Питирим Сорокин – революционер и личный секретарь Керенского
БНК продолжает публиковать рассказ журналиста Игоря Бобракова о жизни и творчестве Питирима Сорокина, озвученный во время последней экскурсии в рамках проекта «Пешком по Сыктывкару».
- Когда мы учились в Сыктывкарском университете, наверное, ни за что бы ни поверили, что ему дадут имя Питирима Сорокина. О том, что он ярый враг советской власти, мы знали только по работе Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина», которую конспектировали. Знали также, что Сорокин - наш земляк, - начал свой рассказ Игорь Бобраков.
Так кто же на самом деле Питирим Сорокин? Он родился 2 февраля 1889 года в селе Туръя. Тогда это был Яренский уезд Вологодской губернии. Сейчас - Княжпогостский район Республики Коми. Он мог родиться в любом другом селе, потому что семья вела кочевой образ жизни. И это во многом определило будущий характер Питирима Александровича. Его отец Александр Прокопьевич из Великого Устюга, где он закончил ремесленное училище, получив диплом золотых, серебряных и чеканных дел мастера. Работать он переехал в Яренский уезд, где было меньше конкурентов. Здесь женился на коми девушке Пелагее Мининой. И вместе с семьей переезжал из одного села в другое в поисках заказов. В основном изготавливал церковную утварь, элементы иконостасов и другое.
Однажды семья на какое-то время остановилась в Туръе, где у них родился второй ребенок - сын Питирим. Всего в семье было трое детей. Старшего сына звали Василий, младшего - Прокопий. После рождения Прокопия мать умерла. Прокопия взяла на воспитание тетя. А Василий и Питирим продолжили кочевать по Яренскому уезду в поисках работы вместе с отцом, который обучил Питирима своему ремеслу.
Отец был человеком добрым. Но очень любил выпить. Один раз напившись, сильно избил Питирима. В конце концов Василий и Питирим решают уйти от отца и продолжить работу самостоятельно. Василий при этом, как правило, выполнял роль менеджера. Питирим, начиная с 10-летнего возраста, своими руками выполнять основные заказы. В это время он между делом самостоятельно обучился грамоте.
Нормальное образование он сумел получить, только когда их пригласили в село Гам. Там открывалась церковь. При ней была двуклассная церковно-приходская школа. Ее Питирим закончил с отличием. После этого ему рекомендовали продолжить обучение в церковно-учительской духовной семинарии, которая располагалась в деревне Хреново Костромской губернии.
Ко времени окончания Русско-Японской войны в стране получило широкое развитие революционное движение. Питирим Сорокин проникается революционными идеями и в 1906 году вступает в партию социалистов-революционеров или эсеров, которая опиралась на очень широкую социальную базу, начиная с крестьянства, заканчивая тем же пролетариатом и революционно-настроенной интеллигенцией. Видимо, Питирим обладал харизмой. Он умело занимался агитацией.
Закончилось все закономерно, Питирим Сорокин был арестован. Его посадили в тюрьму в городе Кинешме. Тогда ему казалось, что жизнь кончена, что скоро его отправят на каторгу. Оказалось все иначе. В тюрьме он познакомился со многими революционерами. Продолжил образование. Стал читать труды Маркса, Бакунина, Лаврова, Михайловского. Революционеры в тюрьме были разные. Каждый перетягивал его на свою сторону. Пробыл в заключении Питирим всего три с половиной месяца. После чего его отпустили под надзор полиции. Занимался ли он революционной деятельностью дальше? На это есть две точки зрения. Одна из них принадлежит самому Питириму Александровичу. Он говорил, что занимался. По другой версии, так полагают некоторые историки, от революционной деятельности он отошел, так как находился под надзором полиции, а при поступлении в университет смог предъявить справку о благонадежности.
В 1907 году Питирим приехал в Петербург, где к этому времени жил его брат Василий. Там он явился к известному философу, математику, этнографу и писателю родом из Коми Каллистрату Жакову. Когда на его стук дверь открыла жена Каллистрата Жакова, по ее воспоминаниям, Питирим представился, что приехал от коми-народа и хотел бы видеть коми-профессора. Каллистрат Жаков его принял, они стали большими друзьями. И первым делам Жаков помог ему устроиться на Черняевские общеобразовательные курсы, где сам преподавал. Окончив их, Сорокин получил документ о среднем образовании. Затем Жаков уговорил его поступить в Психоневрологический институт. Именно там Сорокин впервые столкнулся с таким предметом как социология.
Социология его очень увлекла. Правда, продолжить учебу он не мог. Вуз был частный. За учебу в нем надо было платить. Плюс к этому вуз не давал освобождение от армии. Поэтому через какое-то время Сорокин перевелся на юридический факультет Петербургского университета, где ему преподавали первые крупные русские социологи: Петражицкий, Ковалевский... Уже во время учебы он начинает преподавать и готовить первый свой большой труд, который назывался «Преступление и кара, подвиг и награда». На эту и последующие работы по социологии Питирима Сорокина подталкивал собственный богатый жизненный опыт.
В 1914 год Сорокин закончил университет. Его оставили на кафедре правоведения. Он готовился к защите магистерской диссертации. Защита была назначена на 1917 год, который принес нашей стране две революции. В этом году Питирим Сорокин женится. Партию эсеров, где он состоит, в этом же году ожидает небывалый рост численности и влияния. А сам Сорокин становится личным секретарем Александра Керенского.
Чем закончилась эта прогулка по Сыктывкару, читайте вскоре на БНК.
Комментарии (81)
Действительно, пусть переименуют. Как говорится, по своему образу и подобию. В конце концов, наука сей казус как-нибудь переживет.
И пединститут, вошедший волей властей в СГУ, имел орден, пусть и скромный - но орден. Где ныне орден Знаке Почета в его названии? Кто решил, что ордена нет?
Как же так((((
- Да с чего коми-то?!
- Умный-да!!!!"
Видимо, это и к Сорокину относится ))
Дворянин Ульянов: "... Мы, великорусские рабочие, полные национальной гордости, хотим во что бы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демократической, республиканской, гордой Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства, а не на унижающем великую нацию крепостническом принципе привилегий" В.И. Ленин Соч., т. 21, изд. 4, стр. 80.
Хотелось бы понять, за что боролись либеройды в 1991 году...
Суда по сексуальной ориентации сыночка социолога, яблоко от груши не далеко упало. Кстати, тот необратимый системный кризис, в который медленно, но уверенно вползает пендостан, одно из главнейших достижений именно социологической школы Сорокина. Страты - его мать. Не зря каялся в вологодской тюряге эсеришка, спасая свою жизнь.
Из различных районов всего лучше питаются зыряне, пожалуй, на Печоре, по крайней мере в с.Троицко-Печорском, и на Удоре. Это объясняется тем, что охота и рыболовство имеют здесь пока большее значение, чем в других местах: здесь больше еще дичи и зверья в лесах и рыбы в реках. Такие "деликатесы", как семга, — не особенно редкое явление в пище местного населения.
Вообще, мясо и рыба в том или ином виде входят в повседневную пищу зырянина. Помимо рыбы, изловленной самим населением, оно питается и привозной рыбой: треской, сайрой, сельдями и пр. Местной же рыбой являются: щуки, лещи; кое-где, отчасти семга, подъязки, мелкая плотва и т.д. Мясо медведя, несмотря на его вкус, зырянами в пищу не употреб**ется и вообще считается поганым ("сöс", "пеж"). Даже жир медведя употреб**ется только для смазки тележных колес.
Затем, помимо охоты и рыболовства, мясо доставляет и домашний скот.
Из других видов пищи следует отметить молоко в различных видах, картофель, капусту, "галанку" и различные кушанья из муки и жита на молоке и масле.
Обычный обед и ужин состоят приблизительно не менее чем из 3-х, 4-х блюд. Сначала идет пирог с рыбой ("чери-нянь"), а затем щи с мясом ("яя шыд"), потом жареный картофель или что-нибудь иное и под конец молоко. Иногда рыбы, конечно, и не бывает, когда же нет мяса, то щи заменяются так называемыми щами ("йöла шыд"), состоящими из толченого ячменя, сваренного на воде, молоке и сметане.
Ест зырянин обычно 3 раза: сначала утром обед, потом "пажын" и вечером ужин.
Помимо всего этого, теперь повсюду вошел в употребление чай. Особенно богат бывает стол зырянина во время праздников, свадеб, поминок и вообще в экстраординарных случаях.
В этих случаях предварительно варится пиво ("сур"), не лишенное вкуса и напоминающее по вкусу и густоте отчасти портер. Пекутся, как и вообще в праздничные дни, пироги, "шаньги", всевозможные колобы и пр. Число блюд здесь обыкновенно бывает очень велико. Позволю привести теперь виденное мной в настоящей этнографической поездке "меню" обеда в храмовый праздник в деревне Римье...
Когда гости собрались, то их угощали сначала пивом и водкой, затем пошел чай с калачами и, наконец, обед.
Когда гости сели за стол, весь заваленный шаньгами и пирогами, был подан пирог с лещом, потом пирог со щукой, затем по очереди следовали: щи из соленой говядины, щи из свежего мяса, жаркое из утки, зажаренное легкое, картофель, зажаренный в молоке и сметане, зажаренный в сметане "выйсук" (зажаренная смесь муки и масла), "сладкий пирог" и, наконец, молоко.
Это было не в исключительно богатом доме, а у среднего крестьянина. Во время свадеб стол бывает обычно еще более богатым и разнообразным. Если праздник случится в постный день, то подается на стол десяток различных блюд из различной рыбы.
Из напитков, помимо чая, пива, водки, употреб**ется в широких размерах квас (сюкöсь).
Из сказанного видно, что, в общем, пища зырянина более или менее удовлетворительная.
Конечно, бывают отдельные исключения, когда почему-либо часть населения бедствует и обычно отдельные семьи, где пища вообще чрезвычайно скудна, но так как я имею в виду общее, то всякие исключения и частности, естественно, мной игнорируются.
Говоря о пище, скажу еще пару слов о "чистых" и "нечистых" животных. К числу нечистых животных, как уже выше я отметил, зыряне относят медведя, а кое-где и зайца. Еще более нечистыми считаются мышь и крыса. Если мышь упадет в крынку, колодец или кадку, то последние, по мнению зырян, делаются нечистыми ("пеж", "сöс"), и необходима молитва священника, чтобы сделать их снова чистыми. Мне самому приходилось видеть, как выливалась целая кадка пива единственно потому, что туда попала мышь.
Нечистой считается и всякая пища, если к ней прикасалась или обнюхала собака и кошка.
Но самым нечистым считается ящерица ("пежгаг" — нечистый червяк, вычегодское — "дзодзув"). Зырянин боится ящерицы и ни за что не возьмет ее в руки. Есть даже поверье: если ящерица пройдет по ноге, то нога будет гнить.
Из птиц по различным мотивам не употреб**ются в пищу голуби, галки, воробьи, вороны, стрижи, кукушки.
Необходимо к сказанному добавить еще то, что кое-где и теперь еще (частью на Выми, частью на Удоре) зыряне любят есть рыбу соленую и несколько протухшую — "с запашком".
В жизни этого района они играют первую после земледелия роль. Отчасти по Сысоле и, главным образом, по Вычегде, население занимается отхожим промыслом — рубкой леса на пермских (Богословском, Холуницком и др.) заводах. Промысел, отнимающий массу времени и сил, но почти не дающий никаких доходов1.
Из других промыслов необходимо упомянуть про извоз и гоньбу, кузнечное, столярное и плотничье ремесла, сапожничество, выделку овчин и кож, выделку кирпича, производство фисгармоний и гармоник и др. Большинство из этих промыслов играют в общем значительную роль в жизни всего населения.
БраХманы - БРаГ_МАНы, а гипер_БОРеев греки ещё называли БеР_ГА.
Похоже этими предками была сказочная и загадочная ЧУДЬ обладающая ВЕ_ДАческими знаниями о вселенной, и пришедшая в коми край с алтая, и ставшая БОРеми в стране БиаР_МА.
Правда, нужно заметить, что эти знания сами зыряне не смогли сохранить, так как пришельцы , в знак благодарности, оставили им рецепт СУРа. А остатки знаний потеряны после появления БО-Я-рышНИКа.
"Где я? Кто все эти люди? Хочу обратно в Соединенные Штаты!"
В то время как в Верхне-Вычегодском районе на 100 опрошенных хозяйств охотой занимаются 41,1, рыболовством — 3,0, той или иной отраслью лесного промысла занято до 77,59 хозяйств. Цифры довольно ярко говорят о доминирующей роли лесного промысла.
В то время как один день охоты дает в среднем 43 коп., один день лесного промысла дает 1руб. 17 коп. — разница-таки чрезвычайно внушительная.
Конечно, такую роль лесной промысел играет пока еще только на Вычегде, в других районах зырян его значение несравненно меньшее и, например, на Урале и на Ижме, он пока совершенно не может конкурировать с охотой.
Под именем лесного промысла разумеется ряд различных операций: рубка и очистка леса, возка его на катище, плотка и сплав. Каждая из этих операций представляет нечто отдельное и обособленное, хотя население обычно нанимается на рубку и вывозку вместе, точно так же на плотку и сплав. Но бывает, что нанимаются только на сплав (кылöдны) или только на сплотку (пуръясьны) и т.д.
Дело найма рисуется, в общем, в таких чертах: обычно осенью приезжают к зырянам приказчики и доверенные различных лесных фирм. Так как прямой наем рабочих приказчиками для них неудобен и по различным причинам невыгоден, то доверенные господа прибегают к помощи местных "тузов", сдают им подряд на определенное число тысяч бревен, а последние уже имеют дело с местным населением, и благодаря различным причинам, а в частности тому, что население зависит от них, различными правдами и неправдами нанимают население, всячески эксплуатируя его, вплоть до применения truck system, как совершенно верно утверждает Л.Н.Рума. Этот местный "туз" нанимает рабочих или отдельно, или артелями, заключая с ними определенный "контракт".
Подрядчики стараются нанять население на все операции сразу. Население обычно хочет наниматься отдельно — по крайней мере, на заготовку и на сплав.
В интересах лесорубочного промысла, но далеко не в интересах сельского хозяйства и занятого промыслом населения, заключать условия сразу на всю стадию лесной эксплуатации до сплава его, хотя бы на реку Вычегду. Совершенно верно говорит по этому поводу Л.Н.Рума, ибо "при таком порядке лесопромышленники: 1) обеспечены рабочими на весенние работы, когда, благодаря краткости периода высокой воды в мелких лесных речках, цена на рабочие руки почти всецело определяется населением; 2) весь риск убытков весеннего половодья, самого опасного для лесопромышленников периода, переносят с себя на население" ("Итоги", стр.37).
Иногда население принуждено наниматься на все стадии сразу, иногда удается наняться отдельно на какую-нибудь операцию. Сплав от речек до г.Усть-Сысольска производится обычно населением Верхне-Вычегодского района, от Усть-Сысольска же до г.Архангельска — населением, живущим ниже г.Усть-Сысольска.
На самый сплав обычно нанимаются или до определенного места, например, до Архангельска, или поденно, например, по 1 руб. в сутки.
В интересах населения последний тип найма, тогда как в интересах нанимателя — первый; он обычно практиковался и практикуется до сих пор, хотя в последнее время население довольно настойчиво пытается наниматься по второму типу.
Примечание: 1. При поездках приходилось наблюдать великолепные леса, сгоревшие буквально на протяжении нескольких десятков верст. Поджигает их население иногда потому, что стесненно в лесе и при таком его богатстве, оно говорит:
"Нам не дают, так пусть никому не достанется, черт с ним!"
Помимо этого, так как такса на горелый лес (вполне годный для построек) в общем ниже, чем на "живой" лес, то население при поджогах часто руководится и этим. В общем, как бы ни казалось парадоксальным, но я смею утверждать, что гораздо выгоднее для казны дать населению лес даром, чем брать с него хотя бы пониженную плату.
"Нам не дают, так пусть никому не достанется, черт с ним!"
Помимо этого, так как такса на горелый лес (вполне годный для построек) в общем ниже, чем на "живой" лес, то население при поджогах часто руководится и этим. В общем, как бы ни казалось парадоксальным, но я смею утверждать, что гораздо выгоднее для казны дать населению лес даром, чем брать с него хотя бы пониженную плату
Интересно получается, Сорокин был секретарём Керенского, у нас в ссылке была жена Керенского...
Бобракову пора ратовать за памятник самому Александру Фёдоровичу...!!!
Или немецкому агенту Ильичу?
Поначалу Вы ещё производили впечатление интеллектуальной личности. Но, как оказалось впоследствии, это было ошибочное мнение.
Пояснять на Ваш глупый вывод ничего не следует, так как Вы уже достигли предела своего развития. Продолжайте дальше искать Коми корни в словах Варшава, Сальвадор, Мадагаскар и Навуходоносор...
Убийце миилионов - ёсе джугашвии или немецкому сексоту Ильичу?
Бродяжничество Бобраков почему-то назвал кочевым образом жизни.
Ну да ладно.
Видимо поступило задание на очередной грант , Бобраков и зарабатывает его, как настоящий иностранный агент.
А тут ещё подключились популяризаторы его имени, откровенные ненавистники российской государственности, русофобы и иностранные агенты, что не прибавило ему популярности.
И наконец, довершили дело окончательно дискредитировавшие его имя будущие уголовники, в лице врио ректора, переименовав СГУ имени 50 летия СССР в учебное заведение его имени.
Эти действия нанесли непоправимый урон наследию Сорокина и будущему сего университета.
Зачем и кому это выгодно?