В Сыктывкаре прозвучала «Волшебная флейта»
31 мая жители и гости столицы Коми увидели оперу «Волшебная флейта», которая стала третьей премьерой XXV международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». На суд зрителей московский режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Всероссийской литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова» Ольга Иванова представила свою интерпретацию известного сюжета. Произведение от оригинала существенно отличалось, главным действующим лицом в «Волшебной флейте», по версии Ивановой, стал сам Моцарт. Как ранее в интервью БНК отмечала режиссер, это опера о судьбе художника, о том, как рождается творчество.
Фото Алексея Зрячева
Одно из своих последних произведений «Волшебную флейту» Моцарт написал в 1791 году. Оперу композитор исполнил в популярном в то время жанре Singspiel (пьеса с музыкальными номерами, или опера с разговорными диалогами вместо речитативов, преимущественно комического содержания). Сюжет оперы, обработанный в духе народных феерий, автор либретто Эмануэль Шиканедер почерпнул в сказке Кристофа Виланда «Лулу» из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов».
В оригинале действие оперы разворачивается вокруг дочери Царицы ночи, которую похищает волшебник Зарастро. Спасти девушку Царица ночи посылает юного принца Тамино. Царица вручает юноше волшебный атрибут — флейту, с помощью которой он сможет пройти через все преграды и избежать опасностей. Но в ходе сюжетных перипетий Тамино переходит на сторону Зарастро, проходит испытания, уготованные ему волшебником, и обретает любовь.
Трактовка режиссёра Ольги Ивановой от оригинала существенно отличалась. В сыктывкарской постановке главным действующим лицом выступил сам Моцарт, создающий оперу. Композитор становится непосредственным участником событий, в итоге через его творческие поиски рассказывается о судьбе художника. Значительные изменения претерпел и текст оперы. Диалоги были на русском языке (пение – на немецком), многие из которых существенно укоротили, изменения не затронули только музыку. Реализовать замысел Ольге Ивановой помогли московские вокалисты: солисты Камерного музыкального театра им. Покровского Борис Молчанов (Тамино) и Алексей Смирнов (Зарастро), приглашенная солистка ГАБТ, солистка Театра музыки и поэзии под руководством Е. Камбуровой Надежда Гулицкая (Царица ночи).
Сыктывкарская публика экспериментами столичного режиссера заинтересовалась. Мнения относительно того, насколько удалось реализовать задуманное, у зрителей разделились. Одни оценили смелый эксперимент, другие посчитали творческие изыскания Ивановой слишком вольными.
- Я эту оперу не поняла, - рассказала корреспонденту БНК одна из слушательниц. - Сама я педагог, музыку преподаю, и с точки зрения профессиональной мне кажется, что режиссёр палку перегнула. Всё-таки есть произведения, с которыми нужно обходиться очень осторожно, «Волшебная флейта» - это как раз именно такой случай. От оперы Моцарта здесь осталось только музыка. Это, безусловно, замечательно, но это уже не «Волшебная флейта» в том виде, в каком её представил миру Моцарт.
- Необычно. Интересно смотрелись декорации: видеопроектор и инсталляции (московского художника Даниила Герасименко – БНК) были очень в тему. Солисты порадовали, особенно Борис Молчанов. На мой взгляд, очень хорошо, когда появляются оригинальные трактовки классики, правда, в этом случае, как мне показалось, вышло несколько сложновато для восприятия, - поделилась с корреспондентом БНК молодая зрительница по имени Анна.
По мнению московского оперного критика Александра Матусевича, который приехал на фестиваль «Сыктывкарса тулыс», постановка вышла более чем экстравагантная.
- Опера невероятно сложная. То, что мы видели сегодня, безусловно, очень далеко от оригинала, но это и не удивительно. «Волшебная флейта» - пожалуй, одна из опер, которую часто ставят во всех театрах мира, поэтому тут уж каждый режиссер экспериментирует по полной, - поделился с БНК Александр Матусевич.
Комментарии (13)
Учитывая, что "Волшебная флейта" и в оригинале-то состоит из сплошных символов (Моцарт был масоном), еще большее запутывание сюжета, "театр в театре" второго действия - перебор даже для подготовленного зрителя.
Кстати, я думала, что в антракте больше публики уйдет:)...
Несказанно порадовала вокалом Надежда Гулицкая (Царица ночи). А еще, как ни странно три молодые исполнительницы Д.Бобарыкина, И.Хорошилова и В.Яремчук (три гения храма). Конечно, маленькие полненькие ангелы были весьма забавны, но голоса и исполнение - чудо как хороши:)
Да и оркестр с каждым сезоном все лучше и лучше.
Что касается "режиссуры"... Ее толком и не было. Просто музыкальные номера из "Волшебной флейты", связанные абсолютно невнятными переходами. А Моцарта "испортить" сложно:)
Да, в ноты попадает. Но - не более.
Так жаль, что нельзя второй раз пойти, нельзя ещё раз посмотреть-послушать хотя бы в записи, просто очень жаль...
Спасибо за такой подарок, за эту радость, за (очень нечастое) чувство затаённого восторга, которые пережил вчера в нашем театре!
(Об артистах хочется написать особо и подробнее. Но это уже не здесь).
В.Ц.
И при этом, как это ни парадоксально, всё в нём довольно понятно. Во всяком случае, многое в этом странном (действительно странном, это есть), но чудесном и очень красивом спектакле видится куда более объяснимым, чем интонация зрителей, чего-то для себя недополучивших.
PS. Кстати, во фразе "спектакль был показан дважды" имеется слово "был". Мы-то ходили уже на второй день. И очень пожалели, что не посмотрели оба раза - так нам всё понравилось. А какие исполнители! - ну как ими не восхищаться... Не понимаю.