17:16, 14.03.2012 / ПРАВО

Конституционный суд Коми рассмотрел дело о переселенцах из закрывающегося поселка

Конституционный суд Коми сегодня признал соответствующим основному закону республики подпункт 2 пункта 13 Порядка и условий предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением правительства республики в 2007 году. Суд посчитал, что положения оспариваемого подпункта, предусматривающего предоставление гражданам социальных выплат на строительство или приобретение жилья с учетом имеющегося у них жилого помещения, нельзя рассматривать как ограничивающие, отменяющие или умаляющие конституционные права заявителя.

В ходе разбирательства суд установил, что заявительница Екатерина Буглак проживала вместе с семьей из пяти человек в поселке Иван-Ель Сосногорского района, который постановлением правительства Коми в марте 2008 года был признан закрывающимся. В связи с переселением семьи республиканское министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства 12 ноября 2008 года им предоставило социальную выплату для строительства жилья, размер которой был определен с учетом имеющегося у семьи в Сосногорске другого жилого помещения. Мать заявительницы обратилась в администрацию муниципалитета с заявлением о предоставлении социальной выплаты в полном объеме и в сумме равной стоимости 90 квадратных метров общей площади жилья на состав семьи из пяти человек. Районная администрация ей в этом отказала.

В связи с этим заявительница обратилась в Конституционный суд Коми с жалобой на утвержденный порядок, который, по ее мнению, препятствует решению жилищного вопроса, не соответствует нормам жилищного законодательства и порождает неопределенность в практическом его применении.

Как установлено судом, оспариваемый порядок на сегодня является недействующим. Тем не менее, поскольку, по мнению г-жи Буглак, действием этого акта были нарушены ее конституционные права, а социальная выплата неправомерно была уменьшена на сумму стоимости уже имеющегося у нее жилья, суд принял жалобу к производству.

По мнению суда, поскольку меры социальной поддержки граждан, установленные республиканским законом, являются исключительно дополняющими федеральную программу «Жилище», и полностью финансируются за счет средств республиканского бюджета, Республика Коми вправе самостоятельно определять объем социальных выплат на строительство или приобретение жилья и условия предоставления таких выплат.

Суд также отметил, что по закону населенный пункт, расположенный на территории Коми, может быть признан закрывающимся по инициативе органов государственной власти республики, органов местного самоуправления и только при наличии согласия всех постоянно проживающих в нем граждан. При этом согласие граждан должно быть прямым их волеизъявлением и подтверждаться решением схода жителей или иным документом. То есть решение о закрытии населенного пункта является двусторонним, при котором граждане осознанно принимают на себя определенный риск всех тягот обустройства по новому месту жительства, а регион, оказывая этим гражданам помощь в обеспечении жилым помещением, выступает только в роли гаранта их социальной защищенности и материально-бытовой определенности исходя из имеющихся финансовых возможностей.

Из объяснений заявительницы следует, что согласие на переселение от всех членов семьи было получено, условия предоставления финансовой помощи на строительство жилого помещения им были известны и ими приняты, поэтому Конституционный суд счел, что жилищные права заявительницы, гарантированные статьей 41 Конституции Коми, в настоящих правоотношениях не были нарушены.

Суд пришел к выводу, что конституционно-правовая обязанность государства состоит в том, чтобы обеспечить на льготных условиях жильем граждан, выезжающих из закрывающихся населенных пунктов. Однако эта обязанность не является безусловной, поскольку право на получение жилищной льготы имеют только те из них, которые на день обеспечения жильем являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и дали обязательство освободить занимаемое до переселения жилое помещение.

Таким образом, гражданам предоставляется возможность самим выбирать способ обеспечения жильем либо, освободив занимаемое жилое помещение и получив социальную выплату в полном объеме, либо оставив за собой имеющееся жилье - тогда социальная выплата подлежит уменьшению на сумму его стоимости.

Как отмечено в постановлении Конституционного суда республики, правила предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, установленные подпунктом 2 пункта 13 Порядка, не противоречат и нормам жилищного законодательства Российской Федерации.

868

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • лена
    14 марта 2012 г., 17:35:30
    Ответить
    самого главного не написали
    не написали самого главного, какую жилую площадь предоставили переселенцам по "программе переселения", какая у них сейчас жил.площадь на 5 человек? Банка, ты тоже типа не за людей, а за власть???
  • Непонятно))
    14 марта 2012 г., 19:26:41
    Ответить
    Тема
    Я вообще не понял, как поступят с этой семьей и что им дадут, и дадут ли вообще. Надо раз 6 читать или юридический закончить.С кем вы общаетесь БНКОМИ?
  • юрЫст
    14 марта 2012 г., 20:40:42
    Ответить
    Тема
    Стряпчего повесить! Хитрая бестия. Ни хрена не понял, кроме того, что кого-то кинули... :)))