07:58, 01.06.2015 / КУЛЬТУРА

В Сыктывкаре прозвучала «Волшебная флейта»

31 мая жители и гости столицы Коми увидели оперу «Волшебная флейта», которая стала третьей премьерой XXV международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». На суд зрителей московский режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Всероссийской литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова» Ольга Иванова представила свою интерпретацию известного сюжета. Произведение от оригинала существенно отличалось, главным действующим лицом в «Волшебной флейте», по версии Ивановой, стал сам Моцарт. Как ранее в интервью БНК отмечала режиссер, это опера о судьбе художника, о том, как рождается творчество.

IMG_5172.JPG

Фото Алексея Зрячева

Одно из своих последних произведений «Волшебную флейту» Моцарт написал в 1791 году. Оперу композитор исполнил в популярном в то время жанре Singspiel (пьеса с музыкальными номерами, или опера с разговорными диалогами вместо речитативов, преимущественно комического содержания). Сюжет оперы, обработанный в духе народных феерий, автор либретто Эмануэль Шиканедер почерпнул в сказке Кристофа Виланда «Лулу» из сборника фантастических поэм «Джиннистан, или Избранные сказки про фей и духов».

В оригинале действие оперы разворачивается вокруг дочери Царицы ночи, которую похищает волшебник Зарастро. Спасти девушку Царица ночи посылает юного принца Тамино. Царица вручает юноше волшебный атрибут — флейту, с помощью которой он сможет пройти через все преграды и избежать опасностей. Но в ходе сюжетных перипетий Тамино переходит на сторону Зарастро, проходит испытания, уготованные ему волшебником, и обретает любовь.

IMG_5394.JPG

IMG_5379.JPG

Трактовка режиссёра Ольги Ивановой от оригинала существенно отличалась. В сыктывкарской постановке главным действующим лицом выступил сам Моцарт, создающий оперу. Композитор становится непосредственным участником событий, в итоге через его творческие поиски рассказывается о судьбе художника. Значительные изменения претерпел и текст оперы. Диалоги были на русском языке (пение – на немецком), многие из которых существенно укоротили, изменения не затронули только музыку. Реализовать замысел Ольге Ивановой помогли московские вокалисты: солисты Камерного музыкального театра им. Покровского Борис Молчанов (Тамино) и Алексей Смирнов (Зарастро), приглашенная солистка ГАБТ, солистка Театра музыки и поэзии под руководством Е. Камбуровой Надежда Гулицкая (Царица ночи).

IMG_5226.JPG

IMG_5191.JPG

Сыктывкарская публика экспериментами столичного режиссера заинтересовалась. Мнения относительно того, насколько удалось реализовать задуманное, у зрителей разделились. Одни оценили смелый эксперимент, другие посчитали творческие изыскания Ивановой слишком вольными.

- Я эту оперу не поняла, - рассказала корреспонденту БНК одна из слушательниц. - Сама я педагог, музыку преподаю, и с точки зрения профессиональной мне кажется, что режиссёр палку перегнула. Всё-таки есть произведения, с которыми нужно обходиться очень осторожно, «Волшебная флейта» - это как раз именно такой случай. От оперы Моцарта здесь осталось только музыка. Это, безусловно, замечательно, но это уже не «Волшебная флейта» в том виде, в каком её представил миру Моцарт.

- Необычно. Интересно смотрелись декорации: видеопроектор и инсталляции (московского художника Даниила Герасименко – БНК) были очень в тему. Солисты порадовали, особенно Борис Молчанов. На мой взгляд, очень хорошо, когда появляются оригинальные трактовки классики, правда, в этом случае, как мне показалось, вышло несколько сложновато для восприятия, - поделилась с корреспондентом БНК молодая зрительница по имени Анна.

IMG_5325.JPG

По мнению московского оперного критика Александра Матусевича, который приехал на фестиваль «Сыктывкарса тулыс», постановка вышла более чем экстравагантная.

- Опера невероятно сложная. То, что мы видели сегодня, безусловно, очень далеко от оригинала, но это и не удивительно. «Волшебная флейта» - пожалуй, одна из опер, которую часто ставят во всех театрах мира, поэтому тут уж каждый режиссер экспериментирует по полной, - поделился с БНК Александр Матусевич.

IMG_5037.JPG

2259

Комментарии (13)

Добавить комментарий
  • Зритель
    01 июня 2015 г., 8:52:25
    Ответить
    Невнятная постановка, способная разве что запутать зрителей. То, что главный герой оперы якобы Моцарт, никак не читается, а кто именно главный герой, так и остаётся тайной. Скорее всего, сама О. Иванова, поставившая эту оперу за недельку-другую. Ай да Ольга! Ай да молодец! А вокалисты и правда хорошие.
    • Зрительница
      01 июня 2015 г., 12:21:11
      Ответить
      Согласна с вами.
      Учитывая, что "Волшебная флейта" и в оригинале-то состоит из сплошных символов (Моцарт был масоном), еще большее запутывание сюжета, "театр в театре" второго действия - перебор даже для подготовленного зрителя.
      Кстати, я думала, что в антракте больше публики уйдет:)...
  • зритель
    01 июня 2015 г., 9:11:56
    Ответить
    Спектакль "спасла" музыка Моцарта!Слава Богу,на неё не покусились!Замечательный Тамино,жаль,что у нас нет своего.Хорошо поработал дирижёр,молодцы все солисты.Надо сыграть этот спектакль раз двадцать,чтобы он "дошёл"(как Риголетто)Задумка режиссёра,на мой взгляд, не убедительна.Особенно непонятен второй акт...Несмотря ни на что,поздравляю всех участников этого спектакля,восхищаюсь их смелостью,самоотдачей. Всё-таки это одна из сложнейших опер Моцарта..
  • Ну...
    01 июня 2015 г., 11:59:47
    Ответить
    Ковалев (Папагено) партию просто провалил. Все было невнятно и скучно.
    Несказанно порадовала вокалом Надежда Гулицкая (Царица ночи). А еще, как ни странно три молодые исполнительницы Д.Бобарыкина, И.Хорошилова и В.Яремчук (три гения храма). Конечно, маленькие полненькие ангелы были весьма забавны, но голоса и исполнение - чудо как хороши:)
    Да и оркестр с каждым сезоном все лучше и лучше.
    Что касается "режиссуры"... Ее толком и не было. Просто музыкальные номера из "Волшебной флейты", связанные абсолютно невнятными переходами. А Моцарта "испортить" сложно:)
  • зритель 2
    01 июня 2015 г., 17:32:17
    Ответить
    А мне Ковалёв очень понравился!Он,наконец-то преодолел свою скованность на сцене и вокально был интересен.А если учесть,что всё поётся на НЕМЕЦКОМ,и это очень не легко - он молодец!
    • на фото
      01 июня 2015 г., 18:02:40
      Ответить
      Представители диаспоры обсудят проблемы ведения бизнеса азербайджанцами.
    • Допускаю
      01 июня 2015 г., 20:58:01
      Ответить
      только дальше 10-го ряда его почти не было слышно:)
  • Слушатель
    02 июня 2015 г., 6:58:22
    Ответить
    Ковалёв вокально интересней, чем актёрски. Нет свободы, в качестве артиста он пока деревянный. Да и режиссерша явно не умеет работать с актерами. Самодеятельность сельского ДК...
    • Ну не было
      02 июня 2015 г., 12:25:38
      Ответить
      в партии Папагено вокала. Невнятица сплошная. Даже дуэт с Папагеной умудрился завалить.
      Да, в ноты попадает. Но - не более.
  • Очень благодарный зритель
    02 июня 2015 г., 10:43:29
    Ответить
    Спасибо всем участникам за великолепный спектакль! "Волшебная флейта" оказалась настоящим праздником, в котором понравилось всё: и артисты (это особенно), и костюиы, и декорации, и постановка. Благодарен всем, кто его готовил и в нём участвовал.
    Так жаль, что нельзя второй раз пойти, нельзя ещё раз посмотреть-послушать хотя бы в записи, просто очень жаль...
    Спасибо за такой подарок, за эту радость, за (очень нечастое) чувство затаённого восторга, которые пережил вчера в нашем театре!
    (Об артистах хочется написать особо и подробнее. Но это уже не здесь).
    В.Ц.
  • Спасибо
    02 июня 2015 г., 12:45:28
    Ответить
    Спасибо предыдущему оратору, что ему понравился спектакль. Пусть на досуге попробует пересказать его детям Или самому себе. Кстати, спектакль был показан дважды.
    • благодарный зритель
      02 июня 2015 г., 15:07:19
      Ответить
      Пересказать содержание в простых словах вряд ли получится. Разве что, может, в самых общих чертах. Но в виде чётко прослеживаемой сюжетной линии - вряд ли.
      И при этом, как это ни парадоксально, всё в нём довольно понятно. Во всяком случае, многое в этом странном (действительно странном, это есть), но чудесном и очень красивом спектакле видится куда более объяснимым, чем интонация зрителей, чего-то для себя недополучивших.
      PS. Кстати, во фразе "спектакль был показан дважды" имеется слово "был". Мы-то ходили уже на второй день. И очень пожалели, что не посмотрели оба раза - так нам всё понравилось. А какие исполнители! - ну как ими не восхищаться... Не понимаю.
  • неля
    09 июня 2015 г., 21:20:01
    Ответить
    мне понравилось,оригинальная современная постановка,красивые костюмы,живые декорации,артисты,просто чудо,какое исполнение,особенно Царица Ночи,опера получилась с интригой,но артисты и оркестр не оставили ни кого равнодушными,спасибо за Моцарта...