11:17, 14.12.2012

Министр образования Коми Владимир Шарков: «Система общего образования у нас эффективнее»

БНКоми публикует интервью министра образования Республики Коми Владимира Шаркова, в котором он ответил на вопросы наших читателей, высказав свою позицию по постоянно обсуждаемому вопросу изучения в школах коми языка, по проблеме поборов в детсадах и школах, по скандалу с Католиковским домом-интернатом и по многим другим актуальным вопросам читателей БНКоми.

_AND0752.jpg

Фото БНКоми

Белка: Как будет решаться вопрос с валом отчетности в электронном и бумажном виде для всех начальников или считающихся таковыми? Отвозят «нолики» на нескольких листах бумаги (наличие детей-инвалидов на обучении) из села в роно в бумажном варианте, потому что нужна подпись! Почему плохо работает передача информации? И это в век электронных технологий! Все отчеты нужно было сдать срочно и вчера! Завуч не процессом учебным, не методической работой занят, а является придатком бумаготворческой бюрократической машины. Кто создавал «Арисмо» - пусть попробует ее заполнить сам! Программа, которая не рассчитана на корректировку, все данные пропадают, а вместе с ними терпение школьной администрации.

Работник образования: Когда прекратится этот поток бесконечных запросов из министерства в учреждения образования. Вы посчитайте, сколько ваши чиновники за год посылают писем с запросами! Да еще с требованиями ответов на вчера! Федеральное министерство примерно в 100 раз (!) меньше делает запросов. Вы что, считаете, что именно в этом и состоит работа министерства образования? Что планируется сделать, чтобы уменьшить бумажную волокиту? Мы задыхаемся от бумажной пыли. Каждое ведомство напрямую пишет в районные управления запросы. Причем, однотипные, дублирующие друг друга. Когда это прекратится?

Валентина: Когда прекратится, наконец, бумажный вал, и мы сможем больше уделять времени детям? Кому нужны эти бесконечные планы, вид которых министерство взяло за правило менять каждый год? И каждый год увеличивать объем бумаги. Я с детьми работать должна, а не с бумагами, в конце концов. И все те ухищрения «в электронном виде» сколько усугубляют ситуацию.

- Вопрос сокращения количества отчетов образовательных учреждений поднят на самом высоком уровне. В настоящее время единая информационная система по отрасли образования разрабатывается по инициативе Министерства образования и науки России. Планируется, что доступ к ней будет и у других заинтересованных ведомств, как раз для того, чтобы они в любое время могли обратиться к системе и найти нужные сведения, цифры и т.д. Но мы понимаем, что для того, чтобы информация была всегда актуальна и представлена в полном объеме, необходимо создание таких баз данных в каждом регионе. У нас подобная база есть – это автоматизированная распределенная информационная система мониторинга образования Республики Коми (АРИСМО). Первоначально она вызвала неоднозначное мнение со стороны тех, кто ее заполняет. Но АРИСМО совершенствуется, и отношение к ней меняется.

От специалистов министерства я всегда требую, прежде чем писать запросы в управления образования, посмотреть, нет ли необходимых цифр или показателей в АРИСМО. Сейчас этот вопрос будет поставлен на жесткий контроль.

Что касается запросов других ведомств, то здесь можно обратиться к документу Минобрнауки № ДЛ-150/08 «О сокращении объёмов и видов отчётности, представляемой общеобразовательными учреждениями». Документ разъясняет правомерность запросов, и дает рекомендации о том, какая информация должна быть размещена на сайтах образовательных учреждений.

К тому же хочу обратить внимание на качество ответов на запросы и отчетов, сведения должны быть актуализированными и достоверными. Ведь зачастую отправлять «лишний» запрос приходится из-за того, что информация представлена недостоверно. К примеру, в одном отчете сказано, что в школе 1200 учеников, а в другом – 700. Такого быть не должно.

Уверен, что в ближайшее время мы систематизируем работу и отчетов станет меньше.

Уроки коми языка: Когда в школах учебники по коми языку появятся в полном объеме? Как без учебников можно научить детей? Как им выполнять домашнее задание? Или все-таки коми язык пусть будет факультативом!?

Знающий Коми язык: Почему не все школы обеспеченны учебниками по Коми языку? Почему родители должны их покупать за свой счет? Например, 12-я школа.

KAB_3545.jpg

- Вопрос обеспечения общеобразовательных учреждений учебниками по коми языку находится на постоянном контроле правительства Республики Коми. В связи с введением ФГОС начального общего образования министерством осуществляется поэтапное обновление учебников и учебно-методических пособий по коми языку и литературе за счёт средств республиканского бюджета.

Только за два последних года выпущено учебников для изучения коми языка как родного и неродного, словарей, прописей, учебно-методической литературы по предметам этнокультурной направленности более 70000 экземпляров.

В 2013 году на издание учебников и учебно-методических пособий по коми языку и литературе планируется значительное увеличение финансовых средств, что позволит обеспечить обучающихся общеобразовательных учреждений республики учебниками коми языка и литературы в полном объёме.

Все изданные учебники в соответствии с приказом министерства направляются в муниципальные органы управления образования, которые в свою очередь распределяют данную литературу по общеобразовательным учреждениям. Покупка учебников по коми языку родителями невозможна хотя бы в силу того, что они не поступают в свободную продажу.

Наталья: Меня крайне беспокоит введение со второго класса параллельно двух иностранных языков - коми и английского в ущерб языку русскому как единому языку нации. Дети не способны в этом возрасте осваивать два языка. Было ли получено заключение психологов, педагогов перед тем, как принимать это опрометчивое решение ? Кроме того, мнение родителей по вопросу изучения коми языка полностью фальсифицировано, о чем свидетельствуют бурные обсуждения и негативные отзывы на родительских собраниях. Также хотелось бы познакомиться с обоснованием навязывания программы 2100 в начальной школе. В других регионах, в том числе центральных, учитель или администрация имеют право выбрать программу для более подготовленных и заинтересованных детей и менее. Однако в Коми республике мы видим постыдное единообразие. Это что, лоббирование интересов определенных федеральных ведомств?

- Не могу согласиться с автором. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. При желании в интернете можно легко найти материалы, доказывающие, что раннее изучение языков положительно влияет на развитие способностей ребенка, позволяет расширить его кругозор. К тому же, доказано, что специальные занятия по иностранному языку можно начинать с детьми 4-10 лет: до 4 лет – бессмысленно, а после 10 лет – бесполезно надеяться на положительный результат. Лучше всего начинать изучение иностранного языка в возрасте 5-8 лет, когда система родного языка хорошо усвоена, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Так что решение далеко не «опрометчивое».

Изучение же коми языка направлено не столько на овладение языком на уровне «второго иностранного», сколько на этнокультурное развитие ребенка.

Что касается второй части вопроса, в соответствии с законом об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательного учреждения, поэтому постановка вопроса о «навязывании программы 2100 в начальной школе» некорректна. Никто извне «навязать» какую-либо программу образовательному учреждению не может. Не разделяю и утверждение автора вопроса о «постыдном единообразии». По нашим данным, на начало учебного года в республике по программе 2100 обучается 9667 детей, это почти 25 % от общего количества обучающихся начальных классов. Наравне с данной программой реализуются образовательные программы начального общего образования, разработанные на основе проектов «Школа России», образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова; системы развивающего обучения Л.В. Занкова и др.

Пётр А: г-н министр, читаете ли комментарии на БНКоми, в частности недавние дискуссии по обучению коми языку? Если читаете, то скажите, пожалуйста, как соотносится мнение народа в комментариях и «обсуждения на официальных мероприятиях»?

Марина: Кому нужен коми язык пусть изучают его в качестве иностранного вместо английского или немецкого... Остальных оставьте в покое, русский выучить не могут, а еще и коми добавили. Какие знания у них будут?

Мама ученика 3 класса: Уважаемый министр, во всех школах введен предмет коми язык как обязательный. Дети учат его и получают отметки. Очень обидно, когда дети получают удовлетворительные и неудовлетворительные оценки. За что? Нет у детей учебников, рабочих тетрадей, словарей. А ведь им обязательно сдавать по нему экзамен. Я не уверена, что многие родители знают коми язык и в силах помочь детям то, что требуется. Когда появятся и будут в каждой школе учебники по данному предмету?
Вы и работники любого министерства, Госсовета и т.д, знают и разговаривают повсеместно на коми языке? Предлагаю ввести требование, на мой взгляд - выполнимое: Любой ранг госслужащего Республики Коми должен (обязан) изучить коми язык своими силами (не за счет бюджета) и пройти аттестацию (экзамен) до 2014 г.

Министру: зачем в школах обязателен коми язык? почему его не сделать факультативом? Пусть учат те, кто хочет.

- Обязательное изучение коми языка в общеобразовательных учреждениях обусловлено законодательством Республики Коми. И министерство образования как орган исполнительной власти обязано обеспечивать условия для исполнения этой нормы.

К тому же вопрос о правомерности обязательного изучения коми языка в школах республики был рассмотрен Конституционным судом Республики Коми, и 1 сентября 2011 года было принято решение о том, что обязательное изучение коми языка не противоречит законам и не нарушает права обучающихся.

Факультативным изучение коми языка также быть не может, так как федеральным базисным учебным планом изучение родного языка и литературы отнесено к обязательной части.

И вопрос, я считаю, на самом деле, не в том, что коми язык не хотят изучать, проблема в мотивации. Если издавать больше литературы на коми языке, готовить авторские телепередачи, комиязычные вкладки в газеты, проводить разнообразные мероприятия на коми языке как на школьном уровне, так и на республиканском, у детей будет интересен к языку, они будут знать, где и как его можно использовать. Многое зависит и от учителя, который ведет предмет: надо заинтересовать детей. С другой стороны, изучение коми языка и литера

1722

Комментарии (17)

Добавить комментарий
  • Какая ГНУСТЬ!
    14 дек. 2012 г., 11:47:22
    Ответить
    !!!
  • ***
    14 дек. 2012 г., 12:03:05
    Ответить
    Извините за мой французский, но это интервью - это полный ОТМОДЕРИРОВАНО
    Нет, Владимир Шарков - хороший человек, но как министр...
    Ни одного озвученного решения! Всё потом, все в будушем, а это ваще не наша компетенция, а об этом я первый раз слышу.
    Позор чиновнику!
  • Бывалый
    14 дек. 2012 г., 14:10:11
    Ответить
    Зря вы так, он очень интеллектуально умный, и я его уважаю.
    • Меня зовут
      14 дек. 2012 г., 15:29:37
      Ответить
      А некто и не говорит, что он очень интеллектуально не умный!
      Но ему задают вопросы, а но говорит, почему его министерство ничего не делает. В образовании (что в высшем, что в среднем) бардак и разруха, а министр при портфеле и в хорошем расположении духа.
      Из всего текста покажите хотя бы два-три примере, где сказано, что вот была проблема, мы сделали вот это и это и теперь такой проблемы не существует.
  • 123
    14 дек. 2012 г., 14:34:42
    Ответить
    система общего образования у нас эффективна
    потому.что ей руковожу я,сказал ШАРКОВ
  • так
    14 дек. 2012 г., 16:12:27
    Ответить
    Какие вопросы - такие и ответы. так в принципе вполне понятна позиция. ну будем верить, что на деле будет так же, как и на словах
  • 321
    14 дек. 2012 г., 17:32:53
    Ответить
    Внимательно прочитал ответы министра. Все обтекаемые, ответы настоящего чиновника. Ничего хорошего в образовании не будет. А уж коми язык обязательный в школах зачем? Дети и так перегружены. Господа депутаты слуги народа пересмотрите свое решение. Не издевайтесь над детьми.
  • Родитель
    14 дек. 2012 г., 18:51:55
    Ответить
    Всё как обычно: бла-бла-бла.
    А вот насчет обязательности коми языка вообще вранье: вклячение языков в перечень государственных обязывает знать гражданина хотя бы один из них (по Коституции), а не все. Причем, как честно сознался г-н министр, сам он коми языка не знает, а чиновником служит. И надеется, что закон об обязательном владении его уже не коснется (он будет получать к тому времени госпенсию в 76 % нынешней з/платы).
  • А меня
    14 дек. 2012 г., 20:37:20
    Ответить
    не удовлетворил ответ по поводу стимулирующих выплат и приведении зарплаты педагога к тому номиналу, который был озвучен министром: зарплата должна равняться средней в промышленности.
    Хотелось бы, чтобы она действительно равнялась той, что в промышленности и при этом состояла из оклада+ северныерайонные+стажевые, а не из мизерного оклада и миллиона всяких надбавок! Тогда я поверю нашему правительству.

    А стимулирующие все равно начальники платят по личной симпатии и правды не добьешься, если только все нервы не убьешь.
  • Нестор Петрович
    14 дек. 2012 г., 21:34:37
    Ответить
    как всегда
    одна болталогия,один и тот же ответ на все вопросы - мы над этим работаем,мы это учтём и исправим...никакой конкретики
  • Может быть и эффективнее...
    15 дек. 2012 г., 1:56:54
    Ответить
    Но на сайте Управления образования г. Сыктывкара несколько раз повторяется (с разными датами) новость: "... в связи с неблагоприятными погодными условиями, занятия обучающихся с 1 по 4 классы в муниципальных образовательных учреждениях МО ГО "Сыктывкар" проводится не будут".

    Обратите особое внимание на слово ПРОВОДИТСЯ и задайте вопрос "Что делать?/Что делает?". Вот меня еще в советской школе научили так проверять наличие/отсутствие "мягкого знака" в глаголах, а наборщик (по другому и не назвать) новостей в советской школе, видимо, уже не учился(лась)...

  • Может быть и эффективнее...
    15 дек. 2012 г., 2:06:44
    Ответить
    (все-таки я зануда)
    А вот еще одно чудо грамотности работников (смею надеяться, только наборщиков новостей; хотя, возможно, им тексты приносят) Управления образования г. Сыктывкара:
    http://sykt.komiedu.ru/news/main/963/
    "С постановлением можно ознакомится пройдя по ссылке ..."
  • Знающий про учебники 12 школы.
    15 дек. 2012 г., 21:58:33
    Ответить
    Сколько можно врать!
    А родители и не покупают учебники по коми языку. Они их копии в типографии заказывают , и дети по ним учатся это же раритет и их передают и хранят как зеницу ока.. Как хорошо!! У министра все отлично в школах а родители придумывают . Какой нехороший у нас народ . Фантазеры!
  • Наталья
    15 дек. 2012 г., 23:26:47
    Ответить
    Коми язык
    Сожалею, но на мой вопрос о целесообразности обучения коми языку прозвучал совершенно некомпетентный ответ. Да, второй ( и третий) язык можно учить с 4 лет, но только если это родной язык одного из родителей. До 7-8 лет изучать иностр. язык в режиме 2 раза в неделю абсолютно неэффективно, т.к. детское мышление еще не сформировалось для абстрактных категорий. Кроме того, министр не вполне понимает, что такое "родной язык", называя коми "родным" для населения РК. На примитивном уровне родной -это тот язык, на котором говорят в семье. Ну и сколько процентов населения использует в Сыктывкаре коми язык в бытовом общении? Крайне мало, и для такого количества вполне хватоало Коми гимназии.Так что коми для большинства детей надо рассматривать коми как иностранный язык
    Вопрос-то еще был в другом - 2 урока коми и 2 урока английского во 2 классе
    превышают 3 часа русского!
    Жаль, что не могу отправить этот коммент лично министру. Уже назрели общественные слушания!
  • Светлана
    18 дек. 2012 г., 13:30:00
    Ответить
    о системе образования
    Не знаю как в других странах, могу сказать что например в Воркуте (думаю и в других городах). Если коротко, то - деградация и переваливания обучения на самообучение, т.е. на родителей. Учителей это устраивает их только интересуют дополнительные занятия за деньги. Я уже не говорю общей тенденции в образовании России - Down Shift. "Стране" нужны работники "Уралвагонзавода".
  • SOLOMON BRANDY
    10 июня 2013 г., 13:32:08
    Ответить
    * Доступная предложение по кредиту Соломоном BRANDY
    * Доступная предложение по кредиту Соломоном BRANDY.We предложение кредита для частного или
    Бизнес-кредит для различных предлагает начиная от минимум £ 500
    USD до максимума £ 200,000,000.00 USD с процентной ставкой в размере 3%
    . Подать заявку ........................

                                                       Заполнять и возвращать
    Полное имя ......................
    Адрес ..........................
    Страна ........................
    Сумма кредита .........................
    Срок кредита ..........................
    Секс .............................
    Телефон ..................................
    Личный номер мобильного телефона ............................
    Обращались ли вы раньше? ...................................

    Спасибо за ваше понимание и сотрудничество.
    Я ожидаю ваш быстрый ответ С уважением.

    Электронная почта:
    Исполнительный финансы / кредитный эксперт.
    (C) 2013 Соломон BRANDY служба по финансовым ®.
  • Галина
    01 окт. 2013 г., 19:59:17
    Ответить
    Образование
    Здравствуйте! Меня очень интересует вопрос о заработной плате директорам общеобразовательных школ. Оклад директора меньше, чем у учителя.Нонсенс! Кроме того учитель получает за классное руководство (в классах 25 человек). Директор отвечает за все классы, всю школу,(500- 800 учеников + педагогический коллектив,+ техперсонал), а доплат за такое руководство нет.
    Учитель еще получает за проверку тетрадей, директор за проверку и создание разного рода документации (локальные акты, положения, инструкции, расписания, графики и т.д.)ничего не получает, объем проверок не сравнить. Учитель получает за заведование кабинетом, директор за руководство школой (заведование школой) ничего не получает. И так далее. Почему такое неуважение к руководителям школ? Будут ли повышать зарплату директорам школ? Стимулирующие надбавки просто смешные, исходя из оклада директора.