content/news/images/50540/IMG_4396_mainPhoto.jpg
21:32, 25.05.2016 / КУЛЬТУРА

Вечер одноактных балетов заставил зрителей и критиков разойтись в оценках

В столице республики продолжается XXVI фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Во второй день фестиваля состоялась премьера двух одноактных балетов в постановке Натальи Терентьевой. По задумке хореографа, «Жизнь как день» и «Вальпургиева ночь» - совершенно самостоятельные спектакли – должны были предстать как единое действо. Насколько удачным оказалось воплощение задумки, сегодня в Школе оперных и балетных критиков анализировали выдающиеся театроведы страны.

Вечер одноактных балетов заставил зрителей и критиков разойтись в оценках
Фото Николая Антоновского и регионального отделения СТД России

Педагог-репетитор Наталья Терентьева, которая помогла театру оперы и балета выпустить несколько успешных балетных спектаклей (например, «Барышня-крестьянка») как режиссер работала с нашей труппой впервые. Формат одноактных балетов предложил ей театр.

- Спектакль «Жизнь как день…» на музыку Чайковского, Пуни, Генделя - это полностью моя идея, а поставить «Вальпургиеву ночь» - балетную сюиту из оперы «Фауст» Шарля Гуно – предложение театра. Казалось бы, это две совершенно разные вещи, тем не менее они будут показаны в один вечер и тесно связаны между собой. Дело в том, что мой балет об одном дне из жизни балетной труппы любого среднестатистического театра, и сыктывкарского в том числе. А «Вальпургиева ночь» станет результатом этого дня, когда артисты уже танцуют в спектакле, - рассказывала балетмейстер незадолго до начала фестиваля в интервью БНК.

IMG_4377.jpg

Продолжительность каждого балета составила в среднем полчаса. В первом – «Жизнь как день» - была представлена вся балетная труппа театра. В воссозданном на сцене пространстве хореографического класса артисты «разыграли» несколько сюжетов из балетных будней: сбор у станка, разминку, репетицию непосредственно балета, - все эти составляющие действа сопровождались драматическими оценками.

IMG_4363.jpg

Так, например, режиссер показала, в какой конкурентной среде рождается искусство: любая неудача, падение, невыполненный элемент тут же получает оценку коллег – злорадный смех.

IMG_4451.jpg

Исполнители второстепенных партий чувствуют себя несколько ущемленно и при случае демонстрируют свою значимость («Большие эмоции маленьких лебедей»).

IMG_4397.jpg

Работа осложняется межличностными взаимоотношениями – в труппе складываются любовные треугольники («Любовь и случайность»). В финале «дня» - как подтверждение идеи о том, что вся жизнь артиста проходит в театре - на сцену выходят дети и наблюдают за работой родителей.

IMG_4478.jpg

Второе отделение перенесло зрителей и преображенных для «Вальпургиевой ночи» артистов из повседневности в «царство Мефистофеля». Балетная сцена в опере Шарля Гуно «Фауст» (1869), написанной на сюжет первой части трагедии Гете, занимает в мировом театральном репертуаре прочное место и часто исполняется как отдельный спектакль. Поэтому выбор Натальи Терентьевой вполне закономерен.

IMG_4546.jpg

Экспрессивная, не оставляющая зрителя равнодушным музыка Гуно, не менее выразительная хореография автора оригинальной версии балета Леонида Лавровского и старательное исполнение сыктывкарской труппы вызвали овации публики, которая аплодировала не только в финале спектакля – что закономерно, - но и на его протяжении.

IMG_4531.jpg

Каждая удавшаяся поддержка наверху в исполнении Романа Миронова и Натальи Супрун, многочисленные пируэты, цепочки вращений по кругу или диагонали сцены не давали аплодисментам смолкнуть на сколько-нибудь продолжительное время.

IMG_4567.jpg

Зрительский восторг не вполне разделили и по-своему оценили профессионалы – балетный критик, автор статей, книг и справочников по балетному искусству Валерий Модестов и заведующая Кабинетом музыкальных театров Союза театральных деятелей России Ольга Кораблина.

DSC_1737.JPG

- Вчера мы увидели два спектакля. Первый – это балетный класс. Таких спектаклей я в своей жизни видел много, и все они были построены на классике. Исполнители, как правило, демонстрируют именно умение работать в классе. Вероятно, здесь таких возможностей не было, поэтому была сделана попытка пародийности. Но пародийность требует иного подхода – и постановочного, и исполнительского, - отметил Валерий Модестов. - Что касается второго балета - фрагмент на сюиту из Гуно - тут все сложнее из-за того, что я видел эту вещь в исполнении Майи Плисецкой.

Вспоминая постановку с легендой русского балета, Валерий Модестов обратил внимание на страстность исполнения, соответствующую сюжету, и сценографию, не оставляющую сомнений, что действие происходит во владениях «падшего ангела».

DSC_1709.JPG

- Здесь мне не показалось, что это царство Мефистофеля – на лужке резвились вакханки, почти буколическая картинка (буколики – идеализированное описание сельского, пастушеского быта – прим. ред.), - считает балетовед, прокомментировавший таким образом оформленную под сказочную рощу сцену. - Что касается артистов, они очень старательные, в них есть потенциал, драматический дар, то, что дано природой – например, ребята восточного плана с кошачьей пластикой – тем, чем славился Нуриев.

Ольга Кораблина сообщила, что еще до того, как увидела спектакль, задалась вопросом: как с труппой театра оперы и балета, которую представляют артисты разных хореографических школ, владеющие разной – и по-разному – техникой, можно ставить класс-концерт.

- В моем представлении – это театрализованный урок высшего классического исполнения, - поделилась своей точкой зрения она, заметив, что меньше всего претензий у нее к исполнителям, но при этом много вопросов к режиссеру, которые, к сожалению, в рамках фестиваля задать уже не удастся – Наталья Терентьева уехала сразу после премьеры своего балета.

Ольга Кораблина отметила также попытку постановщика «смикшировать» тонкую технику исполнения с большим количеством трюков, которые не всегда удавались.

- Неслучайно каждые несколько секунд раздавались хлопки. Публика ведь не глупа – просто трюк не идет в контексте образа и воспринимается именно как трюк. Но мы же не на спортивных соревнованиях и аплодируем не спортсмену, который взял какую-то высоту. Такого количества поддержек я не видела ни в одном балете – и артист, поднявший балерину четыре раза, имеет право не поднять ее в пятый, потому что это тяжелейшая физическая нагрузка, - прокомментировала она некоторые огрехи премьеры.

4939

Комментарии (15)

Добавить комментарий
  • на 4 с минусом
    25 мая 2016 г., 22:03:00
    Ответить
    Спектакли средненькие.
    Еще испортил впечатление от вечера фотограф-неандерталец, который встал у бортика оркестровой ямы, и все два спектакля из двух фотоаппаратов расстреливал танцоров на сцене. Как его туда пустили...
  • 62725
    25 мая 2016 г., 22:28:57
    Ответить
    "...не давали аплодисментам смолкнуть на сколько-нибудь продолжительное время"

    -:))
  • Ну да, ну да
    25 мая 2016 г., 23:37:18
    Ответить
    уважаемые критики видимо ожидали увидеть как минимум мессереровский "Класс концерт" в исполнении звездного состава ГАБТа. Я его видела. И что, мне теперь всю жизнь все постановки такого плана с ним сравнивать, как г-н Модестов пытается сравнить Супрун с Плисецкой?
    Для провинциальной труппы оба балета сделаны весьма добротно. Премьер (Миронов) вполне "столичного" уровня.
    Так что - спасибо артистам и постановщику.
  • Любитель
    26 мая 2016 г., 6:38:22
    Ответить
    Это не критики а критиканы пытающиеся показать свою значимость осведомленность и самое главное важность.
  • Да ладно
    26 мая 2016 г., 7:33:41
    Ответить
    Вот уж и слова не скажи. Конструктивная критика необходима как артистам и режиссеру, так и зрителю, который не просто посмотрел и пошел дальше, а планирует поразмышлять на тему увиденного. И не нужно обижаться. Да, не ГАБТ, но свои недостатки надо знать и над ними работать. Сложно поспорить с некоторыми приведенными высказываниями.
    Отправлено из мобильной версии
    • Не ладно
      26 мая 2016 г., 8:50:00
      Ответить
      А сравнивать с Плисецкой это конструктивная критика по вашему. Бред и маразм.
      • нет, ладно)
        26 мая 2016 г., 8:55:04
        Ответить
        Кто с Плисецкой сравнивал? Человек рассказал о том, что видел, поделился впечатлениями, которые остались у него на всю жизнь благодаря великой балерине. Или молчать в тряпочку? Разве неинтересно почитать о том, как было?
        Отправлено из мобильной версии
        • О
          26 мая 2016 г., 11:01:09
          Ответить
          Я тоже Ленина видел.
    • И где
      26 мая 2016 г., 10:51:03
      Ответить
      вы увидели именно конструктивную критику?
      "Ах, я не понял, что хотел сказать режиссер... Ах, это не Плисецкая..." - это совсем не критика.
      К технике исполнения претензий реально немного, а что критику не понравились "трюка"-так он бы определился, что он хотел увидеть - технику классического танца (а это и трюки в том числе), или что-то про "психологию" (тогда это другой формат, не класс-концерт)
  • да
    26 мая 2016 г., 7:37:43
    Ответить
    зритель- вот главный критик. И верно, сравнивать с мировыми звёздами не очень-то
    правильно. НЕ равные условия.
  • в защиту постановки
    26 мая 2016 г., 16:25:49
    Ответить
    никто не сомневается, что уважаемый ценитель балета видел Плисецкую, возможно, он видел даже Сталина или Ленина, но подобное сравнение как минимум глупо, а в принципе - непрофессионально. Давайте сравним постановкуи и ресурсные возможности нашего театра, и,например, Большого театра... Я вот, допустим, уважаю мнение критика Марины Давыдовой, масштаб мышления которой несравнимо шире этих странных рассуждений из статьи... Безусловно, замечания нужны, но не в таких формулировках как "ребята восточного плана.. ". И почему никто не вспоминает, что основная ставка театра на этом фестивале явно делалась на премьеру Тоски, и с этой задачей они справились великолепно! Успехов всем организаторам! Молодцы!
    Отправлено из мобильной версии
  • мнение зрителя
    27 мая 2016 г., 11:44:20
    Ответить
    В прошлом году ходили компанией на великолепный балет "тысяча и одна ночь" в двух действиях, который смотрится на одном дыхании. Помня прекрасную игру артистов балета, решили сходить на вечер одноактных балетов и, к сожалению, не получили того удовольствия, на мой любительский взгляд, требования театра к спектаклю на фестиваль стал ниже,
    и артисты тут не причем, они молодцы и могут гораздо большее (на примере тысячи и одной ночи). Надеюсь в следующем году театр нас приятно удивит и порадует новым спектаклем.
  • Пульхерия
    28 мая 2016 г., 8:22:34
    Ответить
    Впечатления на долгое время!
    Отличный вечер отличных балетов! Первый балет - легкий, изящный и слегка ироничный смотрелся на одном дыхании! Прекрасная пластика, понятные и увлекательные сцены. Отличная режиссёрская находка с опускающимися костюмами, символирующими выбор будущих ролей..Трогает до слёз. Второй балет - динамичный, захватывающий! Поразил своими прыжками и пируэтами Тимур! Потрясающе артистична Супрун. Есть нарекания к оркестру, но видимо много сил было отдано "Тоске", где оркестр звучал восхитительно, как он ещё ни разу не звучал! Низкий поклон артистам, молодцы, так держать!
    • Вы про оркестр
      30 мая 2016 г., 23:29:37
      Ответить
      нам всякую чушь не пишите! Про нарекания и т.д. и т.п. Много вы в этом понимаете! Оркестр был и на балете великолепен.
  • театралка
    28 мая 2016 г., 8:32:10
    Ответить
    нельзя театроведов называть выдающимися!Только творцы и исполнители претендуют на это слово.В лучшем случае их можно назвать знатоками и профессионалами.