В Коми не отказались от переноса сыктывкарского аэропорта в Соколовку
В начале 2019 года правительство Коми и ООО «Новапорт Холдинг» заключили соглашение о совместных действиях по строительству аэропорта в Соколовке для обслуживания авиарейсов из Сыктывкара. Общую стоимость работ оценили в 8 млрд рублей. За полтора года с того момента о проекте говорили редко — он все еще находится в листе ожидания для включения в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России до 2024 года. При этом ранее заявлялось, что строительство предположительно начнется в 2021-м.
В феврале 2019 года в Сыктывкаре состоялась встреча главы Коми Сергея Гапликова с председателем совета директоров корпорации АЕОН Романом Троценко. На ней было подписано соглашение между правительством региона и ООО «Новапорт Холдинг» (входят в Корпорацию AEOН). В соглашении говорилось «о создании условий для реализации проекта по вводу в эксплуатацию нового аэропорта в Соколовке и переводу обслуживания авиарейсов действующего аэропорта Сыктывкара на его базу».
«Новапорт Холдинг» выразил готовность инвестировать средства в строительство необходимой инфраструктуры аэропорта Соколовка, но только после того как завершатся конкурсные процедуры и будет разработана проектная документация. Сумму капиталовложений пресс-служба главы Коми тогда не сообщила.
Правительство республики обязалось содействовать в привлечении федерального финансирования для реконструкции авиационной части аэропорта (ВПП, рулежных дорожек, стоянки, навигационного и светотехнического оборудования). Кроме того, правительство Коми подало заявку в министерство транспорта России на включение проекта в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России до 2024 года.
Так выглядел один из корпусов Соколовки в 2014 году
Спустя неделю на Российском инвестиционном форуме в Сочи правительство республики и ИнфраВЭБ (группа ВЭБ.РФ) заключили соглашение об инвестиционном консультировании по подготовке и реализации проекта по переносу сыктывкарского аэропорта в Соколовку. Именно тогда прозвучала информация, что строительство предположительно начнется в 2021 году. По соглашению ИнфраВЭБ обязалась подготовить концепцию развития аэропортового комплекса, пассажиропоток которого в перспективе должен вдвое превысить существовавший (назвалась цифра в 900 тыс. человек в год).
Об аэропорте следующий раз вспомнили в июне 2019 года — глава Коми Сергей Гапликов на медиафоруме сказал, что «Новапорт Холдинг» представил инвестпрограмму и технико-экономическое обоснование проекта по строительству аэропорта Соколовка. Общую стоимость проекта он не назвал, сказав, что «деньги достаточно большие, огромные капиталовложения». Предполагалось, что средства будут частными и государственными — из федерального и республиканского бюджетов. В пресс-службе главы тогда уточнили, что еще апреле специалисты НИИ ГА «Аэропроект» по заказу «Новапорт Холдинг» обследовали состояние аэродромных покрытий, зданий и прочих сооружений. В итоге программа капитальных затрат на развитие терминальной инфраструктуры на 2021-2024 ориентировочно составила более 8 млрд рублей.
Сергей Гапликов также рассказал, что готовый пакет документов был направлен для дополнительного исследования аналитическим центром при правительстве России и Минтрансом России. «На сегодняшний день ни у кого отрицательной реакции нет. То, что наш аэропорт привлекателен для этой структуры [«Новапорт Холдинг»], это очевидно», — сказал он.
Более года официальных сообщений по этому проекту не было. В министерстве инвестиций, промышленности и транспорта Коми на запрос БНК ответили, что соглашение между правительством республики и ООО «Новапорт Холдинг» является действующим, поэтому все достигнутые договоренности имеют юридическую силу. В ведомстве не стали называть объем капиталовложений, необходимый для строительства нового аэропорта, но сообщили, что «речь идет о финансировании проекта из федерального и регионального бюджетов, а также средствах инвестора».
В Минпроме добавили, что аналитический центр при правительстве России включил проект строительства аэропорта Соколовка «в лист ожидания рассмотрения вопроса включения проекта в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». Окончательное решение о включении в этот план будет принимать правительство России, когда это произойдет — неизвестно.
Нет определенности и по началу работ. «Сроки реализации в настоящее время определить не представляется возможным, так как напрямую зависят от решения правительства Российской Федерации. Говорить о переносе городского аэропорта в Соколовку считаем преждевременно», — ответили в Минпроме на запрос БНК.
*** Строительство аэропорта в Соколовке началось в 1982 году, однако в конце 1990-х финансирование работ прекратилось, тогда готовность объекта составляла 80%. В начале 2000-х деньги снова стали выделять, проект попал в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы». Из российского бюджета на строительство до 2006 года поступало 40-60 млн рублей в год, но этого было недостаточно, поэтому сроки ввода объекта в эксплуатацию постоянно отодвигались.
В итоге было принято решение о выделении из проекта пускового комплекса, готовность которого составляла 70%. Тогда же были приняты в эксплуатацию объекты управления воздушным движением, было завершено строительство взлетно-посадочной полосы, были подготовлены инженерные коммуникации.
Финансирование проекта из федерального бюджета прервалось в 2009 году, когда его стоимость составляла около 3 млрд рублей. К настоящему времени часть ранее построенных или недостроенных объектов устарела и сейчас требует восстановления, ремонта или реконструкции. Некоторые строения нужно разбирать и возводить новые, в том числе надо укрепить взлетно-посадочную полосу. Последние годы Коми добивалась перевода аэропорта в республиканскую собственность.
Сопутствующими проектами являются восстановление железнодорожной ветки Сыктывкар — Соколовка, автомобильных подъездных дорог, развязок, а также инженерной инфраструктуры, расходы на которые должна взять на себя республика.
Объем расходов на завершение строительства аэропорта постоянно пересматривался: если в 2012-м на это требовалось 3,5 млрд, в 2016-м — уже 6 млрд, в 2019-м — более 8 млрд рублей.
Комментарии (38)
Как Сади некогда сказал.
Не нужен он уже никому, нужен был бы построили.
лист ожидания засуньте в одно место.