Михаил Нестеров: «Взяткополучатели более опасны, чем те, кто занимается подношениями»
Верховный суд России 3 декабря разъяснил некоторые вопросы, возникающие при исполнении наказания в виде штрафа, в том числе назначенного за совершение коррупционных преступлений. Нововведение может оказаться весьма актуальным и для Республики Коми. По данным прокуратуры Коми, за текущий год в регионе за взяточничество к наказанию в виде штрафа приговорены 32 человека. Суммы некоторых штрафов исчисляются десятками миллионов рублей. Ситуацию для БНК прокомментировал начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Коми Михаил Нестеров.
Фото Евгении Габовой
– Штраф – одна из мер наказания, если человек попался на взятке. Как часто в Коми в качестве наказания назначаются крупные штрафы?
– Действительно, законодательством за взяточничество в качестве одного из видов наказания установлен штраф, кратный сумме взятки, то есть в несколько десятков раз превышающий ее размер. Штрафы в качестве наказания за взяточничество в текущем году были назначены 32 осужденным, в 2012 году к такому виду наказания осуждены 22 лица. Вот примеры уголовных дел этого года, по которым виновным назначены крупные штрафы, кратные сумме взятки. Так, инженеру по лесопользованию Усинского лесничества Бояркину за получение взятки в крупном размере предстоит выплатить 20,9 миллиона рублей. В июле суд признал виновными двух жителей Санкт-Петербурга, которые пытались дать взятку в 5 миллионов заместителю министра здравоохранения республики. В качестве наказания каждому назначен штраф в размере 24,7 миллиона рублей. 20 ноября т.г. Сыктывкарский городской суд признал виновным Василия Мищука в покушении на дачу взятки должностному лицу в крупном размере и назначил в качестве наказания штраф в размере 12,6 миллиона рублей. Это рассмотренные судами уголовные дела. Кроме того, в этом году уже возбуждено 40 дел по фактам получения взятки, и 28 – за дачу взятки.
– В каких сферах чиновникам чаще предлагают взятки?
– Как в прошлом, так и в текущем году выявлялись факты взяточничества в сфере здравоохранения, прохождения службы в уголовно-исполнительной системе. Не стала исключением и область государственных закупок – она наиболее подвержена коррупционным рискам. Выявлены факты взяточничества, совершенные должностными лицами органов местного самоуправления. Один из последних примеров – уголовное дело в отношении главы сельского поселения Койгородок Трифонова. По-прежнему выявляются случаи дачи взяток сотрудникам ГИБДД за освобождение от административной ответственности. На стадии судебного рассмотрения находится дело о взяточничестве, фигурантом которого является сотрудник налоговой службы.
– Насколько актуальны для нашей республики разъяснения, которые даны в постановлении Верховного Суда РФ от 3 декабря, в том числе касающиеся замены штрафа на лишение свободы? Есть у нас кому бояться этого нововведения?
– Актуальны. Я привел примеры, где в качестве наказания назначены немалые штрафы. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса РФ злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в срок до 30 календарных дней со дня вступления приговора в законную силу или первую часть штрафа, назначенного с рассрочкой выплаты, в этот же срок либо оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого последующего месяца. Как разъяснил Верховный Суд России - установление других условий, кроме неуплаты штрафа в срок, для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется. При этом сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок.
Следует отметить, что штраф, назначенный в качестве основного наказания, в случае злостного уклонения от его уплаты практически во всех случаях подлежит замене на лишение свободы. При этом назначенное наказание не может быть условным.
Безусловно, разъяснения Верховного Суда России, изложенные в постановлении от 03.12.2013, способствуют совершенствованию механизма и эффективности применения уголовного наказания за взяточничество, а также достижению целей наказания - восстановлению социальной справедливости, исправлению осужденного и предупреждениию совершения новых преступлений.
– Кто будет следить – не уклоняются ли коррупционеры от уплаты штрафов?
– Прежде всего, это полномочия службы судебных приставов. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного мною выше, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания. Повторюсь – при этом наказание, назначенное взамен штрафа, не может быть условным.
Вопросы законности исполнения наказаний, осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами также относятся к компетенции органов прокуратуры.
– И все же, на ваш взгляд, кто хуже: тот, кто дает взятку, или тот, кто ее получает?
– Несомненно, те, кто дают взятки, создают должностным лицам условия или фактически побуждают последних к злоупотреблениям, к совершению коррупционной сделки. Но наибольшую опасность представляют взяткополучатели, действиями которых нарушается нормальная управленческая деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывается их авторитет, деформируется правосознание граждан, создается представление о возможности удовлетворения личных интересов путем подкупа должностных лиц, нарушаются механизмы конкуренции, затрудняется экономическое развитие государства.
Большая общественная опасность взяткополучателей находит отражение и в более строгом наказании за совершение этого преступления.
Комментарии (17)
Взяткополучатели были в ростехнадзоре руководитель агарков не понятно остались или нет
Все решаемые министерством задачи подчинены достижению главной цели. Скажем, поддержание на улицах общественного порядка, удержание под контролем преступности, необходимо потому, что если уличную преступность не контролировать, то начнется анархия — государством невозможно будет управлять, власть имущим не получится эффективно выдаивать общество. То есть с криминалом милиция борется не из чувства долга перед обществом, а как с конкурентом — кормовая база-то у преступников в кепках и преступников в фуражках одна, и вторые хотят доминировать
даже и с рассрочкой на 3 года
при том что с работы его выгнали и скорее всего мало куда возьмут
тут очевидно, что в скором времени он отправится в зону или займется лихими делами чтобы рассчитаться по взятке