«Моцарт бы не оценил»: в Сыктывкаре «оцифровали» Дон Жуана
В театре оперы и балета Коми представили «Дон Жуана» Моцарта. Ожидание премьеры затянулось на целый сезон, но стоило того хотя бы из-за оригинальной идеи поместить знаменитого соблазнителя в мир социальных сетей и интернета. Как задумку удалось воплотить на сцене и как «умер» заглавный герой – в материале БНК.
«Дон Жуана» должны были представить еще в прошлом театральном сезоне. Работа над спектаклями тогда велась уже в активной фазе, но премьеру пришлось отложить из-за пандемии коронавируса и международной ситуации.
Перерыв тем не менее не сказался на зрительском интересе – на премьере зал был полон. Затравка была серьезная: и музыка Моцарта, и название, и воплощение.
Новое решение классического «Дон Жуана» предложила режиссер Ольга Полякова еще пять лет назад, когда во Франции был объявлен конкурс на лучшую режиссуру этой оперы (идея прошла в финал, но приз не получила). Спектакль «жил» в социальных сетях: у Дон Жуана были страницы в социальных сетях, куда он выкладывал свои похождения и геолокации. Если герой появлялся к городе, то к нему мог присоединиться любой желающий. Главный дирижер Коми оперы Роман Денисов участвовал в этом спектакле именно в качестве поставщика контента: делал репортаж о прогулках Дон Жуана и «встречах» с девушками. Именно в таком виде – цифровом, виртуальном – предстал этот персонаж уже на сцене театра в Сыктывкаре.
Сценография была очень минималистичной и четко зонированной – под кафе, под залу, под рабочий кабинет Дон Жуана. Большую часть пространства занимали экраны: туда транслировались личные страницы героев, экраны их смартфонов, компьютеров, все переписки, выкладываемые фото.
Гаджеты стали важной частью сюжета. Артисты в современной одежде буквально с ними не расставались. В приложении для знакомств Дон Жуан назначал встречи, смерть Командора транслировалась в прямом эфире, массовка постоянно делала селфи, Церлина в своих соцсетях ставила статус «Помолвлена», драка между Дон Жуаном и Мазетто обыграна как битва в видеоигре, список соблазненных женщин – лента постов с фото, а еду на бал заказывают через приложение.
При всем этом осовременивании музыка Моцарта осталась неименной. Текст арий – телефонных разговоров в контексте спектакля – не изменился, а вот в речитативах вынуждено добавили новые выражения, например, «убрать из друзей» или «добавить в черный список».
Зритель, который разрывался между экраном с перепиской, действиями актеров «в реале», мог не сразу сообразить, что заглавный герой имеет две ипостаси в опере. В программке указано два исполнителя роли Дон Жуана − Андрей Ковалев и Никита Одалин. Но это не солисты из двух составов.
Одалин – это настоящий Дон Жуан. Жалкий и неприятный толстяк, который с охотой соблазняет дам в Сети, но не способен прийти к ним на личную встречу и может лишь наблюдать опять же через гаджеты, погрязший в употреблении нездоровой еды и алкоголя. Ковалев – его более привлекательный внешне аватар, нанятый человек, который по указке заказчика встречается с женщинами.
− Это принципиальная вещь, когда можно за аватаркой скрыть свою настоящую личность. Часто неприглядную, разложившуюся, не следящую за своим здоровьем, ведущую нездоровый образ жизни. Можно создать впечатление успешности, красоты, здоровья, а вместо этого быть человеком, который сидит в своей скорлупе. Мы выбирали артистов так, чтобы подчеркнуть контраст. Нам повезло, что у нас два контрастных баритона, оба из которых певцы, которые справляются с этой сложнейшей партией, − пояснил Роман Денисов.
Даже смерть Дон Жуана от рук Командора цифровая. Это условный вирус, чье вмешательство удаляет страницы, учетные записи и контакты героя, без которых он перестает существовать.
Часть зрителей не была согласна с современным взглядом на оперу, они предпочли закрыть глаза и слушать. Другой он пришелся по вкусу. Роман Денисов уверен, что постановочная группа следовала пути Моцарта:
− Этот спектакль, когда его писал Моцарт, был невероятно новаторским. Мы не имеем право не идти в ногу со временем. Моцарт бы не оценил, если бы мы не сделали его скандальным, не сделали его новым, таким, каким его никто и никогда не видел. Для нашего театра большая честь, что мы поставили спектакль, который может быть даже шокирует кого-то.
Возрастное ограничение: 16+
БНК
Комментарии (36)
Покупая билет на спектакль, я думала, что иду на "Дон Жуана" Моцарта, оперу, которую знаю с детства. Но то, что увидела и услышала, никакого отношения к ней не имеет. Пришла насладиться, а пришлось часто закрывать не только глаза, но и уши. Глаза ничего не понимали, а из-за зрения еще и не могла прочесть то, что было на экране. Но, наверное, это и к лучшему.
1) безвкусица, пошлость, современный жаргон и откровенная речевая безграмотность в текстах современных речитативов; это неприятно даже цитировать.
Лишь из этой статьи стало понятно, что же там происходило.
При теоретическом наличии аж двоих "соблазнителей", в реальности там не было ни одного. Был "толстый и неопрятный домовёнок" и "тощий никакой волосатик". (Кстати, "толстый домовёнок" местами был даже интереснее "волосатика")
4) Вокальные партии большинство озвучивало с ощущаемым надрывом и напряжением в голосе. Про актёрство я уже молчу, оно в этой постановке было подменено, да простят меня наши любимые солисты, лишь кривляющимся позёрством на сцене и корявыми компьютерными картинками на экранах.
............
Жаль наших солистов, что их заставляют участвовать в таком. Это полный дилетантизм руководства театра.
Люди идут в театр, чтобы "приподняться" над грубой обыденностью и всеми свалившимися на нас в последнее время тревогами, а попадают в самую гущу того, от чего пытались убежать в театр!
Искусство должно "возвышать", а не "опускать"!
Моцарт уж точно не оценил бы такого, как бы это помягче сказать,... прочтения.
Небольшой плюс был ближе к концу 2-го действия мои уши смогли отдохнуть и насладиться знаменитым финалом оперы, в котором я, неожиданно для себя, услышала хор, которого у Моцарта НЕТ(!!!). Видимо, хором решили поддержать кульминационную динамику, с которой один ансамбль солистов, похоже, не справился бы.
В общем, вчерашний спектакль вызвал бурю не самых приятных эмоций. Поэтому хочу на этом остановиться. Постараюсь переключиться на светлое ожидание скорого спектакля незабвенной Ии Бобраковой, "Севильского цирюльника". Мой давно любимый спектакль!
Талант пытаются подменить пошлой "новизной".
Пародии...