На сцене театра оперы и балета за Райду сошлись в хип-хоп батле
На сцене Государственного театра оперы и балета республики Коми состоялась долгожданная для Сыктывкара премьера мюзикла на коми языке «Райда. Тодса мойд» («Знакомая сказка»). За стремительно пролетевшие 45 минут зрители благодарили творческий союз Сыктывкара и Ухты долгими аплодисментами, однако критики конструктивно подсказали, чего «симпатичной» и яркой постановке все-таки не хватило.
Напомним, премьера мюзикла прошла в сентябре прошлого года в Ухте и стала возможной благодаря сотрудничеству двух городов. Главные женские образы для постановки - Райду и божество Шонди - делегировал театр оперы и балета. Их исполнили солистка Елена Лодыгина и заслуженная артистка России Альфия Коротаева. Охотника Тугана и злого чародея Яг Морта играли ухтинцы - Константин Фрейман и Сергей Коваль.
В столице Коми посмотреть «знакомую сказку» собрался практически полный зал: и молодежь, которую в первую очередь собирались привлечь создатели, и дети, и театралы средних лет. Несколько рядов было занято даже на балконе. Прежде чем в зале погас свет, в левом проходе появилась толпа молодых людей в национальных костюмах разных районов республики. Продвигаясь к сцене, а оттуда к другому проходу, под гармонь и трещотки девушки и юноши исполнили несколько песен, по пути прихватывая в свой хоровод особо заинтересованных зрителей. Наконец, свет погас и на экране появились иллюстрации сыктывкарского этнофутуриста Юрия Лисовского, предваряющие, а далее и разделяющие основное действие.
Как заявляли создатели мюзикла, которые кстати, также не классифицировали постановку однозначно - рок-опера, фолк-опера или мюзикл, в основу своей «знакомой сказки» они положили традиционный для сказок многих народов сюжет Красавицы и Чудовища. В интерпретации автора идеи ухтинца Валерия Ясеновца и режиссера Эдуарда Гасина, тема любви молодой девушки и страшного злодея новых поворотов и перипетий не приобрела, однако удивила формой классической для сказок борьбы светлых сил с темными.
С первых минут на сцене появляется народный ансамбль «Елочка» - подружки Райды, которые водят хороводы под ее песни. Как признался на презентации проекта исполнитель роли Тугана, ему и Сергею Ковалю (Яг Морту), друзьям в жизни, врагам на сцене соперничать за Райду было несложно.
- Елена нам в этом плане помогла, потому что она и есть Райда - порядочная, красивая. Думаю, ей самой было легко играть Райду, потому что в чем-то она играла сама себя. Соперничать за нее тоже было несложно в артистическом плане, потому что борьба была самая настоящая, искренняя - за расположение Елены к каждому из нас, - поделился солист.
- Моя была задача - соблазнить, - кратко сообщил о своей роли Сергей Коваль.
Очаровывали и соблазняли мужчины Райду в основном песнями, содержание которых, впрочем, для тех, кто не знает коми языка, так и осталось неизвестным. Правда, чтобы объяснить, что происходит на сцене организаторы потрудились раздать каждому зрителю бесплатную программку.
Песня Яг Морта под эффектные танцы коллектива United bit вызвала аплодисменты. С еще большим интересом зрители наблюдали за кульминацией действа - битвой охотников с окружением чародея, которая проходила по правилам настоящего танцевального батла темных и светлых сил, на помощь к которым пришло даже божество Шонди, правда - вокально, а не танцевально.
По завершении мюзикла артистов поприветствовал назначенный сегодня директор театра Дмитрий Степанов, который, по словам Валерия Ясеновца,был единственным представителем Министерства культуры, который год назад приехал на премьеру «Райды» в Ухту.
Председатель союза композиторов республики Коми Михаил Герцман выразил надежду, что постановка будет жить и подчеркнул, что доволен тем, что был сегодня в зрительном зале. Тем не менее, композитор сделал несколько критических замечаний, которые неплохо было бы учесть авторам «Райды».
- Получилась довольно симпатичная штука, много неожиданного. Много хорошего, по-настоящему интересного, подвижного и молодежного. Плоховато пока то, что не слишком-то разработан сюжет. Не хватает, может быть, темы любви, настоящей любви - мы не видим, как герои любят друг друга. Кроме того, надо же чем-то объяснить, чем Яг Морт ее взял и очаровал. Я писал музыку на такой сюжет. И у меня герой начинает показывать чудеса - северное сияние или еще что-то, чтобы она обалдела. Тогда можно понять, за что она его полюбила, - высказал свои пожелания Михаил Герцман.
Впечатлили композитора танцоры, он даже признался, что если бы занимался танцами, то это был бы брейк данс.
- Что мне действительно понравилось - это батлы. Есть такой классический американский мюзикл «Вестсайдская история», в котором впервые актеры танцуют на улице. Там изображается ссора в виде танца. Так и здесь. А прием силой танца показать, кто сильнее - замечательный. Так как многие коми язык не понимают, неплохо было бы, чтобы действия на сцене было больше, так как этот язык понятен всем, - заключил композитор.
Комментарии (20)
Писать о музыкальном представлении, о музыкальном событии и не назвать автора музыки - это надо суметь. Озвучены имена кого угодно, только нет самого главного имени - композитора.
Хотя, чему удивляться, на БаНКа почти всегда о музыке писали коряво, часто безграмотно, без должного уважения... знаю эту контору много лет...