content/news/images/71485/936090_706609329377013_5904078458954441793_n_mainPhoto.jpg
22:15, 03.12.2017 / ОБЩЕСТВО

Взгляд в прошлое: «50 лет назад подписали соглашение о заготовке древесины для Болгарии в Удорском районе»

Полвека назад, 3 декабря 1967 года, было подписано советско-болгарское соглашение о совместной заготовке древесины в Удорском районе Коми АССР (ныне - Республика Коми) для нужд народного хозяйства Болгарии. Первоначально соглашение предусматривало заготовку древесины для Болгарии в объеме 1 миллион кубометров в год. Впоследствии этот объем был увеличен до 3,6 миллионов кубометров. Для заготовки древесины было создано специальное советско-болгарское предприятие «Мезеньлес». Как это было, вспоминает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.

Взгляд в прошлое: «50 лет назад подписали соглашение о заготовке древесины для Болгарии в Удорском районе»
Фото Николая Доронина, amikeco.ru, komi-bg.com, koslan-musej.ucoz.ru

Подготовительные работы к созданию этого предприятия начались раньше - с начала строительства железнодорожной ветки Микунь-Кослан в 1963 году (строительство закончилось в начале 1968 года). Сама заготовка древесины для отправки в Болгарию началась в середине 1968 года и продолжалась до самого начала 1991 года.

1467258_4964504209766_202500255_n.jpg

Для нужд болгарских лесозаготовителей были построены поселки городского типа Усогорск, Благоево и Междуреченск, впоследствии частично заброшенные.

blagoevo06.jpg

В Сыктывкаре было открыто генеральное консульство Болгарии, в районе выпускалась болгарская газета и действовал болгарский райком партии, при объединении «Мезеньлес» была открыта собственная вечерняя лесохозяйственная школа (правда, самого лесного хозяйства - системы выращивания хозяйственно ценных лесов - в зоне деятельности совместного советско-болгарского предприятия так и не появилось).

usogorsk.jpg

Деятельность объединения «Мезеньлес» привела к катастрофическому лесоистреблению в центральной части Удорского района, вокруг основных его поселений.

usogorsk_angelangelov14.jpg

В конце 80-х это привело к росту конфликтов с местным населением, причем сразу по двум направлениям: с одной стороны - с коренными жителями, которые были крайне недовольны истреблением важных для них лесов, сокращением охотничьих угодий, обмелением рек, а с другой стороны - с работниками советских лесозаготовительных предприятий, столкнувшихся с уже вполне ощутимым дефицитом ценных лесных ресурсов.

usogorsk_angelangelov21.jpg

С начала 1991 года СССР перешел во взаимоотношениях с другими странами-членами СЭВ (Совета экономической взаимопомощи, или «соцлагеря») на условно-рыночные отношения, привязав плату за вывозимую древесину к уровню цен на внешних рынках в свободно конвертируемой валюте. Это сделало работу объединения «Мезеньлес» экономически непривлекательной, и оно в кратчайшие сроки испустило дух.

4782

Комментарии (35)

Добавить комментарий
  • Сергей
    03 дек. 2017 г., 22:49:22
    Ответить
    Болгары конечно "братушки"...Но...???
    Но то что после них на Удоре осталось...
    И с этим еще лет 50 жить будущим поколениям.
    Россиянам надо бережнее относиться к своим ресурсам.И совсем не обязательно их разбазаривать налево и направо.Я за полную переработку всех ресурсов в моей стране.
    а что останется - нашим детям и внукам...
    Дай бог - что бы не голое поле зараженное радиоактивными отходами...
    • Ине только лес истребили
      03 дек. 2017 г., 23:00:45
      Ответить
      уезжая раздербании все посройки
      рамы ,двери,косяки.,сантехнику...можно ббыло бы и по кирпичику и бревнышку все вывезли
      • 11
        04 дек. 2017 г., 9:01:38
        Ответить
        Ярошенко-ЛЖЕЦ
        Кроме названия болгары и коми все остальное ложь. Никаких конфликтов не было, поселки не были заброшены, обмеление рек - это общая тенденция ит.д. Не знаешь не пиши.
        • Я
          04 дек. 2017 г., 13:33:10
          Ответить
          Там вырос
          Полностью согласен. Статья лживая и циничная. У болгар были отряды, которые занимались обновлением лесов. От саженцов до их посадки. В школе мы все этим занимались. Когда болгары уезжали опустевшие дома заселяли в основном приезжие из деревень, Кировской и Архангельской обл. Дошло до того что "новые спецы" даже котельную не смогли запустить в Усогорске полностью заморозив поселок. А как местные уничтожали район построеный болгарами я очень хорошо помню. После ухода болгар(последний прямой поезд 1994) разве перестали рубить лес. НЕТ. Его до сих пор рубят. И никто не думает там о будущем и своих потомках. Статья лож. Еще. Я своими глазами видел проект где благоево усогорс междуреченск должны были оброзовать огромный город, что потверждает благие намерения болгарского-советского руководства.
          • Юам
            06 дек. 2017 г., 22:55:03
            Ответить
            Полностью согласна с вами
            Все правильно сказали. Я тоже свидетель этим событиям.
          • Юам
            06 дек. 2017 г., 22:55:03
            Ответить
            Полностью согласна с вами
            Все правильно сказали. Я тоже свидетель этим событиям.
      • Юам
        04 дек. 2017 г., 10:43:06
        Ответить
        Ничего они не вывезли
        Вранье вывезти болгары ничего не могли. Телевизоры даже оставляли. Попробуйте вывезти в купе вагона доски. Грузовые вагоны никто не подавал. А выврозили людей в Болгарию поссажирским поездом. Все раздербанили местные мародеры.
        1
        • Врёшь1
          04 дек. 2017 г., 16:46:51
          Ответить
          Лично в Микуни видел на перроне
          кучи унитазов, моек, вешалок каких-то и прочую (отм.). Что меня поразило, это полнейшее пренебрежение окружающими - девочка лет уже пяти-шести прямо на перроне сходила по большой нужде рядом с мамой и потом преспокойно удалились, бросив нагаженное. Братушки те ещё. Турки их ...
          • Юам
            06 дек. 2017 г., 22:46:41
            Ответить
            Фантазер вы однако
            Некрасиво врете. Гадко. Где кучу унитазов видели в Микуни? С перрона заглядывали в вагон?
            1
            • Зачем мне врать?
              10 дек. 2017 г., 9:39:32
              Ответить
              Пересадка
              там, знаете ли, с косланского поезда. А Вы не знали? Сочувствую!
              1
              • Болгар
                11 нояб. 2020 г., 12:44:02
                Ответить
                Насчет пересадки
                Не было никакой пересадки аж до Москвы. Там на перронах, если унитазы были, вы могли бы их видеть. Но, увы, вас там не было.
  • а
    03 дек. 2017 г., 23:15:25
    Ответить
    где
    гринписюки были, когда болгары всё подряд на Удоре косили?
    • Зачем?
      04 дек. 2017 г., 0:10:50
      Ответить
      СССР эту коммерческую организацию-провокатора в глаза не видел! Гринписюки только там, где есть угроза Европейской экономике. Сейчас эта псевдо-экологическая организация потеряла свою актуальность и тихо умирает на задворках её прежних хозяев.
      • Юам
        04 дек. 2017 г., 10:49:09
        Ответить
        гринписникам сигнала не было)))
        Грантоед местный католический крест в деревне поставил
  • Народы Болгарии и Коми АССР
    03 дек. 2017 г., 23:33:35
    Ответить
    Дружелюбно друг к другу относились. Многие болгары даже остались.
    Все понимали, что это не болгары, а коммуняки аоразиты, как саранча всё прожирала и уничтожала в Республике Коми.

    На советских лесозаготовках ещё хуже уничтожали, там вообще никакого контроля за комуняками паразитами небыло.
    1
    • Зыряночка - болгарочка.
      04 дек. 2017 г., 4:30:04
      Ответить
      Мне мама рассказывала, что болгарские мужчины чистоплотные, вежливые и хорошие любовники., не чета местным. Девушки с большим удовольствием им отдавались.
      1
      • Аася
        04 дек. 2017 г., 5:28:46
        Ответить
        За джинсы и ромику? Ромика и тренинги были вещь. Да и жратва у них была вкуснее нашей.
        • чел
          04 дек. 2017 г., 6:29:40
          Ответить
          встречали болгар еще по прилету в аэропорту
          Кроссовки, джинсы, косметика. Скупали. Что оставалось- распродавалось ими на ж.д
          вокзале.
          • Братушки
            04 дек. 2017 г., 6:47:29
            Ответить
            Вкусные были болгарские, консервированные помидоры и огурцы. Мы им лес, они нам еду.
            • .
              04 дек. 2017 г., 7:00:52
              Ответить
              парадокс с консервами
              Мама крутила на зиму 50 банок 3-х литровых своих. А покупали к праздникам болгарский разносол.
        • Усть -Кулом
          04 дек. 2017 г., 7:12:41
          Ответить
          Джинсы, рюмка и качественный секс чем плохо? Если местные не рыба не мясо, пусть тогда "братушки"))))
          1
      • болгарки
        04 дек. 2017 г., 9:34:57
        Ответить
        противненькие внешне
        похожи на цыган, и дети от болгар остались многие внешне настоящие монстры, кровь коми и кровь болгар явно не сочетается
        • Кубрат
          04 дек. 2017 г., 13:46:24
          Ответить
          Не путайте
          С болгарскими циганами (цигани). Настоящие болгарки божествены во всех смыслах
          1
      • Как сказать.
        04 дек. 2017 г., 16:57:35
        Ответить
        Девчонка с моей группы
        вышла замуж за болгарина, родила. А потом бегала ко мне за лаской и говорила, что со мной это гораздо лучше ... ))
  • Болгарочке
    04 дек. 2017 г., 5:41:36
    Ответить
    Ну уж куда нам, "вежливым"...
  • Станислав
    04 дек. 2017 г., 8:01:17
    Ответить
    Болгары в Коми
    На Удоре было в то время 3 болгарских ЛПХ и 12 советских. Болгары занимались лесовосстановлением,а деятельность советских, типа Косланспецлеса, нельзя даже было проверить. 53% древесины болгары отправляли в СССР. Всем было выгодно. Это был уникальный опыт.
    А потом болгар кинули, а все построенное ими быльем поросло.
  • писатель типа фантаст
    04 дек. 2017 г., 9:25:20
    Ответить
    Плохонький правда. Отец у меня в это время там работал и я часто бывал, никаких конфликтов не было, ни с местными жителями, ну кроме бытовых, такое бывало. А чтоб какое-то противостояние с местным населением - идиотизм. Равно как отец не помнит чтоб хоть что-то кроме обычных рабочих разногласий, которые в текущем порядке решались, было и между лесозаготовителями - идиотизм конченный. Почему автор тогда не назовет хоть одно такое предприятие и не напишет когда и поповоду чего был конфликт? высосано просто из пальца. Про "испустивший дух" Мезень лес - не меньшая глупость, правила тогда были общие, поставки тогда проводились через спецэкспортеров, рынок открывался, эшелоны с лесом шли на Запад валом, разница внутренних цен у нас (вся затратная часть в руб**х) и цен в валюте (продажа за СКВ) была такая, что это было как золотая жила. Проблема не в том была, что появились какие-то невыгодные правила, а в целом в развале соцлагеря, в страшном кризисе в Болгарии, там он был не сильно меньше нашего, тоже с бандитизмом и прочим, позволить себе содержать огромное число людей в другой стране Болгария уже не могла, поэтому все закрыли. А автору - должно быть просто стыдно за свой бессмысленный текст. Понятно, что видимо надо было пнуть, как Гринпису, что все плохо, только посмотрели бы как тогда наши лесозаготовители работали - ничем не лучше болгар, все косили одинаково.
  • Юам
    04 дек. 2017 г., 10:46:49
    Ответить
    Очень поверхностная статья.
    Автор, вам не стоит писать. Анализировать вы не умеете. Воробей поскакал по верхушкам, почирикал, полетал на головные уборы болгар и коми сверху (отм.)
  • Удора
    04 дек. 2017 г., 12:20:12
    Ответить
    Ни (отм.) вы не знаете! Болгар заслали лес валить в кротчайшие сроки, для военных целей, на удорской земле обнаружили ценные металлы для ракетной промышленности в период холодной войны с США, очень редкий металл поэтому и закрытий город солнца Верхнемезенск построили в кротчайшие сроки! Но благодаря Горбачеву, Буш, президент США объявил, что США одержало победу в холодной войне! Соответственно Болгары никому не нужны стали как и метал для ракет! Так коротко дед рассказывал много из институтов военных - ракетной промышленности приезжали под охраной, по ночам, проездами!
    • Юам
      06 дек. 2017 г., 22:51:13
      Ответить
      Я жила в Верхнемезенске
      Увы, все было гораздо прозаичнее. Дед ваш жил в Верхнемезенске? Как его звали?
  • ACzDC
    04 дек. 2017 г., 13:33:31
    Ответить
    Недалекий, поверхностный вы-сэр!
    Не многие видели, как происходит заготовка в настоящее время, и что остается вместо тайги после, так называемой, "финской техники" - бескрайние поля до линии горизонта, и за ней тоже. Почему-то этот ученый не упомянул, как происходило лесовосстановление в те времена - оно было НАСТОЯЩИМ, не теперешним!.. Да и как можно вспоминать то, о чем, видимо, слышал только краем уха, какие конфликты? - попутал в спешке с Нагорным Карабахом!
    • Удора
      04 дек. 2017 г., 16:25:49
      Ответить
      Вы сэр AC DC далекий слишком! Диванный эксперт финской техники! Жители Усогорска лично видели военных в те времена приежали вели контроль и находки были ого-го! А вы финская техника- да (отм.) она нужна, болгар заслали и вперед!
  • Чего налетели на Ярошенко?
    04 дек. 2017 г., 15:24:03
    Ответить
    Это агент Госдепа, конченный москвич, ни разу не бывавший в наших краях.
    Выдает желаемое за действительное. Самое плохое, что молодое поколение поверит в этот бред.
    Бывал в Усогорске частенько. Дружно жили. Многие болгары увезли жен коми в Болгарию.
  • Виктор
    04 дек. 2017 г., 15:56:45
    Ответить
    Автор (отм.)!!! Который абсолютно не понимает о чём пишет.
    1
  • 321
    04 дек. 2017 г., 20:07:39
    Ответить
    Благодаря им уже подростает новый лес.А вы местные аг морты прекращайте браконьерничеть.