На гала-концерте «Зарни Джыджъяс» блистали артисты Большого театра и «Русского балета»
Немало сюрпризов поклонникам танца преподнес вечер закрытия фестиваля балетного искусства финно-угорских государств и регионов России «Зарни Джыджъяс». На сцену Театра оперы и балета Коми вышли именитые артисты из Большого театра России, «Русского балета» и даже США. А принимающая сторона представила сложную техническую программу из фрагментов знаменитых постановок – от «Корсара» до «Кармен-сюиты».
За две недели в театре прошли шесть фестивальных спектаклей: «Дон Кихот», «Кармина Бурана», «Любовь-волшебница», «Подари мне детство», «Золушка» и «Лебединое озеро». Помимо балетной труппы республики, на сцену выходили артисты из Чувашии и Марий Эл. Финальным аккордом «Зарни Джыджъяс» должен был стать гала-концерт – и начался он весьма неожиданно.
Приветствовал зрителя на сцене главный дирижер театра Азат Максутов, следом из темноты показались другие артисты оркестра. Музыканты не стали уходить в свою оркестровую яму и весь первый номер – «Вариации на тему рококо» – оставались на сцене, органично деля ее с танцовщиками. Одновременное присутствие на площадке и музыкантов, и балерин – это особый ход, предпринятый новым балетмейстером театра Марианной Рыжкиной. Когда-то она сама танцевала «Рококо» в московском зале Чайковского, где пресловутой «ямы» нет, и настолько вдохновилась атмосферой взаимодействия оркестра и балета на сцене, что решила перенести ее уже в театр оперы и балета республики. Эту новую для Сыктывкара идею зал воспринял более чем благодушно, одарив артистов не только аплодисментами, но и криками «Браво». Позднее оркестру все же пришлось вернуться на свое привычное место, уступив все пространство балету.
Сама Марианна Рыжкина, только в августе влившаяся в коллектив, тоже вышла на сцену как полноценный участник. На концерте она исполнила два номера – сольно «Русский танец» и в паре с Ринатом Бикмухаметовым фрагмент «Кармен-сюита». Выбор именно на них пал по многим причинам, пояснила балетмейстер БНК: это и блестящий оркестр, и собственный интерес. Эта «Кармен-сюита» на гала-концерте к тому же стала первой для Рината Бикмухаметова.
Для заключительного вечера фестиваля была подготовлена разнообразная и многоплановая программа. Настоящим откровением стали приглашенные артисты. Па-де-де Дианы и Актеона из «Эсмеральды», а также вальс Мошковского исполнили Джой Анабель Уомак из США и премьер театра «Русский балет» Михаил Мартынюк.
Из Большого театра прибыли прима-балерина Нина Капцова и Клим Ефимов. Они отдали предпочтение фрагментам из «Раймонды».
- Адажио из балета «Раймонда» - это сцена долгожданной встречи двух влюблённых после длительной разлуки, - отметила Нина Капцова в интервью БНК.
Но господствовала на сцене все же труппа республиканского театра. Перед артистами поставили высокую планку, отобрали технически сложные фрагменты так, чтобы зрителю было интересно и не было прямого чередования номеров. Наталья Супрун выступила в образе изящного лебедя под музыку Камиля Сен-Санса – солировал на виолончели еще один приглашенный Арсений Котляревский. Уже вместе с Романом Мироновым чуть позже она выступила с большим классическом па-де-де, от которого зрители не могли оторвать взгляд. Чета Бикмухаметовых – Ринат и Татьяна – исполнили па-де-де из «Корсара», которое многим запомнилось еще с гала «Сыктывкарса Тулыс» в этом году. Не обошлось и без знаменитых отрывков: розовый вальс из «Щелкунчика», сцена у балкона из «Ромео и Джульетты», индусский танец из «Баядерки». Для некоторых артистов балета это были дебютные выходы в подобных партиях.
- Скажу откровенно, не была абсолютно уверена, что все сложится. Решила попробовать, но результатом очень довольна: артисты пошли за мной, сделали максимум. Сначала может и боялись, не знали как получится, но поверили – и у нас все вышло. Поздравляю их в первую очередь, - прокомментировала БНК Марианна Рыжкина.
Провожали артистов зрители стоя. Такое внимание со стороны публики, по словам директора театра Дмитрия Степанова доказывает необходимость фестиваля «Зарни Джыджъяс»:
- Фестиваль стал огромным событием в жизни театра, мы провели его с творческим подъемом, на высоком профессиональном уровне. Полные залы – доказательство того, что «Зарни Джыджъяс» действительно нужен городу, республике, зрителю, театру.
После завершения фестиваля передышки у артистов не будет. Уже 24 сентября балетная и часть оперной трупп отправляются на недельные гастроли в Киров. Подготовлена большая программа: балеты «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», а также спектакли «Детектив в стиле РОК-Н-РЕП-КА» и «Свистопляска в Тридевятом царстве».
Комментарии (6)
нужные дела. Всей семьёй не смогли из-за этого
сходить на концерт. Очень жаль. Может в середине октября было удобнее ? Это к организаторам фестиваля.
Фото классное!
Прекрасное начало сезона! Поздравляю весь театр!