14:45, 18.05.2011 / ОБЩЕСТВО

На обсуждение: Теория разбитых окон

БНКоми представляет в рубрике «На обсуждение» Теорию разбитых окон. Опровергая избитое мнение о том, что чисто не там, где убирают, а там где не мусорят, блогер Айрат Галиуллин рассказывает о Нью-Йоркском опыте борьбы с преступностью в 80-х годах прошлого века.

 

В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:

«Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада».

Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории.

Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?

Его название - «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:
«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.

Нидерландские социологи подтверждают эту мысль (источник). Они провели серию любопытных экспериментов. Например, такой. С велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули велосипедов повесили рекламные листовки. Стали наблюдать – сколько народа бросит флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина, возле которого припаркованы велосипеды, была идеально чистой.

Листовки бросили на землю 33% велосипедистов.

Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.

Намусорили уже 69 % велосипедистов.

Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма - известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, - рассказывал он. - В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

Новый начальник полиции верил - как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, - рассказывал Браттон. - Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать - так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Волшебный стоп-кран сработал.

790

Комментарии (13)

Добавить комментарий
  • не получится
    18 мая 2011 г., 15:14:17
    Ответить
    И где их столько взять?
    Полицейских.
    Их по делу-то вызвать и то проблемы, то телефон не берут, то машины нет, то бензина, то "там дверь железная, как мы ее откроем".
    Чтобы приехали на вызов, надо по меньше мере чтоб кого изувечили, а по мелочам ни-ни. Тут вон двери выломали , так участковый говорит, что это не уголовка, гражданская административка и ущерб маленький. Только отказы пишет, прокуратура ему взад заворачивает и так уже год длится.
  • алек
    18 мая 2011 г., 15:43:02
    Ответить
    Я бы сказал, что не мусорят там где убирают.
  • Да
    18 мая 2011 г., 15:51:58
    Ответить
    Чисто не там где не сорят, а там где убирают.
  • впервые
    18 мая 2011 г., 17:24:29
    Ответить
    стоящая статья
    ВПЕРВЫЕ, ПРОЧЛА ЗДЕСЬ!!!! СТОЯЩУЮ,ИНТЕРЕСНУЮ,ПОУЧИТЕЛЬНУЮ СТАТЬЮ!СПАСИБО АВТОРУ,У НАС КОНЕЧНО,ОРПЫТ НЕ ПРИЖИВЕТСЯ, ДАЖЕ НЕ СМЕЮ НАДЕЯТЬСЯ,НО ЧИТАТЬ ОЧ.ИНТЕРЕСНО!
    • глеб
      18 мая 2011 г., 21:31:13
      Ответить
      «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».
      Согласен 100проц.

      И ещё:
      В ноябре прошлого года я ехал с вахтовиками поездом Усинск- Печора. Кто бухой сел - сразу завалился спать. Народ читал книжки, разговаривали не громко. Я на уровне подсознания понимал: Что то здесь не так.
      Только в Печоре сын рассказал о каком -то законе по Р.Коми. В городе закон сработал неожиданно легко - словно все ждали его.
  • Очень интересно
    18 мая 2011 г., 20:18:49
    Ответить
    Стоит взять на вооружение сам принцип. Это и есть изменение менталитета людей, когда становится невозможным бросить фантик или отпустить погулять пса без поводка.
  • USA_001
    18 мая 2011 г., 20:49:38
    Ответить
    Нью-Йоркском опыте борьбы
    Автор НЕ ВСЁ рассказывает. А то что ему нравится. Субьективно.
    Про граффити:
    Как боролись с ним я точно не знаю. НО сам видел как по Брайтону ходили полицейские и ФОТОГРАФИРОВАЛИ эти граффити на домах. Потом скорее всего были выставлены счета СОБСТВЕННИКАМ. Граффити даже маленькие - БЫЛИ быстро закрашены САМИМИ собственниками.
    Про оружие:
    За информацию про оружие здесь - ПЛАТЯТ деньги АНОНИМНО!!!!! Это РАБОТАЕТ!!!!! И тому подобное. Хотя конечно, в начале эмиграции, я жил плохо, в чёрном районе. Поэтому и пересекался со всяким отбросом. Вот русскоговорящие мне предлагали короткий ствол с глушителем 800$.
    >невозможным бросить фантик или отпустить погулять пса без поводка
    по этому поводу я могу прислать на Банку конкретные фотографии доказывающие что: мусорить здесь ДОРОГО, собаки с ПОВОДКОМ С ХОЗЯИНОМ гуляют - иначе это ДОРОГО.
    По пиву:
    Вы уже это прошлым летом проходили. Если получится то можно попробовать сделать фотки как они пьют из бумажных пакетов - внутри бутылка с пивом. Но это нужно поймать.
    Про оружие в МЕТРО:
    Висят объявления что: даже ИГРУШЕЧНОЕ оружие ЗАПРЕЩЕНО к проносу в метро.
    Как вам ТАКОЙ закон?
    Борьба с терроризмом и бандитизмом?
    • .
      19 мая 2011 г., 16:22:44
      Ответить
      Вполне нормальные требования, у нас собственник тоже обязан содержать имущество, а вот расходы он может возмещать в порядке регресса - нужно найти автора граффити

      У нас можно начать с малого - штрафы с водителей, и на примере этого малого будет сразу ясно, что есть более равные перед законом, а следовательно опыт штатов не приживется
  • USA_001
    18 мая 2011 г., 20:54:38
    Ответить
    ОПЫТ НЕ ПРИЖИВЕТСЯ ???????
    Прошлым летом про пиво что было?
    И как сработало?
    Так что по поводу НЕ ПРИЖИВЁТСЯ, -
    ПРИЖИВАЕТСЯ и даже ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ быстро.
    Если людям ЭТО нужно. Но по видимому вам в вашем состоянии комфорта больше. Не хотите - не делайте.
  • 123
    19 мая 2011 г., 8:08:30
    Ответить
    Чисто там где нет мусорят =)
  • Д.
    19 мая 2011 г., 8:27:34
    Ответить
    Вчера то же самое по Эху Москвы слушал.Плагиат?
  • 100%
    19 мая 2011 г., 12:18:22
    Ответить
    Соглсен полностью.Если драть за брошенную помойку, обертку, тем более с авто,где порой бутылки из окна кидают,за грязь и пьянку на детских площадках-будет порядок.Но нужен ли он тем, кто вершит наши судьбы страны? Думаю они действуют по принципу "разделяй и властвуй", чуть власть пошатнулась сразу амнистия и псевдосвобода.
  • 100%
    19 мая 2011 г., 15:41:42
    Ответить
    согласен..На самом деле ВСЕ хотят чтобы был порядок в городе, в квартире, в стране...