Сергей Елфимов: «В Коми зафиксировано снижение аварийности на дорогах почти по всем показателям»
На дорогах Коми аварии происходят реже, а травматизм в результате ДТП снижается. При этом инспекторов ГИБДД волнует, что все чаще жители региона садятся за руль в пьяном состоянии. Ситуацию на дорогах прокомментировал агентству БНК замначальника Управления ГИБДД РК Сергей Елфимов.
Фото Николая Антоновского
- Почитаешь республиканские СМИ в последнее время, кажется, ничего кроме ДТП не происходит. Новостные ленты пестрят нагоняющими ужас заголовками о разбившихся, пугают числом пострадавших. В Коми действительно растет аварийность на дорогах?
- Сложно объяснить, откуда такой странный эффект в медийном пространстве. Но статистика говорит нам об обратном. За 11 месяцев в России произошло 185 764 ДТП, 24380 человек погибло, более 230 тысяч получили ранения. В Коми за этот же период было 1459 ДТП, 109 – погибших, 2000 раненых. С ранеными ситуация особая, это достаточно «скользкий» критерий. Потому что человек может просто получить синяк, но ему оформляют травму и выписывают больничный. Все – для статистики он раненый, но по факту вреда здоровью может и не быть. Критерий тяжести последствий ДТП по стране составляет 9,4 – это число погибших на 100 пострадавших. Есть субъекты федерации, где на 100 пострадавших приходится 20 погибших. У нас тяжесть последствий составляет 5,2. Поэтому говорить, что у нас все плохо, я бы не стал. В республике идет снижение аварийности по всем показателям. За исключением одного, но очень неприятного – зафиксирован рост ДТП по вине пьяных водителей. На сегодняшний день этот показатель уже выше, чем годовой показатель 2012 года. Пока – всего на три факта, но год еще не закончен. И впереди – предновогодние гуляния.
- Сколько всего ДТП произошло по вине пьяных водителей?
- 196, 12 человек погибли, 272 - получили ранения. И это с учетом того, что мы выявили около 8000 нарушений, связанных с вождением в состоянии опьянения. Можете посчитать, какой процент мы от ДТП «отдернули». Прискорбно, что люди продолжают выпивать и в таком виде садиться за руль. И никакие меры наказания пока не действуют. Штраф в 30 тысяч, арест, лишение прав – все это как пустой звук. Наш приемник-распределитель на 90% забит людьми, которые доставлены туда по линии ГИБДД, лишенные или не имеющие прав, пьяные. И они продолжают ездить за рулем.
- Почему?
- Этот вопрос, скорее, морального воспитания и психологии. Человек уже лишен прав, но он все равно игнорирует то, что происходит вокруг, плюет на законы и правила общества. Пьяные продолжают ездить, сбивать пешеходов, создают аварийные ситуации. Бывали случаи, когда водитель из-за сильнейшего алкогольного опьянения просто выпадал из-за руля. На мой взгляд, такие водители – маргиналы. И с ними нужно бороться самыми жесткими мерами, вплоть до уголовной ответственности. Кстати, законопроект прошел уже второе чтение в Государственной Думе. Может быть, уголовное наказание приведет таких персонажей в чувство, потому что административные меры на них не действуют. Мы с журналистами опрашивали тех, кто регулярно попадает к нам в приемник за вождение в пьяном виде. Так люди прямо отвечают, что они ездили и будут ездить. Таких, мне кажется, нужно убирать с дороги подальше от нормальных людей. А чтобы обезопасить себя на будущее, больше проводить просветительскую работу, начиная с детских садов и школ. Всему обществу нужно обратить внимание на эту проблему.
- После шокирующего ДТП в Сыктывкаре, произошедшего на перекрестке Октябрьского проспекта и улицы Печорской, когда водитель BMW сбил женщину на пешеходном переходе, на месте происшествия появились чучела с табличками, призывающими к смертной казни преступников. Как вы относитесь к подобным проявлениям?
- Я отрицательно отношусь к самосуду. Каждый такой случай нужно рассматривать только по букве закона. Хотя, соглашусь, санкции иногда бывают несоразмерными со злодеянием. И абсолютно понятно, что жителям хотелось бы более жесткого наказания для таких преступников.
- Не могу не спросить еще об одном резонансном ДТП, которое произошло в Воркуте. Водитель несколько раз переехал сбитую им женщину. Как прокомментируете?
- Это еще одно ДТП, которое вызвало целую волну негодования со стороны общества. Кто-то прошел мимо этой истории, но большинство ведь очень живо отреагировали. Но, с другой стороны, раньше у нас таких случаев и не было. На всю страну таких происшествий – единицы. Такое поведение водителя – оно ненормально, и на взгляд участников дорожного движения, и по мнению сотрудников ГИБДД. Это неадекватное поведение водителя, хотя я не стал бы вообще этот случай рассматривать как проявление нарушения психологии водителя. Тут какое-то уже другое психологическое нарушение. Нормальный человек такого не сделал бы.
- Вы сказали, что рост аварийности снижается. Количество ДТП с участием пешеходов уменьшилось?
- Да. И тут стоит отметить взаимодействие органов власти и ГИБДД. Как бы всем не нравились искусственные неровности, все это приносит свои плоды. Есть эффект и от пропагандистской работы. Например, регулярно школьникам и детям дошкольного возраста вручаются светоотражающие брелки, на занятиях и во время мероприятий дети изготавливают светоотражатели самостоятельно. Сотрудники призывают всех жителей покупать и нашивать на одежду светоотражающие ленты. И люди наконец-то стали реагировать на эти призывы. В темное время суток такого пешехода лучше видно. В Сыктывкаре прежде количество ДТП с участием пешеходов составляло половину происшествий на дорогах, теперь снизилось до 30% от общего числа ДТП. В целом по республике также имеется снижение количества ДТП. И это уже очень неплохой результат.
Хотя сказать, что все проблемы решены, нельзя. Это и плохое уличное освещение пешеходных переходов, нарушения в их содержании, умышленное игнорирование и несоблюдение правил дорожного движения, как водителями, так и пешеходами. Госавтоинспекцией Республики Коми за 11 месяцев возбуждено около 130 дел об административных правонарушениях в отношении должностных и юридических лиц администраций городов и районов республики. В целом привлечено к ответственности должностных и юридических лиц, ответственных за содержание и ремонт автодорог, около 500.
- Как обстоит ситуация с детьми?
- В прошлом году у нас погибло 8 детей, в этом году по итогам 11 месяцев нет ни одного погибшего. Всего зафиксировано 216 ДТП с участием детей, 230 - травмированных. Призывы наши обратить внимание на детей – медленно, но начинают доходить до родителей. Судите сами, больше половины детей, пострадавших в ДТП, – это пассажиры. Значит, вина лежит не на них, а на взрослых. Установлено, что дети, которые в автомобилях при аварии находились в специальных удерживающих устройствах, или вообще не получали травм, или получали незначительные повреждения. Беседовал я с одним водителем. Он мне приводит аргумент, мол, не буду пристегивать ребенка, потому что плачет. У нас в Сыктывкаре в этом году женщина была не пристегнута, при скорости 40 километров в час при столкновении ударилась головой о стойку и погибла. И это мы говорим о взрослом человеке. Что будет с ребенком?.. И вот представьте, мама с папой сидят впереди, сзади ребенок балуется, не пристегнутый. Любое резкое торможение, не говоря уже о столкновении, может привести к очень печальным последствиям.
- Водители допускают немало нарушений на дорогах, не доводя ситуацию до ДТП. Какие здесь можно назвать показатели?
- За текущий год мы выявили порядка 300 тысяч нарушений. Наложено штрафов уже на сумму 173 миллиона. По концу года, поверьте, эта сумма будет еще выше.
- Немалую роль, предполагаю, в выявлении нарушителей сыграли устройства фото- и видеофиксации…
- У нас работает 36 передвижных комплексов фотофиксации, которые в автоматическом режиме фиксируют нарушения скоростного режима. В 2013 году мы вынесли 84 тысячи постановлений о превышении скорости, в прошлом году этот показатель был 23 тысячи. В этом году мы постарались максимально охватить как городские дороги, так и основные трассы. Это привело к тому, что заметно снизилось количество ДТП. В Сыктывкаре – на 11%, в Ухте – на 5,5%, в Сосногорске – на 16%, в Прилузском и Сысольском районах - на 14%, в Сыктывдинском – на 26,7%. Мы не сможем, конечно, заставить всех автолюбителей ездить с указанной скоростью, обязательно найдется тот, кто будет нестись как сумасшедший и давить до упора педаль газа. Но для части водителей угроза штрафа является сдерживающим фактором. Взять даже многострадальную трассу Вятка, число погибших на ней снизилось более чем в два раза, а количество ДТП стало меньше на 30%. На ухтинской трассе погибших вследствие ДТП стало меньше на 25%. На автодороге Сыктывкар – Троицко-Печорск количество погибших снизилось почти в три раза.
- При этом многие водители продолжают выступать за увеличение скоростного режима на отдельных участках трасс.
- Куда ж его увеличивать? У нас дороги имеют третью и четвертую категорию дорог. Ширина полотна составляет 7-9 метров. О каком повышении скорости можно говорить? В перспективе на федеральной трассе предполагается строительство нового участка дороги, порядка 15 километров, которая будет соответствовать критериям первой категории. Там будут разделительные металлические ограждения, две полосы в каждую сторону, хорошее освещение. Вот там мы сможем установить более высокий скоростной режим.
- В начале 2013 года вы давали большое интервью нашему агентству, комментируя ситуацию с пробками в Сыктывкаре. Что-то изменилось за 11 месяцев?
- Пробки стали появляться и в других городах, кроме Сыктывкара. Количество транспорта растет, инфраструктура остается прежней. К сожалению, при строительстве новых объектов, в особенности жилых домов вопрос о пропускной способности улицы или парковок во дворе зачастую вообще не рассматривается или финансируется по остаточному принципу. Согласование проектно-сметной документации новых строительных объектов вышло из наших полномочий. И только если к нам обращаются, мы помогаем, советуем, вносим предложения. Хотя не всегда наши рекомендации принимают в расчет. Взять тот же ТРЦ «Июнь», многое обсуждалось, но пока практически ничего не реализовано. Поэтому могу сказать, то, что происходит сейчас на Октябрьском проспекте, - еще не пробка, когда новый торговый центр заработает в полную силу, вот это будет пробка. Я сам на проекте писал предложения. Предлагалось: расширение проезжей части до шести полос, перенос автобусных остановок, оборудование надземного пешеходного перехода, создание нового перекрестка Октябрьский – Малышева со светофорным регулированием. При строительстве объектов такого рода данные мероприятия просто необходимы не только с точки зрения пропускной способности улицы, а главное - с точки зрения безопасности дорожного движения. Но пока никаких подвижек в этом вопросе не наблюдается.
Хотя, если говорить в общем, то администрация Сыктывкара провела определенную работу по расширению улиц. В следующем году, как всем обещали, данная работа будет продолжена.
- В том интервью, помнится, вы ссылались на некомплект личного состава и даже приглашали в госавтоинспекцию на работу читателей, особенно тех, кого больше всего волнуют проблема пробок и нарушения правил дорожного движения. Ситуация с сотрудниками выправилась?
- Некомплект был достаточно высокий. Он снизился более чем в два раза. Но вакансии еще есть. Нам нужны инспекторы в Ухте, Сосногорске, Ижме, на Вуктыле. Приглашение в силе.
- До Нового года остается совсем немного. Как ГИБДД будет работать в праздники?
- Новогодние праздники мы отрабатываем в усиленном режиме, максимальное количество сотрудников ГИБДД будет работать во все дни. 3 и 4 января, кстати, будет работать и регистрация. Причем мы учитываем, неделя до Нового года будет тоже напряженной, многие собираются на корпоративы, количество пьяных водителей резко увеличится. Естественно, мы будем усиливать притяжение нарядов к увеселительным заведениям.
Комментарии (31)
Простите, но это совершенно нелепая фраза)))
им платят за снижение аварийности, видимо
будут платить за уменьшение числа трупов - тогда посмотрим
Ну часы у него нормальные. И вид довольный.