Российские ученые обсуждают в Сыктывкаре наследие Сорокина
Сегодня в Сыктывкаре стартовала Всероссийская научная конференция «Питирим Сорокин и современный мир». Обсудить наследие знаменитого социолога, уроженца Коми, в столицу республики приехали ученые из Москвы и Санкт-Петербурга.
Фото Юрия Кабанцева
Открыла конференцию директор Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина Элеонора Савельева. Она обратила внимание на большое количество студентов в зале и восприняла это как показатель значимости мероприятия и «знак величия» ученого, которому оно посвящено.
По словам Элеоноры Савельевой, имя Питирима Сорокина идет вторым в списке великих имен Республики Коми — после Стефана Пермского. Изучение наследия социолога она назвала делом исключительно актуальным. Впрочем, это, так или иначе, доказывали практически все участники конференции.
Татьяна Барахова, руководитель Финно-угорского центра России, в котором и проходит конференция, вспомнила свою беседу с представителями Сенегала. Они, как рассказала Татьяна Барахова, в ответ на ее слова о том, что «Коми — это родина Сорокина», удивлялись: «Сорокин — это же Америка!».
Первый зампредседателя Госсовета Коми Валерий Марков рассказал о своем знакомстве с архивными документами ученого, что находятся в канадском Саскатуне. Его, как следовало из выступления Маркова, поразило, что Сорокин, как настоящий ученый, все старался классифицировать.
Министр национальной политики Коми Галина Габушева назвала социолога «символом философской мировой мысли минувшего столетия». Слайд-шоу «Вымская земля — родина Питирима Сорокина» с подробным рассказом об особенностях местной архитектуры показал начальник отдела по охране объектов культурного наследия минкульта Сергей Павлюшин. Он — один из авторов одноименной книги, недавно выпущенной Центром «Наследие».
Научная часть конференции началась с доклада Юрия Яковца, доктора экономических наук, президента московского Международного института Питирима Сорокина — Николая Кондратьева. Сам Юрий Яковец, впрочем, по состоянию здоровья приехать в Сыктывкар не смог. Поэтому текст его выступления зачитал другой доктор экономических наук — академик РАЕН Владимир Живалов.
Доклад с несколько пафосным названием «Учение Питирима Сорокина — компас в бушующем море глобальных перемен» затрагивал много тем. В нем шла речь о «девятом вале» глобальных кризисов и о преимуществах кенсианской экономической модели перед неолиберализмом, о необходимости глобального устойчивого развития на основе партнерства цивилизаций, об исчерпанности доминирующего на Западе чувственного социокультурного строя и воссоединении Истины, Добра и Красоты в интегральном социокультурном строе.
Идеи Питирима Сорокина, как следовало из доклада, играли во всем этом важнейшую роль — наряду с идеями естествоиспытателя Владимира Вернадского, экономиста Йозефа Шумпетера, социолога Элвина Тоффлера и других.
Доктор философских наук Григорий Тульчинский, профессор Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, отталкиваясь от сорокинской теории социогенеза, обрисовал перспективы модернизации российского общества.
Ученый привез с собой коллективную монографию «Модернизация России: территориальное измерение». Работу эту Григорий Тульчинский настоятельно просил передать первому заму главы Коми Алексею Чернову, чье приветственное слово значилось в программе конференции, но который на мероприятии не появился.
Центру «Наследие» он подарил свою книгу «PR в сфере культуры». При этом ученый пояснил, что в ней речь идет не о пиаре — слове в единственном числе и мужском роде, от которого произошел глагол «пропиариться», - но именно о PR. Эту аббревиатуру, пояснил Григорий Тульчинский, можно расшифровать и как Public Relations (общественные отношения), и как Public Responsibility (социальная ответственность).
С культурологической точки зрения концепцию интегрализма Питирима Сорокина рассмотрела Ирина Фадеева — доктор культурологии, заведующая кафедрой культурологии Коми пединститута.
Пожалуй, наибольший ажиотаж среди участников конференции вызвал доклад доктора социальных наук, профессора кафедры теории и истории социологии СПбГУ Дмитрия Иванова. Поскольку сам он из-за форс-мажора прибыть не смог, за него выступил кандидат социологических наук и заместитель директора центра «Наследие» Алексей Конюхов.
Доклад назывался «Питирим Сорокин и русские революции». В нем рассказывалось о том, какое участие принимал ученый в двух революциях начала прошлого века, и как актуален оказался сорокинский анализ этого явления в начале 90-х. После этого рассказа автор доклада переходил к анализу современной ситуации в России и делал вывод, что идеи Сорокина о революции, которую ученый связывал с подавлением базовых инстинктов самосохранения и самовыражения, могут вновь стать актуальными в обозримом будущем.
После анализа «трендов в верхах и низах», в докладе Дмитрия Иванова предполагалось, что они приведут к экономическому, политическому и культурному кризисам. По иронии судьбы, где-то к 2017 году (к этому времени как раз истечет увеличенный срок полномочий парламентариев и президента) в стране сложится ситуация, когда верхи не могут управлять по-старому, а низы не могут по-старому жить. Тогда, говорилось в докладе, специально организовывать протестные акции уже не придется.
С докладами на конференции выступили также уже упоминавшийся Владимир Живалов, доктор философских наук, заведующий кафедрой политологии и международных отношений СГУ Игорь Гончаров, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии КГПИ Владимир Сулимов.
Конференция продлится до 29 марта. На завтра, помимо прочего, запланировано выступление Вадима Сапова, представителя редакционно-издательского отдела МГУ, который готовится выпустить собрание сочинений Сорокина. На третий день конференции намечена экскурсия по селу Ыб Сыктывдинского района и финно-угорскому этнопарку.
Комментарии (37)
Правда Сорокин отзывался о Ленине тоже нелицеприятно:"Посмотрите на лицо Ленина. Разве это не лицо, которое можно найти в альбоме "прирожденных преступников" Ломброзо? Крайняя грубость, выраженная в безжалостных убийствах, в безжалостных резолюциях разрушить весь мир по своей
личной прихоти, свидетельствует об этих зловещих чертах.
Полное отсутствие у Ленина всех моральных, религиозных и социальных принципов, его абсолютный цинизм, украшенный звонкими фразами о "буржуазных предрассудках", и так далее являются характерными антисоциальными стигматами. Его дикая энергия в разрушении, его практика "прямого действия", его фантастическая производительность в распространении ненависти и его полная неспособность следовать любой творческой активности являются дальнейшим олицетворением антисоциальных и опасных склонностей Ленина."
И ещё.
"В таких типах так называемых суперидеалистов скрытые антисоциальные экстремисты являются наиболее опасными. В нормальные времена такие люди не очень опасны и не могут приобрести серьезного влияния. В патологические эпохи революций, однако, эти типы поднимаются на вершину социальной пирамиды и становятся главарями дезорганизации и разрушения социальной жизни.
Это объясняет, почему Ленин с его явной тенденцией к грубым репрессиям и массовым убийствам стал героем второго периода революции в России и почему русские революционеры выбрали своим лидером физически больного и умственно несбалансированного человека.
Результаты деятельности Ленина и его компаньонов полностью подтверждают эту интерпретацию. Разрушение всей экономической жизни в России, нечеловеческие страдания людей, умственное и моральное банкротство, полное пренебрежение интересами людей, особенно рабочих и крестьян, лишение их всех политических прав и бесконечное кровопролитие - таковы объективные результаты их "преданности интересам людей" и таковы результаты этого "спасителя человечества".
Эта оценка звучит сурово, но она истинна.
Я пацстулом )) Знаток мировой мысли Габышева. Идите по домам уже ))
Вот жизнь-то ей удалась... Не забыла ведь сенегальцев... Там тоже Питирим Сорокин был?
Сорокин четко показал бесперспективность либеральной буржуазной экономики. Но ее навязали России ЕБН, Путин И Медведев. Эти бесперспективные идеи навязывают и внедряют нынешние руководители Коми.
Только поэтому за 20 лет России не досчиталась 35 миллионов своих сынов и дочерей. А республика потеряла более 300 000 человек.
Как не критикуй Ленина и Сталина, но кроме как при социализме страна развиваться не сможет. Нынешние "хозяева" все разворуют и испоганят.
Как не критикуй Ленина и Сталина, но кроме как при социализме страна развиваться не сможет. Нынешние "хозяева" все разворуют и испоганят".
Прав Вятский, 28.03.2012 (08:53)
"Сорокин четко показал бесперспективность либеральной буржуазной экономики".
Что и наблюдаем! Зачем лукавите?
Что касается либеральной буржуазной экономики никто из нас на свое шкуре не прочуствовал что это такое, а фантик - это еще не карамель. Если бы сейчас Россия стала жить полность по законам Европы и Америки, то все мы здесь просто взвоем. Наша культурная специфика все свое хаять, а чужое превозносить. Оттого и живем так. Социалистическая система еще покажет себя, но только уже не у нас в стране. И будем мы завидовать!
Наших мы и так знаем. Воду в ступе потолкли. Попытались раздуть один из немногих "брэндов" Коми....
Да какое отношение Сорокин к Коми имеет? Если бы он остался - шлёпнули бы или посадили. Надо брать пример с великих - с Сорокина например, он рванул туда, где есть социальный лифт. И не прогадал!
Сдаётся мне, что т.н. наследние Питирима Сорокина в родных пенатах никак не может обрести благодарных наследников, хотя ещё помнят и пока обсуждают... А что на выходе? Где использование и применение, многое ли делается согласно тем размышлениям? А слышат ли вообще тот голос из прекрасного далёка? Не факт, поэтому, на мой взгляд, к философской мысли Питирима Сорокина давно уже относятся как к своеобразному музейному экспонату: пыль ещё сдувают, но руками уже не прикасаются, преимущественно, за ненадобностью.
Министерство есть.министр есть-развития нет Только распил откат занос и вся наша экономика
Читать здесь:
http://m.tululu.ru/bread_53736_4.xhtml
будущем великие катаклизмы удастся
преодолеть, то "коммунистические" и схожие с ними тоталитарные режимы, очевидно,
будут приходить в упадок. Речь у ученого-социлога, однако, идет не только о
политических переменах и сближении двух стран. Он считает, что фундамент
конвергенции заложен в близости систем ценностей, праве, спорте и досуге, изящных
искусствах, экономике, семейных и брачных отношениях и даже в религиях обеих
держав. Советские философы безвозвратно ушли от ортодоксального марксизма в
интерпретациях
человека и общества, в то время как материалистическая идеология и философия все
активнее проникают в общественную и приватную жизнь
американцев. Иными словами, по Питириму Сорокину, конвергенция заключена не
только в реверсивном движении России к образцу американской демократии, но и в
усилении тоталитарных элементов в США. Завершая свое эссе, он утверждал, что
конвергенция, безусловно, приведет к образованию
смешанного социокультурного типа, который при заданных условиях может перерасти в
"блистательный интегральный порядок в обеих державах, так же, как и во всей
человеческой вселенной".