11:54, 01.09.2014

Танцор Николай Проваторов: «Лучше я буду отличным хореографом, чем посредственным юристом»

Почему танцы являются занятием настоящих мужчин, чем отличается хороший танцор от успешного, почему для танцора интеллект важнее натренированного тела - на эти и другие вопросы ответил в беседе с корреспондентом БНК чемпион Европы по хип-хопу, известный в Америке, Франции, Великобритании и России тренер и танцор Николай Проваторов, - федеральным экспертом прошедшего в Сыктывкаре фестиваля молодежных культур «АРТ-квадрат»

provatorov.jpg

Фото из архива Николая Проваторова

- Почему ты выбрал именно танцы?

- А почему нет? Сколько себя помню, я всегда знал, что буду заниматься именно танцами. Я стал этим заниматься примерно в двенадцать лет. Родители были в принципе не против, но поставили условие: если хочешь этим заниматься - занимайся, но чтобы это было серьезно и профессионально. Поэтому примерно в четырнадцать лет я уехал в Лондон именно для того, чтобы стать профессионалом.

- Почему решил учиться мастерству за границей, а не в России?

- У нас в стране очень мало профессионалов, мы погрязли в коммерции, в коммерческих увеселительных заведениях. Даже в танцевальные школы люди зачастую приходят для того, чтобы посмотреть, как перед ними танцует педагог. Очень мало тех, кто приходит, чтобы по-настоящему научиться делать это профессионально, а ведь танцы, по большому счету, - это каторжный труд. Если говорить об уровне развития танцевальной культуры у нас в стране, то я бы оценил его так: у нас безумное количество талантливых танцоров. Наши брейкдансеры, на мой взгляд, - лучшие в мире. Но вот ментальность, к сожалению, оставляет желать лучшего. На мой взгляд, в России нужно бы заняться развитием именно профессионального танцевального спорта.

- У тебя была возможность остаться работать и строить карьеру за границей. Почему решил вернуться?

- Тут, пожалуй, ответ будет очевиден: потому что я русский и люблю свою страну.

- Но у нас в стране и так достаточно сфер, нуждающихся в развитии: образование, медицина и т.д. Аргументируй, почему среди всего остального нужно обратить внимание именно на танцы? В чем, на твой взгляд, польза твоего дела?

- Знаешь, когда Лидия Русланова приезжала на фронт и пела солдатам русские народные песни, - ведь это было не просто так, я уверен, и благодаря этому мы выиграли войну, потому что «нам песня строить и жить помогает». Хотя, казалось бы, что это всего лишь обычная песня, но именно она может поднять боевой дух. С танцами точно так же, особенно в России. Мы танцуем, когда нам хорошо. Мы танцуем, когда нам плохо. В нашей жизни слишком много рамок и границ – как естественных, так и искусственно созданных. Танец – это полет, это возможность почувствовать себя свободным, на некоторое время разрушить все рамки и границы. Причем, это полет как для самого танцора, так и для зрителя. Согласись, что и врачам, и учителям хочется иногда забыть обо всем и «полетать». Иначе просто жизнь была бы невозможна.

provatorov-nikolai.jpg



- Сталкивался когда-нибудь с мнением, что танцы – не мужское занятие?

- Конечно! Более того, не раз слышал, что танцуют только мужчины с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Кстати, такое мнение есть, конечно, во всех странах, но в России в особенности. В Европе как-то люди более демократичные. Я считаю, что только абсолютно внутренне несвободный и «узкий» человек может так считать. На мой взгляд, как раз настоящие мужчины и танцуют. Потому что у нас хватило мужества и смелости переступить через всеобщее мнение и признаться всем, что мы умеем и любим танцевать. А вот у тебя, парень, хватает смелости только на предрассудки.

- Как считаешь, в современном обществе то, чем ты занимаешься, востребовано?

- Лучше я буду отличным хореографом, чем посредственным юристом. Поверь, лучший хореограф всегда будет востребован и будет зарабатывать больше, чем обычный, заурядный выпускник, к примеру, юридического факультета. Я уверен, что та же Алла Духова, Егор Дружинин, да и в принципе я зарабатываем вполне приличные суммы. Но дело в том, что изначально мы занимаемся этим не для того, чтобы заработать, а потому что нам это нравится. Вообще я считаю, что невозможно быть востребованным, выбрав какую-то определенную профессию. Тут секрет в другом: если тебе посчастливилось заниматься любимым делом – ты уже обречен на успех.

- Тебе когда-нибудь доводилось танцевать в ночных клубах, к примеру?

- Нет, я никогда не работал Go-Go танцором. Это абсолютно не мое, и я это не приемлю. Но я вполне спокойно отношусь к ребятам, которые там танцуют. Я знаю многих профессионалов, которые «вышли» из клубов, такие как Александр Каргинов или Влад Кузьмин. Это абсолютные профессионалы своего дела, основатели одной из самых первых танцевальных школ в России. Я с огромным уважением отношусь к их творчеству.

- Есть ли у тебя, как у танцора, профессиональные «табу»? То, что для тебя ни в каком случае неприемлемо?

- Сложно сказать. Опять же, если у меня встанет выбор: копать яму под снегом или пойти танцевать в клубе, я, не буду лукавить, выберу второе. Пожалуй, я бы никогда не стал продолжать танцевать против своего желания, ради денег, славы или чего бы то ни было другого. Как только я почувствую, что танцы меня утомили, я сразу это оставлю.

- Ты отдыхаешь в ночных клубах? И, если отдыхаешь, танцуешь на общем танцполе?

- Крайне редко хожу в клубы и, честно говоря, никогда не танцую. Дело в том, что, когда ты занимаешься этим на протяжении двадцати лет, уже сложно выйти на танцпол и танцевать как все: «два притопа, три прихлопа». Даже самые обыкновенные мои движения привлекают внимание окружающих. А когда я отдыхаю, я не люблю навязчивое внимание. Но, признаюсь честно, я очень люблю наблюдать, как танцуют другие люди.

- Почему? Ты их оцениваешь?

- К сожалению, да. Именно поэтому я больше всего люблю смотреть на то, как танцуют старики и сумасшедшие. Потому что они никогда не танцуют ради чего-то. Если старики танцуют, то должно произойти что-то по-настоящему безумное, чтобы душа в буквальном смысле «рвалась в пляс». И, обрати внимание, они никогда не оглядываются по сторонам, не ищут оценки окружающих, не спрашивают глазами: «Посмотри, как я двигаюсь. Как тебе?». От этого их движения становятся очень искренними и непринужденными. А все остальные люди танцуют для глаз, для оценки, для окружающих, и я в том числе.

ZEA_Pr1zPK8.jpg



- Что в первую очередь может вдохновить тебя при постановке танца?

- Конечно, я не говорю, что меня вдохновляет живописно падающий лепесток с дерева или красивое грациозное тело женщины - это было бы слишком театрально. Тем не менее, я очень влюбчивый и мои внутренние переживания – главное вдохновение. Ну и, признаюсь, больше всего меня вдохновляют музыка и музыкальные исполнители. Я считаю, что танцор может многому научиться у того, кто исполняет песню, даже если тот двигается посредственно, потому что никто не почувствует песню так, как тот, кто ее исполняет. Я знаю многих эстрадных артистов, которые двигаются намного круче профессионалов. Майкл Джексон, к примеру, просто фантастически танцевал. Джеймс Браун, Элвис Пресли, Мик Джаггер, Стив Тайлер – они могут просто стоять на сцене и поправлять волосы, но делать это настолько музыкально, что ты потом немало сил потратишь, чтобы это, казалось бы, посредственное движение повторить. А вообще, открою секрет, я никогда не делаю «сухую» хореографию, я творю только тогда, когда меня «прет».

- Какую роль в достижении успеха занимает интеллект танцора? Или достаточно хорошо натренированного пластичного тела?

- Существует предубеждение, что для танцора самое главное – тело. Но это далеко не так, не всегда сильнее и быстрее значит лучше. Я могу однозначно заявить, что хороший танцор – это умный танцор. Если я актер театра и играю в постановке «Брестская крепость», к примеру, как я сумею передать точно эмоции, если не знаю событий Великой Отечественной войны? Никогда не знаешь, где найдешь вдохновение в следующий раз. Возможно, это будет роман Льва Толстого или события, которые происходят в мире. Я знаю очень много танцоров, с которыми просто не о чем поговорить, потому что они доходят до определенного уровня и как узколобые носороги живут с «тоннелем перед глазами», видят только танцевальный зал и ничего больше. Могу однозначно сказать, что одна из самых главных составляющих успеха – это внутреннее развитие. По крайней мере, классику должен знать каждый. Все-таки танцы – это искусство, а в искусстве все сферы взаимосвязаны, невозможно творить в одной сфере, не зная основ другой.

- У тебя при твоем графике работы хватает времени на то, чтобы читать? Назови что-нибудь из последнего, прочтенного тобой.

- Ну, самой любимой книгой, скажу честно, для меня всегда был учебник по истории. Я увлекаюсь историей, как отечественной, так и мировой. Последними были повесть Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» и роман Харуки Мураками «Кафка на пляже». Помимо этого, я всегда интересовался политикой и очень пристально слежу за событиями в мире. С огромным сожалением и снисхождением отношусь к тому, что происходит сейчас на Украине, к тем, кто кричит: «Москаляку – на гиляку». Это же просто смешно. Так и хочется сказать: «Люди, мы же вместе воевали, мы один народ». Но я очень рад позиции нашей страны и нашего президента.

- В чем, по-твоему, различие между хорошим и успешным танцором?

- Я бы назвал следующие составляющие хорошего танцора: 33% – талант, 33% – интеллект и эрудиция, 33% – духовность. И остается всего один процент, отделяющий хорошего танцора от успешного и востребованного. И этот один процент, – элементарная удача. Ты можешь быть отличным профессионалом своего дела, но, если тебе не хватит этого процента, ты останешься там, где ты есть. Хороших миллион, а чемпион один. Почему? Да просто это воля случая. Мне повезло – я стал чемпионом, но я не считаю, что я лучший. В следующем году повезло другому, и так далее.

- Ты больше хореограф или свободный танцор?

- На данном этапе я, скорее, хореограф и тренер. Пожалуй, если бы меня сейчас спросили, где на меня можно посмотреть, я бы затруднился с ответом. В основном я работаю за кулисами. Я плотно связан с танцевальным спортом, с «Общероссийской танцевальной организацией», которая готовит спортсменов на чемпионаты мира. Работаю со сборной России по эстетической гимнастике, делаю программы. Совсем недавно меня пригласили в Амстердам в качестве хореографа в музыкальном театре. Кстати, вот где меня всегда можно увидеть, – это караоке. Очень люблю петь. Признаюсь честно, – хотел бы даже сыграть в мюзикле.

- Чем тебе интересен проект «АРТ-квадрат»?

- Я приезжаю в регионы. Знакомлюсь с новыми людьми, получаю новые эмоции. Сложно передать словами, что я испытываю на мастер-классе, когда двадцать человек начинают классно делать то, что ты им показал буквально полчаса назад. Поверь, меня «прет» даже больше, чем их. К тому же я дружу с ребятами, которые занимаются «АРТ-квадратом», и с удовольствием принимаю участие в проекте своих друзей. Тем более, что иногда в таких вот городах, как ваш, видишь настолько талантливых ребят, что так и хочется поработать с ними, или даже забрать с собой в Москву в свою команду.

- С твоим графиком работы и постоянными разъездами удается найти время на личную жизнь?

- Я не вижу возможности танцевать без участия личной жизни или жить без танца. Я эти понятия вообще не разделяю. Конечно, хотелось бы как можно больше времени проводить с любимой дочкой, но у меня просто бешеный график работы: бесконечные разъезды по городам и странам. Да, я очень свободолюбивый человек, и моя семья об этом знает и понимает меня. Я люблю людей, люблю свою работу, автомобили, женщин. Вряд ли я смог бы жить более спокойной жизнью. Это моя свобода, мой путь, я его выбрал и, как бы это пафосно ни звучало, я «горю» им и считаю себя счастливым человеком. Я отношусь к своей работе как к игре и все сложности воспринимаю как этап, который просто нужно пройти. Иду по жизни со словами моего дедушки: «Ныряй, там не глубоко».

4711

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • комяк
    01 сент. 2014 г., 12:16:36
    Ответить
    танцуй пока молодой в майке))))))
    1
  • 1
    01 сент. 2014 г., 12:56:19
    Ответить
    Провокаторов?
  • Женя
    01 сент. 2014 г., 13:28:22
    Ответить
    Очень интересный человек, с удовольствием прочитала интервью. Сломал мои стереотипы о танцорах.
    Отправлено из мобильной версии
  • хм
    01 сент. 2014 г., 15:37:45
    Ответить
    танцор вроде, а умный)
  • арт-круг
    01 сент. 2014 г., 17:20:37
    Ответить
    Респект
    Молодец! Не предал свои мечты ради желаний окружающих.
  • молодец парень
    01 сент. 2014 г., 18:18:03
    Ответить
    А вот Койдан не нашел в себе сил сделать правильный выбор и уйти в танцоры. И теперь стал посредственным юристом
  • Анна
    01 сент. 2014 г., 18:49:38
    Ответить
    ооочень впечатлило! отличное интервью
  • как
    01 сент. 2014 г., 20:10:33
    Ответить
    зовут
    Автора?