content/news/images/72957/IMG_1061-kopiya_mainPhoto.jpg
22:28, 07.01.2018 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: «Рождество по-царски»

В дореволюционной России Рождество считалось самым главным праздником — и для государей, и для простых людей. В этот день монархи подавали руку помощи преступникам, ставили во дворце елку, готовились к гуляньям до утра или оставались наедине с семьей. Как государи отмечали этот праздник, какие подарки получали царские дети и какой император впервые организовал праздник для бедных, — в материале «Газеты.Ru».

На обсуждение: «Рождество по-царски»
Фото Марии Шумейко

Мед и деньги за песнопения

Лучше всего в исторических источниках описано, как отмечал один из главных христианских праздников Алексей Михайлович «Тишайший», правивший страной в XVII веке.

Царь накануне праздника старался помочь как можно большему числу нуждающихся. Алексей Михайлович вместе со стрельцами шел в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавал милостыню заключенным, беднякам, больным и прокаженным. В 1663 году, например, государь на большом тюремном дворе накормил 964 человека.

Доверенные лица царя, в свою очередь, делали подаяния на Земском дворе, у Лобного места и на Красной площади.

После Алексей Михайлович шел с боярами в одну из придворных церквей, а затем – в Успенский собор к вечерне. Потом царь отправлялся во дворец, куда к нему приходили попы и певчие. Они славили Христа, за что получали деньги и по ковшу меда.

В день самого Рождества государь слушал заутреню в Золотой Палате, а затем встречался с патриархом и духовенством, которые пели ему «Многая лета» и всячески поздравляли. Благословив царя, патриарх шел славить Христа к царице, а затем – к остальным членам царской семьи. После все садились за праздничный стол.

Другие государи праздновали Рождество примерно так же, как Алексей Михайлович. При этом у каждого правителя была своя «изюминка» — например, Федор Михайлович освобождал из темницы не самых опасных преступников, а также ездил в Вознесенский монастырь поздравлять свою мать – инокиню Марфу Ивановну.

Странные игры в императорском дворце

Первый российский император Петр I указом от 20 декабря 1699 года предписал начать летоисчисление именно с Рождества Христова. О том, как правитель отмечал праздник, писал датский посланник Юст Юль:

«Обыкновенно от Рождества и до Крещения царь со знатнейшими своими сановниками разъезжает по Москве и славит у важнейших лиц, то есть поет различные песни сначала духовные, а потом шутовские и застольные. В каждом доме, где собрание славит, царь и все лица его свиты получают подарки. Пока продолжается слава, сколько ни хлопочи, никак не добьешься свидания ни с царем, ни с кем-либо из сановников.

Они не любят, чтоб к ним в это время приходили иностранцы».

Петр I требовал, чтобы дворец был украшен венками и игрушками, а придворные наряжались в костюмы и готовили друг другу рождественские подарки.

При Елизавете Петровне на Рождество пели святочные песни и катались в санях, а сама правительница одевалась в мужскую одежду (она вообще была известна страстью к переодеваниям, и в 1744 году ввела правило, согласно которому мужчины на балы-маскарады должны были являться в женской одежде, а женщины — в мужской).

Екатерина Великая же заставляла придворных играть в кошки-мышки, жмурки, прятки – причем прямо в императорском дворце. После игр императрица всегда устраивала танцы и песнопения. К гостям выходили ряженые, начинались святочные игры, слуги выносили пунш.

Семейные ценности

При Павле Петровиче Рождество стало отмечаться куда скромнее, он предпочитал отмечать его в кругу семьи, без карнавальных костюмов и танцев до утра. А при Николае I возникла традиция рождественской елки – правда, не благодаря самому императору, а по инициативе его супруги, Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы.

Первую елку во дворце императрица устроила 24 декабря 1817 года – и с тех пор эта традиция стала ежегодной почти на сто лет.

В 20:00 на Рождество Александра Федоровна звонила в колокольчик – и в зал вбегали ее дети. Каждого ребенка ждала своя елка – и, конечно, же, подарки, причем такие, которые помогали детям развиваться.

Государыня дарила музыкальные инструменты, письменные принадлежности, акварель, холсты, наборы для вышивания.

«Я с ужасною радостью встал, потому что сегодня будет елка! – вспоминал великий князь Константин Николаевич. — И за уроками, и вне уроков я только о том и думал... В 8 мы пошли к маме. Она пошла окончательно распорядиться с подарками. Мы ждем в Помпеянской комнате. От нетерпения у нас почти конвульсии, как вдруг линг, линг, линг! Колокольчик зазвонил, и мы бежим каждый к своему столу. Ах, какие миленькие подарки я получил!»

При Александре III появилась новая традиция – рождественские праздники для бедных детей. На торжество приглашали малоимущих и сирот – специально для них ставили красиво украшенные елки, устраивали святочные игры, а в конце праздника малышам дарили подарки – одежду, обувь, игрушки и даже дрова.

Рождество при последнем императоре

При Николае II во дворце ставили сразу три елки: одну внизу, в большой гостиной государыни, другую наверху, в детской комнате. Третья елка размещалась в коридоре, для слуг.

«Вначале зажигались свечи на детской рождественской елке, и им раздавались их рождественские подарки, — писала фрейлина императрицы Анна Вырубова. — Среди них были довольно-таки дорогие вещи, но вообще императорские дети не придавали значения ценности подаренных им предметов. Для них простая вещь ручной работы или незатейливая игрушка могла быть такой же желанной, как и дорогое украшение, которым они могли пользоваться только на торжествах».

Затем подарки дарились фрейлинам и другим придворным – иногда это были деньги или что-то ценное. После этого свои подарки – в основном от заграничных друзей – открывали император и императрица. Позже вся царская семья отправлялась на богослужение.

На следующий день зажигались свечи на рождественских елках в манеже Царского Села, а каждый солдат получал в подарок вещь из серебра.

Когда в стране прогремела Октябрьская революция и к власти пришли большевики, религиозные праздники стали порицать и относиться к ним как к пережиткам прошлого. Однако отмечать Рождество запретили только в 1929 году – а традицию устанавливать елку окрестили «поповским обычаем». Спустя шесть лет елка с подарками все-таки вернулась – правда, теперь ее называли «новогодней». И это была уже совсем другая страна и другая история.

1719

Комментарии (16)

Добавить комментарий
  • 1
    07.01.2018, 22:35:35
    Ответить
    как похоже с современностью:царь сначало сделал всех бедными,затем чтоб его любили периодически бросал объедки с царского стола
    • Ну
      08.01.2018, 0:02:05
      Ответить
      ты тупица! Поэтому будешь только ковриком у стола.
  • Григорий
    07.01.2018, 22:44:15
    Ответить
    вон по телику мракобесы все уколатые, упоратые, все в татуировках, даже шеи и лицо, дают нам концерт((
    • дьявол
      07.01.2018, 22:45:32
      Ответить
      моему электорату всё можно
      • воля
        07.01.2018, 23:01:29
        Ответить
        Боишься потерять?, а они как раз этим и пользуются сполна.
    • Зато
      08.01.2018, 0:02:55
      Ответить
      ты просветлённый жрешь водку и живёшь в общаге.
      • Вся жизнь праздник
        08.01.2018, 13:15:16
        Ответить
        Ну давай мы все станем артистами, то есть шутами, и кого мы будем веселить?!
  • Царь не настоящий
    08.01.2018, 0:16:14
    Ответить
    А засланец нерусский.
    У русских всё как и раньше....
  • внимательный
    08.01.2018, 0:20:03
    Ответить
    Пасха, а не Рождество считался и считается главным праздником...САМЫМ главным...ошибка с первой строки... и не удивительно... Газета.ру - верхогляды...
  • достал
    08.01.2018, 5:15:44
    Ответить
    уже везде этот рэп(((, даже изворотливые начали исполнять)))
  • А почто не написали правды
    08.01.2018, 11:09:16
    Ответить
    про петровский указ от якобы 20/XII-1699?
    На самом то деле это был указ от 20/XII-1707 года! И сим указом петруша-антихрист повелел передвинуть летоисчисление на 8 лет назад и считать наступающий год не 1708-м от РХ, а 1700-м! И таким образом мы сейчас живём реально не в 2018-м, а в 2026-м году!
    Связано всё это было с мазоретской редакцией Ветхого завета и передвижением даты РХ с реального 5500-го года от СЗМХ в вымышленный евреями 5508-й год. Таким образом тексты всех Евангелий автоматически были дезавуированы!
    • :)
      08.01.2018, 13:07:25
      Ответить
      Если бы не реформа Петра, мы бы жили в 7526 году
      • Фридрих
        08.01.2018, 15:06:40
        Ответить
        Чё ты пудришь людям мозги?! Тебе-то какая разница в каком году ты живёшь?! Я уже 18 лет живу по одному календарю!..
  • Любовь, шампанское, закаты, переулки
    08.01.2018, 18:08:22
    Ответить
    Как упоительны в России вечера
    Из книги земского статистика Е.М.Дементьева "Фабрика, что она дает населению и что она у него берет", 1897 г.:
    "... Мы получаем крайне удивительных, на первых взгляд, факт одинаковой стоимости квартиры с продовольствием и одного продовольствия. Артельное продовольствие по количеству пищи никак не может быть названо недостаточных, но оно в высшей степени низко по качеству, как крайне грубая растительная, с чрезвычайно малым количеством животных веществ, и однообразная пища.
    .
    Она состоит из черного хлеба, щей из кислой капусты, гречневой или пшенной каши с говяжьим салом, картофеля, кислой капусты в сыром виде с конопляным маслом или квасом и огурцов - вот буквально вся пища рабочих изо дня в день, круглый год, без малейшего разнообразия; лишь в постные дни, составляющие до 190 дней в году, говядина или солонина в щах, потреб**емая в ничтожном количестве (от ½ ф. на человека в мужских артелях до 19 золотн. в женских и детских) заменяется снитками или селедкой, а говяжье сало - конопляным маслом. Продовольствие рабочих на наемных квартирах еще хуже и в количественном, и в качественном отношении. Здесь всю пищу составляет черный хлеб и пустые щи.
    .
    Мясо употреб**ется в совершенно ничтожном количестве: в среднем из всех 13 наших записей квартирного довольствия в день потреб**ется всего лишь 10 золотников (с костями) на человека, и в постные дни оно уже не заменяется ничем; а у женщин и детей даже гречневая каша считается не всякий день позволительной роскошью.
    .
    Очевидно, следовательно, необходимость платить за жилье вынуждает рабочих ухудшать свое и без того плохое продовольствие, чтобы не выйти из пределов своего бюджета, 63% которого у мужчин уходит на все остальные потребности: на платье, на обувь, на подати и повинности, на покрытие недочетов в заработке во время болезни и на развлечения и удовольствия, состоящие у мужчин и женщин единственно и исключительно из чая и водки в трактире по праздникам.
    .

    .
    Сопоставляя расходы нашего рабочего с такими же расходами рабочего в Америке, мы находим, что наш рабочих тратит на продовольствие вчетверо меньше, между тем как, при сравнении цен на съестные припасы, мы не нашли никаких оснований предположению стоимости последних в Массачусетсе более высокой, чем у нас. Вместе с тем, сравнивая продовольствие массачусетского рабочего, единственное заключение, к которому можно прийти, это то, что они не сравнимы, - настолько несоизмеримо велико их различие.
    .
    Так, как продовольствуется массачусетский рабочий, у нас продовольствуются не рабочие, но класс, которого на лестнице общественной иерархии мы ставим далеко выше, - класс людей (одиноких) с жалованием не менее 50 р. в месяц.

    Ни на одной фабрике не существует до сих пор никаких ограничений, никаких облегчений работы до последнего дня беременности.
    Существует еще работа сверхурочной дневной, удлиняющая и без того не короткий, а иногда чрезмерно продолжительный рабочий день наших фабрик. На первом месте стоит работа Коломенского машиностроительного завода, где один из более коротких, на бумаге, рабочих дней - 11,5 часов на самом деле сводится обычно к 14,5-16,5 рабочим часам, а в экстренных случаях даже к 19,5-21,5 часам суточной работы и притом работы самой тяжелой!

    Огромное количество рабочих работают в невероятно вредных условиях, особенно среди тех, кто обрабатывает волокнистые вещества и рабочих механических и химических заводов. Результатом этого является то, что например, 9,5 % прядильщиков переходит сорокалетний возраст, причем прядильщиков старше 58 лет нет вообще. Куда же уходят эти люди с производства, в особенности, обрабатывающие волокнистые вещества. На кладбище. Даже если они уезжают в деревню, то в очень короткое время умирают от чахотки.
    .
    В результате всего этого потомство рабочих слабеет все более от поколения к поколению и происходит прогрессирующее ухудшение физических качеств населения, то есть то, что называется вырождением расы."
  • Вся
    08.01.2018, 18:48:55
    Ответить
    История писалась царями под себя т.е и тогда был П И А Р!
  • Про заседание Гайзергейта что молчим?
    31.01.2018, 18:21:00
    Ответить
    Может платят фастовские банке?
    Так красиво сегодня там Москвин поёт, прокурор его два раза на бис приглашал.
    Рассказывает, как Зарубин всем подарки делал.

    Подарки это хорошо!

Хочу получать главные новости дня в Коми!