09:21, 26.11.2010

Первый замдиректора холдинга «Коми му» Эдуард Пименов: «Люди разучились читать на родном языке» (Видео)

;

Старейшее печатное издание региона решило «тряхнуть стариной». Газета «Коми му» занимается обновлением собственного дизайна и намерена расширить сферы влияния, покорив определенный радио-сегмент и аудиторию всемирной паутины. О переменах в жизни национальной прессы рассказал первый зам руководителя холдинга «Коми му» Эдуард Пименов.

 

KIR_8873.jpg

Эдуард Пименов выдал несколько идей продвижения национальных СМИ. Фото Кирилла Затрутина

 

- Сегодня тиражи печатных изданий на коми языке мизерные. Для кого вы продолжаете печататься?

- Главная причина в том, что люди разучились читать на родном языке. Если посмотреть статистику и перепись населения, то многие указывают, что они - коми, но при этом читать по-коми не хотят. Разговаривают, понимают, но не читают. Сейчас надо учить, прежде всего, молодежь. Именно поэтому у нас выходят и детский журнал, и молодежная газета.

- Сегодня поддержка языка – это элемент национальной политики, но насколько это востребовано самой жизнью, и не является ли эта поддержка искусственной?

- Не думаю, что речь идет о чем-то искусственном. Например, газета «Коми му» выходит тиражом 2000 экземпляров, и практически все они уходят по подписке. Мы сейчас работаем над альтернативной подпиской, когда можно будет заключать договор напрямую с редакцией, а не с почтой. В этом случае газета будет обходиться читателям дешевле. В то же время остается пока нерешенным вопрос доставки. Возможно, будем привлекать курьеров.

- В основном вас читают жители села. А какие темы им интересны?

- Интересно читать о себе, соседях, жизни села, политике, о том, что происходит в республике. Мы сейчас проводим опрос среди читателей, хотим как раз узнать, какие рубрики им наиболее интересны. Некоторые пишут, что хотели бы, чтобы мы публиковали криминальные новости. Другие просят почаще рассказывать о видных, знаменитых людях Коми и страны вообще. Самые актуальные вопросы, которые нам задают наши читатели, мы стараемся донести до республиканских политиков, чиновников с тем, чтобы они нам ответили.

- То есть у вас есть обратная связь с вашей аудиторией?

- Письма пишут, и очень много. И в «Коми му», и в детский журнал, и даже в юмористический «Чушканзи». Мы стараемся эти обращения публиковать и отвечать на них. Нам рассказывают о своих проблемах и задают конкретные вопросы. Сейчас мы запускаем совместный проект с «Коми народным радио», будем публиковать печатный вариант программы «Скорая помощь», в которой люди задают свои насущные вопросы и получают на них ответы. И наоборот: вопросы, которые задают наши читатели, будут озвучены на радио.

- Это попытка расширить сферы влияния?

- Да, кроме того, мы скоро выйдем и в интернет. Холдинг «Коми му» создает общий сайт, на котором будут размещены все наши издания. Уже согласованы дизайн, главная страница сайта. Думаю, что в середине января сайт мы запустим. Как он будет называться, еще думаем. Комиму.ру – такое имя уже кто-то взял. Но это не главное, важнее содержание сайта.

- Проблемы с его наполнением будут?

- Сайт не будет дублировать газеты. Думаю, что лента будет представлена короткими информационными сообщениями. Мы обязательно разместим и информацию о наших изданиях, чтобы весь финно-угорский мир знал, что у нас происходит.

- Получается, что сайт ориентирован прежде всего на тех, кто находится за пределами Коми, а не для ваших постоянных читателей?

- Я думаю, что и нашим читателям тоже интересен этот сайт. По крайней мере, многие нам говорили, что будут рады читать нас и в интернете. Даже в селах сейчас всемирная паутина пользуется большой популярностью.

- Многие русскоязычные издания страдают «желтизной». Изданиям на национальном языке это не грозит?

 

KIR_8877.jpg

 

- Национальные издания не должны страдать «желтизной». Менталитет у читателей, мне кажется, немножко другой. А «желтизны» вокруг и так хватает. Привлекать читателей нужно качественными новостями. Мы также собираемся поменять дизайн газеты «Коми му» и дополним ее инфографикой, а может быть, и комиксами.

- Когда вы были главредом корткеросской газеты «Звезда», то вместе с «Коми войтыр» организовали конкурс красоты «Мисс «Звезда». Продвигать «Коми му» тоже будете подобными акциями?

- Раскрывать всех секретов не буду, но об одной задумке расскажу. Мы хотим организовывать благотворительные акции, концерты, чтобы собранные средства направлять организациям, которым нужна помощь.

- То есть у холдинга есть амбиция сделать «Коми му» популярным не только среди комиязычного населения?

- Именно. Приведу один пример. Когда я работал в «Звезде», то мы выпускали газету и на русском, и на коми. Так вот, русскоязычные читатели говорили нам, что им интересно не только читать русскую версию издания. Одна читательница мне призналась, что специально купила русско-коми словарь, чтобы понимать и коми вариант «Звезды». Хочется, чтобы «Коми му» тоже читали. Пусть даже со словарем.

- «Коми му» - это старейшее печатное издание в республике, и считается, что коми печать пошла именно с этой газеты. Получается, что государственное финансирование холдинга сегодня - это такая дань уважения?

- Почему? Не только. Читатели голосуют подпиской. Да, тираж сегодня маленький, но на это есть много причин. В свое время «Коми му», чтобы удержать читателя, даже превратилась в бесплатную газету. Это очень сильно подкосило тираж. Еще одна проблема, о которой я уже сказал, люди перестали читать вообще. Язык становится тяжелым, я не понимаю, как его преподают в школах. Мне даже иногда звонят комиговорящие родители и спрашивают, как перевести то или иное слово. Даже учебники коми языка становятся очень сложными. Это тоже приводит к тому, что молодежь не хочет читать на родном для многих языке.

 

Беседовала Татьяна БОРИЧЕВСКАЯ

1571

Комментарии (22)

Добавить комментарий
  • коми
    26 нояб. 2010 г., 10:59:19
    Ответить
    смотрел интервью с Пименовым по ТВ. Вывод: из серии "Тупой еще тупее". А в печатном варианте интервью очень даже и ничего.... Все что НАПИСАНО - обеими руками ЗА
  • корткеросец
    26 нояб. 2010 г., 11:00:24
    Ответить
    Ну все1 Пипец газете. Тоже будет дзик роч
    • тш0тш к0рткер0сса
      26 нояб. 2010 г., 14:57:11
      Ответить
      с0р ёнджыка
  • Коми морт
    26 нояб. 2010 г., 11:37:44
    Ответить
    Выгнав из корткеросской газеты "звезда", Пименова устроили в "Коми му", думая, что он может чем-то помочь этой газете. Ошибаетесь!

    В его ответах уже заложено много непонятного, которое ну никак не может повысить конкурентоспособность газеты или увеличить тираж.

    Вот возьмем такую его фразу: "если посмотреть статистику и перепись населения, то многие указывают, что они - коми, но при этом читать по-коми не хотят".
    Разве в переписных листах просили когда-то указывать, хотят ли они читать на коми языке? Полнейшая глупость, которая вкладывается и в остальные предложения и мысли.

    Говорит, что надо учить молодежь и детей читать. Так ведь почти 20 лет детская и молодежная коми издания учат этому. И видимо, плохо учат, потому что эффекта нет, раз тираж "Коми му" и остальных изданий падает.

    Проблема в том, что нет в газете нормальной редакционной политики, нет четкого понимания, что интересно и важно читателю. Поэтому в редакции и бросаются фразами, типа "Интересно читать о себе, соседях, жизни села, политике, о том, что происходит в республике". Да, об этом интересно читать, если интересно и познавательно написано.
    В связи с этим хочется спросить, а 90 тысяч коми (это самая образованная и денежно обеспеченная часть коми населения), которые живут в городах - вообще никто? Они не рассматриваются как читатели? Вот это и есть главное упущение.

    Пименов говорит, мол, лента на интернет-странице будет представлена короткими сообщениями. А кому эти короткие сообщения нужны вообще? ИНтернет-версию нужно ЧИТАТЬ, а не смотреть как картинки. Опыт "Звезды" показывает, что это ненормальная практика, губящая само издание.
    • :<(
      26 нояб. 2010 г., 12:23:02
      Ответить
      У молодого поколения носителей коми-языка, вероятно, та же беда, что и в любых других языковых группах, пусть даже самой многочисленной в России, - это IT- и медиа-средства: компьютер, сотовый телефон или иной коммуникатор, интернет, социальные сети и т.п. Там больше смотрят и нажимают. а не читают и думают. А если и читают, то большинство слов не выходит за пределы лексикона Эллочки из "Двенадцати стульев".
    • морт
      26 нояб. 2010 г., 16:32:04
      Ответить
      коми мортлы
      Вот возьмем такую его фразу: "если посмотреть статистику и перепись населения, то многие указывают, что они - коми, но при этом читать по-коми не хотят".
      Разве в переписных листах просили когда-то указывать, хотят ли они читать на коми языке? Полнейшая глупость, которая вкладывается и в остальные предложения и мысли.
      ------
      здесь по-моему не говорится про переписные листы...а факты, что коми есть, но они перестали читать по коми... всё понятно и ясно...
  • 1
    26 нояб. 2010 г., 12:27:18
    Ответить
    мой родной язык - русский, т.к. я русский, коми мне не нужен ни под каким предлогом. Я его не знал, не знаю и знать не хочу.
    • коми
      26 нояб. 2010 г., 21:27:04
      Ответить
      А я -коми, и русский язык мне - не родной язык .И ни под каким предлогом не нужен. Но мне его навязали .
      И до сих пор навязывают.
  • Владимир Пыстин
    26 нояб. 2010 г., 14:01:38
    Ответить
    Уже несколько лет не читаю "Коми му". Газета , на мой взгляд деградировала.Несмотря на то, что имеет достаточно профессиональный состав журналистов. Откровенно трусливая редакционная политика "как бы чего не вышло", на мой взгляд, привела к тому, что тираж республиканской газеты стал всего лишь около 2 тыс экземпляров. Читать перепечатку на коми языке новостей из информагентсв неинтересно. Приведу пример: практически все СМИ постоянно освещали дело Королева, общественность внимала им. "Коми му" отказывалось публиковать материалы.А однажды уже сверстанный на целую полосу материал в поддержку Королева был снят с печати. Люди делают выводы. Функции СМИ нужной гражданам, особенно сельчанам при нынешней редакционной политике не ощущается.Вот и не читают "Коми му".
  • Коми му
    26 нояб. 2010 г., 14:38:37
    Ответить
    деградация
    Согласны с мнением Пыстина. У газеты "Коми му" нет конкурента. Если бы было несколько газет на коми языке и между ними шла борьба за подписчика, за дотации с бюджета, то, быть может, качество газеты было бы и выше. Нашли же деньги для "Красного знамени Севера". Почему не могут найтись деньги для альтернативной коми газеты, чтобы подхлестнуть конкуренцию? Лишь создав новый конкурирующий коллектив, можно выпускать интересную газету.
    • коми морт
      26 нояб. 2010 г., 15:31:05
      Ответить
      наоборот - у "коми му" много конкурентов, и именно их выбирают коми жители, владея также русским языком.
    • Полковник
      26 нояб. 2010 г., 19:52:03
      Ответить
      сравнили с пальцем
      "Красному Знамени" никто из бюджета не платит. Их вообще из Дома Печати выселяют. КЗС - не конкурент, а Черновская подстилка: удобная и полезная только ему. За наши деньги.
  • Еденичке
    26 нояб. 2010 г., 14:45:42
    Ответить
    Плохо что не знаешь. Должен знать своего брата . А то он и отвернутся может.
    Так тут дело такое , есть федиральные программы , выделяются средства, но почему то они как до катеджа или машины ответственного ,дальше не идут. Вот и ни кто не знает про Коми и не говорит. Поддержки нет.
  • АВСеменов
    26 нояб. 2010 г., 15:10:29
    Ответить
    путин наше прошлое
    Габуев главедрос в Госсовете выбрал Коми му для публикации своих ОГРОМНЫХ ДОХОДОВ на последних выборах. Потому что Коми му читают меньше всего? и потому что издание дережку получило от едроса олигарха осетинского...
  • 786
    26 нояб. 2010 г., 17:38:55
    Ответить
    я очень люблю читать на коми языке
    но только не "Коми му" по причине, который указал В. Пыстин. Я с ним согласен.
  • да, я коми
    26 нояб. 2010 г., 17:44:16
    Ответить
    но эту билеберду не читаю
    действительно, им бы только от бюджета что-то получить. Вообще обидно - в лидеры коми лезут для денег и власти. Начиная с Маркова - помню, как он начинал по коми публично лопотать - заикаясь акцентом. А добрых людей и не видать. Обидно...
  • 789
    26 нояб. 2010 г., 21:56:45
    Ответить
    на вопросы то боится отвечать
    а как республиканскую газету возглавлять?
  • 101112
    26 нояб. 2010 г., 22:10:26
    Ответить
    Почему интервью о коми газете происходит на русском, а не на коми языке ??

    Стремно как-то. Вопросы нужно было задавать на коми языке.
  • Si
    26 нояб. 2010 г., 22:14:24
    Ответить
    101112-стремному
    Сам на скольких языках читать умеешь, пишешь на русском вижу с трудом
  • я так щщитаю
    27 нояб. 2010 г., 19:00:58
    Ответить
    эдик слабоват
    но если б только в этом проблема
    нету коми сильных
    повымерли или не рождаются ужо
    только колегов мутит не боится
    и то по коми ужо не говорит
    а остальные спились и скурвились
    подстилки
  • Я
    20 янв. 2011 г., 9:48:12
    Ответить
    Что Эдик, что его сеструха Вика... Из одной серии: идущие по трупам... Ради денег и славы. А ведь умом не блещут. Как это у них получается - без мыла залезть куда надо?
    Эдик в Коми му, Вика на Коми радио. Эх, конец коми прессе. Надо заказывать похоронный марш.
  • А это я
    20 янв. 2011 г., 10:37:53
    Ответить
    Прежде чем сказать, что молодёжь перестала читать на коми языке, посмотрите на самих себя, вернее, начните со своих детей. А то большинство коми интеллигенции кричит с высоких трибун о сохранении родного языка, а их дети по-коми ни бельмеса...