13:36, 18.12.2012

Композитор Олег Пайбердин: «Музыка – это повод начать работать над собой»

В качестве специального гостя фестиваля «Традиции и классика авангарда», стартовавшего в Сыктывкаре 17 декабря, два вечера подряд выступит ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль). 18 декабря в зале Центра культурных инициатив «Югор» московские музыканты представят программу «Молодая Россия – Молодая Европа». 19 декабря концерт с названием «Старый-Старый авангард» пройдет на подмостках республиканской филармонии. Накануне выступлений композитор и арт-директор ансамбля Олег Пайбердин ответил на вопросы корреспондента портала «Куда идти».

eobXwsOxGzA.jpg

Фото с личной страницы Олега Пайбердина ВКонтакте

- Композитор, преподаватель, арт-директор и дирижер ансамбля «Галерея актуальной музыки» - какая роль в жизни для вас на сегодняшний день является более значимой, приоритетной?

- Композиторская деятельность всегда была приоритетной для меня, таковой и остается. Она в принципе определяет всю другую мою деятельность. Если бы я не занимался композицией, то не стал бы организовывать ансамбль, фестивали, концерты. Сейчас одной из основных стала также деятельность в качестве руководителя ГАМ-ансамбля, в которую входит составление программ, организация концертов, дирижирование, инициирование проектов, для которых пишут новые произведения другие композиторы. Преподаванием я уже не занимаюсь, последний раз это было в Уральской консерватории в 2005 году.

- Часто творчество ассоциируют с понятием «поиска». Актуально ли это для вас? Что ищете?

- Конечно, актуально. Только поиск бывает разный. Можно искать новые приемы игры, новые техники звукоизвлечения на инструментах и фактуры, новые контексты представления уже как будто бы известного музыкального материала и так далее. Главное, чтобы для самого себя что-то было новым по ощущению и восприятию. Поиск смысла, тематики произведения – главное. Поиск ради поиска – «дурное» бесплодное занятие.

- В интернете вы не так давно оставили такую запись: «Московская филармония, действительно, продвинулась очень сильно к современной музыке. Еще чуть-чуть, хочется верить, и новые сочинения будут вставляться в программы обычных концертов в обычном концертном режиме». Почему есть некое сопротивление «обычный концерт» - «современная музыка»?

- Тут несколько причин. Например, одним из препятствий для появления произведений современных композиторов в филармонических программах является закон об авторских правах. Если в программе оказывается хоть одно новое сочинение, филармония обязана платить в Российское авторское общество (РАО) 10 процентов со сбора концерта, хотя в программе концерта есть другие произведения, например, Моцарта или Бетховена, на которые давно не распространяется авторское право. Правда, сейчас по инициативе Московской филармонии хотят изменить ситуацию на законодательном уровне, чтобы платить в РАО только с конкретного произведения, подпадающего под закон авторского права. И это правильно. Другая причина - не очень большое количество слушателей, интересующихся новой музыкой. Тут дело не в том, что нет интереса именно к современной музыке, у публики нет интереса вообще к неизвестной музыке, будь она даже старинной. Конечно, должны быть фестивали и концерты современной музыки. Но еще произведения современных авторов должны обязательно звучать в обычных филармонических программах наряду с классикой. Тогда новая музыка постепенно сможет выйти из «гетто», в котором по разным причинам оказалась, и постепенно войти в репертуар обычных классических концертов.

- Вы часто используете сочетание «актуальная музыка». Что вы вкладываете в него?

- Актуальная музыка для меня – это музыка, которая не несет на себе шлейф оценочных суждений критиков, профессионалов. Еще не сформировалось слушательского мнения об этих произведениях. Сам слушатель, впервые встречаясь с ней на концерте, на свой риск выносит свое собственное суждение о ней. Актуальной музыкой может быть как совсем новая, только что написанная, так и забытая, но вновь открытая вниманию современного слушателя.

- Приведу другую цитату из ваших записей: «Изнутри ситуации хочу сказать, что не так все радужно. Среды нет, все нацелены на быстрый успех, популярность и деньги. Энтузиазм, не подкрепленный институционально, уходит, не оставляя ничего после себя, кроме горечи разочарования. Никакого Ренессанса современной музыки нет, среда разваливается, консолидации нет, очень много затаенной зависти и злобы на тех, кто что-то делает в этой сфере». Неужели все так печально? О каком институциональном подкреплении может идти речь, на ваш взгляд?

- Современная музыка не окупаема. Поэтому должны существовать институции для ее поддержки, организованные государством или частным бизнесом. Такого у нас нет. Все остальные рассуждения об этом, как говорят, «в пользу бедных».

gam_05_1.jpg

- Как прокомментируете состояние современной академической музыки? Кому и зачем она нужна?

- Она нужна думающим людям. Есть люди, которые приходят на концерты не для того, чтобы развлекаться, но погрузиться в свои мысли. Искусство должно будоражить чувства, оно должно быть и простым, и сложным одновременно. Сейчас же, в основном, все поставлено на развлечение, в том числе и классические концерты. Все заботятся, чтобы слушателю было не скучно, а комфортно, стараются ему угодить. Но искусство должно формировать мышление человека, а не усыплять его сознание, как это и происходит повсеместно. Музыка – это повод начать работать над собой.

- Еще вопрос о современной музыке. Подчас она представляет собой кажущийся бесконечным эксперимент с формами и социальным наполнением, все эти ухищрения «с вертолетами и струнными» – насколько это оправдано?

- Вот что касается вертолетов и социального наполнения, то это мне совсем не интересно. Это «пена», которая всегда была и будет, но каждый раз она быстро приедается. Настоящая музыка не в этих внешних формах подачи. Штокхаузен не актуален для меня.

- На концерте в Сыктывкаре какая программа будет представлена?

- Мы представим две программы. Одна – бескомпромиссная, так сказать, другая – филармоническая – более «демократичная». Мы постарались совместить в программах очень разных композиторов: по возрасту, географическому местоположению, композиторской школе, языку и стилю, чтобы слушатели смогли познакомиться с разными аспектами новой музыки, которая сегодня пишется.

- Ваш концерт состоится в рамках фестиваля «Традиции и классика авангарда». При этом у вас тоже есть фестиваль – «Другое пространство». В чем сила формы фестиваля?

- Фестиваль – это праздник. Это главное. Детали – второстепенны. Важно показать все самое насущное, что происходит в музыке на данный момент времени. Фестиваль «Другое пространство» задумывался, как поиск новых форм подачи музыки. Мы ищем новые формы представления музыки слушателю, убирая ненужные границы между музыкантами и аудиторией. Это переосмысление формы концерта, сценической площадки. В этом году мы вышли в интернет-пространство, что для академической музыки в России является беспрецедентным. Это расширение аудитории в разы, так как в любой момент заинтересованный слушатель из любой точки мира может посмотреть и послушать в профессиональном качестве видео- и аудиозаписи все концерты фестиваля. Именно интернет расширяет границы новой музыки и как бы продлевает возможность доступа к ней широкой аудитории. Это очень важное достижение, которое, надеюсь, в будущем даст новые возможности для бытования музыки.

- Недавно ваш сын, которому скоро исполнится 10 лет, впервые получил гонорар за выступление на концерте в музее ГУЛага. И для него и для вас это была большая радость. Музыкальная преемственность была предопределена или случайна? Ваш совет: как можно пробудить в ребенке интерес к музыке?

- Музыкальные пристрастия ребенка формируются взрослыми. А пробудить интерес ребенка можно только личным родительским примером. Я никогда не боялся давать слушать моему сыну ту музыку, которая мне нравилась. В грудном возрасте я укачивал его под музыку «Антема памяти Перселла» для 12 альтов собственного сочинения. Когда он стал заниматься виолончелью, то я вместе с ним экспериментировал с звукоизвлечением на инструменте, что потом вызывало в ребенке собственный интерес к разного рода необычным звучаниям. Важно видеть в ребенке равного собеседника и друга. Нет никаких ограничений по сложности восприятия ребенком любой музыки. Все эти барьеры навязываются взрослыми. Ребенок способен воспринимать самые тонкие и сложные вещи, надо только научиться вести равный диалог с ним. Надо видеть в ребенке личность с самого начала. Личность не появляется в определенном возрасте, она формируется с самого раннего возраста. Музыка, безусловно, помогает формировать полноценную тонко чувствующую и понимающую личность. Я это могу проследить на воспитании собственного сына.

Справка: Ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль) создан в 2010 году молодым московским композитором Олегом Пайбердиным. Многие музыканты коллектива являются солистами Московской филармонии. В программы ГАМ-ансамбля включены произведения классиков отечественного и зарубежного музыкального авангарда XX века. Одной из главных задач ГАМ-ансамбля является развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где свободно сосуществуют его основные направления – новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Основная миссия ансамбля – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 15-20 лет современными композиторами, проекты на пересечении музыкального, визуального и театрального искусства.

2056

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • Пенсионер
    18 дек. 2012 г., 21:26:16
    Ответить
    "Есть такой композитор"
    Что, действительно есть такой композитор? Наверное подпольный. И что сочинил несчастный?
  • ВладГр
    18 дек. 2012 г., 23:27:06
    Ответить
    Олег! Радуюсь твоим точным высказываниям! По праву старшего по возрасту хочется обнять тебя и сказать: СПАСИБО!
  • нда
    19 дек. 2012 г., 2:09:49
    Ответить
    Вопросы незачётные. Автору всё это неинтересно. Кстати, на концерте ансамб** ГАМ 18 декабря автор замечена не была.