13:39, 05.05.2014

Дамир Арсланов: «Девиз моей жизни — не проходи мимо»

Порядка семидесяти судебных исков к различным государственным и муниципальным структурам подал за неполные три года усинец Дамир Арсланов. О причинах столь активной судебной деятельности, неграмотности чиновников, главной юридической проблеме города и многом другом рассказал в интервью интернет-порталу Usinsk.eu член Общественного совета Усинска.

1399224202_arslanov.jpg

Фото usinsk.eu

- Что Вас побудило к активной судебной деятельности?

- Давайте для начала я расскажу о себе, чтобы ваши читатели имели хоть какое-то представление, о ком идет речь. Родился в январе 1941 года в Уфе в семье служащих. Окончил Уфимский нефтяной институт, отслужил срочную службу лейтенантом в Приморском крае. В 1974 году мой старший брат, будучи офицером КГБ, уехал в Печору и стал первым оперуполномоченным по Усинскому району. Я тоже хотел спрятаться от промышленности, загрязняющей окружающую среду, - тогда в Стерлитамаке стало нечем дышать даже дома. И подался на Север. С тех пор живу здесь.

Я давно уже не работаю и, испытывая потребность в какой-то мало-мальски серьезной деятельности, три года назад занялся судебной практикой – сутяжничеством. Мне очень нравится это дело, поскольку оно дает жизненный опыт. Девиз моей жизни – не проходи мимо. Я настроен всегда так, что меня касается все окружающее меня в реальности.

- И каковы Ваши впечатления от столь частого общения с судебной системой?

- Главное, что я вынес за три года общения с Усинским и Верховным республиканским судами - суд, называемый в советское время народным, сейчас превратился, по существу, в антинародный. Главное стремление судей - это лишить возможности судебной защиты обращающихся граждан. Любое исковое обращение встречает надуманное сопротивление. Тем не менее, мне нравится это занятие. Я хочу, чтобы органы местного самоуправления и органы государственной власти, имеющиеся в нашем городе, работали правильно и эффективно. В том числе прокуратура, следственный отдел, территориальный отдел Роспотребнадзора, управление Пенсионного фонда. Это мои наиболее частые ответчики в судебных делах. В особенности управление Пенсионного фонда.

Усинский суд в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом не является городским. Городской суд – это третья инстанция. А Усинский суд, по существу, является районным судом, судом второй инстанции. Первая инстанция – это мировой суд. Все это понимают, но закрывают на это глаза. Я направил запрос в прокуратуру – разводят руками. Планирую на предстоящем заседании Общественного совета поднять вопрос об обращении к прокурору республики по вопросу правомерности названий всех государственных органов в Усинске. Ведь де-юре поселок Парма и тринадцать сельских поселений округа отлучены от юрисдикции государственных органов. Другое дело, что де-факто они ими занимаются. Но ведь все эти «по городу» и «городские» в названиях органов государственной власти в Усинске сделаны для чего? Для повышенных окладов. Районный орган по своему статусу ниже, и, таким образом, все госчиновники искусственно делают себе повышенную зарплату. Пока этот вопрос будирую.

Этой ситуации могло бы просто не быть, если бы в свое время Усинский район по воле нашего горсовета не превратился в городской округ. Если бы при реформе дали название «Усинский муниципальный район», то местные органы государственной власти остались бы районными, каковыми они являются сейчас де-факто. Вот главная юридическая проблема нашего округа. Так, постепенно, я осваиваю все более сложные юридические коллизии.

- Что является предметом Ваших судебных разбирательств, например, с тем же Пенсионным фондом?

- Общеизвестно (но никем это не решается), что из северных городов нашей республики пенсии только в Усинске начисляются с применением коэффициента 1,3, между тем как Печора, находящаяся южнее, получает пенсии из расчета 1,5. Целью моего иска к Пенсионному фонду является ликвидация этой несправедливой ситуации. Пока эти попытки безуспешны. Усинский суд стоит строго на позиции государственных органов и выносит неправосудные решения в их пользу, которые и Верховным судом республики признаются правильными. Пока в Верховный суд России еще не обращался, но вижу, что надо в своей судебной деятельности осваивать работу и с этой структурой.

- А как складываются Ваши взаимоотношения с органами муниципальной власти?

- Основная проблема муниципальной власти – это, зачастую, недостаточная дееспособность органов местного самоуправления. Только за этот год я подал девять претензий в администрацию города.

- О чем они?

- Ну, вот хотя бы постыдная история с бегущей строкой дворца культуры. Началось все в феврале, тогда в тексте бегущей строки в словосочетании «Усинский дворец культуры» все три слова писались с заглавной буквы. Это нарушение правописания нашего великого и могучего государственного языка. Только слово «Усинский» должно писаться с заглавной буквы, слова «дворец» и «культура» – нарицательные. Я направлял обращение в адрес директора ТРК «Усинск» Михаила Серова, чтобы он не допускал таких же ошибок в объявлениях Усинского ДК в эфире городского телевидения. Например, в обращении к массам слово «вас» было написано с заглавной буквы, хотя в этом случае должно писаться со строчной. И запятая поставлена не там, где нужно. Я с удивлением узнал, что автор этих пассажей уважаемый мной Геннадий Хохлов. Теперь он перестал мне подавать руку и попросил быть с ним на «Вы».

- Наверняка, в связи с Вашей судебной деятельностью у вас много недоброжелателей, тех, кто считает Вас нерукопожатым? Вас это как-то напрягает?

- Нет, не напрягает. Не зря мой отец говорил: «Если ты утонешь, надо искать тебя против течения». Для меня очень важно не быть как все. Я органически не выношу стадности. Мне так жалко наших молодых людей, которые, демонстрируя, что им хорошо живется, ходят группками по улицам с пивом в руках. И это демонстрация хорошей жизни! Отдай своего ребенка в общеобразовательную школу, и ты, родитель, хоть головой об стенку бейся, он будет таким как все. Среда черных ворон белую не выносит. Очень трудно уберечь своих детей от стадности, ведь это главный принцип современной жизни. Какие у нас красивые молодые женщины и девушки! Почему? Потому, что в Усинске смешение трех кровей – угро-финской, славянской и азиатской. Метисы всегда жизнеспособнее и красивее. И мне их очень жалко становится, когда подумаю, что жизнь свою они связывают с этими с пивом в руках.

- Мы немного отвлеклись от темы нашей беседы. Муниципальная власть в Усинске сейчас переживает сложный период «коренной ломки», меняются ее структурные контуры. Ушел в отставку прошлый глава, новый появится только в конце мая. Что, кстати, Вы думаете о причинах ухода из власти Александра Тяна?

- У Пушкина есть гениальная фраза, вложенная в уста Бориса Годунова: «Живая власть для черни ненавистна». Уход Александра Романовича Тяна – результат злословия черни, его злопыхателей. В настоящее время я предпринимаю действия для восстановления доброго имени и защиты чести Александра Романовича. Я считаю, что со времен Евгения Георгиевича Лескина, бывшего в начале девяностых председателем Усинского горисполкома, Александр Романович Тян – самый успешный глава города.

Наши депутаты, объятые стадным чувством, вопреки рекомендациям члена Общественной палаты России Игоря Шпектора, единогласно приняли новый Устав. На публичных слушаниях только я выступил против утверждения его новой редакции. Единственным достоинством нового Устава является ликвидация имевшейся в старом варианте двусмысленности: существовали и глава администрации, и глава муниципального образования. В новом – лицо, возглавляющее исполнительный орган власти, называется руководитель.

В связи с этой ситуацией должность руководителя администрации стали называть в СМИ, в частности в городской газете «Усинская новь», словосочетанием «сити-менеджер». Я противник этого почитания инглиш-новоязов. Зачем вводить новые термины, если есть нормальные аналоги в русском языке? Ведь можно сказать «глава администрации», «руководитель администрации», «директор администрации», в конце концов. Нет, надо показать свою ученость: «сити-менеджер». Меня это чрезвычайно огорчает и раздражает. Я обращался в администрацию: почему у нас городской конкурс называется «Мисс Усинск», а не «Красавица Усинска»? Надо же уважать свою историю, язык. И кто-то же должен выступить против обилия языковых заимствований. Я письменно обращаюсь к заместителю главы администрации, а она мне отвечает письмом с тремя ошибками. И этот сплошь и рядом. Ну, кто-то же должен радеть за свою родину. А Усинск – моя вторая родина. И потом, мне так интереснее живется. Им не скучно, и мне тоже.

Вы, получается, развлекаете чиновников?

Я как щука для карасей. Тем более, что зимой в Усинске делать нечего. Когда Тяна только избрали главой города, я тут же пошел к нему на прием, чтобы попросить работу. Но, оказывается, муниципальным служащим можно работать до 65 лет. А мне уже тогда было 69.

Сейчас Вы пытаетесь отстоять честь и достоинство бывшего мэра. Тем не менее, раньше Вы неоднократно публично его критиковали. Как соотносятся эти факты?

Я же вижу результаты его деятельности за четыре года и не могу их не признать. Как благоустроили внутридворовые территории! Строительство ледового дворца само по себе – высочайшее достижение. Через полтора года после того, как Тян стал главой, в Усинске провели съезд Союза малых городов России. Этим он значительно повысил престиж города. Был отремонтирован дворец культуры. Он привлек большие финансовые средства, город сейчас – красавец. Все идеальным не бывает. А у меня наметанный глаз хозяйственника, я вижу, где непорядок, подсказываю. Написал заместителю главы администрации по городскому и дорожному хозяйству Гайдаш, чтобы она еженедельно делала пеший обход города. Шевелю чиновников. Выиграл два суда, ответчиком в которых выступала администрация.

- Что явилось поводом для обращения в суд?

- Закон о порядке рассмотрения обращений граждан предусматривает не только письменную реакцию в течение месяца, но и ликвидацию недостатков по существу. А этого, как правило, нет. Всю зиму я указывал чиновникам администрации: снежная горка на центральной площади города безо льда. И что? Халимуллин, заместитель главы администрации, заявил, что во избежание травматизма горку не поливают. А какие на исходе горки были ухабы!

По улице Молодежной, напротив магазина «Купец», через аллею зимой была натоптана очень травмоопасная тропа. Вторую зиму нормально проход не чистят. Я обращался в администрацию города. Мне отвечают, что на этом участке дороги достаточно одного перехода возле школы № 4. Обратите внимание, средним ходом за время «зеленого» сигнала светофора пешеход не в состоянии в один прием перейти улицу Молодежную. Установка светофора на том месте – только во вред. Все там было нормально, нет машин – переходим, есть – ждем. А сейчас? Светофор горит, машин нет, пешеходы стоят. Или наоборот. Глупость это. А думают, что сделали людям хорошо.

Опять же на одном из переходов по улице Молодежной убрали плиты, уложенные там по проекту. Оставили одну грязь. Непонятно зачем. Или, чтобы упорядочить движение пешеходов вдоль проезжей части по улице Строителей, сделали ограждение. Там это гораздо менее актуально, чем на Молодежке. Посмотрим, что будет летом.

Вы высоко оцениваете деятельность Александра Тяна на посту главы города. Но, как известно, короля играет свита. Значит, позитивные перемены в городе есть результат труда всего персонала администрации, всей команды главы. Хотелось, чтобы Вы дали оценку команды прошлого главы города.

– Команда закоснелая. Представьте, в правовом управлении администрации одиннадцать профессиональных юристов, а я им подсказываю, что надо делать. В частности, по ситуации с простоем поезда в Печоре. Надо к пяти утра вставать, чтобы сесть на поезд, и потом четыре часа сидеть в Печоре! Причем настолько косное мышление, все привыкли в администрации, что железная дорога – это государство в государстве, и что с ним ничего поделать. Ничего подобного. Законодательство предоставляет право органам местного самоуправления на предъявление иска к любому исполнителю услуг в интересах неопределенного круга лиц (то есть, населения муниципального образования – usinsk.eu). Но они этого не делали. Обращаюсь письменно, перечисляю статьи в законодательстве, опираясь на которые они могут представлять интересы населения. Все равно долго не реагировали. Наконец, недавно, под моим давлением, приняли решение: с 29 мая отправление поезда на Сыктывкар перенесено на восемь утра. А вот в поезде на Москву 7 часов 32 минуты томимся в Печоре, и выхода пока нет.

У Вас есть опыт работы в сфере экологии (в 90-е работал в инженерно-экологическом центре «Генэко»). Как-то распространить свою судебную деятельность на экологическую сферу не было желания?

Нет, у меня нет возможности активной деятельности в промышленности, даже если бы я желал. Я хочу сконцентрироваться именно на судебных тяжбах. Потому что это актуальнейшее дело для граждан России. Ведь не секрет, что сейчас основная масса людей от одного упоминания слова «суд» приходит в панику. Приглашаешь человека свидетелем – он в ужасе.

Давайте немного поговорим о другой стороне вашей общественной деятельности. В Общественный совет Усинска Вас пригласили или Вы сами как-то добивались этого места?

Я допек их, и Александр Романович предложил мне войти в состав Общественного совета.

На предстоящем заседании совета, который должен пройти в мае, я буду ставить вопрос об изменении статуса совета. Сейчас он – карманный, при главе муниципального образования. Нужно изменить его правовую форму: учредителями Общественного совета должны быть Совет и администрация города. Чтобы было не как на прошлом заседании, когда его вел исполняющий обязанности главы города Игорь Борисович Смирнов. Есть избранный председатель – Илона Юрьевна Пономаренко, она и должна этим заниматься.

В нынешнем составе совета есть существенный недостаток – нет представителей-сельчан. Только надо исключить из состава Общественного совета депутатов городского совета. Я считаю, что основные общественные объединения граждан там представлены.

1783

Комментарии (7)

Добавить комментарий
  • сергей
    05 мая 2014 г., 16:21:59
    Ответить
    большего бездельника и пустослова я не встречал! демагог,построивший "островок благополучия" на базе когда-то работавшего "комиойла"
  • Иван
    05 мая 2014 г., 16:39:32
    Ответить
    Бред! Человеку заняться нечем - ходит и придумывает поводы, чтобы терроризировать чиновников. Пустобрех.
  • Усинец
    05 мая 2014 г., 17:32:56
    Ответить
    Боюсь писАть комментарий. Вдруг будет ошибка.
  • Дамиру
    05 мая 2014 г., 17:35:42
    Ответить
    Займитесь медициной. Не паханое поле.
  • Старшина
    05 мая 2014 г., 18:02:29
    Ответить
    Чёрные лампасы на брюках, это принадлежность к какому течению правозащиты?
  • Не спешите осуждать!
    06 мая 2014 г., 9:57:32
    Ответить
    Дамира необходимо воспринимать таким, какой он есть. То, что он показал, что и власть может быть привлечена к суду, скорее хорошо, чем плохо. Разве мы не замечаем, что власть не воспринимает всех нас, как серьезных оппонентов? Потому и крутят, как хотят. Захотели и ввели назначение главы района гордо назвав это мероприятие выборами главы города Советом. Дамир умудрился засветиться везде и многих это раздражает, но попробуйте обратиться с иском к органам власти с иском о восстановлении нарушенных прав! Вы сразу поймете, что тот же суд воспринимает права граждан, как очень спорные. Исходя из сегодняшних представлений об управлении страной, можно сделать вывод, что мы, глупый народ, мешаем умной власти вести нас "к светлому будущему".