11:29, 29.09.2014

Заслуженная артистка России Галина Микова: «Хочу сыграть леди Макбет»

3 октября Академический театр драмы им. Виктора Савина открывает 85-й театральный сезон спектаклем «Правда – хорошо, а счастье лучше» по одноименной пьесе А.Н.Островского. Одну из главных ролей – богатой и властной купчихи Мавры Тарасовны Барабошевой – исполняет заслуженная артистка РФ, прима театра Галина Микова, к юбилею которой и был поставлен спектакль. 4 октября состоится бенефис актрисы. В интервью БНК Галина Микова рассказала о том, как она относится к круглой дате, почему не осталась в Москве, что сейчас происходит в театре драмы и каково быть педагогом.

ANT_3374.jpg

Фото Николая Антоновского

- Юбилей обычно воспринимается как некий рубеж - повод подвести промежуточные итоги, оценить то, что осталось позади. Вы довольны тем, с чем пришли к настоящему дню?

- Рубежа я не ощущаю. Если для кого-то это значительное событие, то, честно говоря, я к этому отношусь очень спокойно. Помню, только один раз - когда мне исполнялось 50 лет – почему-то было волнительно, а потом все стало обыденно, спокойно, нормально. Я считаю, что моя жизнь и судьба в театре сложились довольно удачно. Во всяком случае, пожаловаться, что у меня не было хороших работ, я не могу. Я была занята у хороших режиссеров, работала в хорошем материале – Чехов, Горький, Шекспир, поэтому мне в этом отношении повезло. Даже не все питерские и московские актеры имеют возможность работать с такими пьесами.

- Вы закончили ГИТИС. Не хотелось остаться в Москве?

- Так получилось, что я случайно попала в фильм «Офицеры» Владимира Рогового. Он почему-то очень серьезно ко мне отнесся, хотя я играла там совершенно небольшой эпизод – медсестру в поезде. Роговой настаивал на том, чтобы я осталась в Москве, полушутя-полусерьезно предлагал помочь с трудоустройством и жильем. А я была девушка наивная, комсомолка, поэтому заявила, что меня республика воспитывала, на меня деньги тратили, и я обязана вернуться. Нисколько не жалею о том, что так получилось, - еще неизвестно, как бы сложилась моя судьба, если бы я попыталась остаться в Москве. Это все вилами по воде было написано, как говорится. А здесь – где родился, там и пригодился.

ANT_3368.jpg

- Как Вы решили стать актрисой?

- В шестом или седьмом классе я попала к Зинаиде Михайловне Скарской - это была актриса в театре драмы. Она из Саратова, здесь оказалась в числе эвакуированных – в республику приехало очень много актеров, которые были репрессированы или эвакуированы. Многие войну пережили и уезжали, а она осталась. Фактически у нее никого не было, кроме нашего театра «Юность» – это была ее семья. Даже хулиганы, которые попадали к нам в театр, забывали про улицу, про все на свете и остались на всю жизнь преданны театру. «Юность» послужила для меня толчком, но сказать, что я была уверена, что поступлю, нельзя. В ГИТИСе я училась в национальной студии, при этом коми язык выучила только в Москве. До этого я понимала по-коми, но разговаривать и читать научилась у Геннадия Григорьевича Бараксанова, нашего педагога. Он был доктором филологически наук, удивительным человеком, любившим театр и студентов. За три-четыре дня до стипендии он приходил к нам и говорил: «Ну, кому сколько? Больше трех рублей не даю». Ему даже жена выдавала деньги, чтобы он мог нас подкормить, поддержать.

- Вы играли и продолжаете играть в пьесах лучших драматургов мира – Чехова, Шекспира, Мольера, Горького, Рощина и т.д. Остались ли роли, которые хотелось бы сыграть, но уже не получится?

ANT_3367.jpg

- Конечно, я же не сыграю уже Джульетту, а очень хотелось. Что еще - не знаю, я на такие роли уже не оборачиваюсь, я присматриваюсь к тому, что мои студенты смогут сыграть из этого. А чтобы на себя примерять – «вот жалко, что я это не сыграла», такого нет. Я за любую работу берусь с удовольствием и всегда стараюсь найти в ней то, что позволит открыть нечто новое в себе и по-новому открыться для зрителя.

- А что бы хотелось сыграть сейчас?

- Леди Макбет. Вот ее я бы очень хотела сыграть, мне это интересно. Может быть, еще и сыграю, кто его знает.

- Какой спектакль произвел на вас самое большое впечатление как на зрителя?

- В разные периоды жизни разные спектакли производили впечатление. Например, я до сих пор помню спектакль «Человек из Ламанчи» театра им. Маяковского. Александр Лазарев играл Дон Кихота, Евгений Леонов – Санчо Пансу, Татьяна Доронина – Дульсинею. Там была такая сцена: сидит Доронина в неопрятной одежде, вытирает грязной тряпкой жестяную посуду. К ней приходит Леонов и просит передать для его хозяина «драгоценный шарфик». В ответ Дульсинея бросает эту тряпку. А Лазарев, который говорит о своей любви к Дульсинее, берет этот «подарок» - и как все преображается: эта грязная тряпка действительно превращается в драгоценность, так он его бережно держит. И это мгновение я действительно на всю жизнь запомнила. Еще был момент, когда Леонов дает Дорониной письмо, она покрутила его и начала хохотать. Потом Леонов захохотал, весь зал грохочет, никто не знает, над чем смеемся. Затем она прекратила смех и очень серьезно сказала: «Я не умею читать». И зал по-новой грохнул.

Если говорить о том, что видела в последнее время, меня очень поразил спектакль «Куклы» Белгородского театра им. М.Щепкина - пластикой актеров, решением самого материала. Я не могу сказать, что он меня за душу задел, но впечатлил. А тронул спектакль «Одноклассники» по пьесе Юрия Полякова того же театра.

- Вы не только актриса, но и преподаватель. Как чувствуете себя в этой роли?

ANT_3371.jpg

- Я десять лет преподавала в Колледже искусств вокалистам, потом сценическую речь – актерам. Те, кого я веду с первого курса, сейчас уже на третьем и четвертом – и мы не знаем, как сложится их судьба. В театре свободных ставок нет. Наверное, это будет мой последний выпуск – я с удовольствием с ними работаю, но вкладываю всю себя, поэтому еще наборов, наверное, не выдержу. Уже сейчас младшие курсы ведут другие преподаватели. И потом, неизвестно, что будет с актерским курсом в Колледже искусств вообще, так что все это очень сложно.

- Десять лет – с 2000-го по 2010-й – Вы были председателем регионального отделения Союза театральных деятелей России. Для страны это было не самое легкое с точки зрения экономики время, а театр драмы вообще остался без крыши над головой. Как удавалось справляться?

- Тогда мы назывались БДТ – Бродячий Драматический Театр. Долю ответственности за судьбы актеров я, конечно, ощущала. Для меня в этот период самым главным было постараться объединить людей. Это был период становления союза, шли серьезные перемены. Очень многие творческие союзы после перестройки не то что распались – стали существовать в несколько другом ключе. Многие потеряли имущество. Наш союз благодаря Михаилу Ульянову сохранил материальную часть – отделения, библиотеки, дома отдыха. После Ульянова пришел Калягин и привел с собой очень серьезную команду экономистов, которые поставили все на новые рельсы. Он сумел переломить ситуацию и сделать союз самодостаточным - и сейчас он хорошо развивается. До перестройки на творческие союзы выделялись большие деньги: мы, например, каждые три года имели возможность выезжать в Москву, отсматривать премьерные спектакли, ездить на семинары и мастер-классы. Сейчас все это снова возрождается. Большую поддержку оказывают ветеранам. Народные артисты России получают прибавку к пенсии 100 тысяч рублей в год. На республиканском уровне тоже есть прибавки – ежемесячно народные артисты, художники, писатели получают по 4,5 тысячи рублей.

Если говорить обо мне как о председателе, то я не умею что-то делать, полностью не отдаваясь. Я считала своей обязательной задачей добывать спонсорские деньги, помогать, быть в курсе всех проблем членов СТД, чтобы вовремя помочь, вовремя поддержать. Для меня это было очень важно. Сейчас я так же остаюсь в курсе всех событий, но для себя решила, что не имею права каким-либо образом вмешиваться в работу нового руководства. Это называется «уходя – уходи».

ANT_3366.jpg

- Режиссер Валерий Белякович недавно сказал, что театр постоянно испытывает кризис – не театр вообще, а каждый конкретный. На ваш взгляд, какой период театр драмы им. Савина переживает сейчас?

- Мне кажется, что театр начал процесс качественного творческого набора и что у него появляется свое своеобразное лицо. На театре, на спектаклях, на отношении зрителей и на самих актерах сильно сказалось то, что много лет у нас не было профессионального режиссера – это была беда невероятная. И, по моему ощущению и ощущению многих моих коллег, приход Юрия Петровича Нестерова дал качественный скачок театру. Он удивительный во всех отношениях человек. Он фанатик театра, у него семья заброшена, все заброшено – только театр, только спектакли, только актеры. Как он к ним относится - просто лепит на сцене, поэтому в его спектаклях многие актеры показались совершенно по-другому, совершенно с неожиданной стороны. Это настолько здорово, потому что проще использовать те качества, которые уже известны, а находить новые не каждый возьмется. Как он работает с молодежью – я им позавидовала белой завистью. Если б мне в юности встретился такой режиссер, я бы, наверное, на десять голов была бы сейчас выше в профессиональном плане.

- Вы сказали, что отсутствие профессионального режиссера сказалось и на зрителе. Каким образом? В театр перестали ходить?

- Зритель не то что перестал ходить - многие очень обижались, что спектакль недостаточно качественный, недостаточно интересный. Мне кажется, что сейчас зритель совершенно по-другому стал все воспринимать.

- У вас наверняка много поклонников. Были ли среди них те, кто очень активно проявлял свои зрительские симпатии?

ANT_3397.jpg

- Были. С одной стороны, мне было приятно, с другой стороны, у меня был очень ревнивый муж, который очень категорично к этому относился. Если серьезно, то это для актера очень приятно, но в разумных пределах, а то встречались и такие, которые пытались переходить границу, а это непозволительно.

- Занятости в театре вам хватает?

- Мне бы хотелось еще больше. Сейчас я играю в «Гамлете», «Время героев», «Всего ничего», «Когда мы свободны» и в новом сезоне выйдет «Правда – хорошо, а счастье лучше». Для меня этого мало.

- Вы довольны выбором бенефисного спектакля?

- Да, он, в общем-то, взят был для меня. «Правда – хорошо, а счастье лучше» - такая удивительная пьеса, такая сегодняшняя. И там замечательные роли. Островский очень нежно относился к женщинам, у него все женские образы прописаны очень здорово. Мне нечасто приходилось играть роли такого плана, как Мавра Тарасовна, поэтому я с удовольствием над ней работала.

1571

Комментарии (12)

Добавить комментарий
  • Театралка
    29 сент. 2014 г., 11:56:59
    Ответить
    Бенефис
    Бенефис Миковой - это тема! Галина Аркадьевна, оставайтесь всегда молодой, красивой и творчески неуспокоенной! Счастья Вам!
  • Не Шекспир
    29 сент. 2014 г., 11:59:48
    Ответить
    Или твоя надежда
    Была пьяна и вот теперь, проспавшись,
    Зеленая и бледная, глядит?
  • Z
    29 сент. 2014 г., 12:21:00
    Ответить
    "Леди Магбет Мценского уезда"
    Катерина Львовна- девушка 24-лет.
    Мечтания поздние. Перевоплотиться с помощью грима можно. Но зачем?
    • Z-ому
      29 сент. 2014 г., 12:26:25
      Ответить
      Был еще такой драматург - Шекспир. Тоже про Макбета писал.
      • Z
        29 сент. 2014 г., 12:49:23
        Ответить
        Да, что-то не подумал.
        Надо прочесть. Люблю классику. Но русскую- больше.
    • Ирина
      29 сент. 2014 г., 13:03:12
      Ответить
      Леди Макбет Мценкского уезда - это Лесков)))
      • Z
        29 сент. 2014 г., 13:08:49
        Ответить
        Да знаю.
        Читал.
      • Z
        29 сент. 2014 г., 13:12:03
        Ответить
        Лесков- замечательный русский писатель
        самое лучшее произведение его- "Очарованный странник". И фильм с Михайловым в главной роли.
  • Вот сколько не смотрю фильм "Офицеры",
    29 сент. 2014 г., 13:20:07
    Ответить
    в упор не помню там Микову.
  • т
    29 сент. 2014 г., 13:28:12
    Ответить
    0
    пусть на балалайке сыграет
  • Поклонница!
    30 сент. 2014 г., 8:13:07
    Ответить
    Умная, бесконечно талантливая, элегантная, женственная, красивая женщина. Люблю все Ваши работы! Как бы хотелось увидеть Вас в Чеховских постановках. Спасибо Вам, Галина Аркадьевна! Низкий поклон за очень не простой труд!
    • Не простой труд?
      10 дек. 2014 г., 16:38:51
      Ответить
      Вот проблемы у людей Леди сыграть