 11:30:55
    Ответить
    финансы
    Глава прилузья прав, чего ждать 2 го подъельска. Есть проблема давайте деньги.
  • Злой_эколог
    29.06.2009, 23:51:30
    Ответить
    Ну Стукалов, как всегда отмочил!!!!!!!! Вся вторичка с кризисом встала, макулатуру и картон ни кто не берет. Да и привыкли у нас все ж.пу бумагой из беленной целлюлозы подтирать а не из макулатуры. дерево сгубить чтобы 2 секунды на бумажку полюбоваться. Республика большая! Не на одно покаление ж.п деревьев хватит. )))))) И не верьте в иллюзию ПЭТ бутылки, это получается тонна 150000 р !!!!! Насмешили! тонна ПЭТ бутылки стоит максимум 12 тыш и то в Москве, да и в киллограмме их не 20 а 40!!!!!!! Короче все как всегда не в теме и с умным видом что-то впаривают!!!!! Типа Бизнес-инкубатор....... Кого он там инкубирует?????
  • гипократ
    13.07.2009, 22:38:21
    Ответить
    Посмотрите на улицы - сплошная помойка. А выделяют сотни миллионов на мусор. Может поумерите аппетит или хотябы на улицах Сыктывкара сделайте так, что бы мусора не было. Воровать надо с прибылей.

Хочу получать главные новости дня в Коми!