22:31, 10.12.2013

Полина Романова: «Литература не должна опускаться до потребностей толпы, это штучный товар»

Экспертный совет при Агентстве по печати и массовым коммуникациям Коми рекомендовал к изданию 38 литературных и научных произведений, из которых 22 - на коми языке. Общее число литераторских заявок, поданных на конкурс шестью издательствами, составило 68. Член экспертного совета Полина Романова в своем блоге на платформе БНК опубликовала решение комиссии - список социально значимых книг, а также предложение сверить маркетинговые изыскания экспертов с потребностью интернет-пользователей. В соцсети «ВКонтакте» было объявлено голосование, которое должно выявить мнение пользователей о такой литературе и потребность в ней. На ресурсе будут появляться рукописи, прошедшие отбор по издательствам, с краткими аннотациями произведений. Насколько важно мнение пользователей соцсетей и каков будет итог этой работы, Полина Романова рассказала в интервью агентству БНК.

ANT_6966.jpg

Фото Николая Антоновского

- Почему решили сверить мнение экспертов и интернет-пользователей?

- Во-первых, не стоит их разделять, они находятся не в разных плоскостях. Уверена, что 99% экспертов - пользователи соцсетей. Важно узнать отношение интернет-сообщества к этой проблеме. Не надо ожидать, что количество проголосовавших за эти книги будет большим, в отличие от нашумевшего ролика про учителя-ученика. Это пища духовная, а большинству, как и всегда, надо «хлеба и зрелищ». Книгоиздание ни к тому, ни к другому не относится, поэтому респондентов, принявших участие в опросе, будет гораздо меньше.

Целей этого мониторинга несколько. Во-первых, нащупать точки соприкосновения экспертного сообщества и интернет-пользователей. Во-вторых, узнать уровень подготовки пользователей соцсетей к таким темам, которая, конечно же, не простая, выявить пробелы в информированности потенциальных читателей и пути их устранения. То есть мы должны ответить на вопрос, как надо подавать книги, чтобы они могли конкурировать с вещами первой необходимости. Хотя, разумеется, конкурентами они никогда не смогут быть.

Эксперты они на то и эксперты, чтобы знать и понимать в книгоиздании немного больше, чем любой пользователь соцсети «ВКонтакте». Хочу напомнить, кто входит в состав экспертного сообщества - это ученые, педагоги, книгоиздатели, писатели, библиотекари. На библиотекарей особая надежда: именно они являются теми людьми, к которым приходят читатели и требуют что-то или просят, а этого нет. Думаю, у каждого уважающего себя библиотекаря есть список книг, к которым обращались более десяти раз. Поэтому они, видя список, который подают на книгоиздание, могут понять, что будет востребовано в большей или в меньшей степени. Точно так же не погружаются в проблему образования все интернет-пользователи. Именно учитель знает, что нужно в школе в соответствии с программой. Не все пользователи являются краеведами. И если мы будем руководствоваться мнением только интернет-сообщества, то скатимся к изданию меню ресторанов. Тут взаимовыгодный интерес: как интернет-сообщество повлияет на мнение экспертов и как процесс книгоиздания может повлиять на сообщество, на читателей. Читателя надо воспитывать, что и делают литература, библиотеки, музеи, театры.

ANT_6965.jpg

- Насколько важно мнение именно пользователей соцсетей?

- Вернемся к тем целям, которые я обозначила. Это такое небольшое социологическое исследование степени погруженности пользователей в проблему. Если люди не погружены и не знакомы с проблемой, то кто в этом виноват: издатели, которые не могут продать книгу и грамотно прорекламировать ее, писатели, которые не реагируют на «горячие» темы? Книгоиздание прекратит свое существование, если оно не будет подпитываться государством. А с другой стороны, книгоиздателям нельзя расслабляться, думая, что за них будет работать государство. А как продать книгу? Первая ступень - это аннотации, которые представлены в соцсети «ВКонтакте» практически в том же виде, в котором они были поданы в Агентство по печати и массовым коммуникациям. Будь я на месте читателя, я не купила бы книгу, поданную именно так. Издателям надо научиться продавать продукт.

- В вашем блоге указано, что в аннотациях к рукописям есть доля субъективизма. В чем она заключается?

- Аннотацию пишет один человек - это либо автор, либо издатель. Прочитав рукопись или написав ее, он увидел в ней что-то свое, и аннотация не отражает всю глубину произведения, ее социальную значимость. Аннотация - это один абзац, прочитав ее, мы не узнаем, какие перлы и бриллианты заключены в этой книге. Законы маркетинга должны действовать и в этом случае, а пока они находятся в разных плоскостях с книгоизданием Коми.

- Получается, что за счет государства будут изданы 38 книг?

- Система такая. На рассмотрение комиссией в этом году подано 68 рукописей, но поскольку выделена определенная сумма, в этом году - 1,9 миллиона рублей, соответственно, ее хватит на издание энного количества книг. Эксперты выбрали из этого списка 38. Возможно, и на них не хватит этих средств. Из них еще будут выбраны приоритетные. Это, прежде всего, детская литература, юбиляры, о которых мы забудем, если не будем их издавать, и краеведческая литература.

ANT_6993.jpg

- Словари в том числе?

- Не все. Есть узкоспецифические словари, аудитория которых ограничена. Словари омонимов будут более востребованы, чем, например, словари диалектов. И мы не можем их сравнивать с коми-русским или русско-коми словарями, которые издательство «Титул», которое я представляю, издает без всякой поддержки государства, и они расходятся как горячие пирожки. Тут даже было бы цинично обратиться за помощью к государству, они и так продадутся. Любое издательство издает книги и за свой счет и может проследить, что именно купят.

- Какой будет итог этой работы?

- Будет два сводных списка: первый (и он уже составлен) - отражающий мнение экспертов, второй - интернет-сообщества, которые где-то совпадут, где-то нет. Вот тут-то мы будем искать ответ на вопрос, почему не совпало. Где не доработало Агентство по печати, где - издатели, где нужно включать маркетинговые механизмы и как доносить до читателя потребность. Не должно общество воспитывать писателя. Мы можем штамповать книги а-ля Донцова, которая умница, но она уловила конъюнктуру, и мы видим книги, напечатанные на «туалетной бумаге», расходящиеся миллионными тиражами. Но это не наш путь, мы должны помнить о качестве книги, соблюдать культуру книгоиздания, уважать себя и нашего читателя. И как мы должны «воспитывать» читателя, прежде всего, юного читателя.

Есть стереотипы, что культура живет по остаточному принципу, и он избитый. Даже практика агентства БНК показывает, что это не так. Достаточно посмотреть востребованность портала «Куда идти?», который направлен только на культурные события. Достаточно посмотреть, как за последние годы изменилось столичное культурное пространство: какие к нам приезжают коллективы с мировым именем и как раскупаются билеты. Литературу тоже нужно подтягивать сюда, она не должна опускаться до потребностей толпы, это штучный товар.

1462

Комментарии (21)

Добавить комментарий
  • Читатель
    10 дек. 2013 г., 23:29:24
    Ответить
    Два миллиона - сумма, по сути, не очень большая, но необходимо учитывать один момент, представленная в списке литература не востребована обычным покупателем, люди не станут покупать эти книги, да и анализ продаж интернет-магазинов, специализирующихся на книгах, говорит о том, что люди покупают либо электронные книги, либо дорогие (подарочные) экземпляры/раритеты, либо то, что удобнее иметь в бумажном виде - справочники, путеводители, словари/энциклопедии.
    Второй момент, подтверждающий первый, если речь в данном случае идёт об издании книг за счёт бюджета, это означает только то, что сами издатели не заинтересованы в издании этих книг, они понимают, что изданные ими книги будут невостребованы и, соответственно, прибыли не получат.
    Не надо говорить об упатке духовности или чём-то подобном, хорошие книги всегда найдут своего издателя и своего читателя.
    Признайтесь честно, на кого расчитаны эти 38 изданий, на библиотеки?
    Уважаемая редакция БНКоми, журналистом не был задан главный вопрос, о прозрачности финансирования
    • Читатель
      10 дек. 2013 г., 23:45:53
      Ответить
      Не нужно издавать ненужные книги, надо популяризировать необходимость чтения, эти два миллиона можно было бы потратить именно на это, но нельзя заниматься популяризацией чтения, книг, литературы тупыми методанми, например, заганяя детей в библиотеки и заставляя их слушать ненужные никому лекции. Потратьте эти деньги на маркетологв и рекламщиков, нормальные из них - люди начитанные и образованные, они должны понять идею необходиого заказа и постараться воплотить её, а не тупо просто так потратить два миллиона
      • первый
        10 дек. 2013 г., 23:51:50
        Ответить
        А вы давно были в библиотеке? Сходите в юношескую у вокзала, вот хотя бы в ближайшую Снежную пятницу, 13-го. Вы будете удивлены, не знаю, приятно ли. Там толпы молодежи, ну думаю, что так легко ее туда "загнать".
        • Читатель
          10 дек. 2013 г., 23:57:39
          Ответить
          Я говорю о тех встречах с литераторами, которые переодически проходят в наших библиотеках, сюжеты на бнк переодически бывали и фотографии с зевающими детьми там тоже были.
          Кроме этой библиотеки можно зайти в любой день в любую ВУЗовскую библиотеку, там тоже непротолкнуться, особенно у компьютеров
          • Чукча - не писатель
            11 дек. 2013 г., 12:35:26
            Ответить
            Слово перИодически - от слова период. надеюсь, вы увидели свою ошибку... также "не протолкнуться" пишется раздельно с частицей не. Есть у вас и другие ошибки, выше (загОняя пишется через О - проверочное слово - загон). Вывод - чаще ходите в библиотеку и больше читайте, развивайте зрительную память, дружок.
    • Читателю
      11 дек. 2013 г., 1:33:56
      Ответить
      то, что удобнее иметь в бумажном виде - справочники, путеводители, словари/энциклопедии
      Вы даже заблуждаетесь в элементарном. Только в электронном виде удобно этим пользоваться. Или свыше 30-ти томов энциклопедии всегда у вас под рукой? У меня они есть через интернет и в смарте. Через форму поиска я за секунды найду нужное. А вы?
      • Чиатель
        11 дек. 2013 г., 1:51:28
        Ответить
        А мне частенько нужны именно иллюстрированные справочники в возможностью поиска, даже pdf формат не всегда это обеспечивает, а fb2 или doc - это, по меньшей мере, ущербно. Давайте будем откровенны сами с собой, мне, уверен и вам, не нужно свыше тридцати томов постоянно под рукой. Но открыть британику или бсэ, полные издания которых стоят у тебя на книжной полке - это приятно. Для всего остального есть википедия и онлайн-словари.

        И при поездке куда-нибудь я беру с собой бумажную книгу lonely planet, хоть и при себе есть смартфон, планшет и ноут. Для бумажного путеводителя не нужны батарейки, не нужен интернет. Но хочу отметить, что путеводитель - это не те книжки с картинками, выпускающиеся русскими издателствами, вроде кругосвета или подобного
  • 123
    10 дек. 2013 г., 23:38:35
    Ответить
    "Литературу тоже нужно подтягивать сюда, она не должна опускаться до потребностей толпы, это штучный товар".

    А как же "..не зарастет народная тропа.."?
    • 456
      11 дек. 2013 г., 10:05:15
      Ответить
      А эти не для народа. Только для себя.
  • Гость
    11 дек. 2013 г., 0:00:15
    Ответить
    Господа, а список вы посмотрели внимательно?
    С моей точки зрения, все внятно и продуманно, учитывается региональный компонент, все-таки Коми Республика.
    Так что я - за.
    • Читатель
      11 дек. 2013 г., 2:17:00
      Ответить
      Да, внимательно
      Скажите откровенно, сколько книг из приведённого списка вы лично купите, т.е. могли бы купить или возможно купите, а обязательно купите, увидев их в книжном магазине?
  • zolotce*
    11 дек. 2013 г., 0:20:42
    Ответить
    Дорогие фотографы БНКоми, ну научитесь же уже снимать людей)
  • офигеть
    11 дек. 2013 г., 2:23:45
    Ответить
    выделена определенная сумма, в этом году - 1,9 миллиона рублей

    Сумма ошеломляет. Так называемые эксперты наверно обходятся дороже, чем издание книг. Годовая зарплата какого-нибудь чиновника типа министра культуры Рудольфа тоже составляет сумму не меньшую.
    • агентство
      11 дек. 2013 г., 7:33:28
      Ответить
      Экспертная комиссия работает на общественных началах. Деньги выделяются на книгоиздание.
      • оно понятно
        11 дек. 2013 г., 10:39:12
        Ответить
        Полине Романовой выгодно работать экспертом на общественных началах, ведь у неё оба родителя - местные писатели.
        • Да
          14 дек. 2013 г., 1:43:46
          Ответить
          возможен конфликт интересов
  • оооооо
    11 дек. 2013 г., 5:10:14
    Ответить
    помнится, в 20-е годы извозчики тоже говаривали, что вонючий автомобиль - это временно, а вот лошадь - навсегда, какие библиотеки, какая литература, тем более на коми-языке, зачем возрождать что давно умерло? ради гонораров для представляющих себя "авторами"? пусть каждый сам себя и продает, или ищет меценатов, зачем "штучный товар" бюджету? проблем нет?
  • Дима
    11 дек. 2013 г., 8:37:39
    Ответить
    И снова яркая, неординарная личность)))
    Отправлено из мобильной версии
  • Зритель
    11 дек. 2013 г., 8:53:58
    Ответить
    Искусство принадлежит народу и работать надо в этом направление. Если рассуждать, что что- то там только для избранных - все закончится как в начале прошлого века
    Отправлено из мобильной версии
    • майдан
      11 дек. 2013 г., 9:23:32
      Ответить
      да, издавайте лучше руководство по выковыриванию булыжников из мостовых.
  • читатель
    11 дек. 2013 г., 10:37:38
    Ответить
    Интересно, сколько должностей у этой дамочки? Может быть, нужно поискать других людей, которые будут выполнять работу не хуже её.

    Их лица приелись. Их мысли - тоже. Очень много букфффф.