На обсуждение: «Запреты и ограничения - это не панацея!»
Эксперт Общественной приемной главы Коми, бывший Уполномоченный по правам человека в республике Леонид Вокуев поделился с БНК своим мнением относительно инициативы министерства экономики Коми запретить продажу алкоголя с 9 вечера до 11 утра и добавить к списку «сухих дней» 7 апреля - Всемирный день здоровья.
- На первый взгляд благие намерения: да, с чрезмерным употреблением алкоголя надо бороться, но такими ли методами? – рассуждает Леонид Вокуев. - Нашему поколению до сих пор помнится запретная государственная политика Горбачева и Лигачева - когда у магазинов строили металлические ограждения для очередей, когда счастливые приобретатели алкогольной продукции выскакивали из очередей без пуговиц на пальто, а порой бывали и смертельные случаи…
Судя по пояснительной записке, разосланной общественникам, министерство экономики считает, что внесение дополнений запрещающего характера будет способствовать снижению потребления алкоголя населением к 2020 году до 10,9 литра на душу потребления. Сейчас потребление составляет 12,2 литра. По мнению Леонида Вокуева, получается какая-то «казенщина» и, более того, попахивает заорганизованной кампанейщиной.
- Много или мало 10, а именно еще 9 десятых литра на душу человека? Сложно ответить, если даже не брать во внимание самогоноварение, которое, безусловно, восполнит запретные меры, - говорит эксперт Общественной палаты.
Товар, который присутствует на прилавках магазинов, не должен продаваться с временными ограничениями. Более того, данный факт можно квалифицировать как нарушение прав потребителей, считает Леонид Вокуев. И цели, которые ставит перед собой минэкономики, достигнуты не будут:
- Ограничения продажи алкогольной продукции по времени на час или два - это стрельба из пушки по воробьям, - заявляет общественник и напоминает о советском «сухом законе». Субъекты СССР тогда соревновались, кто больше введет ограничений для населения, и как результат - вырубили все ценнейшие виды виноградников, при этом не добившись ничего:
- Я считаю, что любые меры запретительного или ограничивающего характера являются уделом слабых. Да, масштабы злоупотребления алкоголем среди нашего населения, безусловно, вызывают беспокойство о будущем нации, но методы борьбы с этим злом должны быть цивилизованными и достойными уважения граждан со стороны государства.
Надо строить больше оздоровительных площадок - таких как великолепный бассейн «Орбита», считает Леонид Вокуев. Пристальное внимание уделять подрастающему поколению, чтобы было больше доступных бесплатных спортивных секций, чтобы занятость молодежи не давала им думать об алкоголе и, тем более о наркотиках... Другими словами говоря, государство обязано создавать нашим гражданам такие условия, которые бы безотлагательно способствовали сокращению потребления алкоголя. Необходимо развивать методы воспитательного, а не запрещающего характера.
- Архиважная задача нашего общества - убедить молодежь, что алкоголь - это вред для здоровья. Вот тогда и не надо будет искать какие-то индикаторы допустимого уровня потребления, - резюмирует бывший Уполномоченный по правам человека в Коми.
Комментарии (90)
да нечего тут рассуждать, вводить да и всё, с момента ввода запрета ощутимо меньше пьянок и пьяных.
"убедить молодёжь" - вот когда займетесь убеждением и убедите, тогда и снимайте ограничения.
Запретительные меры если удел слабых, давайте отменим запреты за езду пьяным, нас же передавят сразу, по его словам запрет неэффективен же.
Давайте отменим запреты на изнасилование и убийства, запрет же удел слабых, да нас же поубивают сразу.
Давайте отменим запрет на оборот наркотиков.
Не занимайтесь демагогией, все наши законы спошь из запретов, и они историей доказали свою эффективность
А заодно введите запреты на кухонные ножи и на те же автомашины как угрозе вашим трезвым жизнЯм, епт!
Цель максимум как в чечне продавать 2 часа в день с 12:00 до 14:00 несколько раз в неделю
Например запретим тебе насиловать детей что уже запрещено,
Запретим грабить и убивать - что уже запрещено.
Запретим тебе хранить наркотики -уже запрещено.
Алкоголь из этой же серии.
И сам ты решать не будешь.
А уж как их оберегают от пьянства, а они только жрут больше.
Будут еще злее, не сомневайтесь - им терять уже нечего.
а занимать делом-работой.
и к другому населению средневозрастному и пенсионному должны быть примерные ходы.
население должно быть занято работой и делом.
это многогранный механизм.
который будет справно работать при разумном управление .
будут и люди заняты.
и налоги позднее казна начнет получать.
и пить поменьше будут.
запретные меры не к чему хорошему не приведут.
пример на себе.
раньше захотел выпить пошел в магазин купил.
и еще подумаешь идти в магазин поздно или нет.
а сейчас не надо думать оно спиртное лежит дома с запасом.
на все праздники и провалы во времени.
В некоторых штатах США проблема пьянства острая несмотря на уровень жизни.
В нищем китае пьют 0.5 литра на душу населения, а у нас 18 литров спирта
Та же самая картина и по части профессиональных качеств.
Как это столько поколений вообще выжило в соседстве с пивными,гастрономами, рюмочными? да еще науку и промышленность двигало?
По логике теперешних охранителей-ограничителей мы должны были поголовно все спиться.
Конечно проще и легче ни хрена не делать, а только запрещать, и громко орать при этом, что за народ радеют. А для пущего пиара не забыть глотку драть за детей.
Как? Кафе недалеко от школы?! Это прямая угроза ребенку стать алкоголиком!
Ну кто ж за такую партию не проголосует? Главное громче орать и побольше всего запрещать. Забота налицо. Ощущаете?
К примеру в братской Белоруссии не страдают подобным и никто не спивается.
Не одно столетие уже делались попытки запретить, наказать, ограничить.
Тут наши умники с историей даже не по спирали, по кругу ходят.
Ну не нравственность же возраждать, это им не по силам, вот разрушать ее и развращать это они могут.
Председатель «Координационного центра мусульман Северного Кавказа» Исмаил Бердиев в беседе с радио «Говорит Москва» заявил, что проведение женского обрезания — «чисто дагестанский обычай», который не вредит здоровью девочек. Он подчеркнул, что практика не противоречит требованиям ислама. «Насколько я знаю, это делается для того, чтобы женскую прыть немного успокоить. Здоровью это абсолютно никак не мешает», — уверен Бердиев."
Смысл сокращать время торговли? Кому надо - затарится раньше. Ну, плюс опять появятся "точки", где можно купить круглосуточно да у таксистов появится дополнительный доход. Проходили уже это все.
Не время продажи надо отслеживать, а занятость населения и качество продаваемого алкоголя. А вот что нужно запретить - это продажу всевозможных "фанфыриков", вроде пресловутой "бояры", и "косметических жидкостей".
А что Минэк свой индикатор не выполнит - так это проблемы Бармашова.
И ни хрена не усохло. А придурки минфиновские опять на те же грабли. Лбы у них потому что чугунные, мозги гранитные, им пофиг что в лоб, что по лбу.
Разговоры про самогон и суррогаты это все сказки, происки алкогольного лобби, лишь бы не запретили.
Была интересная статистика по Санкт петербургу во время сухого закона 1914-1925 смертность от суррогатов выросла, зато общая смертность от алкоголя уменьшилась а она в сотни раз больше смертности от суррогатов.
Запреты кругом и они эффективно функционируют не только в обществе а в любых механизмах.
Шизофрения говорить что запретительные меры плохи которые направлены на устранение масштабной социальной проблемы
Трезвенники как дети радуются и наслаждаются жизни,
А пьющие как угрюмые м****и только ноют и плачут как женщины, что все плохо все хреново - алкоголь страшный депрессант, у них глаза дергаются и руки трясутся и злые как собаки ходят
Другое дело, что до 90-ых годов у детей и молодежи было чем заняться, во-первых. И каждый случай подросткового пьянства становился ЧП как минимум районного масштаба.
А теперь никто никому не нужен. Вот молодежь и спивается от безделья
Зачастую молодежь упивается самыми дешевыми напитками (Энергетики и пиво), надо приучать народ к меньшему потреблению за счет увеличения качества напитка и его цены!!!
Посмотрите что в Магнитах творится- бешенные скидки на пиво - 1,5 литра за 66 руб. Сам наблюдал картину, когда поставили скидку, народ как бешенный разбирал эти полторашки :) самого дешевого и некачественного пива!
Посмотрите стоимость напитков СЫКТЫВКАР ПИВО (80-90 руб за литр) - компания явно работает не на качество а на объем :). Ежегодно увеличивая кол-во проданных Декалитров и декларируя это официально!
Мин.экономики нужно уделить внимание не на ограничения времени,мест потребления и приобретения пива, а на качество изготовления, демпинг крупных ритейлов (магнит,5-ка,Лента) и минимальную стоимость напитков!
От этого все получат выгоды: Сыктывкар пиво уменьшит кол-во продаж за счет улучшения качества, т.к. нужно будет соответствовать более качественным конкурентам.
Республика (Мин эконом) получит уменьшение потребления за счет снижения покупательской способности(недоступности).
Народ получит действительно качественное пиво и напитки!
путь продают в алкомаркетах за городом
изготовление для себя. Не туда идёте. товарищи.
Однако воспитать молодежь правильно: в уважении к авторитету старших на Руси, увы, уже не получится.
Зачастую 'старшие' примером для молодых не являются - сигареты, пиво, водка...
Но с этим все как-то нехорошо...
Так что примут все, что хотят и плевать им сто раз, что народ думает.
И за распространение наркотиков любого количества расстрел
Покончите с алкоголем (в любых количествах -каково, а?), возьметесь за курносых?
СЫН ГЕНПРОКУРОРА ЧАЙКИ ЗАЙМЕТСЯ ЭКСПОРТОМ АЛКОГОЛЯ В КИТАЙ
18.08.2016Ведомости
Компания First Russian Cross-Border International Trading ltd, одним из акционеров которой является Игорь Чайка, получила лицензию на торговлю алкоголем в Китае, сообщают «Ведомости».
Компания зарегистрирована в Шанхае в марте 2016 года, у нее четыре акционера: Игорь Чайка, Анна Барышева, Артем Семенов и Олег Дмитриенко. Им же принадлежат доли в российской компании «Русский экспорт».
Компания изучала китайский рынок и пришла к выводу, что российский алкоголь популярен в Китае, особенно пиво и водка.
Аналогично вашей логике, не нужно запрещать убийства, ведь запретный плод же сладок
Существующая современная алкогольная политика по своему содержанию и эффективности неадекватна кризисной остроте проблемы алкоголизации населения республики. Ей присущи неопределенность, непоследовательность, односторонность. Ее содержание ограничивается в основном формальными административно-правовыми мерами по контролю за производством и оборотом алкоголя и формальными, спонтанно определяемыми ограничениями доступности спиртных напитков. Хотя, как известно, причины приобщения населения к алкоголю лежат не в сфере производства и продажи спиртных напитков, а в сфере человеческих, духовно-нравственных социально-психологических отношений, конкретных жизненных условий, коренятся в культуре быта, в условиях и образе жизни людей. То есть причины массовой алкоголизации — это сложная совокупность самых разнообразных по содержанию и значимости условий и факторов. И только обеспечение необходимого воздействия на всю совокупность может стать средством достижения позитивных изменений в сложившейся ситуации. А поэтому меры по запрещению и ограничению доступности спиртных напитков (при всей их важности и значимости) не могут составлять основного содержания региональной государственной алкогольной политики.
При этом научно-обоснованный комплекс мер по резкому снижению фальсифицированной и контрафактной алкогольной продукции, разработке технических регламентов на вина и спиртные напитки, внедрение современных стандартов производства и оборота алкогольной продукции и организации эффективного контроля (надзора) за соблюдением заложенных в них требований к качеству вин и спиртных напитков, а также, набор научно-обоснованных и согласованных с общественностью мер по регулирования доступности алкоголя, является важнейшим компонентом алкогольной политики. Хотя эти ограничения сами по себе не в состоянии изменить уровень потребности населения в алкоголе, они при разумном применении способны уменьшить негативные последствия употребления алкоголя. Однако каждая из ограничительных алкогольных мер имеет свои рамки или пределы, переход за которые делает их неэффективными или даже порождает отрицательный эффект, создавая конфронтацию властей, бизнеса и населения.
Как мы полагаем, среди комплекса первоочередных государственно-управленческих мер должно быть принято решение о разработке государственной алкогольной политики в Коми.
Можно предложить ряд других возможных вариантов ее формулировки: политика деалкоголизации населения, государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения, государственная политика по противодействию злоупотребления алкоголем, государственная политика в сфере производства и оборота алкогольных напитков и формирования и культивирования здорового образа жизни, государственная политика защиты здоровья и жизни граждан, снижения негативных социальных последствий потребления алкоголя). При этом во всех европейских странах эта политика называется алкогольной политикой. Поясним, что государственная политика не может быть антиалкогольной, поскольку тогда необходимо прекратить производство и продажу всей алкогольной продукции, запретить потребление спиртного в стране. Антиалкогольной может быть только система государственного антиалкогольного воспитания населения, прежде всего молодежи как важнейшая составная часть государственной алкогольной политики, в том числе региональной. При этом, безусловно, что приставка «анти» в полной мере применима в номинировании следующих государственных политик: антинаркотическая, антикриминальная, антикоррупционная.
Для проектирования алкогольной политики необходимо создать соответствующую экспертную (рабочую) группу. Основная ее задача — проектирование научно обоснованной концепции государственной алкогольной политики Республики Коми на основе соответствующей федеральной концепции по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
В ней должны быть сформулированы стратегические цели и тактические задачи алкогольной политики, ее направления, принципы, отражены основные характеристики и специфические особенности и тенденции алкогольной ситуации в регионе и факторы, ее формирующие. В идеальном варианте она должна вобрать в себя всю совокупность научных знаний в области проблем пьянства, алкоголизма и собриологии (науки о трезвости).
Концепция должна учитывать положительный международный опыт решения данной проблемы, опыт регионов России (в том числе и Республики Коми), положительную практику деятельности институтов гражданского общества, религиозных организаций традиционных конфессий в сфере духовно-нравственного преображения страны, в том числе, Республики Коми.
Концепция должна стать научной основой для разработки республиканской целевой комплексной программы по профилактике пьянства и алкоголизма, разработки соответствующего закона и других корреспондирующих нормативных актов. Оформленная законодательно, данная концепция может быть положена в основу широкого комплекса мер, реализация которых будет способствовать повышению эффективности усилий правительства Коми, Госсовета, институтов гражданского общества по решению проблемы пьянства и алкоголизации, в том числе по изменению существующей специфической культуры потребления алкоголя (водочной модели), как весьма значимого фактора повышенной алкоголизации населения, формирования здорового образа жизни, максимального использования имеющихся материально-финансовых, культурно — воспитательных, креативно-досуговых, семейных и иных ресурсов деалкоголизации населения, включая широкое внедрение идеологии здорового образа жизни, формирования самосохранительного поведения населения, использования влияния традиционных религиозных конфессий и общественных организаций по профилактике алкоголизации населения, формированию массового общественного движения «Трезвая Республика Коми».
Ослаблению остроты сложившейся в республике крайне неблагоприятной алкогольной обстановки, уменьшения ее разрушительного воздействия на различные сферы жизнедеятельности общества, отвечала бы разработка и претворение в жизнь соответствующего республиканского закона (возможное его название: «О профилактике алкоголизации населения Республики Коми»). Или "О социальных основах государственной алкогольной политики Республики Коми"
В данном законе, на основе новой концепции государственной алкогольной политики, необходимо законодательно закрепить научно обоснованные подходы к решению проблемы пьянства и алкоголизма, определить цели и содержание государственной алкогольной политики, пути и средства реализации этих целей: создать институциональную структуру государственно-общественного управления алкогольной политикой, обозначить ее социальные приоритеты, организовать развернутую систему антиалкогольного воспитания молодежи, профилактики злоупотребления алкоголем и социальной реабилитации больных алкоголизмом, а также, определить правовые основы организационного, финансового и научно-информационного обеспечения алкогольной политики.
В рамках радикального изменения отношения к проблемам алкоголизации населения целесообразно разработать республиканскую целевую программу по снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми на период до 2021 года. Ее реализация на новой концептуальной основе позволит преодолеть ошибки и недостатки прежних антиалкогольных кампаний и в долгосрочной, но достаточно реальной перспективе ослабить остроту алкогольной ситуации в регионе и уменьшить ее негативные последствия.
Первоочередной задачей экспертной группы по проектированию концепции алкогольной политики является подготовка экспертного аналитического доклада, в котором должна быть представлена вся многомерная совокупность проблем алкогольной ситуации в республике, дана системная и интегральная оценка проблем алкоголизации населения в республике. Это позволит представить объективную картину алкогольной ситуации в регионе, в том числе среди различных его социальных групп, распространенности пьянства в городах и районах. Такой доклад в перспективе должен быть иметь статус ежегодного государственного доклада.
Для подготовки доклада и концепции в дополнение к данным государственной социальной статистики, информации всех министерств и агентств, служб, информации правоохранительных органов и медико-наркологических служб, общественных объединений необходимо организовать проведение социологических, социально-психологических исследований проблем алкоголизации населения республики, изучение мнения населения об отношении к проблеме алкоголизации и о государственной алкогольной политике, а также изучить предложения населения к формированию региональной государственной алкогольной политики.
Чтобы алкогольная политика оказалась эффективной и для власти и для населения необходимо обеспечить ее легитимность, то есть признание ее справедливости и законности самими потребителями алкоголя, которые составляют подавляющее большинство населения республики. В противном случае население «проголосует» против нее — поиском нелегальных и суррогатных источников алкоголя и обострением различных форм антисоциального поведения.
Для повышения научного уровня проектирования концепции государственной алкогольной политики рекомендуется провести региональную (но с участием известных российских ученых и экспертов) научно-практическую конференцию по проблемам формирования и осуществления эффективной государственной алкогольной политики.
Ее рекомендации могут быть использованы для проектирования концепции, разработки закона и других нормативных актов, а также республиканской целевой комплексной программы снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми на период до 2020 года.
Проект концепции государственной алкогольной политики Коми (или государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Коми) необходимо представить на обсуждение населения региона.
Свое место в подготовке и реализации данной концепции и разработке и осуществлению программ профилактики алкоголизации населения должна определить и Общественная палата Республики Коми.
К проблеме формирования системной государственной алкогольной политики Республики Коми
Владимир Теребихин, эксперт Общественной палаты РК, кандидат философских наук
По нашему мнению, одной из многомерных причин формирования кризисной алкогольной ситуации в Коми является отсутствие системной государственной алкогольной политики в регионе и на федеральном уровне, что привело к фактической неуправляемости процессов алкоголизации населения.
Существующая современная алкогольная политика по своему содержанию и эффективности неадекватна кризисной остроте проблемы алкоголизации населения республики. Ей присущи неопределенность, непоследовательность, односторонность. Ее содержание ограничивается в основном формальными административно-правовыми мерами по контролю за производством и оборотом алкоголя и формальными, спонтанно определяемыми ограничениями доступности спиртных напитков. Хотя, как известно, причины приобщения населения к алкоголю лежат не в сфере производства и продажи спиртных напитков, а в сфере человеческих, духовно-нравственных социально-психологических отношений, конкретных жизненных условий, коренятся в культуре быта, в условиях и образе жизни людей. То есть причины массовой алкоголизации — это сложная совокупность самых разнообразных по содержанию и значимости условий и факторов. И только обеспечение необходимого воздействия на всю совокупность может стать средством достижения позитивных изменений в сложившейся ситуации. А поэтому меры по запрещению и ограничению доступности спиртных напитков (при всей их важности и значимости) не могут составлять основного содержания региональной государственной алкогольной политики.
При этом научно-обоснованный комплекс мер по резкому снижению фальсифицированной и контрафактной алкогольной продукции, разработке технических регламентов на вина и спиртные напитки, внедрение современных стандартов производства и оборота алкогольной продукции и организации эффективного контроля (надзора) за соблюдением заложенных в них требований к качеству вин и спиртных напитков, а также, набор научно-обоснованных и согласованных с общественностью мер по регулирования доступности алкоголя, является важнейшим компонентом алкогольной политики. Хотя эти ограничения сами по себе не в состоянии изменить уровень потребности населения в алкоголе, они при разумном применении способны уменьшить негативные последствия употребления алкоголя. Однако каждая из ограничительных алкогольных мер имеет свои рамки или пределы, переход за которые делает их неэффективными или даже порождает отрицательный эффект, создавая конфронтацию властей, бизнеса и населения.
Как мы полагаем, среди комплекса первоочередных государственно-управленческих мер должно быть принято решение о разработке государственной алкогольной политики в Коми.
Можно предложить ряд других возможных вариантов ее формулировки: политика деалкоголизации населения, государственная политика по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения, государственная политика по противодействию злоупотребления алкоголем, государственная политика в сфере производства и оборота алкогольных напитков и формирования и культивирования здорового образа жизни, государственная политика защиты здоровья и жизни граждан, снижения негативных социальных последствий потребления алкоголя). При этом во всех европейских странах эта политика называется алкогольной политикой. Поясним, что государственная политика не может быть антиалкогольной, поскольку тогда необходимо прекратить производство и продажу всей алкогольной продукции, запретить потребление спиртного в стране. Антиалкогольной может быть только система государственного антиалкогольного воспитания населения, прежде всего молодежи как важнейшая составная часть государственной алкогольной политики, в том числе региональной. При этом, безусловно, что приставка «анти» в полной мере применима в номинировании следующих государственных политик: антинаркотическая, антикриминальная, антикоррупционная.
Для проектирования алкогольной политики необходимо создать соответствующую экспертную (рабочую) группу. Основная ее задача — проектирование научно обоснованной концепции государственной алкогольной политики Республики Коми на основе соответствующей федеральной концепции по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.
В ней должны быть сформулированы стратегические цели и тактические задачи алкогольной политики, ее направления, принципы, отражены основные характеристики и специфические особенности и тенденции алкогольной ситуации в регионе и факторы, ее формирующие. В идеальном варианте она должна вобрать в себя всю совокупность научных знаний в области проблем пьянства, алкоголизма и собриологии (науки о трезвости).
Концепция должна учитывать положительный международный опыт решения данной проблемы, опыт регионов России (в том числе и Республики Коми), положительную практику деятельности институтов гражданского общества, религиозных организаций традиционных конфессий в сфере духовно-нравственного преображения страны, в том числе, Республики Коми.
Концепция должна стать научной основой для разработки республиканской целевой комплексной программы по профилактике пьянства и алкоголизма, разработки соответствующего закона и других корреспондирующих нормативных актов. Оформленная законодательно, данная концепция может быть положена в основу широкого комплекса мер, реализация которых будет способствовать повышению эффективности усилий правительства Коми, Госсовета, институтов гражданского общества по решению проблемы пьянства и алкоголизации, в том числе по изменению существующей специфической культуры потребления алкоголя (водочной модели), как весьма значимого фактора повышенной алкоголизации населения, формирования здорового образа жизни, максимального использования имеющихся материально-финансовых, культурно — воспитательных, креативно-досуговых, семейных и иных ресурсов деалкоголизации населения, включая широкое внедрение идеологии здорового образа жизни, формирования самосохранительного поведения населения, использования влияния традиционных религиозных конфессий и общественных организаций по профилактике алкоголизации населения, формированию массового общественного движения «Трезвая Республика Коми».
Ослаблению остроты сложившейся в республике крайне неблагоприятной алкогольной обстановки, уменьшения ее разрушительного воздействия на различные сферы жизнедеятельности общества, отвечала бы разработка и претворение в жизнь соответствующего республиканского закона (возможное его название: «О профилактике алкоголизации населения Республики Коми»). Или "О социальных основах государственной алкогольной политики Республики Коми"
В данном законе, на основе новой концепции государственной алкогольной политики, необходимо законодательно закрепить научно обоснованные подходы к решению проблемы пьянства и алкоголизма, определить цели и содержание государственной алкогольной политики, пути и средства реализации этих целей: создать институциональную структуру государственно-общественного управления алкогольной политикой, обозначить ее социальные приоритеты, организовать развернутую систему антиалкогольного воспитания молодежи, профилактики злоупотребления алкоголем и социальной реабилитации больных алкоголизмом, а также, определить правовые основы организационного, финансового и научно-информационного обеспечения алкогольной политики.
В рамках радикального изменения отношения к проблемам алкоголизации населения целесообразно разработать республиканскую целевую программу по снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми на период до 2021 года. Ее реализация на новой концептуальной основе позволит преодолеть ошибки и недостатки прежних антиалкогольных кампаний и в долгосрочной, но достаточно реальной перспективе ослабить остроту алкогольной ситуации в регионе и уменьшить ее негативные последствия.
Первоочередной задачей экспертной группы по проектированию концепции алкогольной политики является подготовка экспертного аналитического доклада, в котором должна быть представлена вся многомерная совокупность проблем алкогольной ситуации в республике, дана системная и интегральная оценка проблем алкоголизации населения в республике. Это позволит представить объективную картину алкогольной ситуации в регионе, в том числе среди различных его социальных групп, распространенности пьянства в городах и районах. Такой доклад в перспективе должен быть иметь статус ежегодного государственного доклада.
Для подготовки доклада и концепции в дополнение к данным государственной социальной статистики, информации всех министерств и агентств, служб, информации правоохранительных органов и медико-наркологических служб, общественных объединений необходимо организовать проведение социологических, социально-психологических исследований проблем алкоголизации населения республики, изучение мнения населения об отношении к проблеме алкоголизации и о государственной алкогольной политике, а также изучить предложения населения к формированию региональной государственной алкогольной политики.
Чтобы алкогольная политика оказалась эффективной и для власти и для населения необходимо обеспечить ее легитимность, то есть признание ее справедливости и законности самими потребителями алкоголя, которые составляют подавляющее большинство населения республики. В противном случае население «проголосует» против нее — поиском нелегальных и суррогатных источников алкоголя и обострением различных форм антисоциального поведения.
Для повышения научного уровня проектирования концепции государственной алкогольной политики рекомендуется провести региональную (но с участием известных российских ученых и экспертов) научно-практическую конференцию по проблемам формирования и осуществления эффективной государственной алкогольной политики.
Ее рекомендации могут быть использованы для проектирования концепции, разработки закона и других нормативных актов, а также республиканской целевой комплексной программы снижения масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Республики Коми на период до 2020 года.
Проект концепции государственной алкогольной политики Коми (или государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Коми) необходимо представить на обсуждение населения региона.
Свое место в подготовке и реализации данной концепции и разработке и осуществлению программ профилактики алкоголизации населения должна определить и Общественная палата Республики Коми.