Сыктывкарцы погуляли в чужих снах
В Центре культурных инициатив «Югöр» сегодня открылась выставка фотохудожника Анжелики Штепа. Автор назвала ее «Память моих снов». За несколько недель до открытия в интернете был выложен авторский анимационный ролик, посвященный выставке, и создана группа в социальной сети. Нескольких дней хватило, чтобы число ее участников превысило две сотни.
Фото Николая Антоновского
То, что не раскрученный пока фотограф пользуется популярностью, говорило и количество посетителей, пришедших поздравить Анжелику с первой выставкой. По признанию организаторов, народу на открытии было гораздо больше, чем обычно на подобных мероприятиях. Некоторые пришли с цветами.
Воспользовавшиеся «свободным микрофоном» гости предложили «почтить талант» автора экспозиции и назвали фотографии, героями которых стали дети, «детьми» Анжелики.
Фотограф и педагог Марк Оникул поправил, что «лучше почтить память снов» и отметил, что персональная выставка – всегда веха на творческом пути художника, поздравив ее «от всего прогрессивного человечества».
Анжелика слушала комплименты в свой адрес на фоне клетки с белым голубем. Птицу, вопреки ожиданиям, не выпустили на волю, вероятно, по причине низких потолков и неподходящих погодных условий. После поздравлений, в том числе от Министерства культуры республики, организаторы пригласили публику в зал. Чтобы попасть в него, предстояло пройти по длинному белому коридору, сооруженному в виде «облачных» нетканых полотен. Во время неспешного перемещения зрители должны были распрощаться с реальностью и войти на территорию снов. Как объяснила Анжелика журналистам, она хотела бы, чтобы зрители смотрели на ее работы «не от своего имени», а оценивая их с иррациональной точки зрения.
- Разве вы встретите в жизни человека с головой шпица? (одна из работ А.Штепа – БНКоми) А во сне это возможно.
С этой точки зрения, становятся понятны многие фотометафоры: старик с птицей в клетке, человек с гроздьями рыбы, шлепающий по песку, рубенсовские младенцы-богатыри, красавица со спутником зэковской наружности. Однако, по признанию художницы, главной темой для нее является детство. На гигантской афише выставки – изображение близнецов. На первом плане – материнская рука, придерживающая их. Это любимая работа самой Анжелики.
- Семья для меня – это все. Это то, ради чего живет человек, и одновременно причина того, что он живет.
Экспозиция разбита на несколько блоков: дети, взаимоотношения детей в семье, беременные, портреты. Среди 54-х снимков большая часть – черно-белые снимки. Цвет допущен лишь в изображение детей и цикл «Сивка-Бурка». Многие фотографии поражают своей скульптурностью. По словам Анжелики, изучение ею истории искусств не могло не наложить отпечаток на ее фотообразы, и она вовсе не обижается, когда, глядя на ее младенцев, многие вспоминают Рубенса.
В течение часа фотохудожницу атаковали журналисты, почитатели таланта, друзья и любопытные. Старейший фотожурналист Петр Малафеев пытался использовать Анжелику в качестве фотомодели, снимая ее на «мыльницу» на фоне ее же работ. Вообще среди посетителей было немало анжеликиных «коллег по цеху» - в зале то и дело мелькали вспышки фотоаппаратов. Марк Оникул, сыктывкарский фотограф Юрий Кабанцев, воркутинский мастер Илья Приходько бродили по залу без инструментов.
Как признался коррспонденту БНКоми фотограф Юрий Кабанцев, это его первое знакомство с творчеством Анжелики:
- Я видел только «Поцелуй матери», о котором много говорили. Некоторые работы «зацепили» так, что подходил к ним по несколько раз. Однозначно, это событие для Сыктывкара. Правда, мне очень мешала музыка на открытии. Вивальди тут неуместен. К такой выставке больше подошел бы приглушенный эмбиент.
После осмотра работ зрителей ждало чаепитие с тортом, на котором был изображен фрагмент деморолика.
Выставка продлится в Центре культурных инициатив до 30 ноября по адресу: Сыктывкар, ул.Горького, 2. Вход свободный.
Комментарии (7)
Удачи, Анжелика!