Полина Романова: «Литература не должна опускаться до потребностей толпы, это штучный товар»
Экспертный совет при Агентстве по печати и массовым коммуникациям Коми рекомендовал к изданию 38 литературных и научных произведений, из которых 22 - на коми языке. Общее число литераторских заявок, поданных на конкурс шестью издательствами, составило 68. Член экспертного совета Полина Романова в своем блоге на платформе БНК опубликовала решение комиссии - список социально значимых книг, а также предложение сверить маркетинговые изыскания экспертов с потребностью интернет-пользователей. В соцсети «ВКонтакте» было объявлено голосование, которое должно выявить мнение пользователей о такой литературе и потребность в ней. На ресурсе будут появляться рукописи, прошедшие отбор по издательствам, с краткими аннотациями произведений. Насколько важно мнение пользователей соцсетей и каков будет итог этой работы, Полина Романова рассказала в интервью агентству БНК.
Фото Николая Антоновского
- Почему решили сверить мнение экспертов и интернет-пользователей?
- Во-первых, не стоит их разделять, они находятся не в разных плоскостях. Уверена, что 99% экспертов - пользователи соцсетей. Важно узнать отношение интернет-сообщества к этой проблеме. Не надо ожидать, что количество проголосовавших за эти книги будет большим, в отличие от нашумевшего ролика про учителя-ученика. Это пища духовная, а большинству, как и всегда, надо «хлеба и зрелищ». Книгоиздание ни к тому, ни к другому не относится, поэтому респондентов, принявших участие в опросе, будет гораздо меньше.
Целей этого мониторинга несколько. Во-первых, нащупать точки соприкосновения экспертного сообщества и интернет-пользователей. Во-вторых, узнать уровень подготовки пользователей соцсетей к таким темам, которая, конечно же, не простая, выявить пробелы в информированности потенциальных читателей и пути их устранения. То есть мы должны ответить на вопрос, как надо подавать книги, чтобы они могли конкурировать с вещами первой необходимости. Хотя, разумеется, конкурентами они никогда не смогут быть.
Эксперты они на то и эксперты, чтобы знать и понимать в книгоиздании немного больше, чем любой пользователь соцсети «ВКонтакте». Хочу напомнить, кто входит в состав экспертного сообщества - это ученые, педагоги, книгоиздатели, писатели, библиотекари. На библиотекарей особая надежда: именно они являются теми людьми, к которым приходят читатели и требуют что-то или просят, а этого нет. Думаю, у каждого уважающего себя библиотекаря есть список книг, к которым обращались более десяти раз. Поэтому они, видя список, который подают на книгоиздание, могут понять, что будет востребовано в большей или в меньшей степени. Точно так же не погружаются в проблему образования все интернет-пользователи. Именно учитель знает, что нужно в школе в соответствии с программой. Не все пользователи являются краеведами. И если мы будем руководствоваться мнением только интернет-сообщества, то скатимся к изданию меню ресторанов. Тут взаимовыгодный интерес: как интернет-сообщество повлияет на мнение экспертов и как процесс книгоиздания может повлиять на сообщество, на читателей. Читателя надо воспитывать, что и делают литература, библиотеки, музеи, театры.
- Насколько важно мнение именно пользователей соцсетей?
- Вернемся к тем целям, которые я обозначила. Это такое небольшое социологическое исследование степени погруженности пользователей в проблему. Если люди не погружены и не знакомы с проблемой, то кто в этом виноват: издатели, которые не могут продать книгу и грамотно прорекламировать ее, писатели, которые не реагируют на «горячие» темы? Книгоиздание прекратит свое существование, если оно не будет подпитываться государством. А с другой стороны, книгоиздателям нельзя расслабляться, думая, что за них будет работать государство. А как продать книгу? Первая ступень - это аннотации, которые представлены в соцсети «ВКонтакте» практически в том же виде, в котором они были поданы в Агентство по печати и массовым коммуникациям. Будь я на месте читателя, я не купила бы книгу, поданную именно так. Издателям надо научиться продавать продукт.
- В вашем блоге указано, что в аннотациях к рукописям есть доля субъективизма. В чем она заключается?
- Аннотацию пишет один человек - это либо автор, либо издатель. Прочитав рукопись или написав ее, он увидел в ней что-то свое, и аннотация не отражает всю глубину произведения, ее социальную значимость. Аннотация - это один абзац, прочитав ее, мы не узнаем, какие перлы и бриллианты заключены в этой книге. Законы маркетинга должны действовать и в этом случае, а пока они находятся в разных плоскостях с книгоизданием Коми.
- Получается, что за счет государства будут изданы 38 книг?
- Система такая. На рассмотрение комиссией в этом году подано 68 рукописей, но поскольку выделена определенная сумма, в этом году - 1,9 миллиона рублей, соответственно, ее хватит на издание энного количества книг. Эксперты выбрали из этого списка 38. Возможно, и на них не хватит этих средств. Из них еще будут выбраны приоритетные. Это, прежде всего, детская литература, юбиляры, о которых мы забудем, если не будем их издавать, и краеведческая литература.
- Словари в том числе?
- Не все. Есть узкоспецифические словари, аудитория которых ограничена. Словари омонимов будут более востребованы, чем, например, словари диалектов. И мы не можем их сравнивать с коми-русским или русско-коми словарями, которые издательство «Титул», которое я представляю, издает без всякой поддержки государства, и они расходятся как горячие пирожки. Тут даже было бы цинично обратиться за помощью к государству, они и так продадутся. Любое издательство издает книги и за свой счет и может проследить, что именно купят.
- Какой будет итог этой работы?
- Будет два сводных списка: первый (и он уже составлен) - отражающий мнение экспертов, второй - интернет-сообщества, которые где-то совпадут, где-то нет. Вот тут-то мы будем искать ответ на вопрос, почему не совпало. Где не доработало Агентство по печати, где - издатели, где нужно включать маркетинговые механизмы и как доносить до читателя потребность. Не должно общество воспитывать писателя. Мы можем штамповать книги а-ля Донцова, которая умница, но она уловила конъюнктуру, и мы видим книги, напечатанные на «туалетной бумаге», расходящиеся миллионными тиражами. Но это не наш путь, мы должны помнить о качестве книги, соблюдать культуру книгоиздания, уважать себя и нашего читателя. И как мы должны «воспитывать» читателя, прежде всего, юного читателя.
Есть стереотипы, что культура живет по остаточному принципу, и он избитый. Даже практика агентства БНК показывает, что это не так. Достаточно посмотреть востребованность портала «Куда идти?», который направлен только на культурные события. Достаточно посмотреть, как за последние годы изменилось столичное культурное пространство: какие к нам приезжают коллективы с мировым именем и как раскупаются билеты. Литературу тоже нужно подтягивать сюда, она не должна опускаться до потребностей толпы, это штучный товар.
Комментарии (21)
Второй момент, подтверждающий первый, если речь в данном случае идёт об издании книг за счёт бюджета, это означает только то, что сами издатели не заинтересованы в издании этих книг, они понимают, что изданные ими книги будут невостребованы и, соответственно, прибыли не получат.
Не надо говорить об упатке духовности или чём-то подобном, хорошие книги всегда найдут своего издателя и своего читателя.
Признайтесь честно, на кого расчитаны эти 38 изданий, на библиотеки?
Уважаемая редакция БНКоми, журналистом не был задан главный вопрос, о прозрачности финансирования
Кроме этой библиотеки можно зайти в любой день в любую ВУЗовскую библиотеку, там тоже непротолкнуться, особенно у компьютеров
И при поездке куда-нибудь я беру с собой бумажную книгу lonely planet, хоть и при себе есть смартфон, планшет и ноут. Для бумажного путеводителя не нужны батарейки, не нужен интернет. Но хочу отметить, что путеводитель - это не те книжки с картинками, выпускающиеся русскими издателствами, вроде кругосвета или подобного
А как же "..не зарастет народная тропа.."?
С моей точки зрения, все внятно и продуманно, учитывается региональный компонент, все-таки Коми Республика.
Так что я - за.
Сумма ошеломляет. Так называемые эксперты наверно обходятся дороже, чем издание книг. Годовая зарплата какого-нибудь чиновника типа министра культуры Рудольфа тоже составляет сумму не меньшую.
Их лица приелись. Их мысли - тоже. Очень много букфффф.